г. Самара |
|
17 января 2013 г. |
Дело N А72-8511/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 января 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Юдкина А.А., судей Поповой Е.Г., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Желтышевым А.И.,
с участием:
от закрытого акционерного общества "Газпромнефть-Аэро" - представителя Петрова С.Г.(доверенность от 10.01.2013),
от общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Аэро Ульяновск" - представителей Петрова С.Г. (доверенность от 29.12.2012), Шпилько О.С. (доверенность от 10.01.2013),
от закрытого акционерного общества "АЭРОФЬЮЭЛЗ УЛЬЯНОВСК" - представителя Поликуткина М.В.(доверенность от 16.10. 2012),
от иных лиц, участвующих в деле, - представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Аэро Ульяновск", Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, закрытого акционерного общества "АЭРОФЬЮЭЛЗ УЛЬЯНОВСК", закрытого акционерного общества "Газпромнефть-Аэро" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24 октября 2012 года по делу N А72-8511/2012, судья Ипполитова И.В., по заявлениям закрытого акционерного общества "Газпромнефть-Аэро" (ОГРН 1027700232614, ИНН 7714117720) г. Москва, и общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Аэро Ульяновск" (ОГРН 1107328003727, ИНН 732801001) г. Ульяновск, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Федеральное агентство воздушного транспорта, г. Москва, закрытое акционерное общество "АЭРОФЬЮЭЛЗ УЛЬЯНОВСК", Ульяновская область, Чердаклинский район, аэропорт, о признании незаконным и отмене решения от 19.06.2012 по делу N8403/06-2012,
установил:
закрытое акционерное общество "Газпромнефть-Аэро" (далее по тексту - ЗАО "Газпромнефть-Аэро") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее по тексту - Ульяновское УФАС России, антимонопольный орган) от 19.06.2012 по делу N 8403/06-2012 (дело N А72-8512/2012).
Общество с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Аэро Ульяновск" (далее по тексту - ООО "Газпромнефть-Аэро Ульяновск") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 19.06.2012 по делу N 8403/06-2012 (дело N А72-8511/2012).
Определением от 27.09.2012 суд объединил дела N А72-8511/2012 и N А72-8512/2012 в одно производство для совместного рассмотрения по существу, присвоив объединенному делу номер N А72- 8511/2012.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Федеральное агентство воздушного транспорта, закрытое акционерное общество "АЭРОФЬЮЭЛЗ УЛЬЯНОВСК" (далее по тексту - ЗАО "АЭРОФЬЮЭЛЗ УЛЬЯНОВСК").
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 24.10.2012 заявленные ЗАО "Газпромнефть-Аэро" и ООО "Газпромнефть-Аэро Ульяновск" требования удовлетворены частично.
Решение антимонопольного органа признано незаконным в части признания действия группы лиц в составе: ООО "Газпромнефть-Аэро Ульяновск" и ЗАО "Газпромнефть-Аэро", а именно деятельность по заправке воздушных судов в аэропортах "Ульяновск-Восточный" и "Ульяновск-Центральный" в период с 01.12.2011 по 01.02.2012 без действия сертификата, предусмотренного Федеральными авиационными правилами "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющих аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов воздушных судов", утвержденных и введенными в действие приказом ФСВТ России от 06.05.2000 г. N 121. В удовлетворении оставшейся части требований ООО "Газпромнефть-Аэро Ульяновск" и ЗАО "Газпромнефть-Аэро" отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ЗАО "Газпромнефть-Аэро" и ООО "Газпромнефть-Аэро Ульяновск" обратились в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, исключив из мотивировочной части решения выводы изложенные в абз. 6 стр.11-12, абз.3 стр. 9.
Мотивируя свою позицию, заявители апелляционных жалоб считают, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Не согласившись с решением суда, антимонопольный орган обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24.10. 2012 по делу N А72-8511/2012 отменить в части признания незаконным решения Ульяновского УФАС России, отказав ЗАО "Газпромнефть-Аэро" и ООО "Газпромнефть-Аэро Ульяновск" в удовлетворении заявленных требований.
В качестве оснований для частичной отмены решения антимонопольный орган на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права.
