г. Москва |
|
14 января 2013 г. |
Дело N А40-110453/12-84-1129 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 января 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цымбаренко И.Б.,
судей: Москвиной Л.А., Пронниковой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яцевой В.А.,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
от третьего лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу
ЗАО "Тошиба Медикал Системз"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от "22" октября 2012 г.
по делу N А40-110453/12-84-1129 судьи Сизовой О.В.
по заявлению ЗАО "Тошиба Медикал Системз" (ОГРН 1027700542066, 123242, г.Москва, Новинский б-р, д.31)
к ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в г.Москве,
3-е лицо: Московская областная таможня ЦТУ ФТС России,
о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Тошиба Медикал Системз" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 31.07.2012 года N452-12/3817-М Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Москве (далее - ответчик, административный орган) о привлечении к административной ответственности по ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40.000 руб.
Решением от 22.10.2012 г. суд отказал в удовлетворении заявленных требований, мотивировав свои выводы тем, что ответчиком не нарушена процедура привлечения общества к административной ответственности, поскольку протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным на то должностным лицом Московской таможни в регионе своей деятельности и юридического лица, на момент составления протокола об административном правонарушении действовали положения Приказа N 125 от 05.02.2009.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить заявленные обществом требования в полном объеме, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебное заседание представители заявителя и ответчика не явились. Располагая доказательствами его надлежащего извещения их о времени и месте судебного разбирательства, суд рассмотрел дело в порядке ст. ст. 123 и 156 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, с учетом исследованных доказательств по делу, установленных обстоятельств, а также доводов апелляционной жалобы полагает, что судебный акт подлежит отмене, основываясь на следующем.
Как видно из материалов дела, оспариваемым постановлением Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Москве от 31.07.2012 г. N 452-12/3817-М о назначении административного наказания ЗАО "Тошиба Медикал Системз" признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в нарушении установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на тридцать дней, ответственность за которое предусмотрена ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ, и к обществу применено административное наказание в виде наложения штрафа в размере сорока тысяч рублей.
Согласно ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на тридцать дней влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Не согласившись с постановлением Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Москве от 31.07.2012 года N452-12/3817-М о назначении административного наказания, посчитав его незаконным, необоснованным и нарушающим права и законные интересы ЗАО "Тошиба Медикал Системз" сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с п.п.1, 2 ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 10.12.2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 настоящего Закона, а также вести установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Положением Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 г. N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" определен порядок представления резидентом подтверждающих документов и информации в уполномоченные банки.
Согласно пункту 2.4 названного Положения резидент представляет в банк паспорта сделки подтверждающие документы одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней, со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа "D"), которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органам путем подачи таможенной декларации, за исключением случая, указанного в абзаце третьем настоящего пункта.
В силу приведенной нормы справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы по ГТД N N 10005021/190711/0003830, 10130140/200711/0022945 должна быть представлена заявителем в уполномоченный банк в срок до 04.08.2011 г.
Между тем фактически справки о подтверждающих документах и подтверждающие документы представлены заявителем в уполномоченный банк только 03.11.2011 и 01.12.2011 соответственно, то есть с нарушением установленного Положением Центрального банка Российской Федерации N 258-П срока на 92 и 120 дня соответственно - в обоих случаях более чем на тридцать дней.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Арбитражный суд, согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Судом апелляционной инстанции установлено, что протокол об административном правонарушении составлен и дело об административном правонарушении рассмотрено уполномоченным органом при надлежащем извещении заявителя и его законного представителя о дате, месте и времени проведения указанных процессуальных действий, с соблюдением срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно разъяснениям, данным в пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", административным органом допущено не было.
Согласно ч.6.3 статьи 15.25 КоАП РФ нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на тридцать дней - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей (часть 6.3 введена Федеральным законом от 16.11.2011 N 311-ФЗ, вступившим в законную силу 28.11.2011).
Поскольку в настоящем случае материалами дела подтверждается факт несвоевременного представления заявителем (с нарушением срока превышающим тридцать дней) в банк справки о подтверждающих документах и подтверждающие документы, вывод Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Москве о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного ч.6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, правомерен.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае у заявителя имелась возможность соблюсти требования нормативных правовых актов, устанавливающих сроки представления в банк необходимых документов по валютным операциям, но им не были предприняты все необходимые и достаточные меры для их соблюдения. Обстоятельств, свидетельствующих о невозможности своевременного представления в банк справки о валютных операциях, обществом не приведено. В связи с изложенным вывод ответчика о наличии вины заявителя в совершении правонарушения правомерен.
Однако в рассматриваемом случае ответчиком нарушена процедура привлечения общества к административной ответственности, поскольку протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным на то лицом.
