г. Челябинск |
|
21 января 2013 г. |
Дело N А47-9284/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 января 2013 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Костина В.Ю., Арямова А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Машировой Я.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции дело N А47-9284/2012 Арбитражного суда Оренбургской области по заявлению государственного унитарного предприятия "Соль-Илецкий лесхоз" о признании незаконным и отмене постановления от 15.05.2012 N 18 о назначении административного наказания в размере 400 000 рублей по ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Государственное унитарное предприятие "Соль-Илецкий лесхоз" (далее - заявитель, ГУП "Соль-Илецкий лесхоз") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области к заместителю главного государственного инспектора Соль-Илецкого района по пожарному надзору - заместителю начальника отдела надзорной деятельности по Соль-Илецкому району УНД Главного управления МЧС России по Оренбургской области майору внутренней службы Савинкову Александру Николаевичу (далее - заинтересованное лицо, должностное лицо) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 15.05.2012 о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 руб. по ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 07 сентября 2012 года по настоящему делу заявление ГУП "Соль-Илецкий лесхоз" удовлетворено.
В Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд поступила апелляционная жалоба Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Оренбургской области (далее - ГУ МЧС России по Оренбургской области) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 07 сентября 2012 года по делу N А47-9284/2012.
Определением от 22.10.2012 апелляционная жалоба ГУ МЧС России по Оренбургской области принята к производству Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом.
Отзыв на апелляционную жалобу от заявителя не поступил.
Определением суда апелляционной инстанции от 14.11.2012 рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось на 05.12.2012.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд определением от 05.12.2012 перешел к рассмотрению дела N А47-9284/2012 Арбитражного суда Оренбургской области по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Оспариваемое постановление о назначении административного наказания вынесено заместителем главного государственного инспектора Соль-Илецкого района по пожарному надзору - заместителем начальника отдела надзорной деятельности по Соль-Илецкому району УНД Главного управления МЧС России по Оренбургской области майором внутренней службы Савинковым Александром Николаевичем.
Согласно части 1 статьи 198, а также части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц и удовлетворения такого заявления является несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей или создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" утверждено Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (п. 1).
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868 установлено, что в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в числе прочих входят: центральный аппарат; территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации; федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы.
Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868 определено, что Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Согласно пункту 3 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868, МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по субъектам Российской Федерации, федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы (далее - федеральная противопожарная служба), спасательные воинские формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - спасательные воинские формирования), Государственную инспекцию по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Государственная инспекция по маломерным судам), аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, военизированные горноспасательные части, образовательные, научно-исследовательские, медицинские, санаторно-курортные и иные учреждения и организации, находящиеся в ведении МЧС России, а также через представителей МЧС России в составе представительств Российской Федерации при международных организациях.
Пунктом 1 Положения о Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы (далее - Положение, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2005 N 285) установлено, что Федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы (далее - федеральная противопожарная служба) входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Согласно пункту 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2005 N 285, Федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы осуществляет свою деятельность через следующие органы управления, подразделения и учреждения: 1) структурные подразделения центрального аппарата МЧС России; 2) структурные подразделения территориальных органов МЧС России - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации; 3) органы государственного пожарного надзора; 4) пожарно-технические научно-исследовательские и образовательные учреждения; 5) подразделения обеспечения деятельности федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы; 6) подразделения федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения); 7) подразделения федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения); 8) подразделения федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в населенных пунктах (территориальные подразделения); 9) подразделения федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров на договорной основе (договорные подразделения федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы).
Федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы производит в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности, а также производство по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности (пп. 15 п. 6 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2005 N 385).
Таким образом, в рассматриваемом случае должностное лицо действует от имени соответствующего территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Оренбургской области).
С учетом изложенного, при рассмотрении заявления о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания в качестве заинтересованного лица выступает не должностное лицо, но, непосредственно орган, которым вынесено обжалуемое постановление о назначении административного наказания.
Однако, как следует из материалов дела, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Оренбургской области, как самостоятельное заинтересованное лицо не привлечено к участию в деле.
Между тем, согласно ч. 6 ст. 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае если федеральным законом предусмотрено обязательное участие в деле другого лица в качестве ответчика, а также по делам, вытекающим из административных и иных публичных правоотношений, арбитражный суд первой инстанции по своей инициативе привлекает его к участию в деле в качестве соответчика.
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции, в соответствии с вышеприведенными нормами был обязан привлечь Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Оренбургской области к участию в деле в качестве соответчика (второго заинтересованного лица).
Согласно части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. О переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции выносится определение с указанием действий лиц, участвующих в деле, и сроков осуществления этих действий.
