г. Чита |
|
16 января 2013 г. |
Дело N А19-7057/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 января 2013 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Куклина О.А.,
судей Даровских К.Н., Ошировой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Першиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 4 октября 2012 года по делу N А19-7057/2012 по иску негосударственного учреждения здравоохранения "Научно-исследовательский институт клинической медицины" (ОГРН 1023801540950, ИНН 3811052051, юридический адрес: г. Иркутск, ул. Станиславского, 13А) к муниципальному образованию город Братск в лице администрации муниципального образования города Братска (ОГРН 1023800841712, ИНН 3803100833, юридический адрес: Иркутская область, г. Братск, проспект Ленина, 37), Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области (ОГРН 1083808000154, ИНН 3808171299, юридический адрес: г. Иркутск, ул. Ленина, 1а), Министерству здравоохранения Иркутской области (ОГРН 1083808001243, ИНН 3808172327, юридический адрес: г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 29) о взыскании 248 040 руб., третье лицо - государственное бюджетное учреждение здравоохранения Иркутская ордена "Знак Почёта" областная клиническая больница (ОГРН 1023801756670, ИНН 3812014690, юридический адрес: г. Иркутск, Юбилейный микрорайон, 100) (суд первой инстанции: судья Рукавишникова Е.В.),
установил:
Негосударственное учреждение здравоохранения "Научно-исследовательский институт клинической медицины" обратилось в арбитражный суд с иском к муниципальному образованию город Братск в лице администрации муниципального образования города Братска, Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области, Министерства здравоохранения Иркутской области о взыскании 248 040 руб., составляющих убытки за оказанные пациенту Павловой Татьяне Борисовне услуги по предоставлению специализированной медицинской помощи по проведению бикарбонатного диализа в рамках территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Иркутской области, бесплатной медицинской помощи в Иркутской области на 2011 год, утверждённой постановлением правительства Иркутской области от 7.02.2011 N 27-пп.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 4.10.2012 исковые требования удовлетворены. С Иркутской области за счёт средств её казны в пользу истца взыскано 248 040 руб. основного долга. В удовлетворении иска к ответчику муниципальному образованию город Братск в лице администрации муниципального образования города Братска отказано.
Не согласившись с решением суда, Министерство финансов Иркутской области обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении требований истцу отказать в полном объёме. По мнению заявителя апелляционной жалобы, истцом не доказан размер убытков, а также факт противоправного поведения Иркутской области и причинная связь между противоправным поведением и причинёнными убытками. Считает, что медицинские услуги, предоставленные истцом Павловой Т.Б., являются расходным обязательством местного бюджета и подлежат возмещению за счёт соответствующего муниципального образования. Также заявитель указал, что направление на лечение Павловой Т.Б. было выдано государственным бюджетным учреждением здравоохранения Иркутской Ордена Знак Почёта областной клинической больницей, вследствие чего, взыскание должно возлагаться именно на указанную больницу.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее: со 2.07.1997 пациентка Павлова Т.Б. получала программный гемодиализ в отделении гемодиализа Областной клинической больницы.
Из пояснений третьего лица следует, что с 1997 года по сентябрь 2011 года пациентка Павлова Т.Б. проживала в пансионате Областной клинической больницы на территории больницы. В отделении хронического гемодиализа по плану должно быть размещено 16 аппаратов для гемодиализа. Предельная нагрузка на 1 аппарат - 3 диализных смены в сутки, следовательно, в сутки возможно оказание помощи 48 больным. По данным организационно-методического отдела Областной клинической больницы за 2011 год в отделении гемодиализа в августе-сентябре 2011 года пролечилось 90 человек, что превышает допустимую норму на 70%.
5.09.2011 пациентка Павлова Т.Б. была направлена в негосударственное учреждение здравоохранения "Научно-исследовательский институт клинической медицины" отделение гемодиализа в г. Ангарске по месту фактического проживания комиссией Областной клинической больницы в лице и.о. главного врача Кононенко В.Н., и.о. заведующего отделением Гринчук А.В. и врача-нефролога Яковлевой О.Ю.
Согласно медицинской амбулаторной карте Павловой Т.Б. N 79 за период с 5.09.2011 по 30.12.2011 истцом проведено Павловой Т.Б. 52 процедуры заместительной терапии методом гемодиализа стоимостью 4770 руб. каждая, всего на сумму 248 040 руб.
Полагая, что в силу положений, установленных постановлением Правительства Российской Федерации N 782 от 4.10.2010 "О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год", Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Иркутской области, бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утверждённой постановлением правительства Иркутской области N 27-пп от 7.02.2011, финансовое обеспечение мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи является расходным обязательством субъектов Российской Федерации, истец обратился в суд с настоящим иском.
При этом истец указал, что в соответствии с положениями указанных выше нормативных актов проведение заместительной почечной терапии методами гемодиализа и перитонеального гемодиализа относится к специализированной медицинской помощи и оплачивается по тарифам, утверждённым в установленном порядке, за счёт средств обязательного медицинского страхования.
Расчёт стоимости процедур истцом произведён в соответствии с решением Министерства здравоохранения Иркутской области от 18.02.2011, согласно которому стоимость одной процедуры диализа составляет 4770 руб.
Письмом N 18242/01/11 от 16.11.2011 администрация муниципального образования города Братска отказала в финансировании процедур, проведённых истцом Павловой Т.Б., в связи с тем, что негосударственное учреждение здравоохранения "Научно-исследовательский институт клинической медицины" не входит в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий в Иркутской области на 2011 год.
Министерство здравоохранения Иркутской области в удовлетворении иска просило отказать, ссылаясь на то, что в 2011 году проведение гемодиализа не финансировалось за счёт средств обязательного медицинского страхования. Истец оказал медицинскую помощь, не проверив регистрацию пациентки, наличие договора с тем или иным муниципальным образованием. Считает, что отсутствуют правовые основания для взыскания убытков, поскольку со стороны министерства не было совершено незаконных действий (бездействия).