ЗАО "АЭРОФЬЮЭЛЗ УЛЬЯНОВСК" не согласилось с принятым решением и обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в части признания незаконным решения Ульяновского УФАС России, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, выводы суда, изложенные в абз. 3, 4, 5 на странице 9 оспариваемого решения, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, а также нарушены нормы материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что незаконное оказание ООО "Газпромнефть-Аэро Ульяновск" без сертификата по ФАП N 121 услуг на одном товарном рынке с ЗАО "АЭРОФЬЮЭЛЗ УЛЬЯНОВСК" является не обычной конкуренцией, а недобросовестной конкуренцией.
Ульяновское УФАС России и Федеральное агентство воздушного транспорта, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своих представителей не направили.
Дело рассмотрено в порядке ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Ульяновского УФАС России и Федерального агентства воздушного транспорта.
В судебном заседании представители ЗАО "АЭРОФЬЮЭЛЗ УЛЬЯНОВСК", ЗАО "Газпромнефть-Аэро" и ООО "Газпромнефть-Аэро Ульяновск" полностью поддержали доводы своих апелляционных жалоб.
Рассмотрев дело в порядке ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционных жалоб, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены или изменения судебного решения.
Как следует из материалов дела, 09.12.2011 в Ульяновское УФАС России поступило заявление ЗАО "АЭРОФЬЮЭЛЗ УЛЬЯНОВСК" на действия ООО "Газпромнефть-Аэро Ульяновск", выразившиеся в распространении на сайте www.gazprom-neft.aero в новостном сообщении от 02.12.2011 информации о заправке "в крыло" воздушного судна АН-124 ("Руслан") авиакомпании "Полет" в международном аэропорту "Ульяновск-Восточный" при том, что деятельность по заправке воздушных судов в аэропортах "Ульяновск-Восточный" и "Ульяновск-Центральный" осуществлялась без сертификата, предусмотренного Федеральными авиационными правилами "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов воздушных судов", утверждёнными и введенными в действие приказом Федеральной службы воздушного транспорта России от 06.05.2000 N 121 (далее - ФАП N 121).
По заявлению ЗАО "АЭРОФЬЮЭЛЗ УЛЬЯНОВСК" приказом Ульяновского УФАС России от 12.03.2012 N 59 возбуждено дело N 8403/06-2012 по признакам нарушения группой лиц в составе: ЗАО "Газпромнефть-Аэро" и ООО "Газпромнефть-Аэро Ульяновск" ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В ходе рассмотрения дела антимонопольным органом установлены следующие обстоятельства.
ЗАО "Газпромнефть-Аэро" зарегистрировано в качестве юридического лица (ОГРН 1027700232614). ЗАО "Газпромнефть-Аэро" принадлежит 99% уставного капитала ООО "Газпромнефть-Аэро Ульяновск".
ООО "Газпромнефть-Аэро Ульяновск" зарегистрировано в качестве юридического лица (ОГРН 1107328003727) и осуществляет деятельность по автопливообеспечению воздушных судов в аэропортах г. Ульяновска.
ЗАО "АЭРОФЬЮЭЛЗ УЛЬЯНОВСК" зарегистрировано в качестве юридического лица (ОГРН 102730118174) и осуществляет деятельность на рынке авиатопливообеспечения воздушных судов авиатопливом и авиационными горюче-смазочными материалами.
02.12.2011 на официальном сайте ЗАО "Газпромнефть-Аэро" в Интернете размещена информация следующего содержания:
"Газпромнефть-Аэро" ввела в эксплуатацию топливозаправочный комплекс (ТЗК) в международном аэропорту "Ульяновск-Восточный". В рамках начала работы ТЗК была произведена первая заправка "в крыло" воздушного судна АН-124 ("Руслан") авиакомпании "Полет".
Альтернативный топливозаправочный комплекс, базирующийся в аэропорту "Ульяновск-Восточный", также будет обслуживать второй аэропорт города - "Ульяновск-Центральный". Для обеспечения топливом авиакомпаний, работающих в этих аэропортах, "Газпромнефть-Аэро" зарегистрировало дочернее предприятие "Газпромнефть-Аэро Ульяновск". Авиационное топливо для ТЗК будет поставляться с собственного нефтеперерабатывающего завода "Газпром нефти" - Омского НПЗ.
В рамках создания ТЗК была модернизирована нефтебаза, приобретены современные аэродромные топливозаправщики "АТЗ-18" на базе шасси VOLVO. Оборудование, установленное на ТЗК "Газпромнефть-Аэро" в аэропорту Ульяновска, полностью соответствует российским и международным стандартам, принятым в области авиатопливообеспечения_".