Так, в силу ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностные лица иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им полномочий Российской Федерации на осуществление государственного контроля и надзора, указанные в настоящей статье: должностные лица органов и агентов валютного контроля - об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса (пункт 80 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 22 Федерального закона от 10.12.2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.
Пунктом 5.3.15 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 г. N 459, к полномочиям таможенных органов отнесено осуществление в пределах своей компетенции контроля за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.
В подпункте 1 пункта 1 Приказа Федеральной таможенной службы от 05.02.2009 г. N125 "Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности" начальникам региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов предписано обеспечить выявление при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, незаконных валютных операций, а также признаков нарушений резидентами валютного законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов органов валютного регулирования, в отношении валютных операций, которые в соответствии с условиями договоров (контрактов) должны быть завершены до дня подачи таможенной декларации, включая нарушения установленных правил оформления паспортов сделок, и направление в подразделение валютного контроля соответствующей таможни в течение трех рабочих дней со дня выявления информации о предполагаемых нарушениях валютного законодательства для проведения проверки в установленном порядке, а в случае, если государственная регистрация участника внешнеэкономической деятельности осуществлена в регионе деятельности иного таможенного органа, - в Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля.
Таким образом, в силу указанных положений Приказа N125 таможенные органы выявляют признаки нарушений резидентами валютного законодательства в отношении валютных операций, которые в соответствии с условиями контрактов должны быть завершены до дня подачи таможенной декларации.
Как следует из материалов дела, ГТД N N 10005021/190711/0003830, 10130140/200711/0022945 приняты таможенным органом соответственно 19.07.2011 и 20.07.2011. Поэтому таможенный орган не имел права в данном случае возбуждать в отношении общества дела об административном правонарушении в отношении валютных операций, относящихся к передаче товара по указанным декларациям и осуществляемым начиная с этих дат, в том числе составлять протокол об административных правонарушениях.
Данный вывод соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации выраженной в Постановлении Президиума от 07.06.2011 г. N901/11.
В рассматриваемом случае протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом Московской таможни 15.05.2012, т.е. после принятия таможенным органом ГТД N N 10005021/190711/0003830, 10130140/200711/0022945.
Таким образом, протокол по делу об административном правонарушении от 15.05.2012, на основании которого вынесено оспариваемое постановление, составлен неуполномоченным лицом.
Иного порядка действий таможенных органом и их должностных лиц при обнаружении признаков рассматриваемого правонарушения приказ ФТС России от 05.02.2009 г. N125 не предусматривает.
Приказ ФТС России от 02.04.2012 г. N 615 также не содержит положений определяющих полномочия таможенных органов по осуществлению контроля в отношении валютных операций, совершаемых после подачи таможенной декларации. Пунктом 2 ч. 1 названного Приказа начальникам региональных таможенных управлений и таможен (за исключением оперативных) приказано обеспечить завершение проверок в сроки, позволяющие органу валютного контроля рассмотреть дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ст. 15.25 КоАП РФ, в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности, или в сроки, установленные поручениями вышестоящих таможенных органов на проверку. При этом возможность возбуждения дела об административном правонарушении таможенными органами по ст. 15.25 КоАП РФ в связи с выявленными нарушениями после выпуска товаров данным приказом не предусмотрена и не предписана.
Согласно частям 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Учитывая, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом, оспариваемое постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Москве о признании незаконным и отмене постановления от 31.07.2012 г. N 452-12/3817-М о привлечении ЗАО "Тошиба Медикал Системз" к административной ответственности по ч. 6.3 ст.15.25 КоАП РФ являлось незаконным и подлежало отмене.
С учетом исследованных доказательств и установленных по делу обстоятельств суд апелляционной инстанции полагает необходимым принять по делу новый судебный акт, отменив оспоренное решение суда первой инстанции ввиду того, что судом неправильно применены нормы материального права и сделаны выводы не соответствующие обстоятельствам дела.
Руководствуясь ч. 51 ст. 211, ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от "22" октября 2012 г. по делу N А40-110453/12-84-1129 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по городу Москве от 31.07.2012 N 452-12/3817-М.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.Б. Цымбаренко |
Судьи |
Л.А. Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-110453/2012
Истец: ЗАО "Тошиба Медикал Системз"
Ответчик: ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в г. Москве, ТУ ФС ФБН
Третье лицо: Московская областная таможня, Московская Областная Таможня Центрального таможенного управления ФТС
Хронология рассмотрения дела:
23.09.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3875/13
15.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3875/13
25.03.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3875/13
14.01.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-36594/12
22.10.2012 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-110453/12