г. Санкт-Петербург |
|
17 сентября 2012 г. |
Дело N А21-2537/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 сентября 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Брюхановой И.Г.
при участии:
от истца (заявителя): Александрова И.А. по доверенности от 12.03.2012, Молнар А.В. по доверенности от 12.07.2012
от ответчика (должника): Швайцер О.В. по доверенности от 22.08.2012 N 2.2/12
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14449/2012) ООО "Дагрис-Калининград" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.05.2012 по делу N А21-2537/2012 (судья И.С. Сергеева), принятое
по заявлению ООО "Дагрис-Калининград"
к МИФНС России N 2 по Калининградской области о признании недействительным решения от 13.01.2012 N 16
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Дагрис-Калининград" (ОГРН 1023902001584, место нахождения: Калининградская область, г.Советск, ул.М.Горького, д.7, далее - Общество, налогоплательщик), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Калининградской области (далее - Инспекция, налоговый орган)
от 13.01.2012 N 16 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 1 864 030 руб.
от 13.01.2012 N 2117 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части уменьшения НДС, предъявленного к возмещению из бюджета за 2 квартал 2011 года в сумме 1 864 030 руб.
Решением суда первой инстанции от 28.05.2012 заявленные требования удовлетворены частично.
Решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Калининградской области признаны недействительными в части уменьшения налога на добавленную стоимость, предъявленного к возмещению из бюджета, в сумме 248 436 рублей, отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 248 436 рублей.
В остальной части требования Общества оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований и признать недействительными решения инспекции в части суммы НДС в размере 1 615 594 рубля, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Общества требования по жалобе поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель инспекции с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения.
Возражений против рассмотрения дела в пределах доводов апелляционной жалобы сторонами не заявлено, в связи с чем, решение суда в апелляционном порядке рассматривается в обжалуемой части в соответствии с пунктом 5 статьи 268 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела 19.07.2011 Обществом представлена в Инспекцию налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2011 года, в соответствии с которой налогоплательщиком был заявлена сумма налога к возмещению в размере 5 209 979 руб.
Указанная сумма налоговых вычетов заявлена по операциям, обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально подтверждена. Размер налоговой базы по операциям по ставке 0 процентов составил 35 377 000 руб.
Инспекция провела камеральную проверку представленной налоговой декларации, по результатам которой составлен акт от 02.11.2011 N 8652 и вынесены следующие решения:
- от 13.01.2012 N 2117 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Обществу уменьшен предъявленный к возмещению из бюджета НДС за 2 квартал 2011 года в сумме 1 864 030 руб.;
- от 13.01.2012 N 16 об отказе в возмещении НДС в сумме 1 864 030 руб.
Основанием для отказа в возмещении НДС послужил вывод Инспекции о неправомерном включении налогоплательщиком в состав налоговых вычетов при применении налоговой ставки 0 процентов, налога на добавленную стоимость по приобретенным горюче-смазочным материалам (дизтопливо), использованным для возврата порожнего полуприцепа заказчику.
Решением Управления ФНС России по Калининградской области от 24.02.2012 N ЗС-05-10/02206 апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Считая решения инспекции не соответствующими требованиям налогового законодательства и нарушающими права и законные интересы хозяйствующего субъекта, Общество обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативных актов налогового органа в части.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя требования налогоплательщика указал на неправильный расчет инспекции в оспариваемых решениях расхода топлива на пробег автомобиля в снаряженном состоянии без груза, установив, что сумма НДС в составе дизельного топлива, израсходованного на обратный путь порожних транспортных средств составил 1 615 594 рубля, а не 1 864 030 рублей.
Поскольку вывод арбитражного суда о частичном удовлетворении требований сторонами не оспаривается, в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, он не является предметом исследования и оценки апелляционного суда.
Отказывая в удовлетворении требований суд указал, что поскольку договором перевозки не предусмотрена оплата услуг по возврату порожнего полуприцепа и отсутствует объект налогообложения, у налогоплательщика отсутствует право на применение налоговых вычетов в сумме 1 615 594 рубля.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в обжалуемой части.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что в соответствии с договором о перевозке грузов от 01.01.2010 N 1, заключенным Обществом (Перевозчик) с литовской фирмой "A.GRICIAUS Autotransporto Imone" (Заказчик), заявитель на основании заказов-договоров, оформляемых на каждый рейс, осуществлял перевозку грузов полуприцепом Заказчика по маршрутам, где пунктом отправления является территория иностранного государства (г.Клайпеда, Литва), пунктом назначения - территория Российской Федерации (г.г.Москва, Брянск, Санкт-Петербург, Аташево) и Казахстана (г.Алма-Ата).
