город Омск |
|
15 января 2013 г. |
Дело N А70-7756/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 января 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Шиндлер Н.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черемновой И.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10370/2012) федерального бюджетного учреждения "Обь-Иртышское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 10.10.2012 по делу N А70-7756/2012 (судья Безиков О.А.), принятое по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Тобольске Тюменской области (ОГРН 1027201293987, ИНН 7206025192) к федеральному бюджетному учреждению "Обь-Иртышское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства" (ОГРН 1025500974267, ИНН 5504002648) о взыскании финансовых санкций в сумме 54 713 рублей 22 копеек,
при участии в судебном заседании представителей:
от федерального бюджетного учреждения "Обь-Иртышское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства" в лице филиала Тобольский район водных путей и судоходства - Казаченко Марина Николаевна по доверенности N 13-10-707 от 02.10.2012 (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
от Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тобольске Тюменской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
установил:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тобольске Тюменской области (далее - УПФ РФ в г. Тобольске, орган Пенсионного фонда, заявитель) обратилось в суд с заявлением к Федеральному бюджетному учреждению "Обь-Иртышское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства" в лице филиала Тобольский район водных путей и судоходства (далее - ФБУ "Обь-Иртышводпуть", ответчик) о взыскании 54 713 руб. 22 коп. финансовых санкций в соответствии с пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 10.10.2012 по делу N А70-7756/2012 заявленные требования удовлетворены, с ответчика взыскано 54 713 руб. 22 коп. финансовых санкций.
С решением суда первой инстанции ФБУ "Обь-Иртышводпуть" не согласилось и обжаловало его в порядке апелляционного производства.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.
УПФ РФ в г. Тобольске проведена проверка правильности, полноты и своевременности представления Федеральным бюджетным учреждением "Обь-Иртышское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства" за филиал Тобольский район водных путей и судоходства индивидуальных сведений в орган Пенсионного фонда РФ за 2011 год.
Указанной проверкой установлено, что ответчик в связи с занижением базы для начисления страховых взносов за 2011 г., представил недостоверные индивидуальные сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и о страховом стаже за 1 квартал 2011 г. на 13 застрахованных лиц, за 2 квартал 2011 г. на 18 застрахованных лиц, за 3 квартал 2011 г. на 8 застрахованных лиц, за 4 квартал 2011 г. на 9 застрахованных лиц, тем самым совершил правонарушение, предусмотренное абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
Страховые взносы, подлежащие уплате в Пенсионный фонд на указанных застрахованных лиц, составили 588 785,15 руб. в том числе: за 1 квартал 2011 г. 133 495,54 руб. на страховую часть и 14 336,46 руб. на накопительную часть, за 2 квартал 2011 г. 183 028,53 руб. на страховую часть и 24 065,06 руб. на накопительную часть, за 3 квартал 2011 г. 102 079,52 руб. на страховую часть и 15 642,87 руб. на накопительную часть, за 4 квартал 2011 г. 105 827,23 руб. на страховую часть и 10 309,94 руб. на накопительную часть.
По окончании выездной проверки органом Пенсионного фонда составлен акт выездной проверки N 082/011/99/25-2012 от 03.04.2012, в котором отражены выявленные нарушения и 26.04.2012 вынесено решение N 5 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Размер штрафа за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования по расчетам органа Пенсионного фонда составил 58 878 рублей 52 копейки.
18.05.2012 УПФ РФ в г. Тобольске в адрес ФБУ "Обь-Иртышводпуть" было направлено требование N 1 об уплате финансовой санкции в Пенсионный фонд РФ за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования на неоплаченную страхователем сумму начисленной финансовой санкции.
В связи с тем, что ФБУ "Обь-Иртышводпуть" требование об уплате финансовой санкции в установленный в нем срок не исполнило, орган Пенсионного фонда обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования о взыскании финансовой санкции, руководствовался материалами дела, из которых установил факт допущения ответчиком правонарушения, предусмотренного абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ (представление недостоверных сведений). Доводы ФБУ "Обь-Иртышводпуть" о неверном исчислении органом Пенсионного фонда суммы штрафа судом отклонены.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая, что фактически ФБУ "Обь-Иртышводпуть" за одно правонарушение было дважды привлечено к ответственности на основании абзаца 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ и на основании части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Судебное заседание апелляционного суда проведено при участии представителя БФУ "Обь-Иртышводпуть", поддержавшего доводы жалобы. Заявитель, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя для участия в процессе не направил, ходатайства об отложении не заявил, в связи с чем по правилам части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено в отсутствие представителя ГУ УПФ РФ в г. Тобольке.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно статье 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, или представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
Страхователями согласно статьи 1 Федерального закона N 27-ФЗ признаются юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения, международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь обязан представлять в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ установлено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта, следующего за отчетным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лицах.
Из материалов дела следует, судом первой инстанции установлено и ответчиком не оспаривается, что в нарушение названных норм ФБУ "Обь-Иртышводпуть" представило недостоверные индивидуальные сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже за 1 квартал 2011 года на 13 застрахованных лиц, за 2 квартал 2011 года на 18 застрахованных лиц, за 3 квартал 2011 года на 8 застрахованных лиц, за 4 квартал на 9 застрахованных лиц.
Таким образом, у органа Пенсионного фонда имелись все основания для привлечения ФБУ "Обь-Иртышводпуть" к ответственности на основании абзаца 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ. При этом, как верно было определено судом первой инстанции, сумма подлежащего взысканию штрафа верно рассчитана органом Пенсионного фонда исходя из всей суммы страховых взносов, причитающейся к уплате за истекший календарный год, а не от неуплаченных в установленный законом срок сумм страховых взносов.
Доводы ответчика о том, что он был неправомерно привлечен к ответственности дважды за одно правонарушение, судом апелляционной инстанции отклоняются.
Как уже было указано, по факту предоставления недостоверных сведений ответчику начислена финансовая санкция в размере 10 % от суммы страховых взносов, подлежащих уплате за 2011 год (588 785 руб. 20 коп.).
Также, по утверждению ФБУ "Обь-Иртышводпуть", оно было привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 8 330 руб. 60 коп. на основании части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, в связи с представлением страхователем недостоверных сведений на застрахованных лиц.
Между тем, во-первых, в материалах дела отсутствует решение, которым ФБУ "Обь-Иртышводпуть" было привлечено к ответственности на основании части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 8 330 руб. 60 коп., а, во-вторых, одновременное привлечение страхователей по обязательному пенсионному обеспечению на основании абзаца 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ и на основании части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ не противоречит какой-либо норме права и не свидетельствует о повторном наложении наказания, поскольку возложение ответственности соответственно на основании абзаца 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ и на основании части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ предполагает наличие различных объектов отдельных административных проступков (предоставление недостоверных сведений с одной стороны и неполная уплата стразовых взносов - с другой).
Следовательно, позиция ответчика о повторном привлечении к ответственности основана на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем не может быть воспринята апелляционным судом.
Далее, в апелляционной жалобе ФБУ "Обь-Иртышводпуть" указало, что рассмотрение настоящего дела должно производиться с учетом правовой позиции Пенсионного Фонда России, данной в письме от 14.12.2004 N КА-09-25/13379, в котором отмечена возможность неприменения санкции абзаца третьего статьи 17 Закона N 27-ФЗ с учетом добровольного устранения страхователем выявленных правонарушений.
Проанализировав названный довод и содержание упомянутого письма Пенсионного Фонда России, судебная коллегия апелляционного суда не усматривает оснований считать, что финансовая санкция статьи 17 Закона N 27-ФЗ не применима в рассматриваемом случае.
Согласно позиции Пенсионного фонда Российской Федерации, отраженной в Письме от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ", если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в 2-недельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда России ошибки, Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Из указанного разъяснения Пенсионного Фонда России следует, что неприменение абзаца третьего статьи 17 Закона N 27-ФЗ возможно при наличии одного из следующих условий:
- если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету;
- если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда РФ ошибки.
Апелляционный суд не усмотрел ни одного из названных условий применительно к настоящему делу. При этом, в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ ответчик не представил в материалы дела каких-нибудь доказательств об исправлении обнаруженных территориальным органом Пенсионного фонда РФ ошибок в течение 2 недель с момента, когда ФБУ "Обь-Иртышводпуть" стало известно о наличии таких ошибок.
В связи с изложенным, не имеется оснований считать, что ответчик выполнил условия, предложенные Пенсионным Фондом России для не привлечения к ответственности страхователя.
Кроме того, рассматриваемое письмо, не смотря на то, что выражает позицию Пенсионного Фонда России по конкретному вопросу, не может быть отнесено к нормативному правовому акту, в связи с чем не является обязательным к исполнению, в том числе при разрешении судебного спора.
Поскольку основания для привлечения ФБУ "Обь-Иртышводпуть" к ответственности в соответствии с абзацем третьим статьи 17 Закона N 27-ФЗ установлены (факт представления недостоверных сведений о застрахованных лицах), ответчиком признаны, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерном взыскании судом первой инстанции финансовой санкции в заявленном размере (с учетом добровольно уплаченной ответчиком суммы 4 165 руб. 30 коп.).
При названных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого по данному делу решения не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, на основании статьи 110 АПК РФ, статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся ответчика.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу федерального бюджетного учреждения "Обь-Иртышское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 10.10.2012 по делу N А70-7756/2012 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-7756/2012
Истец: ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Тобольске Тюменской области
Ответчик: Федеральное бюджетное учреждение "Обь-Иртышское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства"
Третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г Омска