г. Томск |
|
11 января 2013 г. |
Дело N А03-11576/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 января 2013 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ждановой Л.И.
судей: Музыкантовой М.Х., Бородулиной И.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Губиной Ю.В.
при участии:
от заявителя: без участия (извещен)
от заинтересованного лица: без участия (извещено)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов
на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 26 октября 2012 года по делу N А03-11576/2012 (судья Музюкин Д.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строительные материалы и коммерция"
к Управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Строительные материалы и коммерция" (далее - заявитель, ООО СтиК", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконным отказа от 05 июня 2012 года в открытии дела об установлении тарифа на водоотведение на 2013 год.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 26 октября 2012 года заявленные требования удовлетворены: отказ Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов обществу с ограниченной ответственностью "Строительные материалы и коммерция" в открытии дела об установлении тарифа на водоотведение на 2013 год, изложенный в письме от 05.06.2012 N 30-03/п/1941 признан незаконным как несоответствующий Правилам регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520. Суд обязал Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов повторно рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью "Строительные материалы и коммерция" об установлении тарифа на водоотведение на 2013 год от 23.04.2012.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение принято с нарушением норм материального права, не доказаны имеющие значение для дела обстоятельства, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Апеллянт полагает, что оспариваемый отказ Обществу не может создать препятствия для реализации производственной программы, считает, что Обществом не представлены доказательства нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Так как представленные Обществом к заявлению на установление тарифа на водоотведение на 2012 года материалы не подтверждают осуществление заявителем полного цикла: от приема стоков до утилизации осадка, как не подтверждают ведение Обществом какого-либо вида деятельности, предусмотренного Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ, закон о тарифах). Кроме того, представленная Обществом производственная программа не соответствует Федеральному закону N 210-ФЗ и Методическим рекомендациям N 101.
Подробно доводы заинтересованного лица изложены в апелляционной жалобе.
Заявитель отзыв на апелляционную жалобу в нарушение статьи 262 АПК РФ не представил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интерне-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке части 1 статьи 266, частей 1, 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Алтайского края от 26 октября 2012 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании договора аренды N 35 от 09.04.2007 ООО "СтиК" арендует у администрации г. Барнаула промливневый коллектор Северо-Западной группы предприятий литер 1, предназначенный для приема сточных вод и поверхностного стока с территорий предприятий, протяженностью 7 626,5 м.
Согласно п. 2.4.5 данного договора арендатор имеет право заключать договоры на прием и транспортировку стоков с предприятиями, осуществляющими сброс сточных вод и поверхностного стока в промливневый коллектор.
23 апреля 2012 года ООО "СтиК" направило в Управление пакет документов для установления тарифа на водоотведение на 2013 год.
Письмом от 05.06.2012 N 30-03/П/1941 Управление отказало Обществу в открытии дела об установлении тарифа на водоотведение на 2013 год в связи с тем, что переданные ООО "СтиК" материалы не позволяют принять решение об отнесении ООО "СтиК" к организации коммунального комплекса; тариф на водоотведение, заявленный на регулирование Обществом, не соответствует тарифам, подлежащим регулированию Управлением для организаций коммунального комплекса.
Не согласившись с данным решением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции принял по существу правильное решение.
Седьмой арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи с чем, отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных арбитражным судом фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пунктов 3, 4 части 1 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должны быть указаны (в том числе) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действиями (бездействием); законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действия (бездействие).
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса установлены Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".Согласно пункту 4 части 4 статьи 4 Федерального закона N 210-ФЗ тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Положением об Управлении Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, утвержденным постановлением Администрации Алтайского края от 30.11.2011 N 695, к полномочиям Управления отнесено, в том числе, установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, а также контроль за их применением.
Порядок установления тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса определен Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Правила регулирования тарифов, Правила N 520).
Пунктом 1 ст. 1 Закона N 210-ФЗ предусмотрено, что названный Закон устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Понятие организации коммунального комплекса содержится в п. 1 ст. 2 Закона N 210-ФЗ, в соответствии с которым, юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Система коммунальной инфраструктуры представляет собой совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе, трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований (п. 2 ст. 2 Закона N 210-ФЗ).
