г. Москва |
|
17 января 2013 г. |
Дело N А40-48233/12-135-475 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 января 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поташовой Ж.В.,
судей: |
Мухина С.М., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
помощником судьи Степкиным М.С., |
рассматривает в открытом судебном заседании в зале суда N 3 апелляционную жалобу ОАО "ПЭУ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.10.2012 по делу N А40-48233/12-135-475, принятое судьей Дудкиным В.В.,
по заявлению ОАО "ПЭУ" (121471, г. Москва, ул. Гжатская, 9; ОГРН 1097746322255)
к ДЗР г. Москвы (115054, г. Москва, ул. Бахрушина, 20; ОГРН 1037739510423)
о признании незаконным бездействия ДЗР г. Москвы, выразившиеся в отказе внести изменения в распоряжение ДЗР г. Москвы N 799 от 03.03.2011 г.; об обязании внести изменения в распоряжение ДЗР г. Москвы N 799 от 03.03.2011 г,
при участии:
от заявителя: |
Ванягина С.А. по доверенности от 01.01.2013 N 1-9/4-488; |
от ответчика: |
Бондаренко Г.Е. по доверенности от 24.12.2012 N 33-И-7717/12, уд. N 937; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 18.10.2012 отказано в удовлетворении требований ОАО "ПЭУ" (далее - заявитель, Общество) о признании незаконным бездействия Департамента земельных ресурсов г. Москве (Управление регулирования землепользования в ЗАО г. Москвы), выразившиеся отказе внести изменения в распоряжение ДЗР г. Москвы N 799 от 03 марта 2011 года, обязании Департамент земельных ресурсов г. Москвы (далее - ответчик), внести изменения в распоряжение ДЗР г. Москвы N 799 от 03 марта 2011 года в соответствии с представленными ОАО "ПЗУ" планом земельного участка.
При этом суд первой инстанции исходил из соответствия оспариваемого отказа о внесении изменения в распоряжение N 799 от 03.03.2011 требованиям земельного и градостроительного законодательства, наличия соответствующих полномочий ДЗР г.Москвы, а также отсутствия нарушения законных прав и интересов Общества, что в силу ст. 198 АПК РФ исключает возможность удовлетворения заявленных требований при рассмотрении спора по существу.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, представил в порядке ст.81 АПК РФ письменные объяснения, которые приобщены судом к материалам дела.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, выслушав представителей заявителя и ответчика, с учетом исследованных по делу доказательств и доводов апелляционной жалобы полагает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, на земельном участке по адресу: г.Москва, ул.Озерная, вл.2Б, расположены здания производственно-складского комплекса, принадлежащие ОАО "ПЭУ" на праве собственности: общей площадью 62 кв.м по адресу: г.Москва, ул.Озерная, вл.2Б, стр.1 (запись о внесении в Единый Государственный Реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 27 июля 2010 г. N 77-77-12/020/2010-610); общей площадью 151,9 кв.м по адресу: г.Москва, ул.Озерная, вл.2Б, стр.2 (запись о внесении в Единый Государственный Реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 27 июля 2010 г. N 77-77-12/020/2010-618); общей площадью 18,6 кв.м по адресу: г.Москва, ул.Озерная, вл.2Б, стр.4 (запись о внесении в Единый Государственный Реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 27 июля 2010 г. N 77-77-12/020/2010-621); общей площадью 504,8 кв.м по адресу: г.Москва, ул.Озерная, вл.2Б, стр.5 (запись о внесении в Единый Государственный Реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 27 июля 2010 г. N 77-77-12/020/2010-623); общей площадью 53 кв.м по адресу: г.Москва, ул.Озерная, вл.2Б, стр.6 (запись о внесении в Единый Государственный Реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 27 июля 2010 г. N 77-77-12/020/2010-626); общей площадью 730,3 кв.м по адресу: г.Москва, ул.Озерная, вл.2Б, стр.7 (запись о внесении в Единый Государственный Реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 27 июля 2010 г. N 77-77-12/020/2010-630); подкрановый путь под башенный кран протяженностью 30,00 п.м по адресу: г.Москва, ул.Озерная, вл.2Б (запись о внесении в Единый Государственный Реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 11 июня 2010 г. N 77-77-22/004/2010-106); железнодорожный тупик протяженностью 97,00 п.м по адресу: г.Москва, ул.Озерная, вл.2Б (запись о внесении в Единый Государственный Реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 9 апреля 2010 г. N 77-77-22/004/2010-107).
Согласно п. 1, 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанные в ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Распоряжением от 03.03.2011 г. N 799 "Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресному ориентиру: г.Москва, ул.Озерная, вл.2Б на кадастровой карте территории" Департамент земельных ресурсов г. Москвы с учетом представленных ОАО "ПЭУ" имущественных документов на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке по адресу: г.Москва, ул.Озерная, вл.2Б и в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, постановлениями Правительства Москвы от 27 января 2009 г. N 46-ПП "Об изменении порядка принятия решений о предоставлении земельных участков и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы об образовании, предоставлении земельных участков и арендной платы за землю", от 30 октября 2007 N 949-1111 "Об утверждении Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы" и от 24 июня 2008 г. N 532-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2007 году и мерах по реализации задач в области земельных отношений на 2008 год": утвердил схему расположения земельного участка по адресному ориентиру: г.Москва, ул.Озерная, вл.2Б на кадастровой карте территории; установил разрешенное использование земельного участка - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений коммунального хозяйства, материально-технического снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9), земельные участки, предназначенные для размещения гаражей (1.2.3).
ОАО "ПЭУ" после издания соответствующего распоряжения обращалось в департамент (обращения от 18.04.2011 N 290 (вх. от 19.04.2011 N 33-2т7-400/11), от 25.04.2011 N 316 (вх. от 25.04.2011 N 33-2т7-400/11-(1)) по вопросу уточнения границ земельного участка по адресу: г.Москва, ул.Озерная, вл.2Б.
Заявитель просил включить в состав территории спорного земельного участка железнодорожные пути, расположенные на смежном земельном участке, однако документов, подтверждающих права ОАО "ПЭУ" на железнодорожные пути, расположенные на смежном земельном участке в материалах дела не имеется и заявителем не представлено.
Согласно части 1 пункта 7 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" для внесения изменений в оспариваемое распоряжение заявителю необходимо было представить документы, удостоверяющие право собственности на объект недвижимости (железнодорожный путь). "Железнодорожный путь" - подсистема инфраструктуры железнодорожного транспорта, включающая в себя верхнее строение пути, земляное полотно, водоотводные, противодеформационные, защитные и укрепительные сооружения земляного полотна, расположенные в полосе отвода, а также искусственные сооружения;..." (Постановление Правительства РФ от 15.07.2010 N 525 "Об утверждении технического регламента о безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта").
Формирование земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии) (п.7 ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Довод заявителя о том, что в 2005 году "27 ДОЗ (э) 7 ПСУ МО РФ" прекратил деятельность в связи с реорганизацией ФГУП "7 ПСУ МО РФ" и присоединением к ФГУП "ПЭУ МО РФ", которое на основании Приказа МО РФ от 12 мая 2009 года было приватизировано путем преобразования в ОАО "ПЭУ", и ОАО "ПЭУ" является автоматически правообладателем земельного участка, ранее выделенного "27 ДОЗ (э) 7 ПСУ МО РФ", обосновано признан судом первой инстанции несостоятельным.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к юридическому лицу, являющемуся его правопреемником.
В соответствии с пунктами 2, 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, правопреемство, которое имеет место при реорганизации юридического лица, Гражданский кодекс относит к числу универсальных (пункт 1 статьи 129 Кодекса). Оно охватывает не только обязательства, но и иные имущественные и неимущественные права реорганизуемого юридического лица.
Под приватизацией государственного и муниципального имущества Закон понимает возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц (ст. 1 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества").
Земельный участок в силу действия норм ст. 131 ГК РФ относится к объектам недвижимости, а значит, права на него подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним -юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Таким образом, единственным подтверждением приватизации земельного участка может служить акт государственной регистрации указанного имущества в установленном законом порядке.
Доказательств того, что за ОАО "ПЭУ" на праве собственность закреплен земельный участком, общей площадью 7 035 кв.м., в материалах дела не имеется и заявителем не представлено.
Исходя из правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, (Определение Конституционного Суда РФ от 12.05.2005 N 187-0) толкование норм статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации необходимо осуществлять в системной связи с нормами гражданского законодательства, законодательства о градостроительной деятельности и с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов.
Нормы ст. ст. 33, 35, 36 Земельного кодекса Российской Федерации и Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" указывают на необходимость при рассмотрении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность определять площадь такого земельного участка, необходимого для использования объектов недвижимости заявителя.
Согласно пункта 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 названного Кодекса.
Пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Таким образом, приведенная норма права устанавливает необходимость определения площади земельного участка, фактически используемой именно для эксплуатации здания.
Заявителем не представлено доказательств того, что он пользуется земельным участком на основании того, что последний приватизирован в составе имущественного комплекса.
Ссылка жалобы на передаточный акт подлежащему приватизации имуществу от 12.05.2009 отклоняется как не подтвержденный документально.
Фактически заявитель, оспаривая бездействия ответчика, пытается разрешить вопрос и праве на территорию с железнодорожными путями, принадлежащую иному лицу.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый отказ от внесения изменения в распоряжение N 799 от 03.03.2011 соответствует требованиям земельного и градостроительного законодательства, принято в рамках предоставленный полномочий и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы не могут повлиять на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 18.10.2012 по делу N А40-48233/12-135-475 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-48233/2012
Истец: ОАО "Промышленно-эксплуатационное управление", ОАО "ПЭУ"
Ответчик: Депаратмент земельных ресурсов г. Москвы, Департамент земельных ресурсов города Москвы, Управление регулирования землепользования в ЗАО г. Москвы