г. Москва |
|
21 января 2013 г. |
Дело N А40-58297/12-41-582 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 января 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Поташовой Ж.В., Мухина С.М., |
при ведении протокола |
помощником судьи Корсаковой Н.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 3 апелляционную жалобу
ООО "Авто-Шип" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.10.2012 по делу N А40-58297/12-41-582, принятое судьей Березовой О.А., по заявлению ООО "Авто-Шип" (ОГРН 1027739646835, 117321, г.Москва, ул. Профсоюзная, д.152, к.2, стр.2) к Департаменту земельных ресурсов города Москвы о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории, обязании обязать подготовить и выдать распоряжение об утверждении схемы расположения указанного земельного участка на кадастровой карте (плане) территории;
при участии:
от заявителя: не явился, извещен,
от ответчика: Брызгалова А.Ф. по дов. N 33-И-7684/12 от 24.12.2012,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Авто-Шип" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Департаменту земельных ресурсов города Москвы (далее - ответчик) о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Ферсмана, вл. 3А - на кадастровой карте (плане) территории, сформулированное в письме от 01.03.2012 N 33-1Т6-230/12-(0)-1 и обязании подготовить и выдать распоряжение об утверждении схемы расположения указанного земельного участка на кадастровой карте (плане) территории.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.10.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, указывая на то, что судом при принятии решения неправильно применены нормы материального права и нарушены нормы процессуального права.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил, в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Дело судом рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствие заявителя.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в деле доказательства, заслушав представителя ответчика, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Материалами дела установлено, что 06.02.2012 заявитель обратился к заинтересованному лицу с письмом, в котором, сославшись на распоряжение префекта Юго-Западного административного округа города Москвы от 06.08.2007 N 1336-РП, которым заявитель признан победителем конкурса по определению заказчиков-инвесторов по строительству предприятия потребительского рынка и услуг "шаговой доступности" по адресу: г. Москва, ул. Ферсмана, вл. 3А, - просил рассмотреть возможность постановки земельного участка на кадастровый учет и заключения договора краткосрочной аренды для оформления градостроительного плана земельного участка.
В письме от 01.03.2012 N 33-1Т6-230/12-(0)-1 Департамент земельных ресурсов города Москвы разъяснил, что в соответствии со ст. 30 и 38 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" предоставление земельных участков в аренду для строительства производится по итогам торгов (конкурсов, аукционов), предметом которых является право на заключение договора аренды, торги в отношении права на заключение договора аренды земельного участка, испрашиваемого заявителем, не проводились, а в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 16.11.2010 N 1019-ПП вопросы о предоставлении земельных участков для проектирования и строительства объектов капитального строительства (с проведением или без проведения торгов) относятся к компетенции Градостроительно-земельной комиссии города Москвы.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на этот земельный участок в соответствии с настоящим Кодексом; если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков имеют юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, это право реализуется юридическими лицами в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом и федеральными законами.
Согласно п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок юридические лица, указанные в ст. 36, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Согласно п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления юридического лица в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Ссылка заявителя нормы ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку заявитель не является собственником здания, строения, сооружения, расположенного на испрашиваемом земельном участке.
В своем заявлении заявитель сослался на то, что распоряжение префекта Юго-Западного административного округа города Москвы от 06.08.2007 N 1336-РП свидетельствует о предварительном согласовании места размещения заявителем объекта для его строительства, что предусмотрено ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, а в силу п. 1 ст. 32 Кодекса решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для установления в соответствии с заявками физических или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами, а для государственного кадастрового учета земельного участка необходимо в первую очередь получение схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории.
Действительно, с п. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, происходит с проведением работ по их формированию либо без предварительного согласования мест размещения объектов, либо с предварительным согласованием мест размещения объектов. Порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта установлен п. 4 ст. 30 Кодекса.
Указанный пункт в редакции, действовавшей до введения в действие Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ, устанавливал следующий порядок предоставления участка:
1) проведение работ по формированию земельного участка: подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
2) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 70 Кодекса;
3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
В редакции, действовавшей после введения в действие Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ, п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает следующий порядок предоставления участка:
1) проведение работ по формированию земельного участка: выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение); принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
2) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
3) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Протокол о результатах торгов является основанием заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка (п. 7 ст. 30 Кодекса).
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлен п. 5 ст. 30, в период до введения в действие Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ такой порядок предусматривал:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 70 Кодекса;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 Кодекса.
В период после введения в действие Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ этот порядок предусматривает:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 Кодекса.
Согласно п. 7 ст. 31 Кодекса (в редакции, действовавшей до введения в действие Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ) копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения, а в соответствии с п. 1 ст. 32 Кодекса (в указанной редакции) решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства (п. 8 ст. 31, п. 2 ст. 32 Кодекса), а решение о предоставлении земельного участка для строительства согласно п. 7 ст. 30 Кодекса является основанием заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора.
Из представленного информационного сообщения следует, что предметом конкурса, победителем которого признан заявитель, являлось право на разработку и оформление в установленном порядке градостроительной документации с последующим получением права на строительство на земельном участке предприятия потребительского рынка и услуг шаговой (пешеходной) доступности, в связи с чем торги в отношении спорного земельного участка не проводились и проводиться не могли, поскольку предметом торгов согласно п. 1 ст. 38 Земельного кодекса Российской Федерации может быть сформированный в соответствии с пп. 1 п. 4 ст. 30 Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.
Таким образом, распоряжение префекта Юго-Западного административного округа от 06.08.2007 N 1336-РП является решением о предварительном согласовании места размещения объекта строительства, принятым по результатам проведения Префектурой Юго-Западного административного округа конкурса по определению заказчика-инвестора по строительству предприятия потребительского рынка и услуг шаговой (пешеходной) доступности. Вместе с тем согласно п. 8 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта действует в течение 3-х лет.
Судом первой инстанции правомерно учтено то, что со дня принятия указанного решения до момента направления ответчику заявления от 06.02.2012 истекло более 4-х лет, в связи с чем заявитель утратил право ссылаться на указанное распоряжение в целях получения от заинтересованного лица схемы расположения на кадастровой карте (плане) территории для формирования земельного участка и постановки его на государственный кадастровый учет в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Нормы материального права были правильно применены судом первой инстанции. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену судебного акта, судом не установлено.
Апелляционной инстанцией рассмотрены доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
С учетом изложенного, руководствуясь 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.10.2012 по делу N А40-58297/12-41-582 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-58297/2012
Истец: ООО "Авто-Шип"
Ответчик: Департамент земельных ресурсов города Москвы, ДЗР г. Москвы