г. Хабаровск |
|
18 января 2013 г. |
А04-5015/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 января 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иноземцева И. В.
судей Дроздовой В.Г., Шевц А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бабко А. В.
при участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Медпоставка": Корнилов Александр Викторович, представитель по доверенности от 07.07.2010 N в реестре 13418;
от Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Амурской области "Амурская областная клиническая больница": Набоева Татьяна Вячеславовна, представитель по доверенности от 14.09.2011 N 28 АА 0192892;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Амурской области "Амурская областная клиническая больница"
на решение от 02.11.2012
по делу N А04-5015/2012
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Лисовской Г.В.
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Медпоставка"
к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Амурской области "Амурская областная клиническая больница"
об обязании заключить муниципальный контракт
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Медпоставка" (ОГРН 1112801001521, ИНН 2801158924, место нахождения: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Тенистая, 127-409; далее - ООО "Медпоставка", истец) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с исковым заявлением к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Амурской области "Амурская областная клиническая больница" (ОГРН 1022800524207, ИНН 2801020845, место нахождения: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Воронкова, 26; далее -ГБУЗ "АОКБ", больница, ответчик) об обязании исполнить обязательства по подписанию контракта на поставку расходных материалов для отделения рентгенохирургических методов диагностики и лечения, а так же принять товар, предусмотренный в электронном аукционе.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 02.11.2012 исковые требования удовлетворены. Суд пришел к выводу, что после определения победителя на основании протокола подведения итогов на участие в открытом аукционе в электронной форме N 0123200000312000171 от 20.02.2012, у ответчика не имелось оснований, предусмотренных частью 3 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" для отказа от заключения государственного контракта.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить, в иске отказать.
В обоснование жалобы указывает, что после подведения итогов аукциона 20.02.2012 и увольнения начальника отдела закупок Корнилова В.А. был установлен факт завышения начальной максимальной цены договора, заявления товара под определенного поставщика (указания большего количества точных технологических характеристик). По указанным основаниям ответчик отказался от заключения контракта и повторно провел процедуру аукциона, после подведения итогов которой, заключены договора N 03/132-12, N 03/133-12, N 03/134-12 от 09.04.2012 с ООО Медакс" с общей экономической эффективностью указанных договоров 2 102 006,01 руб., что свидетельствует о достижении целей заключения государственного контракта.
Также, по мнению ответчика, суд первой инстанции не применил статью 530 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривающую право на отказ заказчика от заключения госконтракта.
Отзыва на апелляционную жалобу не предоставлено.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил апелляционную жалобу - удовлетворить, решение суда отменить. Дополнительно пояснил, что заключенные по итогам повторных торгов госконтракты исполнены, по состоянию на апрель 2012 года весь товар поставлен, и более в товаре, на поставку которого проводился аукцион, ответчик не нуждается. Торги являлись повторными, поскольку проводились в отношении того же товара, за исключением того, что ими были убраны детальные технические характеристики товара, которые сужали круг поставщиков.
Представитель истца настаивал на оставлении решении суда без изменения, апелляционной жалобы - без удовлетворения. Дополнительно пояснил, что все доводы ответчика не нашли своего подтверждения. Ответчик провел не повторные торги, а новые, на поставку иного оборудования.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьям 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как установлено материалами дела, заказчиком ГБУЗ АО "Амурская областная клиническая больница" был объявлен электронный аукцион на поставку расходных материалов для отделения рентгенохирургических методов диагностики и лечения (классификация товаров, работ, услуг: 3311000 Медицинское и хирургическое оборудование; ортопедические приспособления) (далее также - товар) источником финансирования которого являлся Фонд обязательного медицинского страхования (2012 год).
Извещение N 0123200000312000171 о проведении данного аукциона размещено на интернет-сайте zakupki.gov.ru 24.01.2012.
Требования к поставляемому товару были определены в части 4 документации об аукционе "техническая часть документации об аукционе".
Предметом поставки являлся товар в количестве 15 наименований: стент коронарный, стент- коронарный баллонорасширяемый с лекарственным покрытием; коронарный баллонный катетер; интродьюсер с гемостатическим клапаном, интродьюсер с гемостатическим клапаном коронарный проводниковый катетер (3 вида), проводник ангиографический; коронарный проводник; шприц-манометр (индефлятор) аналоговый; набор катетеров диагностических для проведения коронарографии; игла пункционная ангиографическая; устройство для закрытия артериального доступа; микрокатетер, в количестве, указанном в аукционной документации.
Заявки на участие в аукционе подали 4 участника.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 17.02.2012 к участию в аукционе допущено 3 участника (т.1, л.д. 49).
На процедуру рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от оператора электронной площадки были получены вторые части заявок от ООО "Медпоставка" и ООО "Медтехресурс", которые признаны соответствующими требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Протоколом подведения итогов открытого аукциона в электронной форме 20.02.2012 N 0123200000312000171 ООО "Медпоставка" признано победителем в указанном аукционе с предложением о цене договора 9 136 589,22 руб.
Согласно информации, размещенной на сайте электронной площадки по проведению аукциона 28.02.2012 проект контракта направлен заказчиком победителю аукциона, 28.02.2012 подписан победителем аукциона, в установленный срок отправления подписанного контракта 05.03.2012 заказчиком контракт подписан не был.
После проведения указанного аукциона, ГБУЗ АО "Амурская областная клиническая больница" были объявлены три электронных аукциона на поставку расходных материалов для отделения рентгенохирургических методов диагностики и лечения (классификация товаров, работ, услуг: 3311000 Медицинское и хирургическое оборудование; ортопедические приспособления) источником финансирования которого являлся Фонд обязательного медицинского страхования (2012 год).
Предметом поставки являлся товар по 15 наименованиям, идентичный товару при проведении аукциона согласно извещению N 0123200000312000171.
Извещения N 0123200000312000646 (с начальной максимальной ценой контракта 2 998 375,00 руб.), N 0123200000312000648 (с начальной максимальной ценой контракта 2 998 233 руб.), N0123200000312000647 (с начальной максимальной ценой контракта 2 954 233 руб.) о проведении данных аукционов были размещены на интернет-сайте zakupki.gov.ru 15.03.2012.
Протоколами подведения итогов открытых аукционов в электронной форме от 26.03.2012 N 0123200000312000646, N0123200000312000648 ООО "Медакс" признано победителем в указанных аукционах, протоколом N0123200000312000647 от 26.03.2012 аукцион признан несостоявшимся, заказчику рекомендовано заключить договор с единственным участником аукциона по начальной цене договора, указанной в извещении.
По итогам проведения аукционов с ООО "Медакс" заключены договоры N 03/133-12, N 03/132-12, N 03/133-12 от 09.04.2012 на поставку расходных материалов для проведения рентгенохирургических операций, которые были исполнены, что подтверждается материалами дела (договоры N N 03/133-12, 03/132-12, 03/134-12 от 09.04.2012, товарные накладные NN 4-20/04, 3-20/04, 5-20/04, 2-20/04, 1-20/04, 6-20/04 от 20.04.2012, NN 4-31/05, 3-31/05, 2-32/05 от 31.05.2012, NN 4-23/05, 3/23/05, 2-23/05 от 23.05.2012) и не оспаривается.
Полагая, что не заключение договора с победителем торгов является незаконным, ООО "Медпоставка" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с настоящим иском.
Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В пункте 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что, если сторона, для которой в соответствии с законом заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 527 Гражданского кодекса Российской Федерации государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Для государственного или муниципального заказчика, разместившего заказ, заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, если иное не установлено законом.
В силу пункта 4 статьи 528 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов на размещение заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, государственный или муниципальный контракт должен быть заключен не позднее двадцати дней со дня проведения торгов.
Торги являются одним из способов заключения договора.
В статьях 447 - 449 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплен императивный порядок, в соответствии с которым договор должен быть заключен с лицом, выигравшим торги. Заключение такого договора - обязанность заказчика.
Частью 3 статьи 9 Закона N 94-ФЗ предусмотрены случаи, когда заказчик услуг обязан отказаться от заключения контракта с победителем конкурса.
В данном случае ответчик мотивировал отказ от заключения контракта установлением факта завышения начальной максимальной цены договора, и заявления товара по первоначальному аукциону под определенного поставщика.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции полагает, что в соответствии с указанными правовыми нормами ответчик был обязан заключить с истцом контракт на поставку расходных материалов для отделения рентгенохирургических методов диагностики и лечения и выводы суда первой инстанции в указанной части соответствуют нормам действующего законодательства.
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии со статьей 1 Закона N 94-ФЗ настоящий федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - размещение заказа) в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В соответствии с частью 4 статьи 528 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда контракт заключается по результатам торгов на размещение заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, государственный или муниципальный контракт должен быть заключен не позднее двадцати дней со дня проведения торгов.
В силу части 6 статьи 41.12 Закона N 94-ФЗ заказчик, уполномоченный орган в течение трех дней со дня получения от оператора электронной площадки проекта контракта и, если заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта, документа об обеспечении исполнения контракта, подписанных электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника открытого аукциона в электронной форме, обязаны направить оператору электронной площадки контракт, подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, за исключением случая, предусмотренного частью 6.1 настоящей статьи.
Согласно материалам дела, подписанный истцом контракт был направлен ответчику 28.02.2012.
В соответствии с частями 7-8 статьи 41.12 Закона N 94-ФЗ оператор электронной площадки в течение одного часа с момента получения контракта, подписанного электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, уполномоченного органа, обязан направить подписанный контракт участнику открытого аукциона, с которым заключается контракт. Контракт считается заключенным с момента направления оператором электронной площадки участнику открытого аукциона в электронной форме контракта в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
Таким образом, законом предусмотрены четкие и строгие сроки заключения договора по итогам проведения торгов на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд.
Между тем, с требованием о понуждении заключения контракта и исполнения его условий истец обратился только 04.07.2012, то есть через 4 месяца после подведения итогов аукциона, что не соответствует целям, установленным законом для регламентации отношений в области размещения заказа.
В рассматриваемом случае, отказавшись от заключения контракта, ответчик повторно провел процедуру аукциона на поставку тех же самых материалов, после подведения итогов в апреле 2012 года заключил с ООО Медакс" договоры N 03/132-12, N 03/133-12, N 03/134-12 от 09.04.2012, которые исполнены, что подтверждается товарными накладными на передачу.
Доводы истца о том, что контракты с ООО "Медакс" были заключены на поставку иных материалов, судом апелляционной инстанции проверены и не нашли своего подтверждения, поскольку, согласно информации, имеющейся в материалах дела (аукционная документация, проекты контрактов), а также размещенной на интернет-сайте zakupki.gov.ru, предметом аукционов являлись одни и те же расходные материалы для отделения рентгенохирургических методов диагностики и лечения (классификация товаров, работ, услуг: 3311000 Медицинское и хирургическое оборудование; ортопедические приспособления) с отличием в технических характеристиках в отношении части материалов, которые судом апелляционной инстанции признаются несущественными. Из пояснений представителя больницы и материалов также следует, что техническая характеристика товара указана таким образом, чтобы исключить размещение заказа под определенного поставщика.
Согласно пункту 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, кроме случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.
Условиями государственного контракта и аукционной документацией предусмотрено, что исполнение обязательств по оплате государственного контракта осуществляется за счет средств Фонда обязательного медицинского образования на 2012 год.
В соответствии с Постановлением Правительства Амурской области от 28.12.2011 N 958 "Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Амурской области бесплатной медицинской помощи на 2012 год", финансирование медицинской помощи, оказываемой в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования, осуществляется за счет средств фонда обязательного медицинского страхования.
Согласно Плану финансово-хозяйственной деятельности на 2012 год, утвержденного заместителем председателя Правительства Амурской области 17.01.2012 по коду бюджетной классификации операций сектора государственного управления выделены лимиты на 2012 год 315 478,4 тыс. руб. По состоянию на 12.09.2012 согласно информации о лимитах и принятых обязательствах по коду 340 израсходовано лимитов 315 104,3 тыс. руб.
При таких обстоятельствах, в связи с поставкой в 2012 году товара ответчику лицом с которым заключен договор, заключение и исполнение контракта с истцом за пределами финансового года (2012 года) противоречит бюджетному законодательству.
В соответствии с частью 10 статьи 41.12 Закона N 94-ФЗ, контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и документации об открытом аукционе в электронной форме, по цене, предложенной победителем открытого аукциона в электронной форме, либо в случае заключения контракта с иным участником открытого аукциона в электронной форме по цене, предложенной таким участником открытого аукциона.
Условиями извещения N 0123200000312000171 и проекта контракта предусматривалось, что контракт финансируется за счет Фонда обязательного медицинского страхования 2012 года.
В связи с этим, требование о заключении контракта, являющегося предметом аукциона, проведенного 20.02.2012, согласно условий извещения о проведении аукциона в настоящее время не может быть удовлетворено, ввиду не соответствия данного требования условиям аукционной документации и положениям проекта контракта.
Выбор способа защиты нарушенного права, согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации осуществляется истцом, однако этот выбор является правомерным, когда он действительно приводит к восстановлению нарушенного права или защите законного интереса.
Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом N 94-ФЗ не предусмотрен такой способ защиты как признание нарушенным права участника аукциона в результате неправомерного уклонения заказчика от заключения контракта, в условиях, когда контракт заключен с иным лицом и исполнен.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что контракты на поставку необходимых заказчику материалов заключены и исполнены в полном объеме, и в настоящее время утрачена возможность на заключения контракта на поставку расходных материалов для отделения рентгенохирургических методов диагностики и лечения (классификация товаров, работ, услуг: 3311000 Медицинское и хирургическое оборудование; ортопедические приспособления) в соответствии с условиями извещения о его проведения и аукционной документацией, избранный истцом способ защиты в виде обязания ответчика заключить контракт, не приведет к восстановлению нарушенного права и защите законного интереса истца, в связи с чем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу необходимости отказа в иске
При этом, истец не лишен возможности обратиться с требованием в соответствии с частью 5 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации о взыскании убытков при наличии таковых.
Принимая во внимание отказ в иске, госпошлина в силу статьи 110 АПК РФ подлежит взысканию с проигравшей стороны.
Истцом при подаче иска представлена копия чека-ордера Сбербанка России от 04.07.2012 об оплате Куленок Е.В. госпошлины 4 000 руб. которая не может быть принята как надлежащее доказательство оплаты в связи с отсутствием подлинника (пункт 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", абзац 3 пункта 3 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 02.11.2012 по делу N А04-5015/2012 отменить, в иске отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Медпоставка" (ОГРН 1112801001521, ИНН 2801158924) в пользу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Амурской области "Амурская областная клиническая больница" (ОГРН 1022800524207, 2801020845) судебные расходы по оплате госпошлины по апелляционной жалобе 2 000 руб., а также в доход федерального бюджета госпошлину по иску 4 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
И.В. Иноземцев |
Судьи |
В.Г. Дроздова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-5015/2012
Истец: ООО "Медпоставка"
Ответчик: ГБУЗ АО "Амурская областная клиническая больница", Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Амурской области "Амурская областная клиническая больница"
Третье лицо: Корнилову А. В