В заявках на перевозку грузов сторонами определены следующие условия перевозки:
- для перевозки грузов Заказчик предоставляет Перевозчику свои полуприцепы, - Перевозчик с момента загрузки, до сдачи полуприцепа на территорию Заказчика, после завершения перевозки полностью отвечает за его сохранность и правильную эксплуатацию,
- все эксплуатационные расходы полуприцепа во время перевозки несет Перевозчик,
- после завершения перевозки Перевозчик вместе со счетом-фактурой за перевозку предоставляет Заказчику справку о пробеге полуприцепа за рейс.
Цена перевозки определяется за кругорейс (перевозка товара и возврат порожнего полуприцепа) и указывается в заказах/договорах в зависимости от маршрута (дополнительное соглашение к договору от 04.01.2010).
Таким образом, обязательным условием договора о перевозке грузов являлся возврат полуприцепов (порожних) Заказчику.
Из согласованных сторонами условий договора следует, что фактически перевозчик (Общество) оказывало два вида услуг:
Услуга по международной перевозке товаров с территории Литвы на территорию Российской Федерации, Казахстана;
Услуга по возврату порожних полуприцепов.
При этом, стоимость услуг договором не разделена, а определялась в твердой сумме за кругорейс.
Общество также подтвердило, что тариф на перевозку включает также порожние пробеги (л.д. 4).
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что договором перевозки не предусмотрена оплата услуг по возврату порожнего полуприцепа, противоречит представленным в материалы дела доказательствам.
Обществом получена выручка от реализации услуг фирме "A.GRICIAUS Autotransporto Imone" в сумме 35 377 000 рубля, которая отражена в декларации по НДС за 2 квартал 2011 в качестве налоговой базы по ставке 0 процентов.
В инспекцию Обществом представлен полный пакет документов, определенный ст. 165 НК РФ, что явилось основанием для подтверждения налоговым органом правомерности применения Обществом ставки 0 процентов к налоговой базе 35 377 000 рублей.
Указанные обстоятельства отражены в оспариваемых решениях.
В силу пп. 1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ обложение налогом на добавленную стоимость (НДС) производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации услуг по международной перевозке товаров.
В целях ст. 164 НК РФ под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории РФ.
Из смысла названных норм и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 03.11.2009 N 9476/09 следует, что право на применение налоговой ставки 0% обусловлено непосредственной связью услуг с товаром, которая определяется судом на основании анализа документов, оформляемых собственником товара, комиссионером и непосредственным исполнителем услуг по транспортировке.
Основным критерием, определяющим ставку налогообложения по НДС рассматриваемых услуг, является непосредственная связь их с товаром, вывозимым/ввозимых за пределы таможенной территории Российской Федерации в соответствующем таможенном режиме.
Оценив представленные в материалы дела документы, апелляционный суд считает, что услуги по возврату порожних полуприцепов не связаны с международной перевозкой товаров.
Таким образом, реализация услуг, связанных с доставкой (возвратом) порожних полуприцепов, не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов в соответствии с пунктом 1 статьи 164 Кодекса.
Данная правовая позиция согласуется с выводами ВАС РФ, изложенными в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.03.2008 N 14227/07, от 01.04.2008 N 14439/07.
Ссылка Общества на то обстоятельство, что возврат порожних полуприцепов является стадией единого производственного процесса, не имеет правового значения при определении критерия применения ставки 0 процентов, поскольку данные критерии определены ст. 164 НК РФ и расширенному толкованию не подлежат. Вывоз транспортного средства, на котором осуществлена международная перевозка в силу ст. 164 НК РФ не относится к международной перевозке, которая определяется исключительно движением товара, а не транспортных средств.
Порожние полуприцепы не являются товаром и их возврат не признается реализацией в смысле, придаваемом ст. 38 НК РФ.
Таким образом, учитывая, что дополнительным соглашением к договору перевозки определено, что в цену услуги включается как стоимость международной перевозки товаров, так и стоимость возврата полуприцепов, выручка, полученная от фирмы "A.GRICIAUS Autotransporto Imone" частично подлежала обложению НДС по ставке 18%, с применением налоговых вычетов по НДС, связанных с приобретением ГСМ при возврате порожних полуприцепов.
Однако, указанные обстоятельства, в том числе доля выручки, относящаяся на услуги по возврату порожних полуприцепов и подлежащая обложению НДС по ставке 18%, в ходе камеральной проверки не устанавливались, доказательства не оценивались.
Ссылки налоговых органов (инспекции, управления) в решениях на то обстоятельство, что услуга по возврату порожних полуприцепов заказчиком не заказывалась и не оплачивалась, противоречит материалам дела, а именно договору, дополнительному соглашению, заявкам/договорам.
Поскольку, занижение Обществом налоговой базы по НДС, в связи с невключением доли выручки от реализации услуг, подлежащей налогообложению НДС по ставке 18%, и соответствующего уменьшения выручки, подлежащей налогообложению по ставке 0%, не являлись предметом исследования налоговых органов при проведении камеральной проверки, указанные обстоятельства не подлежат установлению при рассмотрении настоящего спора в арбитражном суде.