В силу пункта 30 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" в определении о переходе к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, суд апелляционной инстанции разрешает вопрос о готовности дела к судебному разбирательству с учетом обстоятельств спора и полноты имеющихся в деле доказательств. Если дело признано подготовленным и в судебном заседании присутствуют все участвующие в деле лица, которые не возражают против продолжения его рассмотрения в этом заседании, суд апелляционной инстанции переходит к рассмотрению дела по правилам, установленным Кодексом для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о готовности дела к судебному разбирательству, однако, ввиду отсутствия в судебном заседании всех лиц, участвующих в деле, апелляционный суд отложил рассмотрение дела на 16.01.2013.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не прибыли.
От ГУП "Соль-Илецкий лесхоз" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Данным ходатайством ГУП "Соль-Илецкий лесхоз" также настаивает на ранее заявленных требованиях.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела и оценив имеющиеся в настоящем деле доказательства, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения заявления государственного унитарного предприятия "Соль-Илецкий лесхоз".
Как следует из имеющихся в деле доказательств, заинтересованным лицом проведена плановая выездная проверка государственного унитарного предприятия "Соль-Илецкий лесхоз".
По результатам проверки 11.05.2012 составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя N 76 (далее - акт проверки от 11.05.2012 N 76) (л.д. 67, 68).
По данным указанного акта проверки от 11.05.2012 N 76, выявлены нарушения заявителем обязательных требований, или требований, установленных муниципальными правовыми актами:
1. Здания не обеспечены пожарным водоснабжением (п. 4.1 "СП 8.13130.2009 Свод правил. Системы пожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", утвержденный приказом МЧС России от 25.03.2009 N 178 (далее - СП 8.13130.2009));
2. Здания гаража, пилорамы, цеха переработки и складов не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (п. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ), п. 4 таблицы А.1 "СП 5.13130.2009 Свода правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", утвержденного приказом МЧС России от 25.03.2009 N 175 (далее - СП 5.13130.2009));
3. В гараже, пилораме, цехе переработки и складах отсутствует система оповещения людей о пожаре первого типа (п. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ), п. 7, таблица 2, п. 17 "Свода правил СП 3.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС России от 25.03.2009 N 173 (далее - СП 3.13130.2009));
4. Не определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (ПУЭ) складских и производственных помещений (п. 1 ст. 26 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ), п. 5 "Свода правил СП 12.13130.2009 Определение категории помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности", утвержденного приказом МЧС России от 25.03.2009 N 182 (далее - СП 12.13130.2009));
5. Здания не обеспечены первичными средствами пожаротушения (п. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ, п. 108 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 (далее - ППБ 01-03));
6. Во всех зданиях эксплуатируются электросветильники со снятыми колпаками, предусмотренные конструкцией светильника (п. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, п. 60 ППБ 01-03);
7. В складе производится хранение в одной секции с авторезиной других материалов и товаров (п. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, п. 498 ППБ 01-03);
8. Помещение ремонтного бокса N 4 не оборудовано контейнером из негорючих материалов с закрывающейся крышкой для сбора использованных обтирочных материалов (п. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, п. 47 ППБ 01-03);
9. В помещении автомобильного бокса N 1 эксплуатируются разбитые электрические розетки (п. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, п. 60 ППБ 01-03);
10. Во всех зданиях распределительные коробки осветительной электросети не закрыты крышками (п. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, п. 60 ППБ 01-03);
11. Ответственный за противопожарное состояние не прошел обучение по программе пожарно-технического минимума (ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, п. 7 ППБ 01-03);
12. Распорядительным документом не назначено лицо, ответственное за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения (п. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, п. 108, приложение 3 ППБ 01-03);
13. Не ведется учет проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения в специальном журнале установленной формы (п. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, п. 108, приложение 3 ППБ 01-03);
14. Распорядительным документом не определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончанию рабочего дня на всех объектах предприятия (ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, п. 15 ППБ 01-03);
15. Не проводится инструктаж о мерах пожарной безопасности с персоналом под роспись в журнале (п. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, п. 7 ППБ 01-03);
16. Отсутствуют на видных местах инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого участка (п. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, п. 6 ППБ 01-03);
17. Территория не оснащена двумя пожарными щитами (п. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, п. 108, п. 21 приложения 3 ППБ 01-03);
18. Территория не очищена от горючих отходов и сухой травы (п. 21 ППБ 01-03);
19. Помещения пилорамы и цеха переработки не убираются от горючей пыли и стружки. Не определена периодичность уборки помещений (п. 203 ППБ 01-03).
