г. Киров |
|
16 января 2013 г. |
Дело N А28-7394/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 января 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Караваевой А.В.,
судей Буториной Г.Г., Кононова П.И.,
при ведении протокола судебного заседания Шестаковой М.О.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя - Огородникова И.С., действующего на основании доверенности от 15.11.2010,
представителя ответчика - Баранцева А.С., действующего на основании доверенности от 29.08.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Сибирь-лес"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 31.10.2012 по делу N А28-7394/2012, принятое судом в составе судьи Серегина Р.В.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Сибирь-лес",
к департаменту лесного хозяйства Кировской области
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
закрытое акционерное общество "Сибирь-лес" (далее - заявитель, Общество, ЗАО "Сибирь-лес") обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконным отказа департамента лесного хозяйства Кировской области (далее - ответчик, Департамент) принять уточненную лесную декларацию за 2012 года на неосвоенный объем 2009 года и обязании ответчика принять данную декларацию.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 31.10.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ЗАО "Сибирь-лес" с принятым решением суда первой инстанции не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Кировской области от 31.10.2012 по делу N А28-7394/2012 и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, что свидетельствует об основании для отмены обжалуемого судебного акта.
В апелляционной жалобе Общество указывает, что подаче уточненной лесной декларации должно предшествовать принятие соответствующего решения о выделении дополнительного объема древесины, в связи с чем вывод суда первой инстанции о том, что может быть изменен только объем древесины, не соответствует нормам права. ЗАО "Сибирь-лес" полагает, что действующим законодательством не предусматривается возможность обосновывать необходимость предоставления Обществу дополнительного объема древесины.
Более подробно доводы Общества изложены в апелляционной жалобе и дополнении к ней.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по договору аренды лесного участка от 22.07.2008 N 27-22 Обществу (арендатору по договору) предоставлен в аренду лесной участок площадью 60546 га для заготовки древесины, имеющий местоположение: Кировская область, Нагорский район, Синегорское лесничество, с поименованными кварталами в Кобринском, Орлецовском, Краснореческом участковых лесничествах (л.д.10-15).
Участок передан арендатору на основании акта приема-передачи от 22.08.2008 с указанием характеристик лесного участка и находящихся на нем лесных насаждений (л.д.21-23).
В установленном порядке договор аренды зарегистрирован в ЕГРП 17.12.2008, регистрационная запись N 43-43-01/604/2008-301.
Распоряжением Департамента от 14.01.2009 N 173 утверждено заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов (л.д.26).
Согласно представленным в материалы дела справкам по использованию лесов арендатором лесного участка за 2009 год Обществом по договору N 27-22 заготовлено 55908 куб.м. при допустимом объеме изъятия древесины по указанному участку 85800 куб.м., в 2010 году 52497 куб.м., в 2011 году 76859 куб.м. (л.д.27, 105-106)
Для рубки лесных насаждений в 2012 году Обществом 09.12.2011 подана лесная декларация с указанием объема заготовки древесины по договору N 27-22 в период с 01.01.2012 по 31.12.2012 (л.д.109).
12.04.2012 Общество обратилось в Синегорское лесничество с целью получения разрешения на выполнение отводов делянок и внесения в лесную декларацию за 2012 год объема древесины неосвоенного в 2009 году в связи с тем, что расчетная лесосека на арендных участках N 27-22, 27-15 была освоена не полностью (л.д.96).
В ответном письме от 04.06.2012 N 2247-58-04-1 Департамент в выделении дополнительных объемов древесины за счет недоосвоенных ее объемов за 2009 год Обществу отказал, указав на то, что в соответствии с разъяснениями Рослесхоза (письмо от 02.04.2012 N НК-10-27/3352) вопрос о выделении дополнительных объемов древесины может быть рассмотрен только после полного использования ЗАО "Сибирь-лес" установленного на текущий год отпуска древесины по договору аренды лесного участка (л.д.98).
01.08.2012 ЗАО "Сибирь-лес" представило в Синегорское лесничество лесную декларацию арендатора по договору аренды N 27-22 о заготовке с 01.08.2012 по 31.07.2013 объема древесины в размере 26 319 куб.м. (л.д.28-29).
Письмом от 01.08.2012 N 58 лесной отдел Синегорского лесничества сообщил о невозможности принятия представленной 01.08.2012 лесной декларации (л.д.43).
Полагая, что отказ в принятии уточненной лесной декларации является незаконным, Общество обратилось в Арбитражный суд Кировской области с соответствующим заявлением.
Придя к выводу о том, что оспариваемый отказ Департамента не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы Общества, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания статей 198, 200, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.
Частью 1 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации (далее также - ЛК РФ) установлено, что заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины.
В соответствии с частью 8 указанной нормы граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
Согласно части 4 статьи 29 ЛК РФ запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок.
Правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 9 статьи 29 ЛК РФ).
Содержание прав и обязанностей лесопользователей регламентируют Правила заготовки древесины, утвержденные приказом Рослесхоза от 01.08.2011 N 337 (далее также - Правила заготовки, Правила N 337).
В силу пункта 5 указанных Правил заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов и лесной декларацией.
Статьей 26 ЛК РФ установлено, что лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (часть 1).
Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 26 ЛК РФ).
Порядок заполнения и подачи лесной декларации утвержден Приказом Рослесхоза от 17.01.2012 N 18 "О лесной декларации" (далее - Порядок N 18).
Из пункта 2 Порядка N 18 следует, что лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды, в орган государственной власти или орган местного самоуправления, предоставивший лесной участок, не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесного участка.
Уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение пяти рабочих дней со дня получения направляет лесопользователю письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа (пункт 11 Порядка N 18).
