г. Киров |
|
18 января 2013 г. |
Дело N А29-7300/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 января 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляшовой Т.М.,
судей Бармина Д.Ю., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Замятиной Р.В.,
без участия представителей сторон
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Коми тепловая компания" на решение Арбитражного суда Республики Коми от 08.10.2012 по делу N А29-7300/2012, принятое судом в составе судьи Голубых В.В.
по иску Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Коми Республиканский центр энергосбережения" (ИНН: 1101487512 ОГРН 1061101000388)
к открытому акционерному обществу "Коми Тепловая Компания" Удорский филиал (ИНН: 1101205461, ОГРН 1041100412682)
о взыскании долга,
установил:
Государственное учреждение Республики Коми "Коми Республиканский центр энергосбережения" (истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Коми Тепловая Компания" (Удорский филиал) (ответчик, заявитель) о взыскании 2 443 093 руб. 45 коп. задолженности составляющей затраты потребителей на энергосбережение за 2011 год.
Ответчик явку своего представителя в суд первой инстанции не обеспечил, отзыв на иск не представил.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 08.10.2012 иск удовлетворен.
Ответчик с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми отменить и в иске отказать.
По мнению заявителя, судом первой инстанции при рассмотрении дела неправильно применены нормы материального права.
Истец отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения в рамках заявленных доводов.
Как следует из материалов дела, на основании Постановления Правительства Республики Коми от 01.09.2005 N 235 с 01.01.2006 создано ГУ РК "Коми республиканский центр энергосбережения", являющееся специализированным учреждением Республики Коми в сфере энергосбережения и осуществляющее сбор средств, составляющих затраты потребителей тепловой энергии на энергосбережение.
19 декабря 2011 года ГУ РК "Коми республиканский центр энергосбережения" переименовано в ГБУ РК "Коми республиканский центр энергосбережения".
Ответчик является организацией, занимающейся поставкой тепловой энергии потребителям.
Приказами Службы Республики Коми по тарифам от 09.12.2010 N 93/8, установлены и введены в действие тарифы на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Коми Тепловая Компания" на розничный (потребительский) рынок Республики Коми, в которых учитываются затраты потребителей тепловой энергии на энергосбережение, расходы на проведение мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности.
По мнению истца, денежные средства, заложенные в тариф на тепловую энергию в виде расходов на проведение мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности, должны быть оплачены ответчиком.
По расчету истца сумма задолженности за 2011 год составила 2 443 093 руб. 45 коп., в подтверждение чего истцом представлены письмо Службы Республики Коми по тарифам от 02.02.2011 исх. N 01-12/456-05, справки об отпуске тепловой энергии и перечислениях средств на энергосбережение за 2011 год, подписанные ответчиком.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с иском по данному делу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Из статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами (договоров), а также из действий юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Решение вопросов утверждения и реализации региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (подпункт 65 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации").
Порядок регулирования отношений по энергосбережению и повышению энергетической эффективности установлен в Федеральном законе от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении), согласно статье 7 которого органы государственной власти субъектов Российской Федерации обладают полномочиями по разработке и реализации региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; по установлению требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности (если тарифы на товары, услуги таких организаций подлежат установлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации); по осуществлению иных полномочий в этой области, отнесенных законодательством к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Из части 2 статьи 14 Закона об энергосбережении следует, что региональные программы должны соответствовать требованиям к таким программам, установленным в соответствии с настоящей статьей и утвержденным Правительством Российской Федерации. Утвержденные Правительством Российской Федерации требования к программам, помимо прочего, должны включать в себя мероприятия, проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов).
Возможность финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности из внебюджетных источников предусмотрена государственной программой "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 2446-р, с целью реализации Закона об энергосбережении.
Во исполнение положений Закона об энергосбережении и государственной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года" постановлением Правительства Республики Коми от 30.07.2010 N 241 утверждена региональная программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Республики Коми (2010 - 2020 годы)".
В целях реализации данной программы Служба Республики Коми по тарифам в приказе от 20.10.2010 N 72/1 определила Порядок консолидации внебюджетных средств, получаемых с применением регулируемых цен (тарифов) в качестве внебюджетного источника финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (далее - Порядок консолидации средств). В пунктах 2 и 5 Порядка консолидации средств определено, что при установлении тарифов на товары и услуги организаций, осуществляющих на территории Республики Коми регулируемые виды деятельности в области электро- и теплоэнергетики, должны учитываться расходы на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Ставка отчислений на энергосбережение на очередной финансовый год (далее - ставка отчислений на энергосбережение) определяется путем деления совокупного размера внебюджетных средств на энергосбережение на очередной финансовый год на прогнозную базу для исчисления внебюджетных средств на энергосбережение на очередной финансовый год по всем регулируемым организациям. Рассчитанная ставка отчислений на энергосбережение утверждается приказом Службы Республики Коми по тарифам.
Из пунктов 8 и 9 Порядка консолидации средств следует, что регулируемые организации ежемесячно, исходя из утвержденной на соответствующий финансовый год ставки отчислений на энергосбережение и определенной фактической базы для исчисления внебюджетных средств на энергосбережение, исчисляют размер внебюджетных средств на энергосбережение за предыдущий (отчетный) месяц и представляют в Учреждение соответствующую отчетность о начислении и перечислении внебюджетных средств на энергосбережение. Внебюджетные средства на энергосбережение, исчисленные за отчетный месяц, перечисляются регулируемыми организациями на лицевой счет Учреждения, ежемесячно до 25-го числа месяца, следующего за отчетным.
Приказом Службы Республики Коми по тарифам от 29.10.2010 N 77/1 "О ставке отчислений на энергосбережение на 2011 год" на 2011 год установлена ставка отчислений на энергосбережение в размере одного процента.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 64 и статей 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции установил, что при установлении ответчику тарифов на тепловую энергию на 2011 год, помимо экономически обоснованных затрат, были учтены денежные средства, необходимые для реализации мероприятий по энергосбережению. Из актов государственных органов следует, что эти денежные средства ответчик должен был перечислить истцу.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Доказательств оплаты задолженности по целевым отчислениям на энергосбережение за 2011 ответчик в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил.
При таких обстоятельствах арбитражный суд правомерно взыскал с ответчика в пользу истца 2 443 093 руб. 45 коп. задолженности.
Апелляционная инстанция считает, что оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм права, содержащиеся в нем выводы, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
На основании вышеизложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 08.10.2012 по делу N А29-7300/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Коми тепловая компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.М. Поляшова |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-7300/2012
Истец: ГБУ РК Коми Республиканский центр энергоснабжения
Ответчик: ОАО Коми тепловая компания, Удорский филиал ОАО Коми Тепловая Компания
Третье лицо: ОАО Управляющая компания Срветник - для Парфенова Т. Н. предстаителя ГБУ РУ Коми РЦЭ