Акт от 11.05.2012 N 76 вручен исполняющему обязанности руководителя ГУП "Соль-Илецкий лесхоз" также 11.05.2012 (т. 1, л.д. 68).
Государственному унитарному предприятию "Оренбургский лесхоз" заинтересованным лицом 11.05.2012 выдано предписание N 76/1/1 (л.д. 65, 66), которым предписывалось устранить установленные нарушения, перечисленные в акте от 11.05.2012 N 76, в срок до 16.10.2012 (за исключением пунктов 1 - 4 предписания, аналогичных пунктам 1 - 4 акта от 11.05.2012 N 76, и предусматривающих срок исполнения до 16.04.2013).
Заинтересованным лицом 11.05.2012 в присутствии исполняющего обязанности руководителя ГУП "Соль-Илецкий лесхоз" в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении N 18 (л.д. 76, 77), в котором перечислены следующие нарушения:
1. Здания не обеспечены пожарным водоснабжением (п. 4.1 СП 8.13130.2009) (п. 1 акта от 11.05.2012 N 76 соответственно);
2. Здания гаража, пилорамы, цеха переработки и складов не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (п. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, п. 4 таблицы А.1 СП 5.13130.2009) (п. 2 акта от 11.05.2012 N 76 соответственно);
3. Здания не обеспечены первичными средствами пожаротушения (п. 108 ППБ 01-03) (п. 5 акта от 11.05.2012 N 76 соответственно);
4. Во всех зданиях эксплуатируются электросветильники со снятыми колпаками, предусмотренные конструкцией светильника (п. 60 ППБ 01-03) (п. 6 акта от 11.05.2012 N 76 соответственно);
5. В помещении автомобильного бокса N 1 эксплуатируются разбитые электрические розетки (п. 60 ППБ 01-03) (п. 9 акта от 11.05.2012 N 76 соответственно);
6. Во всех зданиях распределительные коробки осветительной электросети не закрыты крышками (п. 60 ППБ 01-03) (п. 10 акта от 11.05.2012 N 76 соответственно);
7. Не проводится инструктаж о мерах пожарной безопасности с персоналом под роспись в журнале (п. 7 ППБ 01-03) (п. 15 акта от 11.05.2012 N 76 соответственно);
8. Отсутствуют на видных местах инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого участка (п. 6 ППБ 01-03) (п. 16 акта от 11.05.2012 N 76 соответственно);
9. Территория не оснащена двумя пожарными щитами (п. 108, п. 21 приложения 3 ППБ 01-03) (п. 17 акта от 11.05.2012 N 76 соответственно);
10. Территория не очищена от горючих отходов и сухой травы (п. 21 ППБ 01-03) (п. 18 акта от 11.05.2012 N 76 соответственно);
11. Помещения пилорамы и цеха переработки не убираются от горючей пыли и стружки. Не определена периодичность уборки помещений (п. 203 ППБ 01-03) (п. 19 акта от 11.05.2012 N 76 соответственно).
Заинтересованным лицом 15.05.2012 в присутствии исполняющего руководителя ГУП "Соль-Илецкий лесхоз" вынесено постановление о назначении административного наказания N 18 (л.д. 79, 80), которым государственное унитарное предприятие "Соль-Илецкий лесхоз" признано виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания на основании ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 400 000 руб.
Перечисленные в постановлении о назначении административного наказания от 15.05.2012 N 18, тождественны приведенным ранее заинтересованным лицом, в протоколе об административном правонарушении от 11.05.2012 N 18.
Квалификация вмененного заявителю административного правонарушения по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ обусловлена заинтересованным лицом изданием главой администрации муниципальное образование городское поселение город-Соль-Илецк 27.04.2012 постановления N 341-п о введении на территории муниципального образования город Соль-Илецк особого противопожарного режима (далее - постановление от 27.04.2012 N 341-п) (л.д. 80 - 82).
В постановлении о назначении административного наказания от 15.05.2012 N 18 заинтересованным лицом указано на то, что вина ГУП "Соль-Илецкий лесхоз" в совершении административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от 11.05.2012 N 18; также административный орган в обжалуемом заявителем постановлении указал следующее: "Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях. В силу закона N 69-ФЗ юридическое лицо обязано соблюдать нормы и правила пожарной безопасности, принимать зависящие от него меры для их соблюдения. Сам факт наличия правонарушений Государственное унитарное предприятие Оренбургской области "Соль-Илецкий лесхоз" не оспаривает. Выявленные нарушения требований норм и правил пожарной безопасности представляют угрозу для жизни и здоровья людей. Вина юридического лица доказана, поскольку юридическим лицом не представлены доказательства принятия всех необходимых мер для устранения имеющихся нарушений требований пожарной безопасности. На основании вышеизложенного следует, что Государственным унитарным предприятием Оренбургской области "Соль-Илецкий лесхоз" не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима, следовательно, Государственное унитарное предприятие Оренбургской области "Соль-Илецкий лесхоз" согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, является виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ. Событие административного правонарушения существует, вина Государственного унитарного предприятия Оренбургской области "Соль-Илецкий лесхоз" в совершении административного правонарушения в условиях особого противопожарного режима, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ, нашла свое полное, объективное и всестороннее подтверждение материалами дела об административном правонарушении".
Оспаривая указанное постановление административного органа, заинтересованное лицо ссылается на следующее:
- "для привлечения к административной ответственности необходимо решение субъекта Российской Федерации о введении особого противопожарного режима; постановление от 15.05.2012 N 18 не содержит ссылку на нормативный акт субъекта Российской Федерации о введении особого противопожарного режима. Следовательно, невозможно определить территорию, время его действия, распространяется ли его действие на территорию государственного унитарного предприятия Оренбургской области "Соль-Илецкий лесхоз" и другие обстоятельства";
- "в соответствии со ст. 29.10 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении должно быть мотивированным. Однако, отсутствие в постановлении ссылки на нормативный акт субъекта Российской Федерации о введении на территории Оренбургской области особого режима противопожарной безопасности является основанием для признания постановления недействительным";
- "предписанием N 76/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 16 апреля 2012 года ГУП Оренбургской области "Соль-Илецкий лесхоз" обязали устранить нарушения требований пожарной безопасности. Установлены сроки устранения нарушения, эти сроки не истекли";
- "ГУП Оренбургской области "Соль-Илецкий лесхоз" в настоящее время устранил выявленные нарушения. Установлено наружное противопожарное водоснабжение (протокол испытаний водопроводной сети на водоотдачу прилагаем). Заключен договор N 31 по монтажу системы оповещения при пожаре (договор N 31 прилагаем). Обеспечили первичные средства пожаротушения. Исправлены розетки, электросветильники и др. Территория оснащена двумя пожарными щитами. Кроме того, проводится инструктаж о мерах пожарной безопасности, ведется журнал".
Арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения заявления ГУП "Соль-Илецкий лесхоз" в силу следующего.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей (ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ).
Статьей 30 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлено, что в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.
На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).
Как отмечено выше, в материалах дела N А47-9284/2012 Арбитражного суда Оренбургской области имеется постановление главы администрации муниципального образования городское поселение город Соль-Илецк от 27.04.2012 N 341-п "О введении особого противопожарного режима на территории МО городское поселение город Соль-Илецк" (л.д. 80 - 82), которым, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом муниципального образования городское поселение город Соль-Илецк, Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", в связи с установившейся сухой жаркой погоды, в целях обеспечения безопасности населения муниципального образования городское поселение город Соль-Илецк в весенне-летний период 2012 года, предупреждения пожаров, предотвращения гибели людей и вреда имуществу, с 01.05.2012 до 12.10.2012 на территории муниципального образования городское поселение город Соль-Илецк, введен особый противопожарный режим.
При этом данное постановление предписывало совершение определенных мероприятий, и государственному унитарному предприятию "Соль-Илецкий лесхоз".
Учитывая изложенное, какие-либо сомнения в том, что заявителю фактически было известно содержание постановления от 27.04.2012 N 341-п, отсутствуют.
Государственное унитарное предприятие Оренбургской области "Соль-Илецкий лесхоз" расположено на территории муниципального образования городское поселение город Соль-Илецк, что подтверждается имеющейся в материалах дела N А47-9284/2012 Арбитражного суда Оренбургской области выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении заявителя (л.д. 22 - 29), следовательно, доводы ГУП "Соль-Илецкий лесхоз" о том, что отсутствует возможность определения территории, на которую распространяет свое действие постановление от 27.04.2012 N 341-п, время действия данного постановления, - являются беспочвенными и опровергаются имеющимися в материалах настоящего дела доказательствами.
Отсутствие в обжалуемом заявителем постановлении о назначении административного наказания от 15.05.2012 N 18 ссылок на постановление от 27.04.2012 N 341-п, в силу условий ч. 1 ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не является основанием для признания незаконным и отмене обжалуемого постановления, учитывая, что факт введения особого противопожарного режима на территории муниципального образования городское поселение город Соль-Илецк имеет место быть.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы заявления ГУП "Соль-Илецкий лесхоз" также в связи со следующим.
ГУП "Соль-Илецкий лесхоз" не оспаривает по существу правомерность выводов административного органа о наличии со стороны заявителя нарушений, перечисленных в пунктах 1, 2, 5, 6, 9, 10, 15 - 19 акта проверки от 11.05.2012 N 76 и воспроизведенных в последующим в соответствующих протоколе об административном правонарушении и в постановлении о назначении административного наказания.
ГУП "Соль-Илецкий лесхоз" в действительности представлен ряд документов, однако, данные документы имеют отношение к временным периодам, последующим проведению надзорных мероприятий в отношении государственного унитарного предприятия "Соль-Илецкий лесхоз" (л.д. 69, 70), а, потому, не могут быть приняты в качестве доказательства отсутствия со стороны заявителя вмененных ему административным органом нарушений.
Когда именно были сделаны представленные заявителем в материалы дела N А47-9284/2012 Арбитражного суда Оренбургской области, находящиеся в конверте в данном деле (л.д. 34), также не представляется возможным установить.
Суд апелляционной инстанции критически относится к представленной заявителем в материалы дела N А47-9284/2012 Арбитражного суда Оренбургской области копии журнала учета противопожарного инструктажа на рабочем месте (л.д. 35 - 52), учитывая, что о наличии данного журнала государственным унитарным предприятием "Соль-Илецкий лесхоз" не заявлялось, ни при составлении акта проверки, ни при составлении протокола, и ни при вынесении административным органом постановления о назначении административного наказания. Кроме того, содержание указанного журнала составляют разрозненные записи, не относящиеся к тому же, к 2012 году.
Помимо изложенного, из самого содержания заявления ГУП "Соль-Илецкий лесхоз" следует, что нарушения в действительности имели место быть, однако, они были частично устранены на момент подачи соответствующего заявления в Арбитражный суд Оренбургской области (в отношении заключения договора по монтажу системы оповещения при пожаре и в отношении установления наружного противопожарного водоснабжения (л.д. 69, 70)). Что касается указания ГУП "Соль-Илецкий лесхоз" в тексте заявления на то, что "обеспечили первичные средства пожаротушения. Исправлены розетки, электросветильники и др. Территория оснащена двумя пожарными щитами", то соответствующие доводы заявителем документально не подтверждены.
Кроме того, последующее устранение нарушений не является поводом для признания незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания.
Суд апелляционной инстанции также считает необходимым отметить то, что со стороны ГУП "Соль-Илецкий лесхоз", ни при составлении акта проверки от 11.05.2012 N 76, ни при составлении протокола об административном правонарушении, ни при вынесении заинтересованным лицом постановления о назначении административного наказания, не было указано на наличие соответствующих обстоятельств и соответственно не было заявлено каких-либо возражений по поводу выявленных административным органом нарушений.
В силу условий ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Из представленных административным органом в материалы дела N А47-9284/2012 Арбитражного суда Оренбургской области доказательств следует, что вина заявителя в совершении вмененного ему административного правонарушения заинтересованным лицом установлена и доказана.
У ГУП "Соль-Илецкий лесхоз" имелась объективная возможность принятия мер, направленных на соблюдение пожарной безопасности, однако, заявитель пренебрег имеющейся у него возможностью.
Совершенные ГУП "Соль-Илецкий лесхоз" нарушения не подпадают под действие ст. 2.9 КоАП РФ, учитывая, что соответствующие нарушения, в особенности в условиях особого противопожарного режима, могут повлечь за собой возникновение пожара, повлиять негативным образом на возможность пожаротушения, создают угрозу для жизни и здоровья людей.
При назначении административного наказания учтены все обстоятельства совершения административного правонарушения, в связи с чем, административное наказание назначено в пределах минимального размера санкции.
Таким образом, оснований для удовлетворения заявления государственного унитарного предприятия "Соль-Илецкий лесхоз", суд апелляционной инстанции не усматривает.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 07 сентября 2012 года по делу N А47-9284/2012 отменить.
В удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 15.05.2012 N 18, вынесенного заместителем главного государственного инспектора Соль-Илецкого района Оренбургской области по пожарному надзору - заместителем начальника отдела надзорной деятельности по Соль-Илецкому району УНД Главного управления МЧС России по Оренбургской области, государственному унитарному предприятию Оренбургской области "Соль-Илецкий лесхоз" отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
В.Ю. Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-9284/2012
Истец: ГУП Оренбургской области "Оренбургский лесхоз"
Ответчик: Отдел надзорной деятельности по Соль-Илецкому району УНД Главного управления МЧС России по Оренбургской области
Третье лицо: Главное управление МЧС России по Оренбургской области