Согласно пункту 12 Порядка N 18 подготовка и внесение изменений в лесную декларацию осуществляются в соответствии с настоящим Порядком.
В соответствии с пунктом 10 Правил заготовки древесины заготовка древесины осуществляется в пределах расчетной лесосеки лесничества (лесопарка) по видам целевого назначения лесов, хозяйствам и преобладающим породам. На лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, разрешается заготовка древесины в объеме, не совпадающем с допустимым объемом изъятия древесины по лесному участку, при условии, если суммарный объем древесины, заготовленной за последние 3 года, не превышает установленной расчетной лесосеки по лесничеству.
Поскольку Правила заготовки древесины утверждены Рослесхозом, Рослесхоз наделен полномочиями на разъяснение положений принятого им нормативного правового акта.
Разъясняя письмом от 02.04.2012 N НК-10-27/3352 положения пункта 10 Правил заготовки, Рослесхоз указал, что условием выделения дополнительного объема древесины является полное использование установленного на текущий год отпуска древесины по договору аренды лесного участка. На выделяемый дополнительный объем древесины заполняется отдельная лесная декларация, к которой прилагается решение уполномоченного органа о выделении древесины.
Пунктом 12 Правил заготовки древесины определено, что рубка лесных насаждений на каждой лесосеке, трелевка, частичная переработка, хранение и вывоз заготовленной древесины осуществляется лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации. Увеличение сроков рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины, указанных в настоящем пункте, допускается в случае возникновения неблагоприятных погодных условий, исключающих своевременное исполнение данных требований. Срок рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины может быть увеличен не более чем на 12 месяцев уполномоченным органом по письменному заявлению лица, использующего леса. Разрешение на изменение сроков рубки лесных насаждений и вывоза древесины выдается в письменном виде с указанием местонахождения лесосек (участковое лесничество, номер лесного квартала, номер лесотаксационного выдела, номер делянки), площади лесосеки, объема древесины и вновь установленного (продленного) срока (даты) рубки лесных насаждений и (или) хранения, вывозки древесины.
Анализ положений статьи 26 ЛК РФ, пунктов 2, 3, 4, 11 Порядка N 18, а также пунктов 10, 12 Правил N 337 позволяет прийти к выводу о том, что заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (лесную декларацию) можно подать после истечения декларируемого периода по раннее поданной и принятой декларации.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что допустимый объем изъятия в 2012 году древесины по лесному участку, предоставленному в аренду по договору N 27-22, составляет 85800 куб.м.
Однако из материалов дела не следует, что сроки рубки по поданной Обществом на 2012 год (с 01.01.2012 по 31.12.2012) декларации были продлены либо уменьшены.
Также Обществом не представлены доказательства того, что до истечения срока рубки по декларации на 2012 год предусмотренный декларацией объем заготовки древесины полностью использован арендатором, в связи с чем до 31.12.2012 может быть дополнительно в соответствии с пунктом 10 Правил заготовки освоен объем древесины, превышающий допустимый объем изъятия по лесному участку.
По мнению суда апелляционной инстанции, обращение с заявлением об использовании лесов на дополнительный объем (подача лесной декларации от 01.08.2012 на неиспользованный в 2009 году объем заготовки) при условии, что по декларации от 09.12.2011 объем заготовки древесины также не использован арендатором, лишен публично-правового и экономического смысла.
В поданной ЗАО "Сибирь-лес" 09.12.2011 декларации Общество указало декларируемый период - с 01.01.2012 по 31.12.2012. При этом изменения в указанную декларацию в части декларируемого периода ЗАО "Сибирь-Лес" в отдельном порядке не вносило.
Следует отметить, что из содержания декларации от 01.08.2012 не усматривается, что она является документом, вносящим изменения либо уточнения в раннее поданную декларацию.
Общество, подав декларацию от 01.08.2012, указало в ней часть декларируемого периода (с 01.08.2012 по 31.12.2012), уже указанного в декларации поданной 09.12.2011 и принятой ответчиком, в то время как Порядок N 18 не допускает подачу более одной лесной декларации в один и тот же декларируемый период.
Таким образом, в декларации от 01.08.2012 Общество указало недостоверные сведения о декларируемом периоде, что в соответствии с пунктом 11 Порядка N 18 является основанием для отказа в её принятии.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что действия Департамента по отказу в принятии лесной декларации за 2012 год на неосвоенный объем 2009 года соответствуют положениям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем суд первой инстанции правомерно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, однако, они не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а сводятся к иному, чем у суда первой инстанции, толкованию норм права и оценке обстоятельств дела, а также не содержат фактов, опровергающих выводы суда, в силу чего суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения Арбитражного суда Кировской области.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, а обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы на уплату государственной пошлины по апелляционной инстанции относятся на заявителя.
Согласно разъяснениям Президиума ВАС РФ в пункте 15 Информационного письма от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" в связи с тем, что при подаче таких заявлений неимущественного характера, как заявление о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 200 рублей для физических лиц и 2 000 рублей для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации), при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 100 рублей для физических лиц и 1 000 рублей для юридических лиц.
С учетом изложенного, на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина, в размере 1 000 рублей 00 копеек, излишне уплаченная Обществом по платежному поручению от 30.11.2012 N 192 за подачу апелляционной жалобы, подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 31.10.2012 по делу N А28-7394/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Сибирь-лес" - без удовлетворения.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Сибирь-лес" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 000 (одна тысяча) рублей 00 копеек, излишне уплаченную по платежному поручению от 30.11.2012 N 192.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в случаях и в порядке, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Караваева |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-7394/2012
Истец: ЗАО "Сибирь-лес"
Ответчик: Департамент лесного хозяйства Кировской области