г. Санкт-Петербург |
|
18 января 2013 г. |
Дело N А21-7791/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 января 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: Брюхановой И.Г.
при участии:
от истца (заявителя): Ломако Ю.С. по доверенности от 13.03.2012
от ответчика (должника): не явился, извещен.
от 3-го лица: 1), 2), 3) не явились, извещены.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23515/2012) Судебного пристава-исполнителя Отдела Центрального района г. Калининграда УФССП по Калининградской области Мельченко О.Ю. на решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.10.2012 по делу N А21-7791/2012 (судья С.А. Зинченко), принятое
по заявлению ООО "Автозапимпорт"
к Судебному приставу-исполнителю Отдела Центрального района г. Калининграда УФССП по Калининградской области Мельченко О.Ю.
3-е лицо: 1) Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Калининграду, 2) Управление Федеральной налоговой службы по Калининградской области, 3) ООО "Орбита-М" о возбуждении исполнительного производства N 24134/12/02/39
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Автозапимпорт" (ОГРН 1023900584102, место нахождения: г. Калининград, ул. Генерал-лейтенанта Озерова, 17а, далее - общество, должник) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании постановления от 12.07.2012 N 43579/12/02/39 судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов Центрального района г. Калининграда Управления Федеральной службы судебных приставов по Калининградской области Мельниченко О.Ю. (далее - судебный пристав, заинтересованное лицо) о возбуждении исполнительного производства N 24134/12/02/39.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по г. Калининграду (далее - налоговый орган, взыскатель), Управление Федеральной службы судебных приставов по Калининградской области (далее - Управление), общество с ограниченной ответственностью "Орбита-М".
Решением суда первой инстанции от 05.10.2012 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе судебный пристав-исполнитель просит решение суда первой инстанции отменить и отказать должнику в удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам.
В судебном заседании представитель ООО "Автозапимпорт" с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения.
Судебный пристав, заинтересованные лица, уведомленные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу ст. 156 АПК РФ не является процессуальным препятствием для рассмотрения жалобы по существу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Материалами дела установлено, что определением от 23.05.2012 по делу N А21-7064/2010 в отношении ООО "Автозапимпорт" введена процедура банкротства наблюдение.
Как следует из материалов дела, Инспекцией в адрес Общества выставлены требования об уплате налогов, пени N 220425 от 10.05.2011 сроком исполнения до 30.05.2011 (налог на имущество 1 квартал 2010 года и пени по налогу на имущество), N 69177 от 25.05.2011 сроком исполнения до 15.06.2011, N 234256 от 11.04.2012 сроком исполнения до 02.05.2012.
Неисполнение налогоплательщиком указанных требований послужило основанием для вынесения Инспекцией решений о взыскании задолженности за счет денежных средств в форме инкассовых поручений N 171178 от 11.05.2012, N 175986 от 06.06.2012 (пени по налогу на имущество на сумму 42 791,13 рублей), N 175987 от 06.06.2012 (налог на имущество на сумму 1 620 619 рублей).
Инкассовые поручения N 175986 от 06.06.2012 (пени по налогу на имущество на сумму 42 791,13 рублей), N 175987 от 06.06.2012 (налог на имущество на сумму 1 620 619 рублей) ОАО "Газпромбанк" возвращены 20.06.2012 без исполнения, со ссылкой на нарушение инспекцией действующего законодательства, а именно не указание органа принявшего решение о взыскании, наименование и номер решения, а также указания на то, что взыскание производится в отношении текущего платежа (в отношении налогоплательщика введена процедура наблюдения).
В связи с возвратом инкассовых поручений инспекцией 24.06.2012 вынесено решение N 18916 и постановление N 17839 о взыскании налогов, сборов, штрафов за счет имущества налогоплательщика в сумме 1 663 410,13 рублей, в том числе налога на имущество за 1 квартал 2010 года в сумме 1 620 619 рублей (требование N 220425, инкассовое поручение N 175986) и пени по налогу на имущество в сумме 42 791,13 рублей (требование N 220425, инкассовое поручение N 175987).
Постановление N 17839 от 24.06.2012 направлено в службу судебным приставов-исполнителей.
На основании постановления Инспекции от 24.06.2012 судебным приставом вынесено постановление от 12.07.2012 о возбуждении исполнительного производства N 24134/12/02/39 (л. д. 6 т. 1).
Общество, считая, что постановление судебного пристава о возбуждении исполнительного производства вынесено с нарушение положений действующего законодательства и нарушает права и законные интересы хозяйствующего субъекта, обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования должника, указал, что у судебного пристава-исполнителя отсутствовали законные основания для возбуждения исполнительного производства.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Части 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определяют, что при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Признание незаконным постановления судебного пристава-исполнителя возможно лишь при наличии совокупности двух условий - его несоответствия закону и нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
На стадии возбуждения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель обязан, в том числе, установить: является ли предъявленный документ исполнительным (статья 12 Федерального закона N 229-ФЗ), соответствует он требованиям, предъявляемым к исполнительным документам (статья 13 Федерального закона N 229-ФЗ), соблюдены ли сроки предъявления документа к исполнению (статья 21 Федерального закона N 229-ФЗ).
В части 8 статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ установлено, что судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Основания для отказа в возбуждении исполнительного производства поименованы в статье 31 Федерального закона N 229-ФЗ.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
Согласно пункту 4, 7, 8 части 1 статьи 31 данного Закона судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, в том числе, если документ не является исполнительным, либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 настоящего Федерального закона (пункт 4); не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению (пункт 7); исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов (пункт 8).
Как верно указано в решении суда первой инстанции и подтверждается материалами дела, поступившее в службу приставов постановление инспекции не соответствовало требованиям, предъявляемым к актам органов, осуществляющих контрольные функции, а именно, не были представлены документы, содержащие отметки банков и иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
Поскольку постановление инспекции N 17839 от 24.06.2012 не соответствовало требованиям п. 5 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве, у судебного пристава-исполнителя отсутствовали правовые основания для возбуждения исполнительного производства.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что постановление Судебного пристава-исполнителя от 12.07.2012 о возбуждении исполнительного производства принято с нарушениями требований Закона об исполнительном производстве, нарушает права и законные интересы хозяйствующего субъекта, в связи с чем правомерно решением суда первой инстанции признано недействительным.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.10.2012 по делу N А21-7791/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-7791/2012
Истец: В/у ООО "Автозапимпорт" Стрекалов А. В., ООО "Автозапимпорт", ОСП Центрального района
Ответчик: СПИ Отдела Центрального района УФССП по К/о Мельниченко О. Ю., Судебный пристав-исполнитель Отдела Центрального района г. Калининграда УФССП по Калининградской области Мельченко Олег Юрьевич
Третье лицо: Временный управляющий Стрекалов А. В., Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N9 по Калининграду, МИФНС России N 9 по г. Калининграду, ООО "Орбита-М", Управление Федеральной налоговой службы по Калининградской области, Управление Федеральной службы судебных приставов по Калининградской области, УФССП по Калининградской области