г. Саратов |
|
18 января 2013 г. |
Дело N А57-5204/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "11" января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "18" января 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жевак И.И.,
судей Борисовой Т.С., Луговского Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Повивкиной Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Волжская ТГК" (443100, г. Самара, ул. Маяковского, д.15, ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от "17" октября 2012 года по делу N А57-5204/2012 (судья Калинина А.В.)
по заявлению открытого акционерного общества "Волжская ТГК" (443100, г.Самара, ул. Маяковского, д.15, ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946)
к Управлению Роспотребнадзора по Саратовской области (410028, г.Саратов, ул.Вольская, д.7)
об оспаривании предписания в части,
при участии в судебном заседании:
от Управления Роспотребнадзора по Саратовской области - Коченов С.А. по доверенности от 10.01.2013 N 43, удостоверение, Петрова И.М. по доверенности от 10.01.2013 N 75, удостоверение, Козлова Е.Ю. по доверенности от 05.04.2012 N 2574, паспорт,
от открытого акционерного общества "Волжская ТГК" - Белозерцев С.О. по доверенности N 18 от 04.05.2012, паспорт,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось открытое акционерное общество "Волжская ТГК" (далее - ОАО "Волжская ТГК", общество, заявитель) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Управлению Роспотребнадзора по Саратовской области (далее - управление, административный орган) о признании недействительным недействительными пункты: 1, 2, 5, 7, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 Предписания об устранении нарушений законодательства N 1746 от 07.11.2011.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 17.10.2012 в удовлетворении заявленных ОАО "Волжская ТГК" требований о признании недействительным предписания управления N 1746 от 07.11.2011 в части пунктов: 1, 2, 5, 7, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 - отказано. В остальной части дело производством прекращено.
Заявитель не согласился с вынесенным решением и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении о признании недействительным недействительными пункты: 1, 2, 5, 7, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 Предписания об устранении нарушений законодательства N 1746 от 07.11.2011 и принять в указанной части новый судебный акт по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу администрация просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзывах.
На основании пункта 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствии возражений истца и ответчика, арбитражный апелляционный суд проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения N 1746-в от 07.09.2011 руководителя Управления Роспотребнадзора по Саратовской области "О проведении плановой выездной проверки ОАО "Волжская ТГК" административным органом проведена плановая проверка общества, по результатам которой составлен акт проверки N 1746-в от 07.11.2011 и вынесено предписание N 1746 от 07.11.2011 года.
ОАО "Волжская ТГК" не согласно с предписанием N 1746 от 07.11.2011 в части пунктов 1, 2, 5, 7, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19.
Предписанием N 1746 от 07.11.2011 управление обязывает ОАО "Волжская ТГК":
Пункт 1: Заменить перегоревшие лампы в осветительных установках, установить рассеиватели или осветительную арматуру на осветительные установки в коридорах и кабинетах на 3-м этаже производственной базы 1 РТС. 3 РТС, в мастерской электроцеха, в зале цеха химводоочистели Саратовской ТЭЦ-1, в цехе химводоочистки 1 и 3 очереди Саратовской ТЭЦ-2 в срок - до 30.06.2012.
Пункт 2: Провести ремонт женской гардеробной в электроцехе, мужской гардеробной в ОТМС Балаковской ТЭЦ-4; мужской гардеробной 2 этажа, женской гардеробной в хим цехе Саратовской ТЭЦ-5: душевых и пола в производственном помещении котельной по ул.Шелковичная 186; женской душевой Саратовской ТЭЦ-1: заменить дверь в душевой складской базы ОМТС ТУ по теплоснабжению в г. Саратов в срок - 01.06.2013.
Пункт 5: Организовать периодический медосмотр 179 работников Балаковской ТЭЦ-4, занятых на работах с вредными факторами более 5 лет, в центрах профпатологии в срок - до 01.09.2012.
Пункт 7: Оборудовать гардеробную на очистных сооружениях Саратовской ТЭЦ-2 необходимым количеством шкафчиков в соответствие с нормативной документацией. Срок - до 30.03.2012.
Пункт 10: Провести мероприятия по предоставлению потребителям информации об исполнителе (продавце) и режиме его работы, путем размещения сведений о наименовании и месте нахождения (юридический адрес) своей организации, а также режиме работы на вывеске в месте нахождения Саратовского филиала ОАО "Волжская ТГК" (г.Саратов, ул.Чернышевского, 124) в срок - до 01.06.2012.
Пункт 11: Разработать и провести технические и организационные мероприятия по доведению до требований гигиенических нормативов факторов производственной среды на рабочих местах, на которых были зарегистрированы нарушения санитарных норм при лабораторно - инструментальных исследованиях, проведенных в ходе проверки. Отчет о проведенных мероприятиях и повторные лабораторно-инструментальные исследования, проведенные после мероприятий, представить в Управление Роспотребнадзора по Саратовской области в срок - до 15.06.2012.
Пункт 12: Провести радиационное обследование помещений и территории котельных, ЦТП. Представить результаты в срок - до 01.06.2012.
Пункт 13: Организовать входной контроль материалов с повышенным содержанием ЕРН. Представить результаты в срок - до 20.12.2012.
Пункт 14: Провести исследования гамма-фона в помещениях СарГРЭС, провести оценку доз персонала от природных источников ионизирующего излучения. Представить результаты в срок - до 01.06.2012.
Пункт 15: Провести исследования на содержание естественных радионуклидов (ЕРН) в почве Саратовской ТЭЦ-2. Представить результаты в срок - до 01.06.2012.
Пункт 16: В программе производственного контроля Саратовской ТЭЦ-2, Энгельсской ТЭЦ-3, Балаковской ТЭЦ-4 отразить радиационный контроль за показателями радиационной безопасности. Представить результаты в срок - до 20.12.2011.
Пункт 17: Представить результаты контроля содержания ЕРН в отходах шамотного кирпича и шламов из шламонакопителей в срок - до 01.06.2012.
Пункт 18: На ТЭЦ-3, ТЭЦ-4, ТЭЦ-5 провести оценку доз персонала от природных источников и ионизирующего излучения. Представить результаты в срок - до 01.02.2012.
Пункт 19: Программу производственного контроля по всем подразделениям Саратовского филиала ОАО "Волжская ТГК" выполнять в полном объеме, предусмотренном нормативными документами. Отчет о выполнении программы с предоставлением протоколов лабораторных исследований представлять в Управление Роспотребнадзора по Саратовской области: за 2011 до 20.12.2011; за 2012 до 20.12.2012; за 2013 до 20.12.2013; за 2014 до 20.12.2014.
Заявитель не согласился с указанным предписанием управления и обратился в суд с указанным заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что оспариваемое предписание выдано административным органом в соответствии с законом и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Управлением установлено, 10.10.2011 в 11.00 в коридорах и кабинетах на 3-м этаже производственной базы 1 РТС в осветительных установках используются перегоревшие лампы, рассеиватели отсутствуют; 17.10.2011в 12.00 в коридорах и кабинетах производственной базы 3 РТС в осветительных установках используются перегоревшие лампы, рассеиватели или осветительная арматура отсутствуют; 21.10.2011 в 11.00 в мастерской электроцеха, в зале цеха химводоочистки Саратовской ТЭЦ-1 в осветительных установках используются перегоревшие лампы, рассеиватели или осветительная арматура; 19.10.2011 в 13.00 в цехе химводоочистки 1 и 3 очереди Саратовской ТЭЦ-2 в осветительных установках используются перегоревшие лампы, рассеиватели или осветительная арматура.
Учитывая изложенные нарушения, управление пришло к выводу, что ОАО "Волжская ТГК" нарушает пункты 62, 88 Инструкции по санитарному содержанию помещений и оборудования промышленных предприятий от 31.12.1966 N 658-66 и пункт 10.7 СП 2.2.1.1312-03 "Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий".
Согласно информационному письму Главного государственного санитарного врача РФ от 06.01.2004 N 2510/92-04-32 "О действующих нормативных и методических документах по гигиене труда" на территории РФ действуют санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы, утвержденные бывшим МЗ СССР, в части, не противоречащей санитарному законодательству РФ, бывшим Госкомсанэпиднадзором России, а также действуют документы, утвержденные Минздравом России.