Администратором - доменного имени "gazprom-neft.aero" является ЗАО "Газпромнефть-Аэро".
19.06.2012 Ульяновским УФАС России принято решение по делу N 8403/06-2012, которым действия группы лиц в составе: ЗАО "Газпромнефть-Аэро" и ООО "Газпромнефть-Аэро Ульяновск", а именно деятельность по заправке воздушных судов в аэропортах "Ульяновск-Восточный" и "Ульяновск-Центральный" в период с 01.12.2011 по 01.02.2012 без сертификата, предусмотренного Федеральными авиационными правилами "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов воздушных судов", утверждёнными и введенными в действие приказом ФСВТ России от 06.05.2000 N 121, а также по информированию неопределенного круга лиц об осуществлении указанной деятельности на официальном сайте www.gazprom-neft.aero, нарушением части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Не согласившись с вынесенным решением антимонопольного органа, ЗАО "Газпромнефть-Аэро" и ООО "Газпромнефть-Аэро Ульяновск" обратились в арбитражный суд с соответствующими заявлениями.
Разрешая настоящий спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении требований ЗАО "Газпромнефть-Аэро" и ООО "Газпромнефть-Аэро Ульяновск".
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе: распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей; некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами; продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг; незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.
Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (пункт 9 части 1 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
Таким образом, как правильно отметил суд первой инстанции, в предмет доказывания по делу о нарушении части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" входит установление следующих обстоятельств: факт совершения действий, о защите конкуренции направленных на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности; противоречие действий законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости; факт причинения (либо возможность причинения) убытков другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесение или возможность нанесения вреда их деловой репутации.
Как следует из решения от 19.06.2012 по делу N 8403/06-2012 антимонопольного органа, группе лиц: ЗАО "Газпромнефть-Аэро" и ООО "Газпромнефть - Аэро Ульяновск" вменяется нарушение части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", то есть недобросовестная конкуренция, выразившаяся в заправке воздушных судов в аэропортах "Ульяновск-Восточный" и "Ульяновск-Центральный" в период с 01.12.2011 по 01.02.2012 без действия сертификата, предусмотренного Федеральными авиационными правилами "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющих аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов воздушных судов", утвержденных и введенными в действие приказом ФСВТ России от 06.05.2000 г. N121.
Согласно пункту 1 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации обязательной сертификации подлежат, в том числе юридические лица, осуществляющие и (или) обеспечивающие коммерческие воздушные перевозки, выполнение авиационных работ.
Федеральные авиационные правила обязательной сертификации организаций, осуществляющих авиатопливообеспечение воздушных перевозок (далее - Правила или ФАП N 89), введены Приказом Федеральной службы воздушного транспорта от 18.04.2000N 89
Пунктом 1.3 Правил установлено, что организация, осуществляющая авиатопливообеспечение воздушных перевозок, осуществляет следующие виды деятельности: прием авиационных горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей (далее авиаГСМ) на склад аэропорта; хранение авиаГСМ; подготовку и выдачу авиаГСМ на заправку; заправку авиаГСМ в воздушные суда. При этом указанным пунктом определено, что организация, осуществляющая авиатопливообеспечение воздушных перевозок, может осуществлять как весь комплекс указанных работ, так и только их часть.
В соответствии с пунктом 1.10 Правил, осуществление деятельности по авиатопливообеспечению воздушных перевозок на внутренних и международных воздушных линиях Российской Федерации без сертификата соответствия или с нарушением порядка, установленного настоящими Правилами, не допускается.
ООО "Газпромнефть-Аэро Ульяновск" 14.11.2011 выдан сертификат соответствия согласно ФАП N 89.
Согласно указанному сертификату ООО "Газпромнефть-Аэро Ульяновск" сертифицировано на следующие виды работ: прием, хранение, подготовка, выдача на заправку и заправка воздушных судов авиатопливами, изготовленными по ГОСТ 10227-86, согласно свидетельствам о государственной регистрации и годности аэродромов к эксплуатации; прием, хранение, подготовка к выдаче и дозирование в топливо ПВК жидкости, изготовленной по ОСТ 54-3-175-73-99.
Приказом от 06.05.2000 N 121 Федеральной службы воздушного транспорта России утверждены и введены в действие Федеральные авиационные правила "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов воздушных судов".
