г. Владивосток |
|
21 января 2013 г. |
Дело N А59-4032/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 14 января 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 января 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.М. Грачёва,
судей Е.Н. Номоконовой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Электросервис",
апелляционное производство N 05АП-10857/2012
на решение от 01.11.2012 года
судьи Л.А. Бессчасной
по делу N А59-4032/2012 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению открытого акционерного общества "Электросервис" (ИНН 6501156151, ОГРН 1056500619933)
об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (ИНН 6501026378, ОГРН 1026500532321) от 17.08.2012 N 55 по делу об административном правонарушении
при участии:
лица, участвующие в деле, не явились
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Электросервис" городского округа "город Южно-Сахалинск" (далее по тексту - заявитель, ООО "Электросервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее по тексту - УФАС по Сахалинской области, управление, антимонопольный орган, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 17.08.2012 N 55, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 200000 рублей.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 01.11.2012 в удовлетворении заявления отказано.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 01.11.2012, ООО "Электросервис", с учётом дополнительных пояснений к апелляционной жалобе, не согласно с неприменением судом первой инстанции положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности и с отказом суда в признании совершённого обществом административного правонарушения малозначительным. Заявитель апелляционной жалобы считает, что бездействием общества по несвоевременному размещению информации, предусмотренной Стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электроэнергии, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 N 24, не могли быть причинены вред общественным интересам и угроза общественным отношениям, поскольку ООО "Электросервис" не имело договорных отношений с конечными потребителями электроэнергии, и ответственность перед потребителями нёс гарантирующий поставщик по договору N 86-18/08 от 13.09.2007 ОАО "Сахалинэнерго".
Кроме того, по мнению заявителя, судом была установлена обязанность раскрытия обществом фактически меньшего объёма информации, чем тот, что вменён обществу административным органом. При этом для общества даже минимальный размер штрафа, предусмотренного статьёй 9.15 КоАП РФ, является непосильным бременем и приведёт к негативным последствиям для экономического положения общества, несоразмерным совершённому правонарушению.
Также заявитель апелляционной жалобы ссылается на то, что с 01.01.2013 ОАО "Электросервис" прекратило деятельность по транспортировке электроэнергии от гарантирующего поставщика - ОАО "Сахалинэнерго" до конечных потребителей - абонентов ОАО "Сахалинэнерго", в связи с чем было подано заявление в РЭК Сахалинской области об исключении ОАО "Электросервис" из реестра энергоснабжающих предприятий Сахалинской области, в отношении которых осуществляется государственное регулирование по разделу III "Услуга по передаче и распределению электрической энергии", и с 01.01.2013 ОАО "Электросервис" не имеет иного основного источника дохода.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители общества, антимонопольного органа не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. От ОАО "Электросервис" в материалы дела поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Заявленное ходатайство рассмотрено судебной коллегией и удовлетворено. В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу заявителя в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле документам.
УФАС по Сахалинской области в направленном в материалы дела письменном отзыве на апелляционную жалобу ОАО "Электросервис" с доводами жалобы не согласно, решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
ОАО "Электросервис" зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области 14.03.2005 за основным государственным регистрационным номером 1056500619933, ИНН 6501156151.
Согласно устава общество осуществляет следующие виды деятельности: передача электроэнергии; распределение электроэнергии; деятельность по обеспечению работоспособности электрических сетей; ремонтно-эксплуатационное обслуживание установок наружного освещения; иная деятельность, соответствующая уставным целям общества и не запрещенная законодательством, с последующей регистрацией в установленном законом порядке.
В соответствии с письмом от 27.07.2012 N 08-3357 ОАО "Электросервис" включено в реестр энергоснабжающих организаций Сахалинской области, в отношении которых осуществляется государственное регулирование по разделу III - "Услуга по передаче электрической энергии (мощности)".
В рамках осуществления полномочий за соблюдением Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электроэнергии, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 N 24 "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии", УФАС по Сахалинской области в адрес ОАО "Электросервис" направлен запрос от 04.06.2012 N 08-2433, в котором антимонопольный орган просил уведомить до 26.06.2012 о месте опубликования информации, включая размещение в сети Интернет, а также представить печатное издание, в котором раскрыта запрашиваемая информация. Согласно уведомления N 69302047725629 запрос получен обществом 07.06.2012.
Во исполнение запроса антимонопольного органа ОАО "Электросервис" 18.06.2012 направило руководителю УФАС по Сахалинской области уведомление о раскрытии информации с указанием источников размещения информации, а именно: наименование Интернет-сайта www.es-sakh.ru, на котором раскрыта информация, и копии печатного издания газеты "Губернские ведомости", содержащей сообщение о размещении заявителем на его официальном сайте www.es-sakh.ru информации следующего характера: годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности; структуры и объема затрат на реализацию услуг, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, информации, предусмотренной главой II Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии.
Данное уведомление поступило в УФАС по Сахалинской области 27.06.2012 с нарушением установленного УФАС обществу срока (до 26.06.2012) при отсутствии ранее заявленного ходатайства общества о продлении срока предоставления информации.
28.06.2012 антимонопольным органом произведен осмотр Интернет-сайта общества по адресу www.es-sakh.ru., по результатам которого установлено, что обществом не соблюдены пункты 9, 11 постановления Правительства РФ от 21.01.2004 N 24 "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии", что выразилось в неопубликовании по состоянию на 01.06.2012 информации, подлежащей обязательному опубликованию в соответствии с требованиями указанных Стандартов раскрытия информации.
Результаты осмотра сайта зафиксированы в акте осмотра Интернет-сайта от 28.06.2012 N 1.
08.08.2012 полномочным должностным лицом УФАС по Сахалинской области в присутствии представителя ОАО "Электросервис" составлен протокол об административном правонарушении, в котором действия общества квалифицированы по статье 9.15 КоАП РФ.
17.08.2012 руководителем управления в отсутствие законного представителя общества, уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, вынесено постановление, которым ОАО "Электросервис" привлечено к административной ответственности по статье 9.15 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 200000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением о привлечении к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Статьёй 9.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области энергетики.
Объективная сторона административного правонарушения выражается в нарушении субъектом установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц.
Субъектами правонарушения являются субъекты оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (Закон об электроэнергетике) субъектами розничных рынков являются: потребители электрической энергии; поставщики электрической энергии (энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке в соответствии со статьей 35 данного закона); территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии; субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие указанное управление на уровне розничных рынков.
Под территориальной сетевой компанией подразумевается коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных Федеральным законом, с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть (статья 3 Закона об электроэнергетике).
Из материалов дела судебной коллегией установлено, что ОАО "Электросервис" является субъектом розничного рынка сетевой энергии (сетевой организацией). Общество оказывает услуги по передаче электрической энергии и включено в реестр энергоснабжающих организаций Сахалинской области, в отношении которых осуществляется государственное регулирование по разделу III - "Услуга по передаче электрической энергии (мощности)".
Основная деятельность ОАО "Электросервис": транспортировка электроэнергии от сетей гарантирующего поставщика по присоединенной сети до конечного потребителя - абонента.
Согласно договора от 13.09.2007 N 86-18/08, заключенного, между ОАО "Электросервис" и ОАО "Сахалинэнерго", заявитель является поставщиком по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через принадлежащие ему на праве собственности или ином установленном федеральным законом основании технические устройства электрических сетей (пункт 2.1 договора).
ОАО "Электросервис" также осуществляет деятельность по технологическому присоединению к собственным сетям, выдачу технических условий для такого присоединения. Потребителями услуги могут выступать любые лица (ИП, организации, физические лица).
26.11.2010 между ИП Поздний Р.Р. и ОАО "Электросервис" заключён договор на создание Интернет-сайта для общества. Доменное имя www.es-sakh.ru зарегистрировано 03.12.2010 и размещено на хостинге RU-Центра (www.nic.ru) сроком на один год, который 21.11.2011 пролонгирован ещё на один год.
Таким образом, ОАО "Электросервис" относится к субъектам рынка электрической энергии, является сетевой организацией, на которую в полной мере распространяются требования законодательства о раскрытии информации в соответствии со Стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электроэнергии, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 N 24, и соответственном субъектов ответственности по статье 9.15 КоАП РФ.
В качестве противоправного деяния, образующего объективную сторону правонарушения по статье 9.15 КоАП РФ, обществу антимонопольным органом вменено нарушение пунктов 9, 11 Стандартов раскрытия информации оптовым субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях.
Стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии, исполнение требований которых является обязательным для субъектов оптового и розничного рынка электрической энергии, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 (далее по тексту - Стандарты раскрытия информации, Стандарты).
В соответствии с пунктом 1 Стандартов раскрытия информации под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации, а в установленных названным документом случаях - предоставление заинтересованным лицам по их запросам информации субъектами рынков электрической энергии, являющимися обладателями такой информации.
Пунктом 3 Стандартов раскрытия информации установлено, что субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается путем:
опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти (далее - официальные печатные издания);
опубликования в электронных средствах массовой информации;
предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации.
В силу пункта 3 (1) Стандартов субъекты рынков электрической энергии могут публиковать в официальных печатных изданиях сведения о составе и характере раскрываемой информации со ссылкой на адрес сайта в информационно - телекоммуникационной сети Интернет, где информация размещается в полном объеме.
На основании пунктов 4 и 8 Стандартов, фактическая информация раскрывается по окончании отчетного периода. Прогнозная информация раскрывается до начала отчетного периода. Отчетный период для отдельных видов информации определяется в соответствии с настоящим документом, а в случае, если для каких-либо видов информации отчетный период не определен, - в зависимости от характера информации, но не более 1 календарного года.
Информация, указанная в подпункте "а" пункта 9 настоящего документа, подлежит опубликованию в электронных средствах массовой информации, на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, и (или) в официальном печатном издании ежегодно, не позднее 1 июня (пункт 10). Указанная в подпункте "б" пункта 9 настоящего документа информация подлежит раскрытию организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальными сетевыми организациями (далее - сетевые организации) на официальных сайтах указанных организаций или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, и (или) в печатных средствах массовой информации - ежегодно, до 1 апреля (подпункт "а" пункта 10 (1)). Информация в отношении трансформаторных подстанций 35 кВ и выше, указанная в подпункте "в" пункта 11 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, ежемесячно (пункт 11 (1)). Информация, указанная в подпункте "а", абзацах первом - четырнадцатом подпункта "б", подпункте "д", абзаце втором подпункта "ж" и абзаце втором подпункта "з" пункта 11 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, ежегодно, до 1 марта. Информация, казанная в абзацах пятнадцатом и шестнадцатом подпункта "б" пункта 11 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, ежеквартально. Информация, указанная в абзаце семнадцатом подпункта "б" пункта 11 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, по мере обновления, но не реже одного раза в месяц. Информация, указанная в абзаце третьем подпункта "ж" пункта 11 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, ежегодно, до 1 марта, и по мере поступления информации обновляется в течение 10 дней со дня утверждения в установленном Правительством Российской Федерации порядке инвестиционной программы. Информация, указанная в подпункте "з" пункта 11 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации и локальными документами, определяющими порядок проведения открытых закупочных процедур (пункт 12).
Согласно пунктам 1, 2, 10, подпунктом "а" пункта 10 (1), 11.1 Стандартов раскрытия информации под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации, а в установленных настоящим документом случаях - предоставление заинтересованным лицам по их запросам информации субъектами рынков электрической энергии, являющимися обладателями такой информации (пункт 1). Субъекты рынков электрической энергии обязаны раскрывать информацию в соответствии с настоящим документом (пункт 2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 контроль за соблюдением Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии возложен на Федеральную антимонопольную службу и ее территориальные органы.
В ходе проверки управление установило факт несоблюдения обществом положений пунктов 9, 11 Стандартов раскрытия информации, а именно ОАО "Энергосервис" на 28.06.2012 не опубликовало информацию, подлежащую обязательному опубликованию в соответствии с требованиями стандартов раскрытия информации.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно признал неправомерным вменение УФАС в вину заявителю нарушение положений подпункта "в" пункта 9 Стандартов раскрытия информации, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства применения обществом при установлении ему тарифов на его услуги метода доходности инвестированного капитала.
Также управление не доказало совершения обществом нарушений, указанных в подпункте "б" пункта 11 Стандартов, касающихся технического состояния сетей, а именно, о сводных данных об аварийных отключениях в месяц по границам территориальных зон деятельности организации, вызванных авариями или внеплановыми отключениями объектов электросетевого хозяйства, с указанием даты аварийного отключения объектов электросетевого хозяйства и включения их в работу, причин аварий (по итогам расследования в установленном порядке) и мероприятий по их устранению; об объеме недопоставленной в результате аварийных отключений электрической энергии; о наличии объема свободной для технологического присоединения потребителей трансформаторной мощности с указанием текущего объема свободной мощности по центрам питания 35 кВ и выше, поскольку из пояснений представителя заявителя в суде следует и антимонопольным органом не опровергнуто, что на предприятии заявителя не имело место случаев аварийных и внеплановых отключений объектов электросетевого хозяйства, соответственно, и фактов недопоставленной в результате таких случаев энергии не было зафиксировано. Доказательства обратного управлением также не представлены. Относительно трансформаторной мощности по центру питания 35 кВ и выше, общество пояснило, что объекты организации заявителя имеют мощность ниже 35 кВ. Доказательства обратного антимонопольным органом суду также не представлено.
Кроме того, судом первой инстанции из вмененного антимонопольным органом нарушения заявителем исключены нарушения подпунктов "в" и "ж" пункта 11 Стандартов, поскольку применительно к подпункту "в" пункта 11 Стандартов пункт 11 (1) этих же Стандартов обязывает размещать в установленный срок только информацию в отношении трансформаторных подстанций мощностью 35 кВ и выше, однако доказательств наличия в составе имущества заявителя такой подстанции управление суду не представило. В отношении этой же информации применительно к подстанциям мощностью ниже 35 кВ Стандарты не устанавливают срока ее размещения в средствах массовой информации и в сети Интернет. Применительно к подпункту "ж" Управление не представило доказательств наличия у заявителя инвестиционных программ, планов капитальных вложений и капитального ремонта и отчетов об их реализации.
Но в тоже время материалами административного дела подтверждается, что информация подлежащая размещению в соответствии с подпунктом "а" (годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность); подпунктом "б" (структура и объем затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг) пункта 9, подпунктами "а", "б" за исключением части информации, касающейся технического состояния сетей и объема свободной для технологического присоединения потребителей трансформаторной мощности по центрам питания 35 кВ и выше, подпунктами "г" пункта 11 Стандартов по состоянию на 01.06.2012 заявителем на официальном сайте в сети Интернет и в средствах массовой информации не была размещена, что заявителем не опровергнуто.
В соответствии с положениями статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении могут являться любые фактические данные, подтверждающие событие административного правонарушения.
Факт совершения правонарушения признается ОАО "Электросервис", подтверждается протоколом об административном правонарушении, перепиской общества с УФАС по Сахалинской области по вопросу нахождения сайта заявителя и раскрытия информации, актом осмотра Интернет-сайта от 28.06.2012 N 1с приложениями, письмом ИП Поздний Р.Р. от 10.08.2012 о дате создания сайта заявителя и размещения части информации на нем.
Представленные в материалах административного доказательства соответствуют требованиям статьи 26.2 КоАП РФ, являются допустимыми доказательствами по делу и в совокупности подтверждают факт совершения обществом вменяемого ему правонарушения.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения обществом законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств заявителем не представлено.
Судебная коллегия считает, что в данном случае общество имело возможность не допустить совершение спорного административного правонарушения, однако при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло все зависящие от него меры, что свидетельствует о виновности юридического лица.
Каких-либо обстоятельств, препятствующих обществу надлежащим образом исполнить требования вышеназванных Стандартов в ходе рассмотрения дела судебной коллегией не установлено.
Довод заявителя, о том, что на момент рассмотрения дела, вынесения оспариваемого постановления на сайте ОАО "Электросервис" была размещена часть информации, предусмотренной Стандартами, а именно бухгалтерская отчетность за 2011 год и данный факт остался незамеченным при осмотре сайта, поскольку бухгалтерская отчетность содержалась в другом его разделе - "Раскрытие информации/Бухгалтерская отчетность", обоснованно отклонён судом первой инстанции, поскольку согласно пункту 8 Стандартов раскрытия информации субъекты рынков электрической энергии несут ответственность за полноту и достоверность раскрываемой информации и объективная сторона административного правонарушения выражается в нарушении субъектом установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации в полном объеме, а указанная заявителем информация была размещена частично и не обеспечивала надлежащего доступа к ней иных лиц.
Таким образом, в действиях общества имеется и подтвержден материалами административного дела состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьёй 9.15 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, установленного КоАП РФ, которые могли бы повлечь признание постановления о назначении административного наказания незаконным, коллегией не установлено. Срок давности привлечения к ответственности, предусмотренный статьёй 4.5 КоАП РФ, антимонопольным органом не пропущен.
Наказание в виде административного штрафа назначено обществу по правилам статей 3.5, 4.1 КоАП РФ в минимальном размере санкции, установленной статьёй 9.15 КоАП РФ.
Довод общества о том, что суд необоснованно отказал в признании совершенного административного правонарушения малозначительным, не может быть принят во внимание.
Неприменение в рассматриваемом случае статьи 2.9 КоАП РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции находит обоснованным.
Оценка действий правонарушителя с позиции положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является самостоятельным этапом судебного исследования по делу.
Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить вопрос об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пунктах 18, 18.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (пункт 18). Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (пункт 18.1). Применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Установив обстоятельства правонарушения, исследовав представленные доказательства по делу, дав им юридическую оценку, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что данное нарушение не может быть квалифицировано в качестве малозначительного.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Как верно указал суд первой инстанции, действия общества представляют существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в связи с неисполнением установленных Стандартами раскрытия информации требованиями о публикации информации. Поскольку заявителем на официальном сайте в сети Интернет не была раскрыта и опубликована в полном объеме в установленные законом сроки информация, предусмотренная подпунктами "а", "б" пункта 9, подпунктами "а", "б", "г" пункта 11 Стандартов, то в связи с этим, потребители услуг ОАО "Электросервис" и контролирующие органы не могли в полной мере ознакомиться с информацией о деятельности заявителя, оказываемых им услугах, тарифах, условиях заключения договора и другой информацией.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о невозможности применения статьи 2.9 КоАП РФ сделан с учетом пункта 18 Постановления ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, соответствует установленным обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Оснований для переоценки степени общественной опасности совершенного обществом правонарушения суд апелляционной инстанции не усматривает.
Оценив с учётом вышеизложенного и в соответствии со статьёй 71 АПК РФ доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия считает, что они не свидетельствуют о малозначительности правонарушения.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что судом была установлена обязанность раскрытия обществом фактически меньшего объёма информации, чем тот, что вменён обществу административным органом, судебной коллегией отклоняется как не являющийся достаточным основанием для применения положений статьи 2.9 КоАП о малозначительности.
Ссылка общества на то, что с 01.01.2013 ОАО "Электросервис" прекратило деятельность по транспортировке электроэнергии, не влияет на его статус субъекта ответственности по статье 9.15 КоАП РФ на момент совершения правонарушения и наряду с неблагоприятным финансовым положением общества не является основанием для освобождения его от административной ответственности за совершённое правонарушение. При этом заявителю назначено наказание в виде административного штрафа в минимальном размере санкции, установленной статьёй 9.15 КоАП РФ.
Указание заявителя на то, что для общества даже минимальный размер штрафа, предусмотренного статьёй 9.15 КоАП РФ, является непосильным бременем и приведёт к негативным последствиям для экономического положения общества, несоразмерным совершённому правонарушению, коллегией отклоняется как необоснованное и также не являющееся достаточным основаниям для целей применения положений статьи 2.9 КоАП о малозначительности.
С учётом изложенного, судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта по данному делу, судебной коллегией, не установлено.
На основании изложенного решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба заявителя - без удовлетворения.
Учитывая, что согласно части 4 статьи 208 АПК РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается, уплаченная ОАО "Электросервис" при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина по платежному поручению N 366 от 16.11.2012 в сумме 2000 рублей, подлежит возврату обществу из федерального бюджета на основании пункта 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 01.11.2012 года по делу N А59-4032/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Электросервис" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 366 от 16.11.2012 в сумме 2000 (две тысячи) рублей.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Г.М. Грачёв |
Судьи |
Е.Н. Номоконова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-4032/2012
Истец: ОАО "Электросервис"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области, УФАС по Сахалинской области