г. Москва |
|
14 января 2013 г. |
Дело N А40-83275/11-1-465 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 января 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барановской Е.Н.,
судей Сумароковой Т.Я., Панкратовой Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Алмасхановым М.У.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ИНФО КОМФОРТ" на решение Арбитражного суда города Москвы от 23 октября 2012 года
по делу N А40-83275/11-1-465, принятое судьей Лиловой О.Г.,
по иску Префектуры Северо-Восточного административного округа города Москвы (ОГРН 1037700088403, ИНН 7702149170), Государственного учреждения Управа района Марьина Роща города Москвы (ОГРН 1027715026723, ИНН 77115363608)
к Обществу с ограниченной ответственностью "ИНФО КОМФОРТ" (ОГРН 1027700445332, ИНН 7723203301), Обществу с ограниченной ответственностью "Люмакс-Линк" (ОГРН 1027739266048, ИНН 7721191869)
3-и лица - Департамент земельных ресурсов города Москвы, Государственное унитарное предприятие города Москвы "Мосгортранс", Общество с ограниченной ответственностью "Коминпэт-2"
о демонтаже (сносе) некапитальных объектов
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не прибыли - извещены.
УСТАНОВИЛ:
Префектура Северо-Восточного административного округа города Москвы (далее - Префектура СВАО г. Москвы) и Государственное учреждение Управа района Марьина Роща города Москвы (далее - Управа района Марьина Роща г. Москвы) обратились в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями об обязании Общества с ограниченной ответственностью "Люмакс-Линк" (далее - ООО "Люмакс-Линк") осуществить демонтаж (снос) некапитальных объектов (остановочно-торговых модулей), расположенных по адресу: г. Москва, ул.Шереметьевская, ост. "Поликлиника", N 2.6 и г. Москва, ул.Шереметьевская, ост. "Поликлиника", N 2.6А в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу, в случае неисполнения ответчиком решения суда по освобождению в указанный срок земельных участков предоставить Управе района Марьина Роща право демонтировать остановочно-торговые модули с последующим отнесением расходов по демонтажу на ответчика.
Определением от 26.10.2011 г. суд по ходатайству истца привлек к участию в деле в качестве второго ответчика Общество с ограниченной ответственностью "ИНФО КОМФОРТ" (далее - ООО "ИНФО КОМФОРТ").
Решением от 23 октября 2012 года по делу N А40-83275/11-1-465 суд в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу обязал: ООО "Люмакс-Линк" снести (демонтировать) некапитальный объект, расположенный по адресу: г. Москва, ул.Шереметьевская, ост. "Поликлиника", N2.6 и ООО "ИНФО КОМФОРТ" - снести (демонтировать) некапитальный объект, расположенный по адресу: г. Москва, ул.Шереметьевская, ост. "Поликлиника", N2.6А, а в случае неисполнения ответчиками решения суда по освобождению в указанный срок земельных участков предоставить Управе района Марьина Роща право снести (демонтировать) указанные объекты с последующим отнесением расходов по демонтажу на ответчиков.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Инфо Комфорт" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
По мнению заявителя жалобы, ни утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, ни внесение в нее изменений не может повлиять на размещение нестационарных торговых объектов, эксплуатация которых была начата до утверждения указанной схемы.
Заявитель апелляционной жалобы утверждает, что Префектура СВАО г. Москвы является ненадлежащим истцом по заявленному иску, однако Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы к участию в деле не привлечен.
Ответчик, будучи надлежащим образом извещен о месте и времени настоящего судебного разбирательства, явку представителя в судебное заседание апелляционного суда не обеспечил.
Истец, ответчик в лице ООО "Люмакс-Линк" и 3-и лица представителей в судебное заседание апелляционной инстанции не направили, отзыв на апелляционную жалобу ООО "Инфо Комфорт" не представили. О месте и времени рассмотрения данного дела извещены надлежащим образом.
Проверив правильность применения норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда города Москвы фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследовав материалы дела, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены либо изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Материалами дела установлено, что ООО "Люмакс-Линк" на земельном участке, расположенном по адресу: г. Москва, ул.Шереметьевская, ост. "Поликлиника", N 2.6, установлен объект мелкорозничной торговли - остановочно-торговый модуль; аналогичный некапитальный объект по адресу г. Москва, ул.Шереметьевская, ост. "Поликлиника", N 2.6А занимает и использует ООО "Инфо Комфорт".
Указанные объекты ответчики занимают и используют без разрешительной документации и оформления земельно-правовых отношений. Данное обстоятельство подтверждается объяснениями 3-его лица - Департамента земельных ресурсов города Москвы, информацией Департамента земельных ресурсов города Москвы, направленной 10.12.2010 г. в адрес Управы района Марьина Роща г. Москвы, актом обследования территории, осуществленным сотрудниками АТИ по СВАО г. Москвы и Управы района Марьина Роща от 27.02.2011 г., актом обследования объекта недвижимости, составленным 12.09.2011 г. Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.
Более того, решением Арбитражного суда города Москвы от 21.03.2012 г. по делу N А40-103568/11-76-702, вступившим в законную силу, отказано в удовлетворении исковых требований ООО "Люмакс-Линк", заявленных к Префектуре СВАО г. Москвы, о признании правомерным размещения нестационарных торговых объектов и обязании Префектуры включить в схему размещения нестационарных торговых объектов в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, расположенных на территории СВАО, нестационарные торговые объекты, принадлежащие и эксплуатируемые ООО "Люмакс-Линк" на остановках наземного пассажирского транспорта, в том числе - по указанному выше адресу.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации в случае самовольного занятия земельного участка подлежит восстановлению положение, существовавшее до нарушения права на земельный участок, при этом в силу правил, установленных статьей 70 частью 2, 3 Земельного кодекса самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их самовольном занятии осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в совершении земельного правонарушения, или за их счет.
Указанные выше обстоятельства были правомерно приняты судом первой инстанции в качестве оснований для удовлетворения заявленного иска.
Оспаривая состоявшийся по делу судебный акт, заявитель - ООО "Инфо Комфорт" - ссылается на то, что ни утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, ни внесение в нее изменений не может повлиять на размещение нестационарных торговых объектов, эксплуатация которых была начата до утверждения указанной схемы.
В этой связи судебная коллегия отмечает, что порядок размещения в городе Москве такого объекта, как остановочно-торговый модуль, по состоянию на 2011 год был регламентирован Постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 N 274-ПП "Об упорядочении размещения объектов мелкорозничной сети на территории города Москвы".
Согласно п. 2.1 приложения 5 к указанному Постановлению обустройство производится на основании решения Межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы по согласованным предложениям Департамента транспорта и связи города Москвы, Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы и префектур административных округов города Москвы; размещение модуля производится в соответствии с оформленным в установленном порядке градостроительным заключением и краткосрочным договором аренды земельного участка, оформленным на основании соответствующего правового акта территориального органа исполнительной власти города Москвы.
В соответствии с п. 2.5 постановления модуль должен иметь разрешение на размещение, выдаваемое на срок действия договора аренды земельного участка Департаментом потребительского рынка и услуг города Москвы (данный пункт утратил силу в 2010 году в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 13.04.2010 N 305-ПП). П. 2.6 предусматривает, что переоформление на новый срок договоров аренды земельных участков для размещения модуля осуществляется только после рассмотрения Межведомственной комиссией по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы по представлению Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы.
Между тем, названные выше документы, которые бы подтверждали основания для занятия ООО "Инфо Комфорт" спорного земельного участка и размещение на данном земельном участке остановочно-торгового модуля, ответчиком в материалы дела не представлены, а истцы наличие таковых отрицают.
В настоящее время порядок размещения нестационарных торговых объектов предусмотрен постановлением Правительства Москвы от 03.03.2011 г. N 26-ПП "О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности".
Так, в соответствии с п. 3 Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, и являющегося Приложением N 1 к постановлению Правительства Москвы от 03.03.2011 г. N 26-ПП "О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности города Москвы либо государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта.
Однако, как установлено материалами дела, такой договор на размещение нестационарного торгового объекта у ответчиков также отсутствует, при этом указанным выше решением Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-103568/11-76-702 установлено отсутствие у ООО "Люмакс- Линк" права на размещение остановочно-торгового модуля по вышеназванному адресу.
Поскольку правовые основания занимать спорный земельный участок у ответчиков отсутствуют, вывод суда первой инстанции об обоснованности исковых требований является правомерным.
Ответчик - ООО "Инфо Комфорт" - также ссылается на то, что Префектура СВАО г.Москвы является ненадлежащим истцом по заявленному иску.
Данный довод ответчика судебной коллегией исследовался и не нашел подтверждения.
Как следует из материалов дела, земельный участок, об освобождении которого заявлен иск, находится в собственности города Москвы.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Судебная коллегия отмечает, что согласно п. 2.2.10. постановления Правительства Москвы от 24.02.2010 г. N 157-ПП "О полномочиях исполнительной власти Москвы" префектуры административных округов г.Москвы в установленном порядке принимают необходимые меры по выявлению и прекращению эксплуатации объектов самовольного строительства, а также демонтажу (сносу) некапитальных объектов по окончании срока их эксплуатации.
В соответствии с пунктом 1.1. Положения о Префектуре административного округа города Москвы, утвержденным Постановлением Правительства Москвы N 157-ПП от 24.02.2010 "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы" Префектура административного округа города Москвы - территориальный орган исполнительной власти города Москвы, подведомственный Правительству Москвы.
Согласно пунктам 2.2.9., 2.2.10 Положения о Префектуре административного округа города Москвы префектура принимает в установленном порядке необходимые меры к сносу самовольных построек в административном округе, в установленных Правительством Москвы случаях предъявляет в суды иски от своего имени или от имени Правительства Москвы; доводит в установленном порядке до сведения населения информацию о решениях судов о признании объектов самовольной постройкой и об их сносе. В установленном порядке принимает необходимые меры по выявлению и прекращению эксплуатации объектов самовольного строительства, а также демонтажу (сносу) некапитальных объектов по окончании срока их эксплуатации.
Поскольку правовые основания для использования ответчиками спорных земельных участков отсутствовали, Префектура СВАО г. Москвы правомерно, в пределах полномочий, предоставленных законом, обратилась в суд с настоящими исковыми требованиями. Оснований для привлечения к участию в деле Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы у суда первой инстанции не имелось.
Учитывая изложенное, Девятый арбитражный апелляционный суд считает, что при принятии обжалуемого решения правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем апелляционная жалоба ООО "Инфо Комфорт" по изложенным в ней доводам является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 23 октября 2012 года по делу N А40-83275/11-1-465 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ООО "Инфо Комфорт" в доход федерального бюджета 2 000 руб. госпошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Н. Барановская |
Судьи |
Н.И. Панкратова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-83275/2011
Истец: ГУ Управа района Марьина Роща города Москвы, ПРЕФЕКТУРА СВАО, Префектура СВАО города Москвы
Ответчик: ООО "Инфо Комфорт", ООО "Люмакс-Линк"
Третье лицо: ГУП города Москвы "Мосгортранс", Департамент земельных ресурсов города Москвы, Департамент земельных ресурсов города Москвы Территориальное отделение по СВАО, ДЗР г. Москвы, ООО "Коминпэт-2"