Заместителем главного санитарного врача СССР - 31.12.1966 N658-66 утверждена Инструкция по санитарному содержанию помещений и оборудования производственных предприятий (далее - Инструкция, действующая в настоящее время в части не противоречащая санитарному законодательству РФ письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия прав человека от 16.05.2007 N0100/4961-07-32)
Пунктом 88 данной Инструкции установлено, что лампы светильников, в случае их порчи или износа, подлежат немедленной замене лампами соответствующей мощности, указанной в проекте осветительной установки.
Пунктом 10.7. СП 2.2.1.1312-03 установлено, для ограничения вредного воздействия на работающих отраженной блескости при проектировании осветительных установок необходимо предусматривать:
- Соблюдение регламентов яркости рабочей поверхности в зависимости от ее площади;
- Использование источников света в осветительной арматуре (использование открытых ламп не допускается);
- Применение светильников с экранирующими отражателями и рассеивателями (желательно применение специальных светильников уменьшенной яркости и увеличенной площади);
- Соблюдение высоты подвеса светильников;
- Соблюдение специальных приемов освещения, заключающихся в ограничении яркости светящей поверхности и в размещении светильников по отношению к рабочей поверхности и глазу работающего, при выполнении работ с поверхностями, которые обладают направленным или направленно-рассеянным (смешанным) отражением, то есть блестящими. Размещение светильников по отношению к рабочей поверхности и глазу работающего осуществляется в соответствовии с положениями действующих методических документов по оценке освещенности рабочих мест;
- Применение антибликовых покрытий и специальных антибликовых фильтров на видеодисплейных терминалах;
- Использование матовых покрытий (окраски) рабочих поверхностей и оборудования, а также стен помещения, являющихся фоном;
- Цветовое оформление помещений и оборудования следует выполнять с учетом наименьшего коэффициента отражения (не более 0,4 отн.ед.).
В соответствии с п. 1.5 СП 2.2.1.1312-03 "Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий" санитарные правила предназначены для организаций, "специалистов, деятельность которых связана с проектированием, строительством и эксплуатацией производственных объектов, а также с осуществлением государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
На основании изложенных норм суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу о том, что требования выше перечисленных актов являются требованиями и при эксплуатации осветительных установок и были правильно применены административным органом.
В ходе проверки административным органом также установлено неудовлетворительное санитарно-техническое состояние женской гардеробной в электроцехе, мужской гардеробной в ОТМС Балаковской ТЭЦ-4; мужской гардеробной 2 этажа, женской гардеробной в хим. цехе Саратовской ТЭЦ-4; мужской гардеробной 2 этажа, женской гардеробной в хим. цехе Саратовской ТЭЦ-5; душевых и пола в производственном помещении котельной по ул. Шелковичная, 186; женской душевой Саратовской ТЭЦ-1 неудовлетворительное и требует ремонта; в душевой складской базы ОМТС ТУ по теплоснабжению в г.Саратов требуется замена двери.
Согласно пункту 63 Инструкции по санитарному содержанию помещений и оборудования производственных предприятий (утв. заместителем Главного санитарного врача СССР 31 декабря 1966 N658-66) все производственные и бытовые помещения, а также рабочие места и оборудование, должны содержаться в чистоте и порядке и своевременно ремонтироваться. Для всех производственных и бытовых помещений должен быть установлен определенный порядок уборки с учетом условий производства. Отбросы и мусор должны регулярно собираться и удаляться в специально для этой цели отведенные места. Для собирания ядовитых отходов и мусора должны быть устроены отдельные сборники, которые надлежит содержать и очищать в порядке, установленном специальными инструкциями.
Пункт 5.6 СП 2.2.1.1312-03 "Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий", содержит в себе положение, что полы, стены и оборудование гардеробных, умывальных, душевых, уборных, кабине для личной гигиены женщин, ручных и ножных ванн должны иметь покрытия из влагостойких материалов с гладкими поверхностями, легкомоющимися горячей водой с применением моющих, дезинфицирующих средств.
Доказательств того, что на момент проведения проверки состояние душевых полностью соответствовало требованием п.5.6 СП 2.2.1.1312-03 в материалы дела ОАО "Волжская ТГК" не представило.
В ходе проверки установлено, что не организован периодический медосмотр 179 работников Балаковской ТЭЦ-4, занятых на работах с вредными факторами более 5 лет в центрах профпаталогии.
В соответствии с пунктом 6 приложения N 3 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16.08.2004 N83 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)" (с изменениями от 16.05.2005) Диапазон действия данной редакции: c 24.06.2005 по 31.12.2011, т.е. в момент проведения проверки, указанная норма была обоснованно применена управлением.
Согласно пункту 6 статьи 34 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" порядок проведения обязательных медицинских осмотров, учета, ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения.
Пунктом 37 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2011 N302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" которые вступили в силу 01.01.2012 года, установлено, что участники аварийных ситуаций или инцидентов, работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными веществами и производственными факторами с разовым или многократным превышением предельно допустимой концентрации (ПДК) или предельно допустимого уровня (ПДУ) по действующему фактору, работники, имеющие (имевшие) заключение о предварительном диагнозе профессионального заболевания, лица со стойкими последствиями несчастных случаев на производстве, а также другие работники в случае принятия соответствующего решения врачебной комиссией не реже одного раза в пять лет проходят периодические осмотры в центрах профпатологии и других медицинских организациях, имеющих право на проведение предварительных и периодических осмотров, на проведение экспертизы профессиональной пригодности и экспертизы связи заболевания с профессией.
Судебная коллегия соглашается с выводами административного органа о том, что заявителем нарушены вышеперечисленные норма о прохождении работниками общества осмотра в центрах профпатологии.
Административным органом выявлено, что ОАО "Волжская ТГК" не оборудовало гардеробную на очистных сооружениях Саратовской ТЭЦ-2 необходимым количеством шкафчиков в соответствие с нормативной документацией.
Пунктом 2.6. Строительных норм и правил СНиП 2.09.04-87 "Административные и бытовые здания" (утв. постановлением Госстроя СССР от 30 декабря 1987 N313) установлено, что в гардеробных число отделений в шкафах или крючков вешалок для домашней и специальной одежды следует принимать равным списочной численности работающих, уличной одежды - численности в двух смежных сменах.
Доказательств того, что указанные требования соблюдены заявителем, в материалы дела не представлены.
Управление пришло к выводу, что ОАО "Волжская ТГК" нарушает статьи 8-9 Закона РФ от 07.02.1992 "О защите потребителей".
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 9 Закона РФ "О защите прав потребителей" в том случае, если продавцом (исполнителем) является организация (юридическое лицо), она должна довести до сведения потребителя свое фирменное наименование (наименование), место ее нахождения (адрес) и режим работы. Указанная информация размещается на вывеске, причем, в том числе и тогда, когда осуществление торговли (выполнение работ, оказание услуг) производится вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя). При этом наименование (фирменное наименование) и место нахождения такого продавца (исполнителя) определяются с учетом положений статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона РФ "О защите прав потребителей" режим работы организаций, осуществляющих деятельность в сфере розничной торговли, бытового и иных видов обслуживания, если они не относятся к государственным и муниципальным предприятиям (учреждениям), а также продавцами и исполнителями - индивидуальными предпринимателями, устанавливается ими самостоятельно. При этом по смыслу указанной нормы под режимом работы следует понимать время осуществления продавцом или исполнителем (непосредственно по месту нахождения юридического лица и (или) его структурных подразделений-филиалов и т.д.) соответствующей торговой и иной деятельности, связанной с заключением договоров розничной купли-продажи (возмездного выполнения работ, оказания услуг), который должен соответствовать установленному (пункт 3 статьи 11 Закона РФ "О защите прав потребителей").
В этой связи обязанностью продавца (исполнителя) является обеспечение информирования на вывеске в каждом месте осуществления деятельности об установленном режиме работы и месте нахождения (юридический адрес) организации.