Подпунктом 1 п. 2 ст. 1 Закона N 210-ФЗ установлено, что в соответствии с названным Федеральным законом подлежат регулированию тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается и апеллянтом не опровергнуто, что ООО "СтиК" осуществляет эксплуатацию системы коммунальной инфраструктуры - промливневого коллектора, используемого для оказания услуг в целях обеспечения водоотведения, то есть является организацией коммунального комплекса.
Данное обстоятельство подтверждается также решением комитета экономического анализа и ценового регулирования администрации г. Барнаула от 12 марта 2008 года N 16/В, а также решением Управления от 30 ноября 2010 года N 157, которыми Обществу установлены тарифы на услуги по водоотведению с 15.04.2008 и с 01.01.2011 соответственно.
Ссылка апеллянта на не подтверждение Обществом осуществления им полного цикла водоотведения: от приема стоков до утилизации осадка, апелляционным судом не принимается, исходя из следующего.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 4 Закона о тарифах к полномочиям Правительства Российской Федерации в области регулирования тарифов и надбавок отнесено утверждение Основ ценообразования.
Утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (с последующими изменениями и дополнениями) Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, разработанные в соответствии с Законом о тарифах, определяют, в частности, принципы и методы регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
В соответствии со статьей 3 Закона о тарифах пунктом 2 Основ ценообразования предусмотрено, что установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса осуществляется исходя из необходимости обеспечения финансовых потребностей для реализации производственной программы.
Пунктом 4 Основ ценообразования предусмотрено, что тарифы и надбавки рассчитываются в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждаемыми Минрегионом России, которые, в частности, определяют:
1) условия, с учетом которых осуществляется выбор метода регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
2) правила расчета тарифов и надбавок;
3) правила дифференциации тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к тарифам, а также правила применения одноставочного или двухставочного тарифа;
4) правила расчета финансовых потребностей для реализации организацией коммунального комплекса производственных и инвестиционных программ, в том числе затрат (расходов), не учтенных при установлении тарифов и надбавок в предыдущий период регулирования;
5) критерии сопоставимости организаций коммунального комплекса и правила определения организаций коммунального комплекса, отвечающих таким критериям.
Пунктом 20 Методических указаний для целей расчета тарифов и надбавок в сфере холодного водоснабжения, которое представляет собой технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку (очистку), транспортировку и передачу потребителям холодной воды, установлена величина прогнозируемого объема производства товаров (услуг), исходя из которой осуществляется формирование финансовых потребностей.
Финансовые потребности по реализации производственной программы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с пунктом 28 Методических указаний определяются по стадиям технологического процесса, осуществляемым данной организацией, отдельно по водоснабжению, отдельно по водоотведению, а также с выделением расходов, связанных с производством и реализацией отдельных видов товаров (услуг).
К стадиям технологического процесса в системах холодного водоснабжения, определенным подпунктом 1 пункта 29 Методических указаний, относятся:
- подъем воды;
- очистка воды;
- транспортирование воды.
Подпунктом 1 пункта 30 Методических указаний в системах холодного водоснабжения выделяются следующие виды товаров (услуг):
- техническая вода;
- питьевая вода;
- услуги по подъему воды (для организаций, участвующих только на отдельных стадиях технологического процесса);
- услуги по очистке воды (для организаций, участвующих только на отдельных стадиях технологического процесса);
- услуги по транспортированию воды (для организаций, участвующих только на отдельных стадиях технологического процесса).
Следовательно, выделение как самих стадий технологического процесса, так и обеспечивающих необходимые финансовые потребности для реализации соответствующих производственных программ на каждой из этих стадий тарифов вызвано возможностью осуществления стадий технологического процесса как одной организацией коммунального комплекса, но и несколькими такими организациями, участвующими только на отдельных этапах производственного процесса, осуществляющими продажу воды организациям коммунального комплекса, оказывающими услуги по подъему воды, по транспортированию воды (включая услуги по повышению давления).
Таким образом, с учетом содержащегося в статье 1 Закона о тарифах понятия организации коммунального комплекса правомерность осуществления одними организациями всех стадий технологического процесса, а другими организациями - только отдельных этапов производственного процесса, апеллянтом не опровергнута.
