г. Ессентуки |
|
21 января 2013 г. |
Дело N А63-12783/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 января 2013 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова М.У., судей: Афанасьевой Л.В., Параскевовой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зубаловым К.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.10.2012 по делу N А63-12783/2012 (судья Филатов В.Е.) по заявлению государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю Ставропольского края (ИНН 2635037744, ОГРН 1022601949831) к обществу с ограниченной ответственностью "Агентство Р.О.С.-Спецзащита" (ИНН 2634052242, ОГРН 1022601955364) о взыскании финансовых санкций,
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Ставропольского края от 01.10.2012 отказано в удовлетворении требований государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю Ставропольского края (далее - фонд, заявитель) к обществу с ограниченной ответственностью "Агентство Р.О.С.-Спецзащита" (далее - общество, заинтересованное лицо) о взыскании штрафа в размере 25 468,30 рублей за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании. Суд указал на отсутствие оснований для взыскания санкций, поскольку фонд нарушил установленную законом процедуру проведения проверки и принятия решения о наложении штрафа.
В апелляционной жалобе фонд просит отменить решение суда и удовлетворить заявление, ссылаясь на необоснованность вывода суда и утверждая об отсутствии законодательно установленной процедуры проведения проверки.
Общество отзыва на апелляционную жалобу в суд не направило.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество зарегистрировано в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию (регистрационный номер 036-033-013623).
Фондом проведена проверка представленных обществом сведений о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование за период 1 квартал 2011 года и установлено, что сведения представлены с нарушением установленного срока.
Результаты проверки отражены в акте от 22.12.2011 N 2401, а решением от 02.02.2012 N 2575 общество привлечено к ответственности по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) в сумме 25 468,30 руб.
05.03.2012 фонд направил обществу требование N 2575 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в срок до 26.03.2012.
Поскольку штраф обществом в добровольном порядке уплачен не был, фонд обратился с заявлением в арбитражный суд.
В силу части 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В пункте 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ установлено, что страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В соответствии со статьей 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения, в том числе содержащие страховой номер индивидуального лицевого счета.
Таким образом, за 1 квартал 2011 года сведения должны быть предоставлены страхователем в фонд не позднее 15 мая 2011 года.
Как видно из материалов дела, сведения о страховом стаже, начисленных и уплаченных страховых взносах и расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам обществом представлены 19.05.2011, т.е. с нарушением установленного срока.
Согласно статье 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений страхователем, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в пенсионный фонд Российской Федерации.
Взыскание указанной суммы штрафа производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Согласно расчету, сумма начисленных платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за отчетный период составила 254 683 руб.
С учетом фактических обстоятельств дела, суд пришел к выводу, что в действиях страхователя имеется состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, и размер ответственности определен фондом правильно.
Вместе с тем, отказывая во взыскании санкции, суд указал, что проверка представления сведений проведена и решение о взыскании санкции принято фондом за пределами законодательно установленных сроков.
Апелляционный суд не соглашается с данным выводом в виду следующего.
Основу правового регулирования вопросов привлечения к ответственности плательщиков взносов составляют положения глав 5-6 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 34 Закон N 212-ФЗ камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя органа контроля за уплатой страховых взносов в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Статьей 38 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного частью 2 статьи 34 настоящего закона, должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (часть 1). Акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его уполномоченным представителем). В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), уклоняется от получения акта проверки, этот факт отражается в акте проверки и указанный акт направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма (часть 4). Лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (часть 5).
В соответствии со статьей 39 Закона N 212-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 настоящего закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов. Копия решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в течение пяти дней после дня его вынесения вручается лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения плательщиком страховых взносов соответствующего решения. Если указанными способами вручить указанное решение невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма. На основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения, направляется в порядке, установленном статьей 22 настоящего закона, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за совершение правонарушения.
Материалами дела подтверждается, что проверка проведена и решение о наложении штрафа принято фондом за пределами установленных названными правовыми положениями сроков.
Между тем, данное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении заявленного фондом требования, поскольку в деле представлены доказательства принятия им мер к вручению обществу акта от 22.12.201, извещения о времени и месте принятия решения от 02.02.2012, направления обществу данного решения и требования о добровольной уплате штрафа (л. д. 8-11, 13-15, 17-19).
Обществом не опровергнут вывод фонда о нарушении срока представления сведений ни при рассмотрении акта от 22.12.2012, ни разбирательстве дела в суде.
Статьей 45 Закона N 212-ФЗ определено, что лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после дня окончания периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года (срок давности).
Учитывая, что данный срок не истек, заявление фонда подлежало удовлетворению.
Изложенное свидетельствует о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в виду неправильного применения норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 270 АПК РФ),
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу удовлетворить. Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.10.2012 по делу N А63-12783/2012 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю Ставропольского края. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Агентство Р.О.С.-Спецзащита" в пользу государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю Ставропольского края 25 468, 30 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-12783/2012
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края
Ответчик: ООО "Охранное агентство "Р.О.С.-Спецзащита", ООО "Агентство "Р.О.С.-Спецзащита"