г. Самара |
|
22 января 2013 г. |
Дело N А55-25218/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 января 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Апаркина В.Н.,
судей Кузнецова В.В., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Калибник Н.А.,
с участием:
от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском и Советском районах г.о. Самары - Юдина А.Н., доверенность от 01.10.2012 N 2,
от индивидуального предпринимателя Золотаревой Натальи Михайловны - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 января 2013 года в зале N 6 апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском и Советском районах г.о. Самары
на решение Арбитражного суда Самарской области от 09 ноября 2012 года
по делу N А55-25218/2012 (судья Мехедова В.В.)
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском и Советском районах г.о. Самары,
к индивидуальному предпринимателю Золотаревой Наталье Михайловне (ОГРНИП 304631624300045, ИНН 631603174269), г. Самара
о взыскании штрафных санкций в размере 4 992 руб. за непредставление в установленные законом сроки индивидуальных сведений по персонифицированному учету за 2 квартал 2011 года,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г.о. Самары обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Золотаревой Наталье Михайловне о взыскании штрафных санкций в размере 4 992 руб. за непредставление в установленные законом сроки индивидуальных сведений по персонифицированному учету за 2 квартал 2011 года.
Решением суда 1 инстанции от 09 ноября 2012 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском и Советском районах г.о. Самары просит решение суда 1 инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
При этом ссылается на то, что Золотарева Н.М. была зарегистрирована в Государственном учреждение - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском и Советском районах г.о. Самары не только как индивидуальный предприниматель, который должен самостоятельно уплачивать страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, но и как работодатель, поскольку имела наемных работников. К заявлению в суд 1 инстанции о взыскании штрафных санкций с предпринимателя Золоторевой Н.М. была приложена копия заявления о регистрации в территориальном органе Пенсионного фонда РФ страхователя - физического лица, производящего выплаты в пользу физических лиц. Таким образом, ответчица как работодатель должна представлять в органы Пенсионного фонда РФ по месту регистрации сведения индивидуального (персонифицированного) учета о каждом работающем у нее застрахованном лице в установленные срок.
Индивидуальный предприниматель Золотарева Н.М. отзыв на апелляционную жалобу в суд не представила.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В судебное заседание предприниматель Золотарева Н.М. не явилась, о дате и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление, имеющееся в материалах дела.
В соответствии с п. 3 ст. 156, 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствии предпринимателя Золотаревой Н.М., надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Управления, оценив имеющие в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, индивидуальный предприниматель Золотарева Наталья Михайловна в установленный п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" срок (ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом) не представила в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе города Самары (с 01.10.2012 года Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском и Советском районах городского округа Самары - л.д. 32, 34) сведения индивидуального (персонифицированного) учета о каждом работающем у нее застрахованном лице на основании данных бухгалтерского учета и других документов по учету кадров за отчетный период 2 квартал 2011 года.
Данные сведения (о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование за данный отчетный период) были представлены только 03.11.2011 года, сумма начисленных страховых взносов составляет 49 920 руб., что отражено в акте органа Пенсионного фонда РФ об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, от 07.11.2011 N 22 (л.д. 11).
15.12.2011 года на основании акта Управлением Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе города Самары было вынесено решение N 22 о привлечении индивидуального предпринимателя Золотаревой Н.М к ответственности по ч. 3 ст. 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление в установленный срок индивидуальных сведений в виде штрафа в размере 10% причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный фонд в сумме 4 992 руб. (л.д. 12).
На основании решения предпринимателю Золотаревой Н.М. Управлением было направлено требование от 27.01.2012 N 22 об уплате указанного штрафа в срок до 24.02.2012 года (л.д. 13).
Поскольку предприниматель штраф в добровольном порядке в установленный срок не уплатила, Управление обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления Управления, суд 1 инстанции исходил из того, что Золотарева Н.М. является индивидуальным предпринимателем, самостоятельно уплачивающим страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года и с 1 января 2011 года могла быть привлечена к ответственности за неисполнение предусмотренной п. 5 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" обязанности по представлению в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, (1 раз в год не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом).
Вместе с тем, по мнению суда, материалы проверки о нарушении пенсионного законодательства в нарушение положений п. 12 ч. 1 ст. 28 и ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" были рассмотрены Управлением в отсутствие предпринимателя, не извещенного надлежащим образом, поскольку в акте от 07.11.2011 года, копия которого была направлена ответчику по почте, указано, что рассмотрение материалов проверки состоится 13.12.2011 года, тогда как решение по результатам рассмотрения акта и материалов проверки вынесено 15.12.2011 года.
Между тем данные выводы суда 1 инстанции являются ошибочными.
Из материалов дела следует, что предприниматель Золотарева Н.М не является физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, а относится к категории страхователей, производящих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (л.д.16), в силу чего ее обязанности по представлению индивидуальных сведений предусмотрены не п. 5, а п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", действующим по настоящее время.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
6) сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования;
7) сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования;
8) другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии;
9) суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы;
10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.
Вместе со сведениями, предусмотренными настоящим пунктом, страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
Кроме того, согласно п. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" плательщики страховых взносов не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренным настоящим пунктом, плательщик представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, установленные в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Из материалов дела видно, что 03.11.2011 года предприниматель Золотарева Н.М. представила в Управление сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в отношении 17 работающих у нее застрахованных лиц за 2 квартал 2011 года по форме АДВ-6-2 (л.д.14,15).
Из представленных в судебном заседании суда апелляционной инстанции представителем Управления документов также следует, что у предпринимателя Золотаревой Н.М. работают 17 застрахованных лиц, из которых 5 застрахованных лиц, а именно: Цапаева Ю.В., Носовская О.В., Нижник Н.Н., Кузьмина О.А., Королева Е.А. находились в отпуске по уходу за ребенком, что подтверждается описью документов, передаваемых страхователем в ПФР (форма АДВ 6-3), списком застрахованных лиц, сведениями о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица (форма СЗВ-6-1), а на 12 застрахованных лиц: Азанову К.В., Белоногову О.В., Бородич Е.В., Брюханову И.В., Дордик Р.С., Кашаеву Д.А., Ковалева А.Г., Колчину М.В., Копыл П.А., Костина К.Н., Кулагину Л.В., Малофееву С.Е. были начислены и уплачены страховые взносы, что подтверждается реестром сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованных лиц (форма СЗВ 6-2).
В соответствии с Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды" были внесены изменения в Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в том числе и устраняющие обязанность один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным город, по предоставлению индивидуальных сведений, но только для физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы исходя из стоимости страхового года (индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов), т.е. только в отношении лиц, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, указанные требования п. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ остались неизменными, т.е. такие плательщики обязаны не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (квартал, полугодие, 9 месяцев и календарный год), представлять в территориальный орган Пенсионного фонда РРФ сведения о каждом работающем застрахованном лице.
Поскольку предприниматель Золотарева Н.М не является лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, а относится к категории плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, ее обязанности по представлению индивидуальных сведений предусмотрены не п. 5, а п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", действующим по настоящее время.
Возложенной на нее законом обязанности предприниматель Золотарева Н.М. не исполнила, индивидуальные сведения, предусмотренные п. 2 ст. 11 Закона, о каждом работающем у нее застрахованном лице за 2 квартал 2011 года в установленный срок - не позднее 15.08.2011 года в территориальный органа Пенсионного фонда РФ не представила.
Что касается выводов суда 1 инстанции о нарушении Управлением установленного ст.ст. 38 и 39 Законом N 212-ФЗ порядка оформления результатов проверки и вынесения решения в отношении предпринимателя Золотаревой Н.М. по результатам их рассмотрения, то из материалов дела видно, что в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном учете в системе обязательного пенсионного страхования N 22 от 07.11.2011 года отражено, что его рассмотрение состоится в Управлении ПФ РФ в Октябрьском районе г. Самары 13.12.2011 года в 11 час 15 мин по адресу: г. Самара, ул. Санфировой, д.95, литер 4, каб. 126.
В соответствии п. 4 ст. 38 Закона N 212-ФЗ акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов акта проверки в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов.
Акт проверки был направлен в адрес Золотаревой Н.М. заказным письмом 09.11.2011 года, что подтверждается почтовым реестром (л.д.8).
Таким образом, о времени и месте рассмотрения материалов проверки Золотарева Н.М. была извещена надлежащим образом.
На рассмотрение акта проверки Золотарева Н.М. не явилась, письменных возражений на акт проверки в порядке п. 5 ст. 38 Закона не заявила.
Согласно п. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 настоящего Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов.
В решении Управления от 15.12.2011 N 22 указано, что на рассмотрение акта от 07.11.2011 N 22 предприниматель (его представитель) не явился, в связи с чем акт проверки был рассмотрен 13.12.2011 года в его отсутствие.
Решение по результатам рассмотрения акта проверки Управлением было принято 15.12.2011 года, т.е. в пределах десятидневного срока. Предусмотренного п. 5 ст. 38 Закона.
Таким образом, из материалов дела не усматривается оснований для вывода о существенном нарушении Управлением установленного ст.ст. 38, 39 Закона N 212-ФЗ порядка оформления результатов проверки и вынесения решения по результатам его проверки, материалы проверки были рассмотрены и решение по ним правомерно было принято Управлением в отсутствие предпринимателя Золотаревой Н.М., надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
С учетом изложенного у суда 1 инстанции отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении указанного заявления Управления.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда 1 инстанции следует отменить как принятое с неправильным применением норм материального права, заявление органа Пенсионного фонда РФ удовлетворить и взыскать с индивидуального предпринимателя Золотаревой Натальи Михайловны в пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском и Советском районах города Самары штраф в размере 4 992 руб. за непредставление в установленные законом сроки индивидуальных сведений по персонифицированному учету за 2 квартал 2011 года.
В соответствии со ст. 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с индивидуального предпринимателя Золотаревой Натальи Михайловны подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина с искового заявления в сумме 2000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 09 ноября 2012 года по делу N А55-25218/2012 отменить.
Заявление Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском и Советском районах городского округа Самары удовлетворить.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Золотаревой Натальи Михайловны (ОГРНИП 304631624300045, ИНН 631603174269) в пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском и Советском районах городского округа Самара (ОГРН 1126316008345, ИНН 6316178859) штраф в размере 4 992 руб. за непредставление в установленные законом сроки индивидуальных сведений по персонифицированному учету за 2 квартал 2011 года.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Золотаревой Натальи Михайловны (ОГРНИП 304631624300045, ИНН 631603174269) в доход федерального бюджета государственную пошлину с искового заявления в сумме 2000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Апаркин |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-25218/2012
Истец: ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском и Советском районах г. о. Самары, ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе города Самары
Ответчик: ИП Золотарева Наталья Михайловна