город Ростов-на-Дону |
|
18 января 2013 г. |
дело N А32-13815/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 января 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Гуденица Т.Г., Захаровой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Согомонян А.Н.,
в отсутствие участвующих в деле лиц, уведомленных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.10.2012 по делу N А32-13815/2012
по заявлению открытого акционерного общества "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт"
к заинтересованному лицу: Прокуратуре Калининского района
о признании незаконным представления от 12.04.2012 N 7-01/2121 в части,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным представления Прокуратуры Калининского района (далее - прокуратура) от 12.04.2012 N 7-01/2121 в части (абз. 3, 4, 5, 7, 8, 9 представления).
Заявленные требования мотивированы тем, что штат работников общества сформирован с учетом специфики и объема работ, общество ведет журнал проверки состояния условий труда. Указывает на отсутствие обязанности получать лицензию на осуществление медицинской деятельности.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 16.08.2012 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано. Решение мотивировано тем, что требования заявителя подлежат рассмотрению Калининским районным судом Краснодарского края.
Открытое акционерное общество "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило отменить судебный акт и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы приводит доводы, аналогичные указанным в заявлении.
В отзыве на апелляционную жалобу прокуратура просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание участвующие в деле лица, уведомленные надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, представителей не направили. Дело рассмотрено в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав в судебном заседании 12.12.2012 доводы участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, требования общества заявлены в отношении представления Прокуратуры Калининского района от 12.04.2012 N 7-01/2121 об устранении нарушений законодательства при осуществлении эксплуатации газового оборудования. Из текста указанного представления следует, что прокуратурой установлен ряд нарушений, которые обществу предлагается устранить, о чем сообщить в прокуратуру в письменном виде; рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц.
Правила подведомственности дел арбитражному суду установлены параграфом 1 главы 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке.
Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (п. 2 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из названных норм, арбитражный суд вправе рассматривать дела о признании незаконными действий государственных органов, если такие действия затрагивают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, предметом обжалования является представление, принятое прокурором в соответствии со ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре).
В соответствии со ст. 1 Закона о прокуратуре Прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
Реализуя эти полномочия, прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в п. 1 ст. 21 Закона, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений Закона (ст. 22).
Согласно ст. 24 Закона о прокуратуре представление вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению ими, а в случае их несогласия требование прокурора реализуется путем специальных процедур: вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо обращением в суд.
Таким образом, оспариваемый акт (представление) прокурора, сам по себе не имеет абсолютного характера и силой принудительного исполнения не обладает. Представление прокурора реализуется путем последующих специальных процедур, в том числе, принятием постановления.
При рассмотрении дела в судебном порядке об оспаривании постановления прокурора по делу об административном правонарушении прокурор должен доказать факт нарушения закона органом или должностным лицом, которому внесено представление и правомерность своих требований.
На правовую природу представления прокурора указано Конституционным Судом Российской Федерации в п. 2 Определения от 24.02.2005 N 84-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы... на нарушение конституционных прав положениями ст. 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", а также Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении от 21.10.2008 по делу N 9455/08.
При указанных обстоятельствах апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемое представление не отвечает признакам ненормативного акта, поскольку характерной особенностью ненормативного правового акта является содержание в нем обязательных предписаний (правил поведения) властно-распорядительного характера, обязательных для лица, которого акт касается.
Представление как акт прокурорского реагирования на выявленные нарушения действующего законодательства силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Неисполнение требований, изложенных в представлении, влечет за собой ответственность, предусмотренную ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, причем в данном случае к ответственности может быть привлечено только физическое лицо либо руководитель.
При этом, поскольку представление прокурора само по себе не затрагивает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не влечет для него последствий экономического характера и не создает препятствий для осуществления такой деятельности, действия по его вынесению также не порождают экономического спора.
Следовательно, данный спор неподведомственен арбитражному суду.
Пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ определено, что арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
При таких обстоятельствах решение по делу надлежит отменить, производству по делу - прекратить.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.10.2012 по делу N А32-13815/2012 отменить. Производство по делу прекратить.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-13815/2012
Истец: ОАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт"
Ответчик: Прокуратура Калининского района
Третье лицо: Прокуратура Калининского района