г. Самара |
|
17 января 2013 г. |
Дело N А55-22247/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 января 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Апаркина В.Н.,
судей Кузнецова В.В., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Калибник Н.А.,
с участием:
от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в муниципальном районе Клявлинский Самарской области - Кудряшова М.В., доверенность от 20.08.2012 N 22,
от Сельскохозяйственного производственного кооператива "Луч" - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 января 2013 года в зале N 6 апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в муниципальном районе Клявлинский Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15 октября 2012 года
по делу N А55-22247/2012 (судья Корнилов А.Б.)
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в муниципальном районе Клявлинский Самарской области, ст. Клявлино, муниципальный район Клявлинский, Самарская область
к Сельскохозяйственному производственному кооперативу "Луч" (ОГРН 1026303659910, ИНН 6373002587), с. Ерилкино, муниципальный район Клявлинский, Самарская область
о взыскании штрафных санкций в сумме 780 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в муниципальном районе Клявлинский Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Сельскохозяйственному производственному кооперативу "Луч" о взыскании штрафа в размере 780 руб. за несвоевременное предоставление сведений по индивидуальному (персонифицированному) учету.
Решением суда 1 инстанции от 15 октября 2012 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Управление просит решение суда 1 инстанции отменить, как принятое с существенным нарушением норм материального права, и принять по делу новый судебный акт.
При этом указывает на то, что финансовая санкция в размере 480 руб. была применена в связи с нарушением кооперативом "Луч" срока представления индивидуальных сведений, предусмотренного п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", согласно которому страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице. Кооператив представил сведения после указанной даты. В дальнейшем связи с тем, что ранее сельскохозяйственным производственным кооперативом "Луч" был представлен расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам с ошибками, приводящими к занижению суммы страховых взносов, кооператив внес изменения в расчет по начисленным и уплаченным стразовым взносам и представил в Управление уточненный расчет. Соответственно этому сумма финансовых санкций увеличилась с 480 руб. до 780 руб. В случае, если обязанность плательщика страховых взносов по уплате страховых взносов, пеней и штрафов изменилась после направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, орган контроля за уплатой страховых взносов обязан направить плательщику уточненное требование в соответствии п. 8 ст. 22 Закона 212-ФЗ. Уточненное требование о 14.03.2012 N 1 было направлено ответчику, в котором было указано, что ранее направленное требование от 08.02.2012 N 35 аннулируется и исполнению не подлежит.
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Луч" отзыв на апелляционную жалобу суд не представил.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в жалобе.
В судебное заседание представитель Сельскохозяйственного производственного кооператива "Луч" не явился, о времени и месте рассмотрения дела кооператив извещен надлежащим образом.
В соответствии с п. 3 ст. 156, 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие представителя кооператива, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Управления, оценив имеющие в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, на основании акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, от 07.12.20112 N 76 Государственным учреждением - Управлением Пенсионного Фонда в муниципальном районе Клявлинский Самарской области было принято решение от 30.12.2011 N 48 о привлечении Сельскохозяйственного производственного кооператива "Луч" к ответственности по п. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде взыскания штрафа в размере 10 % причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный фонд РФ (4800 руб.) в сумме 480 руб. в соответствии с приложенным к акту расчетом (л.д. 5-7, 9-10).
В акте и решении отражено, что Сельскохозяйственным производственным кооперативом "Луч" в нарушение п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" не были представлены сведения формы АДВ-6-2, СЗВ-6-1, СЗВ-6-2 за период с 01.04.2011 г. по 20.06.2011 г.
На основании данного решения кооперативу было направлено требование от 08.02.2012 N 35 об уплате штрафа в сумме 480 руб. в срок до 26.02.2012 года (л.д. 12).
09.02.2012 года кооперативом в Управление был представлен расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, согласно которому сумма указанных страховых взносов составила 7800 руб. (6000 руб. на страховую часть, 1800 руб. на накопительную часть) - л.д.16-17.
В связи с этим Управлением без внесения изменений в решение о привлечении кооператива к ответственности от 30.12.2011 N 48 в части размера подлежащего взысканию (480 руб.) размер штрафа был автоматически увеличен до 780 руб. (10 % от суммы взносов в размере 7800 руб.) и об уплате штрафа в новом размере Управление 14 марта 2012 года направило кооперативу уточненное требование N 1 об уплате штрафа в сумме 780 руб. в срок до 05.04.2012 года (л.д. 14).
При этом в обоснование данного требования в нем содержится ссылка на указанное решение о привлечении кооператива к ответственности от 30.12.2011 N 48 в виде взыскания штрафа в размере 480 руб., а также на то, что прежнее требование от 08.02.2012 г. N 35 аннулируется и исполнению не подлежит.
Поскольку кооператив в установленный срок в добровольном порядке требование не исполнил, то Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с кооператива штрафа в сумме 780 руб.
При этом Управлением не были учтены следующие обстоятельства.
Статьей 17 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлена ответственность страхователей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В силу п. 1 ст. 8 закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В соответствии с п. 2 ст. 11 закона N 27-ФЗ страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице указанные в данном пункте сведения.
Пунктом 1 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" предусмотрено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Следовательно, к правоотношениям, связанным с контролем соблюдения закона N 27-ФЗ, в том числе при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, применяются нормы Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Согласно п. 1 ст. 38 закона N 212-ФЗ в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Пунктом 9 ст. 39 закона N 212-ФЗ установлено, что в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей настоящего Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
Таким образом, в акте проверки и решении о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности должны быть отражены обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства.
В решении о привлечении к ответственности от 30.12.2011 года указано, что плательщик привлекается к финансовой ответственности за непредставление сведений в виде штрафа, который исчисляется в размере 10 % от суммы 4800 руб. и составляет 480 руб.
При этом в решении отсутствуют ссылки на соответствующий расчет плательщика страховых взносов за отчетный период и иные документы, подтверждающие размер начисленных и уплаченных плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, с которого исчислен указанный штраф в сумме 480 руб.
В соответствии с п. 8 ст. 22 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в случае, если обязанность плательщика страховых взносов по уплате страховых взносов, пеней и штрафов изменилась после направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, орган контроля за уплатой страховых взносов обязан направить плательщику страховых взносов уточненное требование.
Однако из смысла и содержания данной правовой нормы в системной взаимосвязи с положениями п. 9 ст. 39 Закона, вопреки доводам Управления, изложенным в апелляционной жалобе, отнюдь не следует, что при получении органом Пенсионного фонда РФ после проведения проверки и вынесения решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете дополнительных документов, в том числе расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, свидетельствующих о необходимости увеличения суммы ранее наложенного штрафа, орган Пенсионного фонда РФ вправе без внесения соответствующих изменений в приятое решение либо принятия нового решения о привлечении к ответственности в виде взыскания штрафа в увеличенном размере и без соответствующего расчета направлять плательщику новое требование об уплате увеличенной суммы штрафа.
В соответствии с положениями п. 8 ст. 22 с учетом положений ст.39 Закона орган Пенсионного фонда РФ вправе направить плательщику страховых взносов уточненное требование об уплате штрафа в увеличенном размере, но при условии отражения этого обстоятельства в решении о привлечении плательщика взносов к ответственности и внесения в него соответствующих изменений либо принятия нового решения о привлечении к ответственности.
В рассматриваемом случае Управлением уточненное требование об уплате штрафа увеличенном размере 780 руб. от 14.03.2012 года было направлено в адрес кооператива без внесения изменений в решение о привлечении кооператива к ответственности от 30.12.2011 N 48 в части размера подлежащего взысканию штрафа (480 руб.) и составления соответствующего расчета с указанием документов, на основании которых о был произведен, размер штрафа был автоматически увеличен до 780 руб. (10 % от суммы взносов в размере 7800 руб.).
Не было принято Управлением и нового решения о привлечении кооператива к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном учете) в виде взыскания штрафа в размере 780 руб.
В отсутствие решения органа Пенсионного фонда о привлечении кооператива к ответственности по п. 3 ст. 17 указанного Закона в виде взыскания штрафа в размере 780 руб. и при аннулировании требования об уплате ранее взысканного штрафа в размере 480 руб. основания для удовлетворения иска Управления о взыскании с кооператива штрафа в размере 780 руб. отсутствуют.
На данные обстоятельства правомерно указано в обжалуемом решении суда 1 инстанции.
С учетом изложенного доводы Управления, приведенные в апелляционной жалобе, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
При таких обстоятельствах суд 1 инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявления Управления, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 15 октября 2012 года по делу N А55-22247/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Апаркин |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-22247/2012
Истец: Государственное Учреждение-УправлениеПенсионного фонда Российской Федерации в Клявлинском районе Самарской области
Ответчик: Сельскохозяйственный производственный кооператив "Луч"