г. Пермь |
|
14 января 2013 г. |
Дело N А50-16069/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 января 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Гуляковой Г.Н., Голубцова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лапшиной Е.И.,
при участии:
от заявителя Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН 1037700013020, ИНН 7702235133) - Шафранова А.А., доверенность от 03.04.2012, предъявлен паспорт;
от заинтересованного лица Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования РФ (ОГРН 1025900889002, ИНН 5904100537) - Виноградова Н.Н., доверенность от 09.11.2012, предъявлено удостоверение;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Пермскому краю
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 23 октября 2012 года
по делу N А50-16069/2012,
принятое судьей Алексеевым А.Е.,
по заявлению Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Пермскому краю
к Государственному учреждению - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования РФ
о признании решения недействительным,
установил:
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Пермскому краю обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования РФ (ГУ ПРО ФСС РФ) о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 14.05.2012 N 432.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 23.10.2012 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Пермскому краю обратилось с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы полагает, что спорные выплаты, вручение работникам подарков за счет средств Социального фонда Банка России не связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей, не являются стимулирующими или компенсационными выплатами, носят разовый и необязательный характер, имеют социальную направленность, определяются вне зависимости от стажа работника и результатов его работы. С учетом норм действующего на момент выплат законодательства, оснований для начисления страховых взносов у заявителя не имелось. Доказательств того, что спорные выплаты были осуществлены работникам банка в качестве вознаграждения за выполненные работы или трудовые (служебные) обязанности, фондом не представлено.
ГУ ПРО ФСС РФ в отзыве просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, поскольку решение суда является законным. Страховые взносы подлежат начислению в рассматриваемом случае, поскольку спорные выплаты осуществлены в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений, непосредственно связаны с исполнением работниками трудовых обязанностей и носят стимулирующий характер.
Представители сторон в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, соответственно.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ГУ ПРО ФСС РФ в результате документальной выездной проверки Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Пермскому краю по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2009 по 31.12.2011 составлен акт N 510 н/с от 30.03.2012 и вынесено решение N 432 от 14.05.2012, которым страхователь - Центральный банк Российской Федерации (Банк России) - привлечен к ответственности по п. 1 ст. 19 Закона N 125-ФЗ от 24.07.1998 "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в размере 2247,19 руб., предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 11 235,95 руб., пени в сумме 1941,25 руб.
Основанием для принятия данного решения послужили выводы о том, что Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Пермскому краю не включена в базу для исчисления страховых взносов за 2009-2010 годы сумма выплат в пользу физических лиц, и,соответственно, не исчислены и не уплачены страховые взносы на сумму материальной помощи, оказываемой в случае временной нетрудоспособности и в целях компенсации затрат на улучшение жилищных условий, на денежный эквивалент подарков сотрудникам.
Отказывая в удовлетворении требований в данной части, суд первой инстанции пришел к выводу, что выплаты по возмещению спорных денежных средств являются выплатами, произведенными в рамках трудовых отношений, и подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов.
Оценив в совокупности собранные по делу доказательства и проанализировав нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Судом первой инстанции правомерно указано, что отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в Фонд социального страхования РФ на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2009-2010 гг. регулировались ФЗ от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (Закон N 165-ФЗ), Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производствен и профессиональных заболеваний" (Закон N 125-ФЗ). Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 184 "Об утверждении правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (Правила N 184), Постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 N 765 "О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования РФ".
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона N 125-ФЗ обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат, в частности: физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем; физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, которые подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Статьей 20 Закона N 165-ФЗ установлено, что страховые взносы начисляются страхователями на начисленную оплату труда по всем основаниям (доходам) и иные определяемые федеральным законом источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно пункту 3 Правила N 184, страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству), лиц, осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду страхователем, а в соответствующих случаях - на сумму вознаграждения по гражданско-правовому договору. Размер страхового взноса определяется по страховому тарифу, установленному федеральным законом.
Пунктом 15 Постановления Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 предусмотрено начисление страховых взносов на все виды оплаты труда (в денежном и натуральном выражении по всем основаниям), за исключением видов заработной платы и других выплат, на которые по действующим нормативным актам страховые взносы не начисляются.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что базой для начисления страховых взносов является не только начисленная по всем основаниям оплата труда, но и другие выплаты, производимые в пользу сотрудников, находящихся в трудовых отношениях с организацией и работающих по трудовым договорам.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 184, страховые взносы не начисляются на выплаты, установленные Перечнем. Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765 (далее - Перечень).
Пунктами 8, 9 Перечня установлены виды материальной помощи работникам, на которые не начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:
в связи с чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, иностранных государств, а также правительственных и неправительственных межгосударственных организаций, созданных в соответствии с международными договорами РФ;
в связи с постигшим их стихийным бедствием, пожаром, похищением имущества, увечьем, в связи со смертью работника или его близких родственников.
На все другие виды материальной помощи (в связи с временной нетрудоспособностью, для компенсации затрат на улучшение жилищных условий и др.), поскольку они прямо не упомянуты в пунктах 7, 8 Перечня, страховые взносы должны начисляться.
Согласно материалам дела, банком (страхователем) не начислялись страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на выплаты сотрудникам:
- материальной помощи в случае их временной нетрудоспособности;
- материальной помощи для компенсации затрат на улучшение жилищных условий;
- денежного эквивалента подарков.