Пунктом 1.3 названных Правил предусмотрено, что аэропортовая деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов на внутренних международных линиях Российской Федерации включает в себя, в числе прочего, обеспечение спецмашинами работ по заправке авиационными горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями (далее по тексту - авиаГСМ) воздушных судов, сливу авиаГСМ из баков воздушных судов.
На балансе ООО "Газпромнефть-Аэро Ульяновск" числятся, в том числе четыре аэродромных топливозоправщика АТЗ-18 -FE.
В данном случае материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается то, что сертификат на осуществление деятельности на аэродромное обеспечение в аэропортах "Ульяновск-Восточный" и Ульяновск-Центральный" N ФАВТ А.01.02404 ООО "Газпромнефть-Аэро Ульяновск" получен 01.02.2012.
На основании пункта 1.9 Федеральных авиационных правил "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов" осуществление деятельности по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов на внутренних и международных воздушных линиях Российской Федерации без Сертификата соответствия или с нарушением порядка, установленного настоящими Правилами, не допускается.
Как установлено материалами дела, аэропортовую деятельность по заправке авиационными горюче-смазочными материалами воздушных судов ООО "Газпромнефть-Аэро Ульяновск", не имея сертификата соответствия ФАП N 121, стало осуществлять: в аэропорту "Ульяновск-Восточный" - с 01.12.2011 (журнал учета выезжающих на территорию аэропорта "Ульяновск-Восточный" транспортных средств), в аэропорту "Ульяновск" (Баратаевка) - с 11.12.2011 (реестры-требования заправки воздушных судов, заявки на пропуск).
Следовательно, осуществление ООО "Газпромнефть-Аэро Ульяновск" с 01.12.2011 по 01.02.2012 деятельности по заправке авиационными горюче-смазочными материалами воздушных судов без наличия сертификата соответствия ФАП N 121 подтверждено материалами дела.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно указано на то, что данное обстоятельство подтверждает факт осуществления деятельности ООО "Газпромнефть-Аэро Ульяновск" без соответствующего сертификата, что является деятельностью, осуществляемой с нарушением п. 1.9 Федеральных авиационных правил "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов воздушных судов", утвержденных Приказом ФСВТ РФ от 06.05.2000 N 121, но по своей правовой природе не является недобросовестной конкуренцией.
Утверждение Ульяновского УФАС России о том, что хозяйствующий субъект осуществляющий деятельность на рынке авиатопливообеспечения воздушных перевозок без соответствующих сертификатов получает преимущество, несостоятельно, поскольку как правомерно указал суд первой инстанции, сам по себе факт отсутствия сертификата соответствия ФАП N 121 бесспорно не свидетельствует о том, что ЗАО "Газпромнефть-Аэро" и ООО "Газпромнефть-Аэро Ульяновск" имели или могли иметь в связи с этим какие-либо конкурентные экономические преимущества перед ЗАО "АЭРОФЬЮЭЛЗ УЛЬЯНОВСК".
Доказательств того, что данные действия ЗАО "Газпромнефть-Аэро" и ООО "Газпромнефть - Аэро Ульяновск" привели к упущенной выгоде конкурентов, Ульяновским УФАС России не представило.
В данном случае антимонопольным органом не установлено, как отсутствие у ООО "Газпромнефть-Аэро Ульяновск" сертификата ФАП N 121 в период с 01.12.2011 по 01.02.2012 послужило основанием на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности.
При этих условиях выводы антимонопольного органа о наличии в действиях группы лиц в составе: ЗАО "Газпромнефть-Аэро" и ООО "Газпромнефть-Аэро Ульяновск" по заправке воздушных судов в аэропортах "Ульяновск-Восточный" и "Ульяновск-Центральный" в период с 01.12.2011 по 01.02.2012 без сертификата соответствия ФАП N 121 признаков недобросовестной конкуренции и, соответственно, о нарушении части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" правомерно признаны судом первой инстанции несостоятельными.
Довод ЗАО "АЭРОФЬЮЭЛЗ УЛЬЯНОВСК" о неправильном применении судом норм материального права (п. 9 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции") не нашел своего подтверждения.
Кроме того, решением Ульяновское УФАС России от 19.06.2012 по делу N 8403/06-2012 ЗАО "Газпромнефть-Аэро" и ООО "Газпромнефть-Аэро Ульяновск" признаны нарушившими ч. 1 ст. 14 Федерального закона "О защите конкуренции" путем размещения 02.12.2011 на официальном сайте www.gazprom-neft.aero информации об осуществлении деятельности по заправке авиационными горюче-смазочными материалами воздушных судов.
Как установлено антимонопольным органом и судом первой инстанции, ЗАО "Газпромнефть-Аэро" 02.12.2011 на официальном сайте размещена информация об осуществлении деятельности по заправке авиационными горюче-смазочными материалами воздушных судов.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что ООО "Газпромнефть-Аэро Ульяновск" в период с 01.12.2011 по 01.02.2012 осуществляло деятельности по заправке авиационными горюче-смазочными материалами воздушных судов без наличия сертификата соответствия ФАП N 121.
Антимонопольный орган пришел к обоснованному выводу и о том, что ООО "Газпромнефть-Аэро Ульяновск" и ЗАО "АЭРОФЬЮЭЛЗ УЛЬЯНОВСК" осуществляют деятельность на одном товарном рынке и являются конкурентами.
Положения о недобросовестной конкуренции в российском законодательстве разработаны с учетом опыта международного правового регулирования в данной сфере, осуществляемого на основе ст. 10 bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 г., участницей которой является Российская Федерация как правопреемник СССР.
В соответствии с Парижской конвенцией по охране промышленной собственности под недобросовестной конкуренцией понимается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах, действия или утверждения, способные дискредитировать предприятие (конкурента) или ввести в заблуждение общественность.
Действия хозяйствующих субъектов, совершенные в нарушение требований названной статьи, являются недобросовестной конкуренцией.
Оценивая действия ЗАО "Газпромнефть-Аэро" и ООО "Газпромнефть-Аэро Ульяновск" на предмет наличия или отсутствия в их действиях акта недобросовестной конкуренции, суд первой инстанции учел то обстоятельство, что информация об указанных работах, размещенная ЗАО "Газпромнефть-Аэро" в сети "Интернет" на своем официальном сайте www.gazprom-neft.aero, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к деятельности ООО "Газпромнефть-Аэро Ульяновск", посетители сайта www.gazprom-neft.aero не могут предположить, что ООО "Газпромнефть-Аэро Ульяновск" на тот момент не имело сертификата соответствия ФАП N 121, который необходим для осуществления данного вида деятельности.
Как верно было установлено антимонопольным органом, в результате вышеуказанных действий ЗАО "Газпромнефть-Аэро" и ООО "Газпромнефть-Аэро Ульяновск" мог быть нанесен ущерб ЗАО "АЭРОФЬЮЭЛЗ УЛЬЯНОВСК" в виде упущенной выгоды.
При этом исходя из анализа п. 9 ст. 4 и ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" следует, что отсутствует необходимость доказывания наличия убытков, поскольку закон относит к недобросовестной конкуренции действия, которые не только причинили убытки хозяйствующим субъектам, но и могут их причинить.
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" группой лиц признается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам, перечисленным в этой статье.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" группой лиц признается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц хозяйственное общество (товарищество) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества).
Ульяновским УФАС России установило, что ЗАО "Газпромнефть-Аэро" принадлежит 99% уставного капитала ООО "Газпромнефть-Аэро Ульяновск".
На этом основании антимонопольный орган пришел к выводу о том, что ЗАО "Газпромнефть-Аэро" и ООО "Газпромнефть-Аэро Ульяновск" образуют одну группу лиц, и все действия, осуществляемые каждым отдельным лицом указанной группы, с точки зрения антимонопольного законодательства рассматриваются как деятельность группы лиц.
Таким образом, Ульяновским УФАС России правомерно вынесено решение от 19.06.2012 по делу N 8403/06-2012 в части о признании действий группы лиц в составе ЗАО "Газпромнефть-Аэро" и ООО "Газпромнефть-Аэро Ульяновск" по информированию неопределенного круга лиц об осуществлении деятельности по заправке авиационными горюче-смазочными материалами воздушных судов на официальном сайте www.gazprom-neft.aero, нарушившими ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Довод ЗАО "Газпромнефть-Аэро" о том, что судом первой инстанции не дана оценка факта, что информация об осуществлении деятельности по заправке соответствующего воздушного судна опубликована ООО "Газпромнефть-Аэро Ульяновск" задолго до спорной публикации на сайте, а именно - 14.11.2011 через уполномоченный орган - Центр расписания и тарифов Транспортно-клиринговой компании при Минтрансе России, подлежит отклонению, поскольку данное обстоятельство не влияет на существо принятого решения.
Соответственно, данный довод не свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Доводы ЗАО "Газпромнефть-Аэро" и ООО "Газпромнефть-Аэро Ульяновск" о наличии оснований для исключения из мотивировочной части решения выводов суда, изложенных на листе 9 (третий абзац сверху), на листах 11-12 (седьмой абзац сверху) решения от 24.10.2012, подлежат отклонению, так как вышеназванные выводы суда первой инстанции основаны на материалах дела и соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что довод ООО "Газпромнефть-Аэро Ульяновск" и ЗАО "Газпромнефть-Аэро" о том, что они вправе были оказывать услуги по заправке воздушных судов без сертификата при наличии договорных отношений с аэропортами, имеющими этот сертификат, как не основанным на законе.
Ссылки ООО "Газпромнефть-Аэро Ульяновск" и ЗАО "Газпромнефть-Аэро" на разъяснения Минтранса России, изложенные в письме N 01-03-03/621 от 24.02.2012, из которых следует, что деятельность по аэродромному обеспечению в отсутствие у организации сертификата соответствия по ФАП 121, допускается, но при условии, если организация имеет договорные отношения с контрагентами, подобными сертификатами обладающими, судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку не опровергают оспариваемых выводов суда первой инстанции, сделанных при надлежащей оценке конкретных обстоятельств и материалов дела.
Указанное письмо Министерства транспорта Российской Федерации от 24.02.2012 N 01-03-03/621 носит информационно-разъяснительный характер и не является нормативно правовым актом.
Апелляционный суд также учитывает, что письмо Министерства транспорта Российской Федерации от 24.02.2012 N 01-03-03/621 в Министерстве юстиции Российской Федерации не зарегистрировано, официально не опубликовано.
На основании п. 1.9 ФАП N 121, осуществление деятельности по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов на внутренних и международных воздушных линиях Российской Федерации без Сертификата соответствия или с нарушением порядка, установленного настоящими Правилами, не допускается.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно руководствовался не разъяснениями Министерства транспорта Российской Федерации, а приказом Федеральной службы воздушного транспорта Российской Федерации от 06.05.2000 N 121, в редакции Министерства транспорта Российской Федерации, которым утверждены федеральные авиационные правила "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов".
При вынесении обжалуемого судебного акта суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные доказательства, дал им надлежащую правовую оценку и правильно применил нормы материального права. В связи с этим апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Апелляционные жалобы признаются не подлежащими удовлетворению как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства.
Согласно подпунктам 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы по делу об оспаривании ненормативного правового акта составляет 1 000 рублей, и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на заявителей.
ООО "Газпромнефть-Аэро Ульяновск" и ЗАО "АЭРОФЬЮЭЛЗ УЛЬЯНОВСК" при подаче апелляционных жалоб уплатили государственную пошлину в размере 2 000 руб.
Таким образом, государственная пошлина, излишне уплаченная ООО "Газпромнефть-Аэро Ульяновск" и ЗАО "АЭРОФЬЮЭЛЗ УЛЬЯНОВСК", подлежит возврату из федерального бюджета на основании пп.1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме по 1 000 рублей каждому.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24 октября 2012 года по делу N А72-8511/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Аэро Ульяновск" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 000 рублей, уплаченную платежным поручением от 20.11.2012 N 1055.
Возвратить закрытому акционерному обществу "АЭРОФЬЮЭЛЗ УЛЬЯНОВСК" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 000 рублей, уплаченную платежным поручением от 22.11.2012 N 1097.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
А.А. Юдкин |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-8511/2012
Истец: ЗАО "Газпромнефть-Аэро", ООО "Газпромнефть-Аэро Ульяновск"
Ответчик: ЗАО Газпромнефть-Аэро, ООО "Газпромнефть-Аэро Ульяновск", Управление Федеральной антимонопольной службы РФ по Ульяновской области
Третье лицо: ЗАО "Аэрофьюэлз Ульяновск", ЗАО "Аэрофьюэлз", ЗАО "АЭРОФЬЮЭЛЗ Ульяновск", Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация), ЗАО Аэрофьюэлз Ульяновск