г. Владимир |
|
14 января 2013 г. |
Дело N А79-9693/2012 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Буковым С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Чебоксарского района Чувашской Республики
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 09.10.2012
по делу N А79-9693/2012,
принятое судьей Филипповым Б.Н.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Абашевский комбинат строительных материалов" (429510, Чувашская Республика, Чебоксарский район, с.Абашево, Абашевский проезд, д.3) о признании незаконным решения администрации Чебоксарского района Чувашской Республики,
при участии в судебном заседании представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Абашевский комбинат строительных материалов" - Черновой Е.Г. по доверенности от 01.08.2012; Никитина В.А. на основании протокол от 01.10.2012 N 13;
администрации Чебоксарского района Чувашской Республики - Ефимова М.Л. по доверенности от 09.01.2013 N 023/06-01-13-4
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Абашевский комбинат строительных материалов" (далее - Общество, ООО "Авашевский комбинат строительных материалов", Комбинат строительных материалов) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением о признании незаконным изложенного в письме от 03.05.2012 N 06/06-04-06-2417 решения администрации Чебоксарского района Чувашской Республики (далее - орган местного самоуправления) об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка общей площадью 37 731 кв.м, кадастровый номер 21:21:201603:1, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, с/пос.Абашевское, с.Абашево, проезд Абашевский, д.3. Одновременно заявитель просил суд обязать орган местного самоуправления в двухнедельный срок принять решение, подготовить проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка по цене в размере двух с половиной процентов от его кадастровой стоимости и направить договор в адрес Общества с предложением о его заключении.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 09.10.2012 заявленные требования удовлетворены: изложенное в письме от
03.05.2012 N 06/06-04-06-2417 решение администрации Чебоксарского района Чувашской Республики об отказе ООО "Авашевский комбинат строительных материалов" в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка признано незаконным, не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В целях восстановления нарушенного права суд обязал орган местного самоуправления принять в двухнедельный срок со дня вступления судебного решения в законную силу решение о предоставлении в собственность Комбинату строительных материалов испрашиваемого земельного участка по цене в размере двух с половиной процентов его кадастровой стоимости; в двухнедельный срок со дня принятия решения о предоставлении обозначенного земельного участка в собственность подготовить и направить в адрес ООО "Абашевский комбинат строительных материалов" проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация Чебоксарского района обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и отказать заявителю в удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы орган местного самоуправления указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
В апелляционной жалобе ее заявитель указывает, что действующий договор аренды земельного участка не предусматривает его выкуп; испрашиваемый Комбинатом строительных материалов в собственность земельный участок предоставлен для производственных целей, что не предполагает новое строительство на нем. Возведение на арендуемом земельном участке новых объектов недвижимости возможно только после расторжения договора аренды и проведения торгов. Кроме того, поскольку земельный участок не находился у заявителя в постоянном (бессрочном) пользовании, Общество не имеет право приобрести в собственность испрашиваемый земельный участок по льготной цене.
В судебном заседании представители администрации Чебоксарского района Чувашской Республики и ООО "Абашевский комбинат строительных материалов" поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 03.07.2003 серии 21 АЖ N 110456-110459, от 26.02.2009 серии 21АА N 550685 и N 550686 ООО "Абашевский комбинат строительных материалов" принадлежат на праве собственность объекты недвижимости, расположенные по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, с.Абашево, пр.Абашевский, д.3: одноэтажное строение - шатер печи, площадью 339,2 кв.м; одноэтажное деревянное строение - формовочное отделение, площадью 413,6 кв.м; проходная будка, площадью 16,1 кв.м; административное здание, площадью 890,5 кв.м; производственный корпус (по изготовлению изделий из бетона), площадью 511 кв.м; склад кирпичный (производственный корпус), площадью 120,3 кв.м.
05.05.2004 на основании постановления органа местного самоуправления от 09.04.2004 N 395 администрация Чебоксарского района (арендодатель) и ООО "Абашевский комбинат строительных материалов" (арендатор) заключили договор N 26 аренды земель несельскохозяйственного назначения.
Предметом договора является земельный участок площадью 3,7731 га, кадастровый номер 21:21:20 16 03:0001, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, с.Абашево, Абашевский проезд, д.3; срок действия договора определен до 04.05.2029.
17.01.2005 договор аренды земельного участка зарегистрирован в соответствии с требованиями действующего законодательства.
21.02.2012 Комбинат строительных материалов обратился в администрацию Чебоксарского района с заявлением о предоставлении арендуемого земельного участка в собственность в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В связи с отсутствием информации о рассмотрении заявления от 21.02.2012 ООО "Абашевский комбинат строительных материалов" повторно обратилось в орган местного самоуправления письмом от 17.04.2012 N 10.
Решением, изложенным в письме 03.05.2012 N 06/06-04-06-2417, администрация Чебоксарского района уведомила Комбинат строительных материалов об отказе в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.
Оценив такое письмо как решение органа местного самоуправления об отказе предоставить в собственность испрашиваемый земельный участок, которое не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, Комбинат строительных материалов обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и исходил из того, что орган местного самоуправления не доказал законность и обоснованность оспариваемого решения.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение решением государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
На основании положений статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации администрация Чебоксарского района, как орган местного самоуправления, является уполномоченным лицом по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 43 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон N 178) с даты вступления в силу названного Закона продажа государственного и муниципального имущества осуществляется в порядке, предусмотренном данным Законом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 28 данного Федерального закона собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной и муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, регламентируются Земельным кодексом Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с этим кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены данным кодексом, федеральными законами.
Под зданиями, строениями, сооружениями законодатель понимает объекты недвижимого имущества.
В части 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации дано понятие недвижимой вещи (недвижимого имущества, недвижимости), к которым относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В силу части 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (часть 6 статьи 36 Кодекса).
Пунктом 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ) предусмотрено, что собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
Поскольку право приватизировать занимаемый земельный участок в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением, а пункт 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации не содержит каких-либо ограничений по приобретению в собственность земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, независимо от наличия договора аренды, решение администрации района об отказе Обществу в предоставлении в собственность (выкупе) спорного земельного участка является незаконным.
Основания для отказа в предоставлении в собственность за плату земельного участка содержатся в части 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации и статье 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", перечень которых является исчерпывающим.
В рассматриваемом случае администрация Чебоксарского района не обосновала действующими правовыми нормами свое решение об отказе ООО "Абашевский комбинат строительных материалов" предоставить в собственность испрашиваемый земельный участок.
Ссылки органа местного самоуправления на отсутствие развития производства Общества, непредставление в орган местного самоуправления бизнес-плана развития, несвоевременное внесение арендной платы, постоянное ведение претензионной переписки с учетом действующих правоположений являются несостоятельными.
Администрация Чебоксарского района наделена полномочиями и несет обязанность рассмотреть заявление Комбината строительных материалов о приобретении в собственность арендуемого земельного участка, принять соответствующее решение, совершить иные действия либо мероприятия, направленные на реализацию требования Общества о приватизации земельного участка.
В нарушение положений статей 65 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления не обосновал законность и обоснованность оспариваемого решения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" при определении цены земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01.01.2012 осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности до 01 июля 2012 года, осуществляется по льготной цене, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
-двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
-двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Из содержания приведенной нормы следует, что ее действие распространяется на собственников строений, зданий, сооружений, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности. При этом закон не ставит возможность реализации данного права в зависимость от способа отчуждения имущества из муниципальной собственности и способа приобретения в частную собственность.
Для приобретения собственником объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ, достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.
В данном случае суд первой инстанции установил и подтверждается материалами дела, что принадлежащие ООО "Абашевский комбинат строительных материалов" на праве собственности объекты недвижимого имущества приобретены на основании договора купли-продажи от 16.05.2003, заключенного заявителем с ОАО "Чебоксарский завод промышленных тракторов", которому они принадлежали на основании плана приватизации государственного предприятия Производственное объединение "Чебоксарский завод промышленных тракторов".
Общество владеет и пользуется испрашиваемым земельным участком на праве аренды в соответствии с условиями договора от 05.05.2004 N 26.
Земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет 27.12.2004 с видом разрешенного использования - для производственных целей.
Желая приобрести земельный участок в собственность, Комбинат строительных материалов обратился в уполномоченный орган с заявлением, приложив все необходимые документы, предусмотренные законодательством.
Заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении дела, оценив представленные доказательства, Арбитражный суд Чувашской Республики- Чувашии пришел к верному заключению о том, что объекты недвижимости на обозначенном земельном участке отчуждены из государственной собственности и ООО "Абашевский комбинат строительных материалов" относится к категории собственников, на которых распространяется льготный порядок определения цены выкупа земельного участка.
Рассматриваемые обстоятельства соответствуют требованиям абзаца 3 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и выкупная цена испрашиваемого земельного участка должна быть равной 2,5% кадастровой стоимости этого земельного участка.
Уклонение органа местного самоуправления от заключения с ООО "Абашевский комбинат строительных материалов" договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка по льготной цене противоречит Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии правомерно удовлетворил заявленные Комбинатом строительных материалов требования.
Руководствуясь частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обязал уполномоченный орган устранить допущенное нарушение прав заявителя.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущеноризнании недействительными ненормативных правовых актов, нобственность окодекса и Федеральных законов.
, руководствуясь пунктами 2 и 5 статьи 27 Зем нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба органа местного самоуправления признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводам заявителя апелляционной жалобы судом первой инстанции дана надлежащая оценка, и они отклонены. Оснований для признания их обоснованными не усматривает и суд апелляционной инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 09.10.2012 по делу N А79-9693/2012 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация Чебоксарского района освобождена от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда чувашской Республики-Чувашии от 09.10.2012 по делу N 79-9693/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Чебоксарского района Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный
суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
И.А. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-9693/2012
Истец: ООО "Абашевский завод строительных материалов", ООО "Абашевский комбинат строительных материалов", представитель заявителя ООО "Юридическая фирма "КВЕСТ"
Ответчик: Администрация Чебоксарского района Чувашской Республики
Третье лицо: Администрация Чебоксарского района Чувашской Республики, ООО "Юридическая фирма "КВЕСТ"