Указанные выплаты в фонд оплаты и стимулирования труда не включены, поскольку Банк считает их выплатами социального характера, которые не могут быть расценены как вознаграждение работников в связи с выполнением ими трудовых обязанностей, и, соответственно, не относятся к источникам доходов, подлежащих обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Отношения, связанные с осуществлением работодателем выплат работникам за их труд урегулированы в локальном акте Банка - Положении Банка России от 28.12.2009 N 352-П "О системе оплаты труда работников Центрального банка Российской Федерации (Банка России)".
Указанным Положением спорные выплаты не отнесены к элементам оплаты и стимулирования труда в Банке России.
Материальная помощь и денежный эквивалент подарков выплачивались в соответствии с Положением Банка России N 319-П от 05.08.2008 "О социальном фонде Центрального Банка РФ". Порядок формирования Социального фонда Банка России соответствует требованиям статьи 26 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Между тем, действующим законодательством возникновение объекта обложения взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и обязанность по исчислению расчетной базы по ним не ставятся в зависимость от источников, за счет которых осуществляются выплаты работникам.
Положение "О Социальном фонде Центрального банка РФ" от 05.08.2008 N 319-П предусматривает, что фонд создан для обеспечения социальных нужд работников Банка России, пенсионеров, состоящих на учете в Банке России, детей умерших (погибших) работников Банка России, а также осуществления других расходов социального характера по отдельным решениям Совета директоров Банка России или Председателя Банка России.
При этом, в деле отсутствуют доказательства осуществления единовременных выплат за счет средств Социального фонда Банка.
В соответствии со статьей 183 Трудового кодекса РФ при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами. Размер пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются федеральными законами.
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В проверяемый период банк производил своим работникам доплаты в размере 50% разницы между должностным окладом работника и размером пособия по временной нетрудоспособности на компенсацию работнику утраченного среднего заработка в связи с болезнью, которые являются компенсационными выплатами, входят в систему оплаты труда и должны включаться в расчетную базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В соответствии с Положением о порядке и условиях оказания служащим Банка России материальной помощи для компенсации затрат на улучшение жилищных условий от 20.07.2009 N 341-П (ранее - от 30.08.2007 N 309-П) одним из обязательных условий предоставления материальной помощи является непрерывный стаж работы в Банке России. Решение о предоставлении материальной помощи принимается с учетом пункта 2.11 указанного Положения, в соответствии с которым расчетный размер общей площади жилого помещения может быть увеличен за безупречную и эффективную работу в Банке России.
Спорные материальная помощь и денежный эквивалент подарков фактически являются доходом работника в связи с исполнением им трудовых обязанностей по трудовому договору с банком, и получены как оплата труда, по расчетно-платежной ведомости.
Они не являются заработной платой, но являются компенсационными и стимулирующими выплатами, выплачиваются в рамках трудовых отношений между организацией (банком) и его работниками по трудовому договору, в связи с тем, что работники исполняют в банке свои служебные обязанности и получены, согласно расчетно-платежной ведомости в виде оплаты труда.
Согласно статье 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Трудовой кодекс Российской Федерации в качестве заработной платы (дохода работника) определяет не только выплаты, непосредственно связанные с результатом трудовой деятельности работника, но и стимулирующие и компенсационные выплаты. При этом основанием как непосредственно связанных с трудовым результатом, так и стимулирующих и компенсационных выплат являются трудовые отношения между работником и работодателем.
Лица, которым были перечислены материальная помощь и единовременные выплаты, состояли с Банком в трудовых отношениях. И именно данное правоотношение является первоосновой для начисления всех выплат. Иные основания, на которые ссылается Банк (нуждаемость в улучшении условий проживания, наступление временной нетрудоспособности и т.д.) в данном случае носят производный характер. Банк не указывает на то, что выплаты произведены лицам, не состоявшим с ним в трудовых отношениях, доказательства этого отсутствуют.
Кроме того, в соответствии со статьей 20.2 Федерального закона от 08.12.2010 N 348-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" установлен перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования. Данный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Исследовав обстоятельства дела и оценив доводы сторон, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что единовременные выплаты, произведенные работникам Банка, доплаты в размере 50% разницы между должностным окладом работника и размером пособия по временной нетрудоспособности, материальная помощь для компенсации затрат на улучшение жилищных условий, денежный эквивалент подарков должны включаться в расчетную базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности вынесенного фондом решения.
Банк не включен в систему органов власти Российской Федерации, однако на него возложены отдельные публично-правовые полномочия. При обращении в суд в порядке реализации этих публично-правовых функций в защиту государственных или общественных интересов Банк освобождается от уплаты госпошлины на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
В случае обращения в суд за защитой своего частноправового интереса Банк уплачивает государственную пошлину в порядке и размере, установленным статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации. Соответствующая правовая позиция выражена в пункте 1.1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 марта 2007 года N 117.
Поскольку требования определения Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2012 о предоставлении документов, подтверждающих уплату госпошлины, не исполнены, то в соответствии со ст. 110 АПК РФ с заявителя в федеральный бюджет подлежит взысканию госпошлина в сумме 1000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 23.10.2012 по делу N А50-16069/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Пермскому краю в доход бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
И.В. Борзенкова |
Судьи |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-16069/2012
Истец: Центральный Банк РФ, Центральный банк РФ (банк России)
Ответчик: ГУ - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, ГУ - ПРО ФСС РФ