Министерство финансов Иркутской области просило в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на то, что истцом не доказан размер убытков, отсутствует состав гражданского правонарушения для возложения ответственности на Иркутскую область. В силу пункта 25 Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Иркутской области, бесплатной медицинской помощи на 2011 год заявленные истцом убытки подлежат возмещению за счёт соответствующего муниципального образования. В силу статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации с учётом действий бюджетного учреждения (выдачи пациенту направления в негосударственное учреждение здравоохранения "Научно-исследовательский институт клинической медицины") заявленные истцом убытки подлежат, по мнению ответчика, возмещению за счёт средств Областной клинической больницы.
Муниципальное образование город Братск в лице администрации муниципального образования города Братска в удовлетворении исковых требований просило отказать, ссылаясь на то, что истец не относится к медицинским организациям, финансируемым за счёт средств местных бюджетов.
Оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам: в соответствии с приказом Минздрава Российской Федерации N 254 от 13.08.2002 "О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации" диализ является основным методом заместительного лечения почечной недостаточности, обеспечивающим спасение жизни больных и значительное увеличение её продолжительности и повышение качества. Отделение диализа является структурным подразделением лечебно-профилактического учреждения (стационара) для осуществления функций по оказанию специализированной медицинской помощи больным, нуждающимся в проведении почечной заместительной терапии методами гемо- и перитонеального диализа.
Соответственно, в данном случае истец оказал Павловой Т.Б. специализированную медицинскую помощь, которая была необходима для спасения жизни больной.
Согласно пункту 9 Порядка организации оказания специализированной медицинской помощи, утверждённого приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации N 243н от 16.04.2010, специализированная медицинская помощь в учреждениях здравоохранения может оказываться населению в качестве бесплатной в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи за счёт средств обязательного медицинского страхования и средств соответствующих бюджетов, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год утверждена постановлением Правительства Российской Федерации N 782 от 4.10.2010. Данной программой предусмотрено бесплатное оказание первичной медико-санитарной помощи; скорой помощи, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи; специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано утвердить территориальные программы оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на 2011 год.
На основании изложенного постановлением правительства Иркутской области N 27-пп от 7.02.2011 утверждена Территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Иркутской области, бесплатной медицинской помощи на 2011 год. В соответствии с пунктом 17 указанной программы проведение заместительной почечной терапии методом планового амбулаторного гемодиализа должно осуществляться в рамках оказания специализированной медицинской помощи.
При этом согласно пункту 25 Территориальной программы обеспечение нуждающихся лиц гемодиализом осуществляется за счёт бюджетных ассигнований местных бюджетов, за исключением лиц, получающих медицинскую помощь в областных государственных учреждениях здравоохранения. В данном случае Павлова Т.Б. получила специализированную медицинскую помощь за счёт истца, который областным государственным учреждением здравоохранения не является.
Существенное значение имеет тот факт, что Павлова, ранее систематически получавшая специализированную медицинскую помощь в областном учреждении здравоохранения, была направлена для оказания специализированной медицинской помощи в негосударственное учреждение здравоохранение "Научно-исследовательский институт клинической медицины" на основании распоряжения Министерства здравоохранения Иркутской области N 376 от 23.04.2010 "Об организации оказания специализированной медицинской помощи в Центре амбулаторного гемодиализа НУЗ НИИ клинической медицины".
Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции о том, что финансирование специализированной медицинской помощи в виде проведения заместительной терапии методом гемодиализа Павловой Т.Б. в Центре амбулаторного гемодиализа истца должно осуществляться за счёт средств бюджета Иркутской области, является абсолютно правильным, а утверждения заявителя жалобы о том, что это финансирование должно осуществляться за счёт средств муниципального образования либо третьего лица, основаны на неверном толковании самим ответчиком положений перечисленных выше норм права.
Довод заявителя жалобы об отсутствии в данном случае его противоправного поведения, суд апелляционной инстанции оценивает, как несостоятельный. Истец, действуя во исполнение распоряжения Министерства здравоохранения Иркутской области N 376 от 23.04.2010 и в буквальном смысле спасая жизнь человека, постоянно проживающего на территории Иркутской области, понёс затраты. Возмещение этих затрат истца на основании приведённых выше нормативных актов является расходным обязательством бюджета Иркутской области. Следовательно, отказ заявителя жалобы, представляющего интересы бюджета субъекта федерации, возместить расходы истца является противоправным.
Доводы заявителя жалобы о том, что истец не доказал размер своих убытков, также несостоятельны. Расчёт размера затрат истца произведён исходя из количества произведённых процедур гемодиализа и стоимости этих услуг на 2011 год для г. Ангарска, согласованной решением Министерства здравоохранения Иркутской области от 18.02.2011.
В соответствии с указанным решением стоимость одной процедуры гемодиализа составляет 4770 руб. В материалы дела представлена медицинская амбулаторная карта Павловой Т.Б., согласно которой истцом проведено 52 процедуры гемодиализа. Таким образом, расчёт стоимости услуг истцом произведён верно, материалами дела подтверждён.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Оснований для его отмены либо изменения не имеется.
Руководствуясь статьёй 268, частью 1 статьи 269, статьями 270 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 4 октября 2012 года по делу N А19-7057/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
О.А. Куклин |
Судьи |
К.Н.Даровских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-7057/2012
Истец: Негосударственное учреждение здравоохранения "Научно-Исследовательский институт Клинической медицины"
Ответчик: Администрация муниципального образования города Братска
Третье лицо: Министерство здравоохранения Иркутской области, Министерство финансов Иркутской области