г. Самара |
|
21 января 2013 г. |
Дело N А55-26179/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 14 января 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 21 января 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Засыпкиной Т.С., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - Муринова Д.В., доверенность от 27.04.2012 г.,
от ответчика - извещен, не явился,
от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 29 ноября 2012 г. по делу N А55-26179/2012 (судья Холодкова Ю.Е.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Самаражилкомхоз" (ИНН 6317049373, ОГРН 1046300660471), г. Самара,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
третье лицо - Департамент управления имуществом городского округа, г. Самара,
о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Самаражилкомхоз" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее ответчик) в государственной регистрации перехода права собственности и права собственности Общества с ограниченной ответственностью "Самаражилкомхоз" на нежилое здание площадью 424, 50 кв.м., расположенное по адресу: г. Самара, ул. Санфировой, д. 95В, Литера К,К1,К3, содержащийся в сообщении N 01/017/2012-227 от 01.06.2012 года и обязании провести государственную регистрацию перехода права и права.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29 ноября 2012 г. по делу N А55-26179/2012 заявленные требования удовлетворены полностью.
Ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, считает. Что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 19.01.2012 г. заявитель обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о регистрации перехода права собственности и регистрации права собственности на объект недвижимого имущества: нежилое здание площадью 424,50 кв.м., расположенное по адресу: г. Самара, ул. Санфировой, д. 95В, Литера К,К1,К3.
По результатам рассмотрения представленных документов, 01.06.2012 г. регистрирующим органом было принято решение N 01/017/2012-227 об отказе в государственной регистрации на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Основанием для отказа в регистрации послужил вывод регистратора о нарушении заявителем требований части 1 статьи 28 ФЗ N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", а именно приватизация здания осуществлена не одновременно с отчуждением земельного участка, занимаемого таким имуществом.
Согласно статье 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшем в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
На основании пункта 2 статьи 16 и пункта 1 статьи 18 Закона о регистрации к заявлению о регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество, которые должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 17 Закона N 122-ФЗ).
Согласно абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Как следует из материалов дела, в качестве правоустанавливающего документа, заявителем был представлен договор купли-продажи, заключенный между заявителем и департаментом управления имуществом городского округа Самара N 141-пр от 19.12.2011 г.
Основанием для заключения указанного договора послужил приказ департамента управления имуществом N 2802 от 18.11.2011 года "Об условиях приватизации арендуемого нежилого здания, расположенного по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Санфировой, дом 95В, литера К,К1,К3", принятый во исполнение решения Арбитражного суда Самарской области от 30.04.2010 г. по делу N А55-37857/2009.
В соответствии с решением суда от 30.04.2010 года по делу N А55-37857/2009, вступившим в законную силу, удовлетворены требования ООО "Самаражилкомхоз" признан незаконным отказ департамента управления имуществом городского округа Самара в реализации преимущественного права ООО "Самаражилкомхоз" приобретения недвижимого имущества от 12.11.2009 г. исх. N 15-07-08/8545д.
Суд обязал департамент управления имуществом городского округа Самара принять решение о приватизации ООО "Самаражилкомхоз" объектов недвижимого имущества, в том числе и нежилое здание общей площадью 424, 50 кв.м, расположенное по адресу: г. Самара, ул. Санфирова, д. 95 В Литера КК1КЗ и обязал департамент управления имуществом городского округа Самара заключить с ООО "Самаражилкомхоз" договор купли-продажи объектов недвижимого имущества, в том числе и нежилого здания общей площадью 424, 50 кв.м, расположенное по адресу: г. Самара, ул. Санфирова, д. 95 В Литера КК1КЗ по цене, установленной в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и на условии предоставления рассрочки по оплате приобретаемого недвижимого имущества сроком на пять лет.
Довод ответчика о несоблюдении в данном случае Обществом единства судьбы недвижимого имущества и земельного участка, занимаемого данным объектом, является ошибочным.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства на день вступления в силу настоящего Федерального закона, в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества.
Пунктом 3 статьи 1 Закона N 159-ФЗ определено, что отношения, связанные с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ).
Статьей 28 Закона N 178-ФЗ предусмотрено, что приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Вместе с тем, пунктом 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2009 N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" определено, что действие Закона N 159-ФЗ не распространяется на отношения по выкупу земельных участков, что не исключает приобретения субъектами малого и среднего предпринимательства земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в порядке, установленном земельным законодательством и законодательством о приватизации.
Таким образом, исходя из вышеназванных норм, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что выкуп земельного участка при приватизации в порядке Закона N 159-ФЗ является правом, а не обязанностью сторон по сделке.
Кроме того, не представлено доказательств того, что земельный участок, на котором расположен спорный объект недвижимого имущества, сформирован как объект права, поставлен на кадастровый учет и принадлежат на праве собственности одному и тому же лицу - продавцу объектов недвижимости.
При указанных обстоятельствах, представленный договор купли-продажи не нарушает требований статьи 28 ФЗ N 178-ФЗ о единстве судьбы имущества и земельного участка, так как статьей 36 ЗК РФ определено исключительное право собственника объекта недвижимого имущества на приобретение прав на земельный участок.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что решение о выкупе объекта недвижимого имущества в порядке, установленном Законом N 159-ФЗ, в данном случае не может быть связано с отношениями по отчуждению земельного участка, на котором расположен этот объект.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что заявителем в регистрирующий орган представлены все документы, необходимые в соответствии с Законом N 122-ФЗ для государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимости, оспариваемый отказ противоречит положениям статьи 20 ФЗ N 122-ФЗ, нарушает права Общества и подлежит признанию незаконным.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 29 ноября 2012 г. по делу N А55-26179/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-26179/2012
Истец: ООО "Самаражилкомхоз"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Третье лицо: Департамент управления имуществом городского округа Самара