Основанием для признания необоснованным применения налоговых вычетов по НДС, относящихся на долю ГСМ, приобретенного и использованного при оказании услуги по возврату порожних полуприцепов, явился вывод инспекции о том, что данная услуга не заказывалась иностранным контрагентом, им не оплачивалась, услуги по возврату полуприцепов не относятся к операциям, подлежащим налогообложению по ставке 0 процентов.
Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты.
При этом в соответствии со ст. ст. 171, 172 НК РФ налогоплательщики вправе включить в состав налоговых вычетов суммы НДС, уплаченные поставщикам товаров (работ, услуг) при соблюдении следующих условий: товары (работы, услуги) должны быть приобретены для операций, подлежащих обложению НДС; необходимо наличие счетов-фактур, выставленных продавцами; приобретенные товары (работы, услуги) должны быть приняты на учет.
В соответствии с пунктом 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении услуг на территории Российской Федерации в отношении услуг, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения согласно главе 21 Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, производятся при представлении в налоговые органы соответствующих документов, перечисленных в статье 165 НК РФ, подтверждающих правомерность применения налоговой ставки 0 процентов.
Материалами дела установлено, что Общество в целях оказания услуг по возврату порожних полуприцепов осуществило приобретение ГСМ (дизельное топливо), оприходовало его и использовало для операций подлежащих налогообложению НДС.
Все документы, определенные ст. 165, 169, 171 - 173 НК РФ налогоплательщик представил в налоговый орган, что подтверждено материалами дела и не оспаривается инспекцией.
Реализация услуг, как по международной перевозке, так и по возврату порожних полуприцепов признается операциями, подлежащими налогообложению НДС (ставки 0%, 18%).
Факт заказа контрагентом услуг по возврату порожних прицепов и их оплата в составе поступившей выручки, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Таким образом, Общество действовала в полном соответствии ст. ст. 171, 172 НК РФ и правомерно включило в состав налоговых вычетов суммы НДС, уплаченные контрагенту Общества.
При таких обстоятельствах, у налогового органа отсутствовали правовые основания для отказа в применении налоговых вычетов в сумме 1 864 030 рублей.
Вывод суда первой инстанции
Так же следует отметить, что поскольку инспекцией вся поступившая выручка признана подлежащей налогообложению НДС по ставке 0%, включая часть выручки от реализации услуг по возврату порожних полуприцепов, приобретение ГСМ непосредственно связано с реализацией указанных услуг, в связи с чем НДС, уплаченный при приобретении дизельного топлива, правомерно принят Обществом в качестве налогового вычета.
В соответствии с п. 1 ст. 166 НК РФ сумма налога при определении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.
Согласно п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса.
НК РФ установлен определенный перечень случаев, когда Инспекция может применить расчетный метод. В частности, п. 7 ст. 166 НК РФ установлено, что в случае отсутствия у налогоплательщика бухгалтерского учета или учета объектов налогообложения налоговые органы имеют право исчислять суммы налога, подлежащие уплате, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам.
В рассматриваемом случае Инспекция применила расчетный метод для определения суммы вычетов, что является неправомерным.
Таким образом, применение налоговым органом расчетного метода в целях определения суммы вычетов по НДС противоречит положениям ст. ст. 164, 166, 171 НК РФ.
На основании изложенного требования Общества подлежат удовлетворению в полном объеме.
Поскольку решением суда первой инстанции требования Общества удовлетворены частично, и судебный акт в указанной части не оспаривается в апелляционном порядке, решение суда первой инстанции подлежит отмене в части отказа в удовлетворении требований Общества.
Уплаченная Обществом при обращении с апелляционной жалобой государственная пошлина в размере 1 000 руб. подлежит взысканию с Инспекции в качестве возмещения понесенных судебных расходов по уплате государственной пошлины на основании части 1 статьи 110 АПК РФ в полном объеме.
Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 3000 рублей подлежит возврату в порядке определенном ст. 333.40 НК РФ.
Руководствуясь ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.05.2012 по делу N А21-2537/2012 в обжалуемой части по отказу в удовлетворении требований Обществу отменить.
Признать недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Калининградской области
от 13.01.2012 N 16 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 1 615 594 руб.
от 13.01.2012 N 2117 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части уменьшения НДС, предъявленного к возмещению из бюджета за 2 квартал 2011 года в сумме 1 615 594 руб.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Калининградской области в пользу ООО "Дагрис-Калининград" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1000 рублей.
Возвратить ООО "Дагрис-Калининград" (ОГРН 1023902001584, место нахождения: Калининградская область, г. Советск, ул. М.Горького, 7) из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению N 239 от 26.06.2012 в сумме 3000 рублей.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-2537/2012
Истец: ООО Дагрис-Калининград
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 2 по Калининградской области