Договор энергоснабжения относится к публичным договорам, то есть договорам, заключаемым коммерческой организацией и устанавливающим ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
При этом наличие или отсутствие факта оказания услуг какому-либо конкретному потребителю для применения мер административного воздействия к организации за продажу товаров, выполнение работ либо оказания услуг при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце правового значения не имеет. Так как согласно Закону РФ "О защите прав потребителей" потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица.
Судом первой инстанции обоснованно отклонён довод заявителя о неверном указании адреса. Поскольку, неверное указание адреса является технической опечаткой, адрес Саратовского филиала ОАО "Волжская ТГК" г.Саратов, ул.Чернышевского, 118 "А" общеизвестный.
07.10.2011 при проведении планового лабораторного-инструментального контроля параметры микроклимата на рабочем месте аппаратчика 4 разряда химического цеха Энгельсской ТЭЦ-3 не соответствуют пункту 6.3 СанПиН 2.2.4.548-96 "Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений"; уровни искусственной освещенности аппаратчика 4 разряда химического цеха и машиниста по котельному оборудованию котлотурбинного цеха Энгельской ТЭЦ-3 не соответствуют требованиям пунктов 10.1, 10.8 СП 2.2.1.1312-03 "Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий".
Пунктом 10.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N88 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 2.2.1.1312-03" определено, что проектирование освещения для вновь строящихся и реконструируемых предприятий, вспомогательных зданий и сооружений, площадок промышленных предприятий регламентируется требованиями действующих нормативных документов.
Пунктом 10.8 вышеуказанного постановления установлено, что при проектировании освещения следует предусматривать мероприятия, ограничивающие значения показателя ослепленности и наибольшей допустимой яркости рабочей поверхности, в частности:
- Правильное устройство осветительных установок (наличие отражателей, рассеивателей из молочного стекла, затенителей);
- Соблюдение требуемых уровней освещенности;
- Ограничение площади освещаемых или светящихся поверхностей;
- Рекомендуемое соотношение яркости рабочей поверхности и яркости прилегающих к ней поверхностей (стол, оборудование) - 3:1, а рабочей поверхности и окружающих поверхностей (стены, перегородки, колонны) - 10:1. Для работ с видеодисплейными терминалами отношение яркостей в зоне наблюдения (экран, документ, поверхность стола) должно быть не более 10:1;
- Применение светильников с большим защитным углом, создаваемым отражателем или планками экранирующей решетки;
- Использование солнцезащитных средств - светорассеивающие шторы, жалюзи, светозащитные козырьки.
Показатель ослепленности для помещений, длина которых не превышает двойной высоты подвеса светильников над полом, а также помещений с временным пребыванием людей и площадок, предназначенных для прохода или обслуживания оборудования не ограничивается.
При проведении планового лабораторно-инструментального контроля уровня шума и общей технологической вибрации на рабочем месте машиниста-обходчика ТО Саратовской ТЭЦ-5 превышает ПДУ" (нарушение п.5.3.1 СН 2.2.4/2.1.8.566-96 "Шум на рабочих местах, жилых зданиях и на территории жилой застройки", п. 6.2 СН 2.2.4/2.1.8566-96 "Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий").
19.10.2011 и 24.10.2011 при проведении планового инструментального контроля температура воздуха на рабочих местах машиниста у котла, старшего машиниста турбин, аппаратчика лаборатории СарГРЭС выше нормы и не соответствуют требованиям пункта 6.3 СанПиН 2.2.4.548-96 "Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений" (протоколы N 794 от 28.10.11, N 797 от 31.10.11)
При проведении планового инструментального контроля уровни искусственной освещенности на рабочих местах машиниста турбин 1 -4 в шумоизолирующей кабине, аппаратчика ХВО 1 очереди у щита управления Саратовской ТЭЦ-2; машинистов турбин у щита манометров ТГ-2, машиниста турбин у щита ТГ-1 и иных лиц указанных в предписании ниже допустимых и не соответствуют требованиям п.10.1, п.10.8 СП 2.2.1.131203 "Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий"; СП 52.13330.2011 (СНиП 23-05-95) Свод правил Актуализированная редакция СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение".
17.10.2011, 19.10.2011, 14.10.2011 при проведении планового инструментального контроля уровень шума на рабочих местах машиниста в шумоизолирующей кабине отметка 5.0 котельного отделения, машиниста-обходчика в шумоизолирующей кабине отметка 5.0 турбинного отделения, аппаратчика ХВО в зале предочистки в зоне обслуживания насосов СарГРЭС не соответствуют п.5.3.1 СН 2.2.4./2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, жилых зданиях и на территории жилой застройки" (протоколы N 689, 690, 693, 694 от 25.10.2011)
24.10.2011 при проведении планового инструментального контроля уровень общей технологической вибрации на рабочем месте машиниста турбин в шумоизолирующей кабине турбинного отделения КТЦ N 2 Саратовской ТЭЦ-1 не соответствует требованиям п.6.2 СН 2.2.4/2.1.6.566-96 "Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий" (протокол N 693 от 25.10.2011).
19.10.2011 при проведении планового инструментального контроля напряженность электрического поля на частоте 5 Гц-2кц на рабочих местах начальника отдела ОТиПК за ПЭВМ, инженера по пожарной безопасности, начальника ОППР и зам. начальника ОППР Саратовской ГРЭС превышает ВДУ и не соответствует требованиям п.7.1 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электровычислительным машинам и организация работы, (протокол 879 от 25.10.2011).
Отбор проб и проведение инструментальных измерений на Энгельсской ТЭЦ-3 проводились в присутствии должностного лица ведущего инженера химической лаборатории Уфимцевой И.Н., что подтверждается протоколами измерений освещенности N 55 от 07.10.2011 и протоколом контроля микроклимата N 49 от 13.10.2011.
Как установлено административным органом и подтверждается материалами дела, требуемые уровни освещенности на рабочих местах не были соблюдены, измеренные показатели искусственной освещенности при плановой проверке были ниже допустимых норм, что подтверждается протоколами измерений N N 55, 1495, 1496, 1498, 1499 от 25.10.2011.
Довод заявителя о том, что протоколы составлены после обнаружения нарушения, обоснованно признан судом первой инстанции несостоятельным. Дата проведения измерений может не совпадать с датой составления протоколов измерений. Измерения проводятся на месте нахождения объекта, а протоколы оформляются экспертами в лабораторном центре позднее (ФБУЗ " Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области").
В ходе проверки управлением также установлено, что отсутствуют результаты радиационного обследования помещений и территории котельных, ЦТП, что является нарушением п.2.4. СанПиН 2.6.1.2800-10 "Гигиенические требования по ограничению облучения населения, за счет природных источников ионизирующего излучения", п. 4.1, 4.2 СанПиН 2.6.1.2523-09 "Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)", отсутствуют протоколы исследований гамма-фона в помещениях СарГРЭС, не проведена оценка доз персонала от природных источников ионизирующего излучения, что является нарушением п.2.4 СанПиН 2.6.1.2800-10 "Гигиенические требования по ограничению облучения населения, за счет природных источников ионизирующего излучения", п.4.1, 4.2 СанПиН 2.6.1.2523-09 "Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)", нет результатов исследований на содержание радионуклидов (ЕРН) в почве Саратовской ТЭЦ-2, что является нарушением п.2.4. СанПиН 2.6.1.2800-10 "Гигиенические требования по ограничению облучения населения, за счет природных источников ионизирующего излучения", п. 4.1, 4.2 СанПиН 2.6.1.2523-09 "Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)", на ТЭЦ-3, ТЭЦ-4, ТЭЦ-5 не проведена оценка доз персонала от природных источников ионизирующего излучения.
