г. Владивосток |
|
24 января 2013 г. |
Дело N А24-3745/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 21 января 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 января 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей А.В. Пятковой, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.С. Лисовской,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Камчатское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, апелляционное производство N 05АП-11409/2012 на решение от 07.11.2012 года судьи Д.Н. Довгалюка по делу N А24-3745/2012 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению Рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина (ОГРН1024101022824, ИНН 4101016808)
о признании недействительным решения Государственного учреждения - Камчатское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1024101024012, ИНН 4100001358) N 179осс д от 27.07.2012 года о привлечении к ответственности за непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов документов (копий документов)
при участии:
от Рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина - не явились,
от Государственного учреждения - Камчатское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - не явились,
УСТАНОВИЛ:
Рыболовецкий колхоз им. В.И. Ленина (далее - заявитель, плательщик) обратился в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Камчатское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Камчатское отделение ФСС России, учреждение) N 179 осс д от 27.07.2012 года в части привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 1 513 600,00 руб. за непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов).
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 07.11.2012 года заявленные плательщиком требования удовлетворены, решение N 179 осс д от 27.07.2012 года в части привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 1 513 600,00 руб. признано недействительным, как несоответствующее законодательству Российской Федерации о страховых взносах. Суд первой инстанции обязал Камчатское отделение ФСС России устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, а так же взыскал в пользу Рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина 4 000,00 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Камчатское отделение ФСС России обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 07.11.2012 года отменить, отказать в удовлетворении требований заявителя, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела.
В обоснование своих доводов заявитель апелляционной жалобы указал, что заявитель копии документов по требованию N 2 от 01.03.2012 года не предоставил, о невозможности представления указанных документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых может представить истребуемые документы, заявитель проверяющих не уведомлял, в связи с чем, выводы суда первой инстанции о неправомерности привлечения плательщика к ответственности, по мнению подателя апелляционной жалобы, являются необоснованными.
В судебном заседании представители заявителя на доводы апелляционной жалобы Камчатского отделения ФСС России возразили, по основаниям, изложенным в представленном в материалы дела письменном отзыве, решение суда первой инстанции считают законным и обоснованным, не подлежащем отмене.
Учреждение явку представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайствовало о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 3 статьи 156, статьёй 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учетом мнения представителей заявителя, рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя Камчатского отделения ФСС России по имеющимся в материалах дела документам.
Судом апелляционной инстанции из материалов дела установлено следующее.
В период с 27.02.2012 года по 27.04.2012 года на основании решения Управляющего Камчатского отделение ФСС России от 27.02.2012 года N 53 осс/д проведена выездная проверка Рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации. Результаты проверки оформлены актом N 179 осс/д от 26.06.2012 года.
В ходе проведения проверки должностным лицом Камчатского отделения ФСС России плательщику было вручено требование о предоставлении документов N 2 от 01.03.2012 года, в котором определены необходимые для проверки документы за 2010-2011 годы и установлен срок исполнения - в течение десяти дней со дня вручения.
Из акта проверки также следует, что Рыболовецкий колхоз им. В.И. Ленина предоставил должностным лицам учреждения частично первичные документы для проведения мероприятий выездного контроля. Общее количество непредоставленных по требованию N 2 документов составило, согласно акту проверки, 13 158 документов. В последующем плательщику страховых взносов вручались требования о предоставлении документов N 3 от 27.03.2012 года (исполнено не в полном объеме), требование N 4 от 28.03.2012 года (исполнено в полном объеме), требование N 5 от 03.04.2012 года (исполнено в полном объеме) и требование N 6 от 25.04.2012 года (исполнено в полном объеме).
По результатам рассмотрения материалов выездной проверки 27.07.2012 года управляющим Камчатского отделения ФСС России принято решение N 179 осс д о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Данным решением заявитель привлечен к ответственности, установленной статьей 48 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), за непредставление 7 568 документов по требованию N 2 от 01.03.2012 года в виде штрафа в сумме 1 513 600,00 руб.
Не согласившись с вынесенным решением в части привлечения к ответственности в виде штрафа в сумме 1 513 600,00 руб., Рыболовецкий колхоз им. В.И. Ленина обратился в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 АПК РФ с заявлением о признании указанного решения недействительным.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 271 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции от 07.11.2012 года нет.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В Определениях Конституционного Суда Российской Федерации N 449-О от 20.11.2003 года и N 418-О от 04.12.2003 года также указано, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд, а арбитражный суд обязан рассмотреть исковые требования о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - незаконными, если заявители полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления этой деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя.
Из части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительным решения необходимо установить его несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, нарушение этим решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту в соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ возлагается на государственный орган, должностное лицо.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 212-ФЗ Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 33 Закона N 212-ФЗ в целях контроля за соблюдением плательщиком страховых взносов законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды органы контроля за уплатой страховых взносов проводятся камеральные и выездные проверки плательщиков страховых взносов.
Частью 1 статьи 35 Закона N 212-ФЗ установлено, что выездная проверка плательщика страховых взносов проводится на территории (в помещении) плательщика страховых взносов на основании решения руководителя (заместителя руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов. В случае, если у плательщика страховых взносов отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной проверки, выездная проверка может проводиться по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов.
На основании части 21 статьи 35 Закона N 212-ФЗ плательщик страховых взносов обязан обеспечить возможность должностных лиц органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящих выездную проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой страховых взносов.
В силу части 22 статьи 35 Закона N 212-ФЗ при проведении выездной проверки у плательщика страховых взносов могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном статьёй 37 указанного Закона. Ознакомление должностных лиц органов контроля за уплатой страховых взносов с подлинниками документов допускается только на территории (в помещении) плательщика страховых взносов, за исключением случаев проведения выездной проверки по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов.
Частью 1 статьи 37 Закона N 212-ФЗ установлено, что должностное лицо органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.
В соответствии с частью 2 статьи 37 Закона N 212-ФЗ истребуемые документы могут быть представлены в орган контроля за уплатой страховых взносов лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. При этом частью 2.1. названной статьи предусмотрено, что представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий.
Статей 37 Закона N 212-ФЗ установлено, что в случае необходимости орган контроля за уплатой страховых взносов вправе ознакомиться с подлинниками документов; документы, которые были истребованы в ходе проверки, представляются в течение десяти дней со дня вручения соответствующего требования.
Согласно части 7 статьи 37 Закона N 212-ФЗ отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьёй 48 данного Закона.
Статьей 48 Закона N 212-ФЗ установлена ответственность плательщика страховых взносов за отказ или непредставление в установленный срок в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, в виде штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.
В силу части 9 статьи 39 Закона N 212-ФЗ в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей указанного Закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
В соответствии с частью 5 статьи 29 Закона N 212-ФЗ формы предусмотренных данным Законом документов, которые используются органами контроля за уплатой страховых взносов при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством Российской Федерации о страховых взносах, а также порядок их заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.12.2009 года N 957н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов" утверждена форма требования о предоставлении документов (форма N 14). Из содержания указанной формы следует, что при отражении в требовании истребуемых документов подлежат указанию наименование, реквизиты, иные индивидуализирующие признаки документов, период, к которому они относятся.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, одновременно с решением о проведении выездной проверки N 53 осс/д от 27.02.2012 года плательщику был вручен перечень необходимых документов для проведения документальной выездной проверки.
28.02.2012 года руководителем Рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина издано распоряжение N 390/1, которым проверяющим выделено отдельное помещение (кабинет N 39 цокольного этажа), а также назначено лицо, ответственное за взаимодействие с должностными лицами Камчатского отделения ФСС России, в том числе за представление проверяющим по описи (актам приема-передачи) под роспись документов в рамках проведения выездной проверки.
28.02.2012 года, 29.02.2012 года и 13.03.2012 года плательщик предоставлял должностным лицам Камчатского отделения ФСС России первичные документы, в том числе: лицевые счета работников за 2010 год (41 папка), табеля учета рабочего времени за 2010 год (14 папок), пособия за счет средств ФСС за 2010 год (1 папка), больничные листы с расчетом и реестрами помесячно за 2010 год (6 папок), больничные листы с расчетом и реестрами помесячно за 2011 год (6 папок), документы на полученные пособия по уходу за ребенком до полутора лет на каждого получателя, документы на выплату отпуска для санаторно-курортного лечения, связанную с несчастным случаем на производстве за 2010 год (1 папка), приказы (4 папки), трудовые договоры, трудовые соглашения (1 папка), лицевые счета работников за 2009 год (45 папок), карточка счета 69.1 (1 папка), документы, подтверждающие расходы за счет финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников за 2010 и 2011 годы (2 папки), кассовые документы за 2010 год (13 папок), кассовые документы за 2011 год (8 папок), банковские документы за 2010 год (43 папки), банковские документы за 2011 год (43 папки), расчеты с подотчетными лицами за 2010 год (12 папок), расчеты с подотчетными лицами за 2011 год (18 папок), устав, изменения в устав, штатное расписание, положение об оплате труда, коллективный договор, приказ об утверждении учетной политики, главная книга за 2010 и 2011 годы, анализ счета 70 за 2010-2011 годы, анализ счета 69 за 2010-2011 годы, бухгалтерская отчетность, расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование за проверяемый период, карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений на сотрудников (1 папка).
01.03.2012 года плательщику вручено требование о предоставлении документов N 2 от 01.03.2012 года. При этом данное требование содержит указание на то, что истребованные документы предоставляются в виде заверенных проверяемым лицом копий.
Перечисленные в требовании N 2 от 01.03.2012 года документы были указаны должностным лицом Камчатского отделения ФСС России неопределенно (без указания индивидуализирующих признаков, реквизитов, дат составления документов), в виде перечисления крайне широких и многочисленных категорий документов (бухгалтерская отчетность, журналы учета хозяйственных операций, банковские документы, кассовые документы и т.д.). Количество истребуемых документов из названного требования установить невозможно.
При этом судом первой инстанции установлено, что требование N 2 от 01.03.2012 года было подготовлено проверяющими после предоставления плательщиком первичных документов, в связи с чем, должностные лица Камчатского отделения ФСС России имели возможность надлежащим образом конкретизировать истребуемые копии документов, указать их индивидуализирующие признаки, указать точное количество истребуемых документов.
Кроме того, из требования N 2 от 01.03.2012 года следует, что у плательщика были запрошены копии документов, не относящихся к проверяемому периоду, а именно табели учета рабочего времени за 2008 и 2009 годы, лицевые карточки сотрудников за 2008 и 2009 годы.
С учетом изложенного коллегия считает обоснованными выводы суда первой инстанции, что плательщик обеспечил должностным лицам Камчатского отделения ФСС России возможность ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой страховых взносов за проверяемый период.
При этом суд первой инстанции правомерно учел такие обстоятельства, как истребование копий широкого круга документов без указания их реквизитов и иных индивидуализирующих признаков, значительный объем истребуемых копий документов в отношении большого количества работающих лиц, и на основании положений статьи 40, пункта 4 части 1 статьи 43 Закона N 212-ФЗ, верно указал на отсутствие вины плательщика в совершении вмененного правонарушения и об отсутствии оснований для привлечения к ответственности.
Так же судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 17.07.2012 года в адрес учреждения поступили возражения плательщика по акту проверки N 179 осс д 26.06.2012 года.
При этом оспариваемое решение не содержит указания на обстоятельства совершенного правонарушения, не содержит доводов, приведенных плательщиком в своих возражениях по акту проверки, и результатов проверки данных доводов.
Кроме того, как указал суд первой инстанции, ни из акта проверки, ни из оспариваемого решения невозможно проверить правильность исчисления штрафа в сумме 1 513 600,00 руб.
При изложенных обстоятельствах, Арбитражный суд Камчатского края законно и обоснованно пришел к выводу, что решение N 179 осс д Камчатского отделения ФСС России принято с нарушением положений Закона N 212-ФЗ, в связи с чем нарушает права и законные интересы Раболловецкого колхоза им. В.И. Ленина и признал указанное решение недействительным.
Коллегия считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьёй 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Доводы апелляционной жалобы Камчатского отделения ФСС России основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для удовлетворения не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 07.11.2012 года по делу N А24-3745/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
А.В. Пяткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-3745/2012
Истец: Рыболовецкий колхоз им. В. И. Ленина
Ответчик: ГУ - Камчатское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации