город Ростов-на-Дону |
|
11 января 2013 г. |
дело N А32-14061/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 января 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шимбаревой Н.В.,
судей А.Н. Герасименко, И.Г. Винокур
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Салпагаровой А.Р.
при участии:
от заявителя: представитель не явился, уведомлен
от заинтересованного лица: представитель не явился, уведомлен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автостиль"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.08.2012 по делу N А32-14061/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Автостиль"
к заинтересованному лицу ИФНС России N 5 по г. Краснодару
об оспаривании решений и действий/бездействия налогового органа
принятое в составе судьи Погорелова И.А.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Автостиль" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г. Краснодару Краснодарского края (далее - инспекция, налоговый орган), в котором просило:
признать незаконным бездействие инспекции, выразившееся в не представлении согласно пункту 3.1 статьи 100 НК РФ к акту налоговой проверки документов, подтверждающих факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленных в ходе проверки;
признать незаконным действие налогового органа - осмотр склада ООО "Автостиль" 25.04.2012 по адресу г. Краснодар, ул. Демуса, 62, в рамках проведения дополнительных мероприятий налогового контроля;
признать незаконными решение N 229 от 05.04.2012 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки и решения N 243 от 12.04.2012 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля ввиду несоответствия положениям статьи 88 НК РФ и отменить их;
признать незаконным бездействие ИФНС России N 5 по г. Краснодару по несвоевременному представлению ООО "Автостиль" акта камеральной проверки N 33682 от 01.02.2012 и решения по камеральной налоговой проверке декларации по НДС за 3 квартал 2011 года (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением суда от 22.08.2012 в удовлетворении требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что допущенное налоговым органом нарушение, выразившееся в не представлении к акту налоговой проверки документов, подтверждающих факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленных в ходе проверки, не привело к ущемлению прав и охраняемых законом интересов общества, которое до вынесения решений от 05.05.2012 N N 1651, 1565 было в полном объеме ознакомлено с материалами проверки и дополнительными материалами камеральной налоговой проверки.
Действия налогового органа по осмотру склада ООО "Автостиль" в рамках проведения дополнительных мероприятий налогового контроля не противоречат закону, поскольку действующим налоговым законодательством не предусмотрена обязанность налогового органа доказывать необходимость проведения дополнительных мероприятий налогового контроля; нормы законодательства о налогах и сборах не содержат конкретный перечень дополнительных мероприятий налогового контроля и каких-либо ограничений.
Общество не представило доказательств того, что решение налоговой инспекции N 229 от 05.04.2012 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки нарушает его права и охраняемые законом интересы.
Требование о признании незаконным бездействия инспекции по несвоевременному представлению обществу акта камеральной проверки N 33682 от 01.02.2012 и решения по камеральной налоговой проверке декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2011 года отклонено, поскольку указанные нарушения не привели к нарушению прав и охраняемых законом интересов заявителя, поскольку на указанный акт камеральной проверки общество представило возражения 07.03.2012 и эти возражения налоговым органом были рассмотрены.
ООО "Автостиль" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, и просило судебный акт отменить. Жалоба мотивирована тем, что непредставление копий документов к акту налоговой проверки воспрепятствовало налогоплательщику обжаловать акт камеральной налоговой проверки; осмотр помещения в соответствии со статьей 92 НК РФ может проводиться только в рамках выездной налоговой проверки, налоговым органом в нарушение пункта 6 статьи 101 НК РФ в ходе проверки были незаконно проведены дополнительные мероприятия налогового контроля без вынесения соответствующего решения и надлежащего уведомления общества, что привело к нарушению его прав и процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки; по итогам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля не был составлен и вручен налогоплательщику для подготовки письменных возражений соответствующий акт; инспекция необоснованно вынесла решение о продлении сроков рассмотрения материалов проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, что привело к затягиванию сроков проверки и невозможности своевременно получить решение, обжаловать его и получить возврат суммы налога на добавленную стоимость за 3 квартал 2011 года, чем нарушены положения статьи 88 НК РФ; затягивание сроков по выдаче акта по проведенной проверке привели к невозможности своевременно предоставить возражения на акт, были затянуты сроки вынесения и получения решения для последующего обжалования в апелляционном и судебном порядках.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом.
От заявителя и налогового органа поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 3 статьи 156 АПК РФ, счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 18.10.2011 общество в налоговую инспекцию представило налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2011 года.
По указанной декларации инспекций проведена камеральная проверка.
Налоговым органом по результатам проверки составлен акт от 01.02.2012 N 33682.
Общество просило признать незаконным бездействие инспекции, выразившееся в не предоставлении согласно пункту 3.1 статьи 100 НК РФ к акту налоговой проверки документов, подтверждающих факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленных в ходе проверки, обосновывая данное требование тем, что данное бездействие налогового органа воспрепятствовало налогоплательщику правильному и всестороннему обжалованию акта камеральной налоговой проверки.
Отказывая в признании незаконным бездействия налогового органа, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно пункту 3.1 статьи 100 НК РФ установлена обязанность налогового органа прилагать к акту налоговой проверки документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются. Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьего лица, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.
По смыслу приведенной нормы документы, подтверждающие факт совершения налогового правонарушения, необходимы для реализации права налогоплательщика на защиту, поскольку именно при их изучении лицо в состоянии оценить имеющиеся у налогового органа доказательства вменяемого ему нарушения, а также представить доказательства, опровергающие виновность; найти основания для признания доказательств налогового органа недопустимыми.
Вместе с тем, как видно из материалов дела, заявитель реализовал свое право на ознакомление с материалами налоговой проверки, что подтверждается протоколом N 2 ознакомления с материалами камеральной налоговой проверки от 02.03.2012 и протоколом N 3 ознакомления с дополнительными материалами камеральной налоговой проверки от 28.04.2012, от подписи последнего руководитель организации отказалась в присутствии свидетелей.
Общество представило возражения по акту камеральной проверки от 01.02.2012 N 33682. До вынесения решений налоговой инспекции от 05.05.2012 N 1651, 1565 налогоплательщик был в полном объеме ознакомлен с материалами проверки и дополнительными материалами камеральной налоговой проверки.
Решением заместителя начальника ИФНС России N 5 по г. Краснодару от 05.04.2012 N 229 на основании пункта 1 статьи 101 НК РФ продлен срок рассмотрения материалов налоговой проверки до 05.05.2012. Указанное решение было получено генеральным директором общества Царицыной Е.В. 12.04.2012.
Решением заместителя начальника ИФНС России N 5 по г. Краснодару от 12.04.2012 N 243 на основании пункта 6 статьи 101 НК РФ назначено проведение дополнительных мероприятий налогового контроля в срок до 05.05.2012, которые включали в себя:
в соответствии со статьей 90 НК РФ допрос в качестве свидетелей должностных лиц ООО "Трансснаб" по вопросу заключения и исполнения договора поставки, доставки товара;
в соответствии со статьей 90 НК РФ допрос в качестве свидетелей должностных лиц ООО "Транс-Карго" о взаимоотношениях с ООО "Автостиль" в проверяемом периоде (наименование товара, пункты погрузки и разгрузки);
в соответствии со статьей 93.1 НК РФ направление поручения об истребовании у ООО "Трансснаб" документов, подтверждающих доставку товара в адрес ООО "Автостиль".
В рамках дополнительных мероприятий налогового контроля, кроме указанных выше мероприятий, был осуществлен осмотр склада общества.
ООО "Автостиль" обжаловало данные действия налогового органа, поскольку, как полагает заявитель, осмотр помещения в соответствии со статьей 92 НК РФ может проводиться только в рамках выездной налоговой проверки.
Суд первой инстанции пришел к правильном выводу о том, что действия должностных лиц налогового органа по проведению обследования и осмотра склада законны.
Подпунктами 2, 6 пункта 1 статьи 31 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы вправе: проводить проверки в порядке, установленном Кодексом; в порядке, предусмотренном статьей 92 настоящего Кодекса, осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории.
В силу статьи 92 НК РФ должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов. Осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра (пункт 2 статьи 92 НК РФ).
Из анализа положений приведенных норм права в совокупности с положениями пункта 4 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пункта 1 статьи 82 НК РФ следует, что формы налогового контроля не могут ограничиваться лишь рамками выездных и камеральных проверок. Осмотр помещений, используемых для извлечения дохода (прибыли), может являться одним из способов налогового контроля.
Таким образом, действующее законодательство не запрещает налоговым органам проводить в ходе камеральной налоговой проверки с согласия налогоплательщика осмотр (обследование) используемых им в своей предпринимательской деятельности помещений, в том числе для определения соответствия фактическим данным сведений, отраженных налогоплательщиком в документах, представленных в налоговые органы.
В данном случае инспекцией в соответствии со статьей 88 Кодекса проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2011 года, представленной налогоплательщиком в налоговый орган. Осмотр склада ООО "Автостиль" был произведен в присутствии генерального директора Царицыной Елены Викторовны, которая осуществила допуск проверяющих на территорию, давала устные пояснения в отношении находящегося на складе товара. От подписания протокола N 291 от 04.05.2012 руководитель общества отказалась, вместе с тем каких-либо замечаний и дополнений не представила.
Возражений по поводу осмотра на день его совершения от организации не поступило, что свидетельствует о наличии согласия на проведение осмотра.
Доказательств того, что оспариваемые действия нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявителем не представлено.
Доводы, изложенные в заявлении, выводы суда не опровергают и не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.
Общество в обоснование своих требований также ссылалось на то, что налоговый орган не обосновал проведение дополнительных мероприятий налогового контроля.
Данный довод правомерно отклонен судом первой инстанции с учетом того, что решение от 12.04.2012 N 243 содержит указание на необходимость получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушения законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых при рассмотрении дела. Указанное решение содержит перечень дополнительных мероприятий налогового контроля, а также указано, какие факты ими должны быть проверены. Материалы дела не содержат доказательства, что указанные мероприятия в ходе камеральной проверки проводились и являются повторными.
Суд апелляционной инстанции истребовал у подателя жалобы письменные, нормативно и документально обоснованные пояснения по вопросу о том, какие именно права и законные интересы общества нарушены принятием решение N 229 от 05.04.2012 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки и решения N 243 от 12.04.2012 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Однако таких пояснений представлено не было.
Судом первой инстанции также обоснованно отказано в признании незаконным бездействия ИФНС России N 5 по г. Краснодару по несвоевременному представлению ООО "Автостиль" акта камеральной проверки N 33682 от 01.02.2012 и решения по камеральной налоговой проверке декларации по НДС за 3 квартал 2011 года.
Пунктом 5 статьи 100 НК РФ предусмотрено, что акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем). В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.
Согласно пункту 15.1 статьи 101 НК РФ копии решений налогового органа, указанных в настоящем пункте, в течение пяти дней после дня вынесения соответствующего решения вручаются налоговым органом лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение, либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате их получения. В случае направления копии решения налогового органа по почте заказным письмом датой ее получения считается шестой день с даты отправки.
Как следует из материалов дела и не оспаривается инспекцией, срок вручения акта камеральной проверки и направления в адрес общества решений по результатам камеральной проверки был нарушен.
Вместе с тем, доказательств того, что уменьшение количества дней на подготовку апелляционной жалобы каким-либо образом повлияло на возможность либо качество обжалования обществом не представлено.
Судебная коллегия также учитывает, что основанием для удовлетворения заявления об оспаривании действий/бездействия является наличие одновременно двух условий: несоответствие закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) лица, обратившегося в суд, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 АПК РФ).
Налоговый орган обязан доказать соответствие своих действий/бездействия законодательству. Бремя доказывания нарушения прав и интересов заявителя лежит на самом заявителе, что следует из статьи 4 АПК РФ, согласно положениям которой заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав. Заинтересованность как процессуальная категория предполагает нарушение охраняемых законом прав и (или) интересов заявителя.
Совокупность указанных оснований, необходимых для удовлетворения требований заявителя, отсутствует.
Заявитель не подтвердил нарушение принадлежащих ему гражданских прав и охраняемых законом интересов действиями/бездействием налогового органа.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 АПК РФ, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (часть 4 статьи 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.08.2012 по делу N А32-14061/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Шимбарева |
Судьи |
И.Г. Винокур |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-14061/2012
Истец: ООО "Автостиль"
Ответчик: ИФНС России N5 по г. Краснодару
Третье лицо: Инспекция ФНС России N 5 по г Краснодару