Пунктами 4.1, 4.2 СанПиН 2.6.1.2523-09 "Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)" установлены требования к защите от природного облучения в производственных условиях:
4.1. Эффективная доза облучения природными источниками излучения всех работников, включая персонал, не должна превышать 5 мЗв в год в производственных условиях (любые профессии и производства);
4.2. Средние значения радиационных факторов в течение года, соответствующие при монофакторном воздействии эффективной дозе 5 мЗв за год при продолжительности работы 2000 ч/год, средней скорости дыхания 1,2 мЗ/ч и радиоактивном равновесии радионуклидов уранового и ториевого рядов в производственной пыли, составляют:
- мощность эффективной дозы гамма-излучения на рабочем месте - 2,5 мкЗв/ч;
- ЭРОА в воздухе зоны дыхания - 310 Бк/мЗ; Rn
- ЭРОА в воздухе зоны дыхания - 68 Бк/мЗ; Тп
- удельная активность в производственной пыли урана-238, находящегося в радиоактивном равновесии с членами своего ряда, - 40/f кБк/кг, где f - среднегодовая общая запыленность воздуха в зоне дыхания, мг/мЗ;
- удельная активность в производственной пыли тория-232, находящегося в радиоактивном равновесии с членами своего ряда, - 27/f, кБк/кг.
При многофакторном воздействии должно выполняться условие: сумма отношений воздействующих факторов к значениям, приведенным выше, не должна превышать 1.
Согласно СП 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ 99/2010)") пункту 5.1.3. в помещениях зданий жилищного и общественного назначения, сдающихся в эксплуатацию после окончания строительства, капитального ремонта и реконструкции, среднегодовая эквивалентная равновесная объёмная активность (далее - ЭРОА) изотопов радона в воздухе помещений и мощность дозы гамма-излучения должны соответствовать требованиям пункта 5.3.2 НРБ-99/2009, а в эксплуатируемых зданиях - требованиям пункта 5.3.3 НРБ-99/2009.
Пункт 5.1.7. для проверки соответствия зданий жилищного и общественного назначения требованиям пунктов 5.3.2 и 5.3.3 НРБ-99/2009 на всех стадиях строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации зданий жилищного и общественного назначения проводится радиационный контроль. В случаях обнаружения превышения нормативных значений должен проводиться анализ связанных с этим причин и осуществляться необходимые защитные мероприятия, направленные на снижение мощности дозы гамма-излучения и/или содержания радона в воздухе помещений.
СанПиН 2.6.1.2523 - 09 "Нормы радиационной безопасности" НРБ -99/2009 5.3.3. В эксплуатируемых жилых и общественных зданиях среднегодовая эквивалентная равновесная объемная активность дочерних продуктов радона и торона в воздухе жилых и общественных помещений не должна превышать 200 Бк/м. При более высоких значениях объемной активности должны проводиться защитные мероприятия, направленные на снижение поступления радона в воздух помещений и улучшение вентиляции помещений. Защитные мероприятия должны проводиться также, если мощность эффективной дозы гамма-излучения в помещениях превышает мощность дозы на открытой местности более чем на 0,2 мкЗв/ч.
Согласно СанПиН 2.6.1.2800-10 п. 1.1. настоящие санитарные правила устанавливают общие требования по обеспечению радиационной безопасности населения при воздействии природных источников ионизирующего излучения в производственных, коммунальных условиях и быту.
Пункт 1.2. соблюдение требований настоящих Правил на территории Российской Федерации является обязательным для всех юридических (далее - организаций) и физических лиц, от деятельности которых зависит уровень облучения населения природными источниками ионизирующего излучения в производственных и коммунальных условиях.
Пункт 1.3 настоящими Правилами руководствуются в своей деятельности органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, службы радиационной безопасности (радиационного контроля) организаций, а также другие организации, осуществляющие радиационный контроль с целью оценки соответствия (несоответствия) уровней облучения населения природными источниками ионизирующего излучения в производственных и коммунальных условиях, показателей радиационной безопасности производимой продукции и оказываемых услуг требованиям санитарных правил и гигиенических нормативов.
Административным органом установлено, что заявитель использует материал с повышенным содержанием природных радионуклидов - шамотный кирпич.
Пунктом 5.1.15. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 26.04.2010 N40 "Об утверждении СП 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ 99/2010)" предписано, что контроль за содержанием природных радионуклидов в строительных материалах и изделиях, минеральных удобрениях и агрохимикатах, а также в продукции, перечисленной в пункте 5.1.14 Правил, осуществляет производитель. Применение этой продукции допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В сопроводительной документации должно указываться численное значение удельной активности природных радионуклидов на каждый вид такой продукции.
Доказательств, опровергающих, что заявителем указанное требование выполнено, в материалы дела не представлено.
Как установлено административным органом, в программе производственного контроля Саратовской ТЭЦ-2, Саратовской ТЭЦ-3, Саратовской ТЭЦ-4 отсутствует радиационный контроль за показателями радиационной безопасности, что является нарушением п.п. 3.4.1, 3.4.2, 3.4.3 СанПиН 2.6.1.2800-10 "Гигиенические требования по ограничению облучения населения, за счет природных источников ионизирующего излучения".
Согласно пунктам 3.4.1, 3.4.2, 3.4.3 радиационный контроль за показателями радиационной безопасности при воздействии природных источников излучения является составной частью производственного контроля. Порядок проведения производственного контроля определяется для каждой организации с учетом особенностей и условий выполняемых ею работ. Администрация организации разрабатывает и утверждает программу производственного контроля, в которой определяется виды и объем проведения контроля. Радиационному контролю в организациях, перечисленных в п. 3.1.1 Правил подлежат годовые эффективные дозы облучения работников за счет природных источников излучения, эффективная удельная активность природных радионуклидов в используемом сырье, материалах и изделиях, а также в готовой продукции, при производстве которой применяются сырье и материалы с более 740 Бк/кг, а также в производственных отходах.
Доказательств опровергающих данные выводы ОАО "Волжская ТГК" не представлено.
Как установлено судом, на ТЭЦ-3, ТЭЦ-4, ТЭЦ-5 не проводится контроль содержания ЕРН в отходах шамотного кирпича и шламов из шламонакопителей (в соответствии с пп. 3.1.1, 4.2.3 СанПиН 2.6.1.2800-10 "Гигиенические требования по ограничению облучения населения за счет природных источников ионизирующего излучения").
Пунктом 3.1.3. СанПиН 2.6.1.2800-10 "Гигиенические требования по ограничению облучения населения за счет природных источников ионизирующего излучения" предусмотрено, что для проведения контроля за соблюдением допустимой дозы облучения работников природными источниками ионизирующего излучения администрация организации устанавливает контрольные уровни воздействия радиационных факторов (по мощности дозы гамма-излучения на рабочих местах, среднегодовому значению эквивалентной равновесной объемной активности (ЭРОА) изотопов радона в воздухе зоны дыхания и интенсивности ингаляционного поступления аэрозолей долгоживущих природных радионуклидов с вдыхаемым воздухом) в зависимости от состояния радиационной обстановки в организации.
Пункт 4.2.3. СанПиН 2.6.1.2800-10 "Гигиенические требования по ограничению облучения населения за счет природных источников ионизирующего излучения" устанавливает, эффективная удельная активность ( Эфф) природных радионуклидов в строительных материалах (сырье), добываемых на их месторождениях (щебень, гравий, песок, бутовый и пиленый камень, цементное и кирпичное сырье и пр.) или являющихся побочным продуктом производства, в отходах промышленного производства, используемых для изготовления строительных материалов (золы, шлаки и пр.), а также в готовой продукции.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что оспариваемое предписание управления соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.
При таких обстоятельствах принятый судебный акт отмене не подлежит.
В соответствии с подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ размер государственной пошлины при подаче юридическим лицом апелляционной жалобы по делу об оспаривании ненормативных правовых актов государственного органа составляет 1000 рублей. В связи с этим излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению от 30.08.2012 N14433 государственная пошлина в размере 1000 рублей подлежит возврату заявителю на основании и в порядке, предусмотренными статьёй 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 17.10.2012 года по делу N А57-5204/2012 обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Волжская территориальная генерирующая компания" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 1000 рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.И. Жевак |
Судьи |
Т.С. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-5204/2012
Истец: ОАО "Волжская ТГК"
Ответчик: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Управление по Саратовской области
Третье лицо: ОАО "Волжская ТГК"