г. Киров |
|
14 января 2013 г. |
Дело N А31-481/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 января 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Пуртовой Т.Е.,
судей Дьяконовой Т.М., Гуреевой О.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарём Русиновой А.И.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области (ОГРН: 1024400515820, г.Кострома)
на решение Арбитражного суда Костромской области от 03.10.2012 по делу N А31-481/2012, принятое судом в составе судьи Паниной С.Л.,
по иску областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Костромская областная больница" (ОГРН: 1024400530824, г.Кострома)
к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области (ОГРН: 1024400515820, г.Кострома)
третье лицо: Костромской областной фонд обязательного медицинского страхования,
о взыскании 114.948 рублей долга,
установил:
областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Костромская областная больница" (далее - Больница, истец) обратилось с иском в Арбитражный суд Костромской области к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области (далее - УФСИН, ответчик) о взыскании 114.948 рублей долга за медицинские услуги, оказанные сотруднику ответчика Крамбалеву А.С.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Костромской областной фонд обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Костромской области от 03.10.2012 исковые требования областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Костромская областная больница" удовлетворены.
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит изменить решение суда от 03.10.2012.
По мнению заявителя жалобы, сотрудники ФСИН обладают особым правовым статусом в части реализации права на медицинскую помощь, приравненным к статусу военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел России, МЧС России, таможенных органов, в связи с чем в целях обеспечения реализации прав на медицинское обслуживание указанной категории граждан в гарантированном объеме наравне со всеми гражданами и предоставления им дополнительных гарантий Правительством Российской Федерации принято Постановление от 31.12.2004 N 911, которым утверждены, в том числе, Правила возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи (далее - Правила возмещения расходов). Согласно пункту 2 названных Правил расходы учреждений здравоохранения на оказание медицинской помощи сотрудникам уголовно-исполнительной системы возмещаются территориальным органом соответствующего федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, где проходят службу сотрудники, по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в учреждении здравоохранения) на момент оказания медицинской помощи, в соответствии с договором, заключенным между территориальным органом федерального органа исполнительной власти и учреждением здравоохранения. Ответчик полагает, что возмещение расходов учреждению здравоохранения за медицинскую помощь, оказанную им сотрудникам ФСИН, должно осуществляться в том же объеме (по тем же тарифам), в каком им возмещаются расходы на оказание медицинских услуг, оплата за которые производится ФОМС. Кроме того, заявитель жалобы считает, что проведение взаиморасчетов с медицинским учреждением должно осуществляться с момента, когда устранена непосредственная угроза жизни больного и возможна его транспортировка. Поскольку Крамбалев А.С. находился 38 дней в реанимационном отделении истца, то именно по истечении этого времени миновала угроза жизни больного и появилась возможность его транспортировки.
Истец и третье лицо отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области от 03.10.2012 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В заседании апелляционного суда 09.01.2013 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 14.01.2013 - 14 час. 45 мин. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Второго арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Исследовав материалы дела и изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, настоящий спор возник между сторонами в связи с наличием разногласий относительно размера оплаты за оказанные истцом медицинские услуги сотруднику уголовно-исполнительной системы Крамбалеву А.С.
12.12.2010 в 22 час. 40 мин. в приемное отделение ГУЗ "Костромская областная больница" бригадой скорой медицинской помощи был доставлен аттестованный сотрудник УФСИН по Костромской области Крамбалев Алексей Сергеевич и госпитализирован в неврологическое отделение в тяжелом состоянии. В больнице Крамбалев А.С. провел 68 койко-дней, из них 38 койко-дней в отделении реанимации и 30 койко-дней в неврологическом отделении, где ему были оказаны медицинские услуги на общую сумму 114.948 рублей. Указанная стоимость услуг была рассчитана на основании утвержденного истцом Прейскуранта цен на платные медицинские услуги, оказываемые Больницей.
Истцом для оплаты оказанных услуг был выставлен ответчику счет-фактура N 0000152 от 28.02.2011. Договор на оказание медицинских услуг между сторонами не заключался.
Неоплата УФСИН стоимости оказанных его сотруднику медицинских услуг послужила основанием для обращения Больницы с иском в арбитражный суд.
Руководствуясь Правилами возмещения расходов, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 911, а также статьями 309, 310, 779 и 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу, что у УФСИН возникла обязанность по оплате неотложной медицинской помощи, предоставленной его сотруднику, по тарифам, действующим в учреждении здравоохранения на момент оказания медицинской помощи, и признал правомерным применение Больницей при расчете стоимости оказанных услуг тарифов, установленных Прейскурантом цен платных медицинских услуг.
Апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции.
В целях обеспечения реализации прав на медицинское обслуживание сотрудников уголовно-исполнительной системы в гарантированном объеме наравне со всеми гражданами Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1, Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 N 811, и с учетом утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 911 Правил оказания медицинской помощи (медицинского обслуживания) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), уголовно-исполнительной системы, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи и сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, уголовно-исполнительной системы, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, уволенным со службы, лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции, и Правил возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи (Правила возмещения затрат), расходы учреждений здравоохранения на оказание медицинской помощи сотрудникам уголовно-исполнительной системы возмещаются территориальным органом соответствующего федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, где проходят службу сотрудники, по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в учреждении здравоохранения) на момент оказания медицинской помощи, в соответствии с договором, заключенным между территориальным органом федерального органа исполнительной власти и учреждением здравоохранения (пункт 2).
В соответствии с пунктом 5 Правил оказания медицинских услуг в случае оказания неотложной медицинской помощи указанным выше лицам учреждениями государственной или муниципальной системы здравоохранения с возмещением расходов по оказанию медицинской помощи этим учреждениям здравоохранения соответствующими федеральными органами исполнительной власти (к каковым в настоящем случае относится ответчик).
Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 911 направлено на гарантирование учреждениям здравоохранения, заключающим договоры с управлениями Федеральной службы исполнения наказаний (и подобными им ведомствами), оплаты медицинских услуг (оказанных в гарантированном объеме), которую они не могут получить из Фонда обязательного медицинского страхования в связи с тем, что медицинская помощь, оказанная сотрудникам уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, не оплачивается из средств обязательного медицинского страхования, поскольку органы уголовно-исполнительной системы освобождены от уплаты страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования с денежного довольствия и иных выплат, получаемых их сотрудниками (пункты 1, 5 письма Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 03.03.2000 N 1089/30-3и "Об оплате медицинской помощи, оказанной военнослужащим, сотрудникам милиции, органов налоговой полиции и уголовно-исполнительной системы").
Учитывая, что в спорной ситуации неотложная медицинская помощь и иные медицинские услуги оказывались Больницей сотруднику УФСИН, не застрахованному по обязательному медицинскому страхованию, истец при исчислении стоимости оказанных услуг применил утвержденные Больницей тарифы, поскольку при исчислении стоимости оказанных услуг исходя, из тарифов ОМС, учреждение здравоохранения лишено возможности возместить в полном объеме затраченные им на лечение сотрудника ответчика средства.
Следовательно, возмещение расходов учреждению здравоохранения за медицинскую помощь, оказанную им сотрудникам УФСИН, должно осуществляться с учетом полного погашения расходов Больницы на такую помощь.
При таких обстоятельствах суд признал правомерным применение Больницей при расчете стоимости оказанных услуг тарифов, установленных в Прейскуранте платных медицинских услуг, то есть тарифов, действующих в учреждении.
Доказательств утверждения иных тарифов, установленных органом муниципальной власти для спорных ситуаций, в материалы дела не представлено
С учетом того, что УФСИН возражений по объему и качеству оказанных услуг не заявило, документально подтвержденный контррасчет предъявленной ко взысканию суммы не представило, решение суда первой инстанции следует признать правильным.
Таким образом, материалы дела исследованы судом первой инстанции полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Оснований для отмены обжалуемого решения, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269 (пункт 1), 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 03.10.2012 по делу N А31-481/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области (ОГРН: 1024400515820, г.Кострома) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.Е. Пуртова |
Судьи |
Т.М. Дьяконова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-481/2012
Истец: ОГБУ здравоохранения "Костромская областная больница", ОГБУЗ "Костромская областная больница"
Ответчик: Управление Федеральной службы исполнения наказания по Костромской области, Управление ФСИН по Костромской области
Третье лицо: Костромской областной фонд обязательного медицинского страхования