г. Вологда |
|
11 января 2013 г. |
Дело N А05-8776/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 января 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Левинской А.С.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "НМНГ-МНА" Смирнова А.Е. по доверенности от 01.01.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 24 сентября 2012 года по делу N А05-8776/2012 (судья Быстров И.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "НМНГ-МНА" (ОГРН 1088383000452; далее - ООО "НМНГ-МНА, общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1042901604855; далее - инспекция, налоговый орган, МИФНС N 4) о признании недействительными решения от 23.01.2012 N 445 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части признания необоснованным применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС, налог) в сумме 12 120 568 рублей, а также решения от 23.01.2012 N 59 об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 24 сентября 2012 года по делу N А05-8776/2012 решение МИФНС N 4 от 23.01.2012 N 445 признано недействительным в части признания необоснованным применения налоговых вычетов по НДС в сумме 12 117 391 рубля 80 копеек, а решение от 23.01.2012 N 59 недействительным в части отказа в возмещении НДС в названной сумме. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Инспекция с решением суда не согласилась и обратилась с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить в части удовлетворенных требований и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на то, что полный пакет документов, подтверждающих совершение экспортных операций, представлен обществом только в 3 квартале 2011 года. Таким образом, право на предъявление НДС к вычету у ООО "НМНГ-МНА" по экспортным операциям возникло в 3 квартале 2011 года, следовательно, вычеты не могли быть заявлены в декларации за 2 квартал 2011 года.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, считают решение суда законным и обоснованным.
Инспекция надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направила, в ходатайстве просит рассмотреть жалобу без своего участия, поэтому разбирательство по делу произведено в ее отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, ООО "НМНГ-МНА" 20.07.2011 представило в МИФНС N 4 налоговую декларация по НДС за 2 квартал 2011 года, в которой сумма налога, исчисленная к возмещению из бюджета, указана в сумме 30 749 856 рублей.
Инспекция провела камеральную налоговую проверку общества на основе названной налоговой декларации, по результатам которой составлен акт от 03.11.2011 N 1874.
Рассмотрев акт камеральной налоговой проверки от 03.11.2011 N 1874, заместитель начальника налогового органа принял решение от 23.01.2012 N 59 об отказе обществу в возмещении НДС в сумме 12 120 568 рублей, решение от 23.01.2012 N 445 об отказе в привлечении ООО "НМНГ-МНА" к ответственности за совершение налогового правонарушения, указав на необоснованное применение налоговых вычетов по НДС в сумме 12 120 568 рублей.
В порядке главы 19 НК РФ ООО "НМНГ-МНА" обратилось с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, которое решением от 28.03.2012 N 07-10/1/03855 отказало обществу в удовлетворении требования об отмене решения инспекции от 23.01.2012 N 445.
Общество обжаловало решения инспекции в арбитражный суд, который признал обоснованным применение налоговых вычетов по НДС в сумме 12 117 391 рубля 80 копеек.
В оспариваемых решениях зафиксировано налоговое правонарушение, выразившееся в неправомерном включении во 2 квартале 2011 года в вычеты НДС, предъявленного контрагентами - обществом с ограниченной ответственностью "Лукойл-КОМИ", обществом с ограниченной ответственностью "Нарьянмарнефтегаз" за услуги по добыче попутного газа, нефти, ее перекачке, транспортировке по межпромысловому нефтепроводу за июнь 2011 года, в последующем отгруженной на экспорт.
По утверждению инспекции, в рассматриваемом случае право на налоговые вычеты возникает в момент, когда собран пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. Ввиду того, что реализации нефти на внутреннем рынке во 2 квартале 2011 года не производилось, включение НДС по вышеназванным услугам в вычеты в проверяемом налоговом периоде является неправомерным.
Данный вывод является ошибочным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты.
Согласно пункту 2 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении: товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В пункте 1 статьи 172 НК указано, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав. Вычетам подлежат, если иное не установлено названной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, условиями для получения вычета НДС по товарам (работам, услугам) являются: факт приобретения товаров (работ, услуг), принятие приобретенных товаров на учет (оприходование); наличие у покупателя надлежаще оформленного счета-фактуры, выписанного поставщиком товаров, с указанием суммы НДС.
В подтверждение права на налоговые вычеты по НДС за 2 квартал 2011 года по внутреннему рынку общество представило необходимый пакет документов.
При этом не имеет правового значения тот факт, осуществлялась или нет реализация нефти на внутреннем рынке во 2 квартале 2011 года.
Пунктом 3 статьи 172 НК РФ предусмотрено, что вычеты сумм налога, предусмотренных пунктами 1 - 8 статьи 171 Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 Кодекса, производятся в порядке, установленном настоящей статьей, на момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 Кодекса.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса, налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов.
На основании пункта 9 статьи 167 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1, 2.1 - 2.8, 3, 3.1, 8, 9, 9.1 и 12 пункта 1 статьи 164 Кодекса, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
Документы, указанные в статье 165 НК РФ, представляются налогоплательщиками для обоснования применения налоговой ставки 0 процентов одновременно с представлением налоговой декларации. Порядок определения суммы налога, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0 процентов, устанавливается принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения (пункт 10 статьи 165 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 Кодекса (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 Кодекса и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с главой 21 НК РФ.
Учетной политикой для целей налогообложения на 2011 год общество определило порядок исчисления НДС как прямым, так и расчетным методом.
В частности, прямой метод заключается в том, что по каждой партии отгруженных за текущий период на экспорт товаров определяется сумма входного НДС. Прямой метод распределения сумм НДС по приобретаемым товарам применяется в случаях, когда из оформленных документов следует, что приобретенный конкретный товар использован (подлежит использованию) при осуществлении определенной операции. Расчетный метод применяется при отсутствии возможностей применения прямого метода и основан на применении расчетных коэффициентов.
Как правильно указал суд первой инстанции, поскольку реализации нефти на экспорт в проверяемом периоде (2 квартале 2011 года) не было, оснований для применения названных положений Учетной политики не имелось.
Кроме того, необходимо отметить следующее.
Восстановление сумм НДС в налоговых декларациях, в которых подтверждена обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов, НК РФ не предусматривает. Статья 170 НК РФ на такие случаи не распространяется.
Между тем общество в уточненной налоговой декларации за 3 квартал 2011 года, представленной в инспекцию 04.06.2012, восстановило НДС, заявленный к вычету в декларации за 2 квартал 2011 года.
Таким образом, потерь бюджета не допущено, двойное возмещение НДС отсутствует.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования общества.
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина инспекцией в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 24 сентября 2012 года по делу N А05-8776/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Пестерева |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-8776/2012
Истец: ООО "НМНГ-МНА"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу