г. Санкт-Петербург |
|
15 января 2013 г. |
Дело N А42-2847/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 января 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Згурской М.Л., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Душечкиной А.И.
при участии:
от истца (заявителя): Жирнов С.А. - доверенность от 28.12.2012
от ответчика (должника): 1)Садулаева З.С. - доверенность от 20.09.2012
2) Жаблова С,А. - доверенность от 25.12.2012
3) не явился, извещен
4) Ожерикова М.В. - доверенность от 09.01.2013
5-13) не явились, извещены
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19049/2012) ОАО "10 Ордена Трудового Красного Знамени судоремонтный завод" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.08.2012 по делу N А42-2847/2012 (судья Варфоломеев С.Б.), принятое
по заявлению: ОАО "10 Ордена Трудового Красного Знамени судоремонтный завод"
к заинтересованным лицами: 1) Межрайонный специализированный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Мурманской области,
2) Управлению Федеральной налоговой службы по Мурманской области,
3) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области,
4) Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску,
5) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской области,
6) ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Полярном ЗАТО Александровск,
7) ГУ - Мурманское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации,
8) Территориальное управление Росимущества в Мурманской области,
9) Госкорпорация "Росатом",
10) ОАО "Оборонэнерго",
11) ОАО "Кольская энергосбытовая компания",
12) ОАО "Водоканал",
13) Управление Федеральной службы судебных приставов по Мурманской области
3-те лицо: ООО "Мурманский институт независимой оценки"
о признании частично незаконным постановления от 11.04.2012 N 708/09/21/51-СД
установил:
Открытое акционерное общество "10 ордена Трудового Красного Знамени судоремонтный завод" (место нахождения: 184651, Мурманская область, г. Полярный, ОГРН 1105110000270) (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного специализированного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Мурманской области Емельянчик Ю.С (далее - судебный пристав) от 11.04.2012 N 708/09/21/51-СД об оценки вещи или имущественного права в части принятия отчета от 30.03.2012 N НБ-027/03/12 об оценке рыночной стоимости плавдока 73 и плавдока 18.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федеральной службы судебных приставов по Мурманской области, взыскатели по исполнительному производству - Управление Федеральной налоговой службы по Мурманской области (место нахождения: 183032, г. Мурманск, ул. Заводская, д. 7), Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области (место нахождения: 183038, г.Мурманск, ул.Комсомольская, д.2), Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Мурманску (место нахождения: 183038, г.Мурманск, ул.Комсомольская, д.4), Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской области (место нахождения: 184604: Мурманская, обл., г.Североморск, ул.Сгибнева, д.13), государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Полярном ЗАТО Александровск (место нахождения: 184650, Мурманская обл., ЗАТО Александровск, г.Полярный, ул.Советская, д.18, кв.17), государственное учреждение - Мурманское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (место нахождения: 183050, г.Мурманск, пр.Кольский, д.156), Территориальное управление Росимущества в Мурманской области (место нахождения: 183006, г.Мурманск, ул.Пушкинская, д.12), Госкорпорация "Росатом" (место нахождения: 119017, г.Москва, ул.Б.Ордынка, д.24/26), открытое акционерное общество "Оборонэнерго" (место нахождения: 183010, г.Мурманск, ул.Журбы, д.1), открытое акционерное общество "Кольская энергосбытовая компания" (место нахождения: 183038, г.Мурманск, ул.Коминтерна, д.5), открытое акционерное общество "Водоканал" (место нахождения: 184650, Мурманская обл., ЗАТО Александровск, г.Полярный, ул.Советская, д.17).
Определением суда от 06.06.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечён оценщик - ООО "Мурманский институт независимой оценки".
Решением суда от 24.08.2012 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе ОАО "10 СРЗ", ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Судебное заседание проведено с использованием системы видеоконференцсвязи при оказании технической помощи Арбитражным судом Мурманской области.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, а представители Межрайонного специализированного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Мурманской области, Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области, Инспекции ФНС по г. Мурманску возражал против ее удовлетворения, просили решение суда оставить без изменения.
Остальные привлеченные к участию в деле заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствии представителей заинтересованных лиц.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как видно из материалов дела, в производстве судебного пристава-исполнителя Межрайонного специализированного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Мурманской области находится сводное исполнительное производство от 10.11.2009 N 708/09/21/51-СД, в рамках которого с Общества должна быть взыскана задолженность в пользу взыскателей в общей сумме 235 331 495,86 руб.
В рамках данного исполнительного производства в период с 09.02.2012 по 21.02.2012 был наложен арест на судно С-14, плавдок 73, судно С-9, плавдок 18, буксир РБ-298, плавкран 22025, катер РК 1645, буксир РБ-107, принадлежащие должнику на праве собственности.
Руководствуясь частью 2 статьи 85 Закона N 229-ФЗ, пристав 19.03.2012 вынес постановление об участии специалиста в исполнительном производстве.
В рамках государственного контракта N 17 на оказание услуг по оценке имущества, арестованного в рамках исполнительного производства, заключенного 10.01.2012 между Управлением ФССП по Мурманской области и ООО "Мурманский институт независимой оценки ", последнему поручено произвести оценку имущества с целью определения рыночной стоимости арестованного имущества должника.
Согласно отчету ООО "Мурманский институт независимой оценки " N НБ-027/03/12 от 30.03.2012 рыночная стоимость плавдока 73 и плавдока 18 по состоянию на 19.03.2012 составила 10 626 694 руб. каждого плавдока (без учета НДС).
Постановлением N 708/09/21/51-СД от 11.04.2012 об оценке вещи или имущественного права судебный пристав принял отчет N НБ-027/03/12 от 30.03.2012, согласно которому рыночная стоимость составляет в частности: плавдока 73 - 10 626 694 руб., плавдока 18 - 10 626 694 руб.
Считая данное постановление судебного пристава недействительным, в оспариваемой части, ОАО "10 СРЗ" обжаловало его судебном порядке, ссылаясь на то, что указанная в отчете специалиста и принятая судебным приставом стоимость арестованного имущества - плавдока 73 и плавдока 18 в размере 10 626 694 руб. каждого, является заниженной.
Отказывая Обществу в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствуют основания для признания незаконным постановления судебного пристава от 11.04.2012.
Выслушав мнение представителей сторон, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, апелляционная коллегия не усматривает оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
В силу части 1 статьи 329 АПК РФ решение и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных АПК РФ и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 АПК РФ.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 85 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Обязанность судебного пристава-исполнителя привлечь для оценки данного имущества оценщика вытекает из пунктов 1 и 7 части 2 статьи 85 Закона N 229-ФЗ. Судебный пристав обязан в течение одного месяца со дня обнаружения имущества должника привлечь оценщика для оценки недвижимого имущества.
В силу части 4 статьи 85 Закона N 229-ФЗ стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства.
Как разъяснено в пункте 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком", в случае оспаривания величины стоимости объекта оценки в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу сделки, акта государственного органа, решения должностного лица или органа управления юридического лица (в том числе спора о признании сделки недействительной, об оспаривании ненормативного акта, о признании недействительным решения органа управления юридического лица и др.) судам следует учитывать, что согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу в силу статьи 75 АПК РФ. Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 названного Кодекса.
Согласно статье 12 Федерального закона 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
При этом величина рыночной стоимости объекта оценки, определенная независимым оценщиком, не может быть принята в качестве достоверной в целях реализации арестованного имущества в порядке, предусмотренном Законом об исполнительном производстве, в том случае, если порядок ее определения и (или) ее размер не соответствуют нормам и требованиям Закона об оценочной деятельности.
Изучив материалы дела, проверив представленные доказательства по правилам, установленным статьей 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии нарушений Закона об оценочной деятельности при определении величины рыночной стоимости спорного имущества, установленной в отчете ООО "Мурманский институт независимой оценки" от 30.03.2012 N НБ-027/03/12.
Как установлено судом, оценка спорного имущества ООО "Мурманский институт независимой оценки" осуществлялась на основании заключенного государственного контракта от 10.01.2012 N 17. Обязанности оценщика выполнял Чувашов Д.А., который в постановлении от 19.03.2012 предупрежден об ответственности, установленной законодательством за отказ или уклонение от дачи заключения или дачу заведомо ложного заключения.
При проведении оценки применялись Закон об оценочной деятельности, федеральный стандарт оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденный приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 254, федеральный стандарт оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденный приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255, федеральный стандарт оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденный приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 256.
В соответствии с пунктом 20 федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)" утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 256, предусмотрено, что оценщик при проведении оценки использует затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновывает отказ от использования того или иного подхода; оценщик вправе самостоятельно определять конкретные методы оценки в рамках применения каждого из подходов.
ООО "Мурманский институт независимой оценки" при определении величины рыночной стоимости плавдоков применен сравнительный подход. Доходный и затратный подходы оценщиком не применялись.
В пункте 13.4 отчета от 30.03.2012 оценщиком приведено обоснование неприменения при оценке имущества (плавдоков) затратного и доходного подходов. В частности оценщиком указано, что поскольку оценщику не удалось найти новое судно, выпускаемое в настоящее время, являющееся аналогом объекта оценки, то затратный подход неприменим.
Окончательная оценка стоимости плавдоков определялась с учетом факторов, существенно влияющих на ценность объекта. Оценщиком приняты во внимание цель оценки - определение стоимости 0для последующей принудительной реализации в рамках процедуры исполнительного производства, ограничение по срокам продажи.
Каких-либо несоответствий в представленном оценщиком отчете от 30.03.2012 N НБ-027/03/12 названным федеральным стандартам судом не установлено.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что заявителем в данном случае не доказано недостоверность результатов оценки, произведенной оценщиком ООО "Мурманский институт независимой оценки", не представлено доказательств занижения принятой оспариваемым постановлением судебного пристава рыночной стоимости плавдоков.
ОАО "10 СРЗ" заявляя о недостоверности указанной в постановлении судебного пристава от 11.04.2012 стоимости плавдоков, ссылается на отчёты ООО "Центр инвентаризации и оценки недвижимости" от 25.02.2011 N 99/5.02-11 о рыночной стоимости плавдока 73, согласно которому рыночная стоимость плавдока 73 составила 25.840.000 руб. и от 16.08.2012 N 96.08-12, в соответствии с которым стоимость плавдока 18 составила 88.912.000 руб.
Однако из приведенных Обществом отчетов следует, что оценка определения рыночной стоимости плавдоков проведена с целью определения вероятной цены продажи судна.
Из принятого судебным приставом отчета следует, что оценка объектов в данном случае определялась специалистом-оценщиком с учетом цели оценки - определение возможной цены реализации объекта в рамках исполнительного производства.
В рамках данного отчета стоимость объекта определялась оценщиком с учетом положений статей 87 - 90 Закона N 229-ФЗ, цели оценки и корректировки рыночной стоимости, исходя из условий продажи в ограниченные сроки, то есть при наличии чрезвычайных обстоятельств, о которых заранее известно оценщику и которые могут оказать влияние на определяемую оценщиком рыночную стоимость имущества.
При этом, как следует из отчета от 16.08.2012 N 96.08-12 осмотр плавдока 18 ООО "Центр инвентаризации и оценки недвижимости" не проводился, в отчете использованы фотографии заказчика.
Исследовав и оценив представленный в материалы дела отчет, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что оценка объектов была произведена оценщиком в соответствии с требованиями Закона N 135-ФЗ, нормативных документов об оценке имущества и Закона N 229-ФЗ.
Как верно отметил суд, сама по себе произведенная рыночная оценка плавдоков не может нарушать прав и законных интересов заявителя, поскольку исходя из положений статей 85, 87 Федерального закона "Об исполнительном производстве" проведение оценки необходимо для определения начальной рыночной цены имущества с целью реализации на торгах в порядке, предусмотренном нормами главы 9 Федерального закона "Об исполнительной производстве".
Согласно положениям части 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Между тем, в силу части 1 статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которое оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Заявителем не представлены надлежащие доказательства, свидетельствующие о том, что рыночная стоимость, указанная в отчете от 30.03.2012, выполненном специалистом-оценщиком ООО "Мурманский институт независимой оценки", является недостоверной.
При таких обстоятельствах у судебного пристава исполнителя не имелось оснований для непринятия результатов оценки, отраженных в названном отчете.
Поскольку заявителем не представлено доказательств не соответствия отчета об оценке и оспариваемого постановления судебного пристава действующему законодательству, а также не приведено доказательств того, что оспариваемым постановлением нарушены его законные права и интересы, то оснований для признания оспариваемого постановления судебного пристава от 11.04.2012 о принятии отчета об оценке и установлении рыночной стоимости арестованного имущества незаконным, у суда не имеется.
Кроме того, из пояснений, данных судебным приставом в суде апелляционной инстанции, Обществом задолженность по сводному исполнительному производству погашена, в связи с чем, исполнительное производство подлежит окончанию.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены или изменения принятого решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.08.2012 по делу N А42-2847/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-2847/2012
Истец: ОАО "10 ордена Трудового Красного Знамени судоремонтный завод"
Ответчик: Межрайонный специализированный отдел службы судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Мурманской области, Межрайонный специализированный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Мурманской области
Третье лицо: ГК "Росатом", ГУ МРО ФСС РФ, ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Полярном ЗАТО Александровск, Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Мурманску, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N2 по Мурманской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области, ОАО "Водоканал", ОАО "Кольская энергосбытовая компания", ОАО "Оборонэнерго", ООО "Мурманский институт независимой оценки", ТУ Госимущества в Мурманской области, Управление Федеральной налоговой службы по Мурманской области, ГУ - Отдел Пенсионного фонда РФ в г. Полярном ЗАТО Александровск Мурманской области, ГУ-Мурманское региональное отделение Фонда социального страхования, ИФНС России по г. Мурманску, Межрайонная инспекция ФНС России N 2 по Мурманской области, Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области