г. Саратов |
|
22 января 2013 г. |
Дело N А12-25149/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 января 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Жевак И.И., Луговского Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Чумаковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области (400131, г. Волгоград, ул. Комсомольская, д. 10 Б, стр. 2, ОГРН 1053444025920, ИНН 3444121098)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27 ноября 2012 года по делу N А12-25149/2012 (судья Пономарева Е.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Юнилевер Русь" (123022, г. Москва, ул. Сергея Макеева, д. 13, ОГРН 1027739039240, ИНН 7705183476)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области (400131, г. Волгоград, ул. Комсомольская, д. 10 Б, стр. 2, ОГРН 1053444025920, ИНН 3444121098)
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Юнилевер Русь" (далее - ООО "Юнилевер Русь", заявитель) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области (далее - Управление, административный орган) от 13 сентября 2012 года N 3851 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьёй 14.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением суда первой инстанции от 27 ноября 2012 года заявленные требования удовлетворены. Постановление административного органа признано незаконным и отменено.
Управление не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований.
ООО "Юнилевер Русь" возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. О месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждено уведомлениями о вручении почтовых отправлений N 410031 54 77574 6, N410031 54 77575 3. Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 14 декабря 2012 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 27 августа 2012 года на основании распоряжения от 13 июля 2012 года N 997 административным органом проведена плановая выездная проверка соблюдения ООО "Юнилевер Русь" обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и (или) защиты прав потребителей. Проверка проводилась в отсутствие законного представителя заявителя при участии координатора региональных складских операций ООО "Юнилевер Русь" Туктамышевой А.А. (т.1 л.д.58-59). Согласно акту от 31 августа 2012 года, с копией распоряжения о проведении проверки от 13 июля 2012 года N 997 ознакомлен координатор региональных складских операций ООО "Юнилевер Русь" Туктамышева А.А. 27 августа 2012 года.
В ходе проверки административным органом установлено, что 27 августа 2012 года в оптовом складе ООО "Юнилевер Русь", расположенном по адресу: г. Волгоград, ул. Вилянская, д. 20Г, осуществлялась реализация парфюмерно-косметических товаров (допущены к реализации) без наличия на этикетках потребительской тары информации, предусмотренной пунктами 4.3, 4.5.2, 4.6 ГОСТ Р 51391-99 "Изделия парфюмерно-косметические. Информация для потребителей. Общие требования", реализация которых запрещена пунктом 8.24 санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01", а именно:
крем Dove питательный, номинальный объём 30 мл, срок годности до 10.2014, изготовитель "Wagener & СО Gmblta"/ Вагенер энд Ко ГмбХ (Поштрассе, 24, Hauptverwaltung Lohesch, 60, 49525, Lengerich, Германия), импортёр ТОВ "Юнiлевер Украiна" на этикетке потребительской тары отсутствовала информация о составе, местонахождении организации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителя;
шампунь Timotei, интенсивное восстановление для сухих и повреждённых волос, объём 250 мл, изготовитель - ООО "Юнилевер Русь" (г. Москва, 4-й Лесной пер., 4), адрес производства: филиал ООО "Юнилевер Русь", г. Санкт-Петербург, ул. Прогонная, 1, дата изготовления 09 июля 2012 года - на этикетке отсутствовала информация о составе изделия;
маска для волос Clear vita ABE, восстановление повреждённых и окрашенных волос, объём 200 мл, срок годности до 07.2014, изготовитель Юнилевер Польша С.А., Хоум енд Персонал Кеа Фектори, Home & Personal Care Factory (ul. Kraszewskiego, 20, 3 Bydgoszez, Польша), срок годности до 07.2014 - на этикетке потребительской тары отсутствовала информация о составе изделия на русском языке;
лосьон для тела Dove, интенсивное питание для очень сухой кожи, объём 250 мл, изготовитель Юнилевер Дойчланд Продакшионс ГмбХ & Ко ОХГ (Alter Postweg, 25, 21614, Buxtehude, Германия), импортёр ООО "Юнилевер Русь" (г. Москва, 4-й Лесной пер., 4), срок годности до 09.2014 - на этикетке потребительской тары отсутствовала информация о составе изделия, местонахождении организации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителя;
шампунь Clear vita ABE против перхоти для женщин, объём 400 мл, дата изготовления 02 июня 2012 года, изготовитель ООО "Юнилевер Русь" (г. Москва, 4-й Лесной пер., 4), адрес производства: филиал ООО "Юнилевер Русь", г. Санкт-Петербург, ул. Прогонная, 1 - отсутствует информация о составе на русском языке;
крем-масло для тела Dove, интенсивное питание для очень сухой кожи, объём 250 г, годен до 10.2014, изготовитель: Юнилевер Дойчланд Продакшионс ГмбХ & Ко ОХГ (Alter Postweg, 25, 21614 Buxtehude, Германия), импортёр ООО "Юнилевер Русь" (г. Москва, 4-й Лесной пер., 4) - отсутствовала информация о составе на русском языке, местонахождении организации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителя.
Административный орган квалифицировал допущенные нарушения по статье 14.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.
31 августа 2012 года составлен протокол об административном правонарушении N 3851, которым зафиксировано допущенное правонарушение. Протокол составлен без участия законного представителя заявителя.
13 сентября 2012 года административным органом вынесено постановление N 3851 о привлечении ООО "Юнилевер Русь" к ответственности, предусмотренной статьёй 14.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей. Материалы дела об административном правонарушении рассмотрены при участии представителя заявителя по доверенности Гаевцовой И.П. (т.1 л.д.11).
Заявитель с указанным постановлением не согласился и обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с требованием о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришёл к выводу о том, что административным органом неверно квалифицированы действия ООО "Юнилевер Русь" по статье 14.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку ответственность за выявленное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Апелляционная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, выводы - подтверждёнными собранными по делу доказательствами.
Статьёй 14.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.
Оборотоспособность объектов гражданских прав определена в статье 129 Гражданского кодекса Российской Федерации. Виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе. Виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определённым участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом.
В соответствии с Федеральным законом от 02 января 2000 года N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Федеральный закон) отдельные его положения, установленные в статьях 2-8, статье 9 (за исключением абзаца второго пункта 2), статье 10, статье 12 (за исключением положений, касающихся оценки и подтверждения соответствия требованиям нормативных документов услуг, оказываемых в сфере розничной торговли и сфере общественного питания), статье 13, статье 16, пунктах 1, 2, 5-8 статьи 17, пунктах 1 и 2 статьи 18, пунктах 1-3 и 5 статьи 19, пунктах 1 и 4 статьи 20, статьях 21-28, распространяются также на парфюмерную и косметическую продукцию, средства и изделия для гигиены полости рта.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона, не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов; имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов при проверке таких продуктов, материалов и изделий; не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации; не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли; не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации.
Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Вместе с тем, пункт 3 статьи 18 Федерального закона, предусматривающий наличие на этикетках или ярлыках либо листках-вкладышах упакованных пищевых продуктов, кроме информации, состав которой определяется законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, информации на русском языке, на парфюмерную и косметическую продукцию не распространяется.
Согласно пункту 8.24 санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01" (далее - санитарные правила), в организациях торговли запрещается реализация продукции без наличия на этикетке (листе-вкладыше) информации, наносимой в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также нормативной и технической документации.
В соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 санитарных правил они определяют санитарно-эпидемиологические требования к условиям транспортировки, приёмки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, распространяются на строящиеся, реконструируемые и действующие организации торговли, рынки, базы, склады продовольственного сырья и пищевых продуктов независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (кроме холодильников и рынков, реализующих сельскохозяйственную продукцию непромышленного изготовления), а также индивидуальных предпринимателей.
Пунктами 4.3, 4.5.2 ГОСТ Р 51391-99 "Изделия парфюмерно-косметические. Информация для потребителя. Общие требования" (далее - ГОСТ Р 51391-99) установлено, что текст о составе изделия на потребительской таре, этикетке, контрэтикетке, ярлыке, открытке, листе-вкладыше наносят на русском языке; информация о парфюмерно-косметических изделиях должна содержать наименование, местонахождение (юридический адрес, включая страну) изготовителя и местонахождение (адрес) организации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителя.
Согласно пункту 4.6. ГОСТа Р 51391-99, в перечень информации, представляемой с парфюмерно-косметическим изделием, включаются наименование, название (при наличии) и назначение изделия; наименование, местонахождение изготовителя и местонахождение организации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителя; товарный знак изготовителя (при наличии); масса нетто, объём, количество; состав изделия; условия хранения для продукции, требующей специальных условий хранения; срок годности; обозначение нормативного или технического документа; информация о сертификации; информация о правильном применении и предостережения.
Настоящий стандарт распространяется на парфюмерно-косметические изделия отечественного и зарубежного производства, реализуемые на территории Российской Федерации в оптовой и розничной торговле, в системе прямых продаж или распространяемые бесплатно, а также поставляемые парикмахерским, косметическим салонам и другим предприятиям, непосредственно связанным с обслуживанием потребителей, и устанавливает общие требования к информации о них для потребителя.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Законом Российской Федерации "О стандартизации" требования настоящего стандарта являются обязательными.
Частью 1 статьи 14.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
Объективную сторону данного административного правонарушения образуют противоправные действия или бездействие изготовителя, исполнителя, продавца, направленные на уклонение от исполнения или ненадлежащее исполнение обязанностей по предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации; нарушение требований, касающихся способов доведения информации до сведения потребителя.
Статьёй 14.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьёй 14.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет незаконная продажа товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.
Административным органом выявлено отсутствие на этикетках потребительской тары информации о составе изделия, местонахождении организации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителя; информации о составе изделия на русском языке, что является нарушением пунктов 4.3, 4.5.2, 4.6 ГОСТ Р 51391-99 "Изделия парфюмерно-косметические. Информация для потребителя. Общие требования" и образует состав правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
Апелляционная коллегия пришла к выводу, что такое нарушение верно установлено судом первой инстанции и в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспоренное постановление правильно признано незаконным и отменено.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Апелляционная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27 ноября 2012 года по делу N А12-25149/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
М.А. Акимова |
Судьи |
И.И. Жевак |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-25149/2012
Истец: ООО "Юнилевер Русь"
Ответчик: Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области