Данная правовая позиция изложена в решении Высшего Арбитражного Суда от 22.08.2011 N 7518/11.
В данном конкретном случае, заявитель, как было указано выше, арендуя промливневый коллектор, предназначенный для приема сточных вод, осуществляет прием и транспортировку стоков предприятий, являясь предприятием коммунального комплекса, участвующим только на отдельных этапах производственного процесса.
В соответствии с п. 3 Правил регулирования тарифов организация коммунального комплекса для установления тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса представляет до 1 мая текущего года в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов, заявление об установлении тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса с предложением об избрании метода регулирования и обоснованием целесообразности его применения, производственную программу, а также иные документы, перечисленные в вышеуказанном пункте.
Согласно п. 3 Правил регулирования тарифов организация коммунального комплекса для установления тарифов на товары и услуги должна представить в регулирующий орган пакет документов, включающий, в частности, производственную программу.
Производственные программы в соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона N 210-ФЗ разрабатываются организациями коммунального комплекса на период действия тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (регулируемый период).
Под производственной программой организации коммунального комплекса в Законе о тарифах понимается программа деятельности указанной организации по обеспечению производства ею товаров (оказания услуг) в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, которая включает мероприятия по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры и (или) объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов (подпункт 4 статьи 2 Закона о тарифах).
Согласно п. 5 Правил регулирования тарифов в случае представления организацией коммунального комплекса не всех документов, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящих Правил, орган регулирования устанавливает срок не менее 5 рабочих дней для представления всех документов. В случае если в установленный срок организация коммунального комплекса не представила эти документы, орган регулирования отказывает этой организации в рассмотрении представленных документов и в течение 10 рабочих дней с даты окончания указанного срока направляет ей копию своего решения.
Согласно п. 7 Правил регулирования тарифов органы регулирования в течение 5 рабочих дней с даты получения документов, предусмотренных пунктами 3 и 4 Правил, вправе направить организации коммунального комплекса мотивированный запрос о представлении дополнительно документов с обоснованием расчетов, содержащихся в представленных документах, и (или) обоснованием необходимости реализации мероприятий производственной и (или) инвестиционной программ с указанием формы представления документов. Организация коммунального комплекса обязана представить указанные документы в течение 10 рабочих дней с даты поступления запроса.
Таким образом, в случае представления организацией коммунального хозяйства неполного комплекта документов, необходимых для установления тарифа, орган регулирования вправе известить об этом заявителя.
Кроме того, орган регулирования также вправе запросить у организации коммунального хозяйства дополнительные документы.
Между тем, в нарушение вышеприведенных пунктов Правил регулирования тарифов Управление не установило Обществу срок для представления недостающих документов, в том числе, подтверждающих статус ООО "СтиК" как организации коммунального комплекса; не сообщило в оспариваемом отказе о несоответствии представленной Обществом производственной программы требованиям Методических рекомендаций N 101, в обоснование оспариваемого отказа такое основание не положено, в связи с чем, доводы апеллянта в указанной части судом апелляционной инстанции не принимаются в связи с необоснованностью.
Таким образом, оспариваемый отказ Управления правомерно признан судом первой инстанции незаконным, нарушающим права Общества в области экономической деятельности.
Учитывая, что решением суда первой инстанции на заинтересованное лицо возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Общества об установлении тарифа на водоотведение на 2013 год от 23.04.2012 года, что означает рассмотрение данного заявления с соблюдением вышеприведенных требований норм действующего законодательства, ссылка Управления на одинаковые юридические последствия формулировки "отказ в открытии дела" и "отказ в рассмотрении представленных документов" апелляционным судом отклоняется.
Иные доводы апеллянта, изложенные в жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции по существу рассмотренного дела, а выражают несогласие с ними, что не является основанием для отмены оспариваемого решения. Данные доводы в полном объеме были предметом исследования первой инстанции и им судом дана полная и правильная оценка. Основания для переоценки обстоятельств, правильно оцененных первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 26 октября 2012 года по делу N А03-11576/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Л.И. Жданова |
Судьи |
М.Х. Музыкантова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-11576/2012
Истец: ООО "Строительные материалы и коммерция"
Ответчик: Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов