18 января 2013 г. |
А39-2508/2012 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Протасова Ю.В., Урлекова В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 11.09.2012
по делу N А39-2508/2012,
принятое судьей Артамоновой Л.А.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Мордовский бекон"
о признании незаконным действия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия,
без участия лиц,
и установил:
закрытое акционерное общество "Мордовский бекон" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным действия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия (далее - Территориальное управление) по отказу, оформленному письмом от 18.07.2012 N 2307, в предоставлении в собственность Общества земельного участка с кадастровым номером 13:22:0114003:68, площадью 61 535 кв.м, с адресным ориентиром: Республика Мордовия, Чамзинский район, р.п. Чамзинка, ул. Лесная, д. 3, и об обязании Территориального управления в месячный срок со дня вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении в собственность Общества указанного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
Решением от 11.09.2012 Арбитражный суд Республики Мордовия удовлетворил требования Общества.
Территориальное управление не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, и принять по делу новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, заявили ходатайства о рассмотрении жалобы без их участия.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило в ее удовлетворении отказать, решение суда первой инстанции - оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Мордовия от 11.09.2012 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Обществу на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:
- здание зерносклада N 1 площадью 922,7 кв.м, назначение - нежилое, кадастровый (или условный) номер объекта 13-13-06/031/2008-032, инвентарный N 14173;
- здание зерносклада N 2 площадью 1215,70 кв.м, назначение - нежилое, кадастровый (или условный) номер объекта 13-13-06/033/2006-051, инвентарный N 14175;
- здание зерносклада N 3 площадью 1303,90 кв.м, назначение - нежилое, кадастровый (или условный) номер объекта 13-13-06/033/2006-049, инвентарный N 14171;
- здание зерносклада N 4 площадью 1303,9 кв.м, назначение - нежилое, кадастровый (или условный) номер объекта 13-13-06/031/2008-033, инвентарный N 14176;
- здание зерносклада N 5 площадью 1179,80 кв.м, назначение - нежилое, кадастровый (или условный) номер объекта 13-13-06/033/2006-050 инвентарный N 14174;
- здание зерносклада N 6 площадью 913,50 кв.м, назначение - нежилое, кадастровый (или условный) номер объекта 13-13-06/033/2006-052, инвентарный N 14172;
- здание зерносклада N 8 площадью 1237,3 кв.м, назначение - нежилое, кадастровый (или условный) номер объекта 13-13-06/031/2008-034, инвентарный N 14166;
- здание зерносклада N 9 площадью 1218,0 кв.м, назначение - нежилое, кадастровый (или условный) номер объекта 13-13-06/031/2008-035, инвентарный N 14167;
- здание зерносклада N 10 площадью 1278,9 кв.м, назначение - нежилое, кадастровый (или условный) номер объекта 13-13-06/031/2008-036, инвентарный N 14191;
- здание зерносклада N 11 площадью 1210,9 кв.м, назначение - нежилое, кадастровый (или условный) номер объекта 13-13-06/031/2008-037, инвентарный N 14192;
- здание зерносклада N 12 площадью 1223,9 кв.м, назначение - нежилое, кадастровый (или условный) номер объекта 13-13-06/031/2008-038 инвентарный N 14193;
- здание зерносклада N 13 площадью 1254 кв.м, назначение - нежилое, кадастровый (или условный) номер объекта 13-13-06/031/2008-039, инвентарный N 2642;
- здание трансформаторной подстанции площадью 31,2 кв.м, назначение - нежилое, кадастровый (или условный) номер объекта 13-13-06/031/2008-046, инвентарный N 14185;
- здание трансформаторной подстанции площадью 50,1 кв.м, назначение - нежилое, кадастровый (или условный) номер объекта 13-13-06/031/2008-045, инвентарный N 14168;
- здание крытой асфальтированной площадки площадью 157,4 кв.м, назначение - нежилое, кадастровый (или условный) номер объекта 13-13-06/031/2008-044, инвентарный N 14190;
- здание пожарного депо площадью 82 кв.м, назначение - нежилое, кадастровый (или условный) номер объекта 13-13-06/031/2008-043, инвентарный N 14188;
- здание проходной и будки автовесов площадью 307,5 кв.м, назначение - нежилое, кадастровый (или условный) номер объекта 13-13-06/031/2008-042, инвентарный N 2643;
- здание конторы и лаборатории площадью 157,4 кв.м, назначение - нежилое, кадастровый (или условный) номер объекта 13-13-06/031/2008-040, инвентарный N 14184;
- здание механической мастерской площадью 105,3 кв.м, назначение - нежилое, кадастровый (или условный) номер объекта 13-13-06/031/2008-041, инвентарный N 14189;
- незавершенное строительство со степенью готовности 58 %, площадью 293 кв.м, кадастровый (или условный) номер объекта 13-13-06/031/2008-048.
Право собственности на указанные объекты подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права от 19.08.2008 соответственно серии 13 ГА N 274556, серии 13 ГА N 274537, серии 13 ГА N 274538, серии 13 ГА N 274541, серии 13 ГА N 274539, серии 13 ГА N 274540, серии 13 ГА N 274542, серии 13 ГА N 274543, серии 13 ГА N 274544, серии 13 ГА N 274545, серии 13 ГА N 274546, серии 13 ГА N 274547, серии 13 ГА N 274549, серии 13 ГА N 274550, серии 13 ГА N 274551, серии 13 ГА N 274552, серии 13 ГА N 274553, серии 13 ГА N 274554, серии 13 ГА N 274555, серии 13 ГА N 274536.
Данные объекты расположены на земельном участке площадью 61 535 кв.м с кадастровым номером 13:22:0114003:68, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения и эксплуатации производственной базы, расположенном по адресу: Республика Мордовия, Чамзинский район, р.п. Чамзинка, ул. Лесная, д. 3, и находящемся в собственности Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации права от 10.11.2006 серии 13 ГА N 067668).
30.01.2012 Общество обратилось в Территориальное управление с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка.
Представленный Обществом пакет документов Территориальное управление направило в Росимущество для согласования вопроса о предоставлении в собственность земельного участка.
Письмом от 19.03.2012 N ПП-10/7978 Росимущество сообщило о невозможности предоставления в собственность Общества испрашиваемого земельного участка, поскольку в представленном кадастровом паспорте участка не имеется сведений о расположенных на нем зданиях, строениях, сооружениях; отсутствуют документ, подтверждающий балансовую стоимость активов Общества, и обоснование площади участка.
В целях устранения замечаний, указанных Росимуществом, Территориальное управление письмом от 22.03.2012 N 889 возвратило Обществу представленный пакет документов на доработку.
02.04.2012 Общество вновь направило в Территориальное управление пакет документов, в том числе с приложением дополнительных документов, указанных в письме Росимущества от 19.03.2012 N ПП-10/7978.
На основании поручения Росимущества от 18.05.2012 N ПП-10/15384 и приказа Территориального управления от 23.05.2012 N 42 комиссия Территориального управления 06.06.2012 провела проверку фактического использования земельного участка с кадастровым номером 13:22:0114003:68 и установила, что помимо имеющихся 20 объектов недвижимости, находящихся на праве собственности у Общества, на указанном земельном участке возле зерносклада N 5 расположен еще один объект - отдельно стоящее нежилое здание, назначение: нежилое, 1-этажное, на которое не представлены правоустанавливающие документы (акт от 08.06.2012).
Письмом от 18.07.2012 N 2307 Территориальное управление со ссылкой на позицию Росимущества, изложенную в письме от 10.07.2012 N ПП-10/25854, возвратило комплект документов заявителю.
Поскольку решение о приватизации испрашиваемого земельного участка Территориальным управлением принято не было, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 36 Кодекса предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 Кодекса для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Кодекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, в соответствии с пунктом 1 которого Федеральное агентство по управлению государственными имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.
В силу пункта 4 названного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Пунктами 4.1, 4.6 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49, предусмотрено, что территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Республики Мордовия, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества и обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Таким образом, Общество обратилось с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка к уполномоченному органу по управлению и распоряжению земельными участками на территории Республики Мордовия, находящимися в государственной собственности.
Материалами дела подтверждается, что Общество как собственник объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 13:22:0114003:68 по адресу: Республика Мордовия, Чамзинский район, р.п. Чамзинка, ул. Лесная, д. 3, обладает исключительным правом на приобретение в собственность этого земельного участка.
Земельный участок площадью 61 535 кв.м с кадастровым номером 13:22:0114003:68 был сформирован непосредственно для размещения и эксплуатации производственной базы, что следует из содержания кадастрового паспорта (выписка из государственного кадастра недвижимости от 28.03.2012) и необходим для использования расположенных на нем объектов.
Документы, предусмотренные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475, Обществом были представлены в уполномоченный орган в полном объеме.
Позиция Территориального управления о том, что Обществом не доказано исключительное право на приватизацию испрашиваемого земельного участка в связи с нахождением на нем объекта недвижимости, не принадлежащего заявителю на праве собственности (отдельно стоящее нежилое здание, назначение: нежилое, 1-этажное), правомерно отклонена судом первой инстанции, как не подтвержденная соответствующими доказательствами.
Имеющийся в материалах дела комиссионный акт от 08.06.2012, составленный Территориальным управлением по результатам проверки фактического использования спорного земельного участка и содержащий указанные сведения, опровергается другими документами.
Так, исследовав представленные заявителем в дело технический отчет от 01.08.2012, выполненный обществом с ограниченной ответственностью "Архтехстрой", акт техника от 21.08.2012 N 63 и справку Чамзинского отделения Филиала Федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" от 21.08.2012, суд первой инстанции установил, что на земельном участке с кадастровым номером 13:22:0114003:68 находится объект - "сушильная колонна", которая не является объектом капитального строительства, а является оборудованием и представляет собой сборно-разборную металлическую конструкцию, предназначенную для сушки и транспортировки зерна, данный объект на государственный технический учет не ставится.
Более того, доказательства того, что названный объект принадлежит на праве собственности другому лицу, Территориальное управление не представило.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав представленные доказательства и оценив установленные обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что права Общества на земельный участок с кадастровым номером 13:22:0114003:68 подлежали переоформлению по правилам статьи 36 Кодекса, соответственно, у Территориального управления не имелось оснований для непринятия положительного решения о приватизации земельного участка и ненаправления заявителю проекта договора купли-продажи.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что в силу пункта 4 статьи 28 Кодекса не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своем постановлении от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснил, что суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
Доказательств невозможности предоставления Обществу спорного земельного участка в собственность по основаниям, предусмотренным в законе, Территориальным управлением не представлено.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации именно на Территориальное управление возложена обязанность доказывания соответствия оспариваемого отказа закону или иному нормативному правовому акту и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия.
Поскольку такие доказательства в материалах дела отсутствуют, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые действия Территориального управления не соответствуют действующему земельному законодательству и нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На этом основании суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление Общества. При этом с учетом требований части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд обоснованно возложил на уполномоченный орган обязанность принять решение о предоставлении Обществу в собственность испрашиваемого земельного участка и направить в его адрес проект договора купли-продажи, что согласуется с положениями статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и правовой позицией, изложенной в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства".
Арбитражный суд Республики Мордовия в полном объеме выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы основаны на правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Территориального управления по приведенным в ней доводам, противоречащим нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 11.09.2012 по делу N А39-2508/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Ю.В. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-2508/2012
Истец: ЗАО "Мордовский бекон"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия
Третье лицо: Федеральное агентство по управлению государственным иимуществом, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия