г. Санкт-Петербург |
|
23 января 2013 г. |
Дело N А56-22370/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей И.Б. Лопато, И.Г.Савицкой
при ведении протокола судебного заседания: Е.С.Федосеевой
при участии:
от истца (заявителя): предст. Шиферсон М.М. - доверенность от 16.05.2012
от заинтересованных лиц: 1) предст. Александрова Т.Ф. - доверенность N 04 от 18.01.2013;
2) предст. Михайлова В.В. - доверенность N 1/5-7162 от 20.12.2012
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22031/2012) Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.08.2012 по делу N А56-22370/2012 (судья Соколова Н.Г.), принятое
по иску (заявлению) ООО "Шишкин лес-торг СПб"
к 1) Комитету по труду и занятости населения Санкт-Петербурга,
2) Управлению Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
об оспаривании решений государственных органов
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Шишкин лес-торг СПб" (ОГРН 1057813059501; место нахождения: Санкт-Петербург, ул. Заусадебная, д. 31) (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга (далее - Комитет) от 06.03.2012 N 3-19-325 о выдаче заключения о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников и решения Управления Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Управление, УФМС) от 11.03.2012 N 49 об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а также об обязании Комитета выдать заключение о целесообразности привлечения и использования иностранных работников и направить его в Управление и обязании Управление выдать Обществу разрешение на привлечение иностранных работников в соответствии с заявлением от 29.02.2012.
Решением от 29.08.2012 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе Комитет просит решение суда от 29.08.2012 отменить и в удовлетворении требований ООО "Шишкин лес-торг СПб" отказать. По мнению подателя жалобы, судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно истолкованы пункты 68 и 72 Административного регламента, которым действия Комитета строго определены. По мнению Комитета по труду, помимо заявки о потребности в рабочей силе для замещения вакантных должностей и создаваемых рабочих мест иностранными работниками, которая является основанием для формирования квот на следующий год, Общество должно в соответствии со статьей 25 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" подать сведения о вакансии на должность генерального директора и обратиться за предоставлением государственной услуги в подборе необходимых работников на указанную вакансию, а, следовательно, вывод суда о том, что в законодательстве Российской Федерации отсутствуют положения, предусматривающие, что получение работодателем государственной услуги по содействию в подборе необходимых работников является обязательным условием для включения сведений о потребности работодателя в работниках для замещений свободных рабочих мест (вакантных должностей) в Регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения, основаны на неправильном толковании норм материального права.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе и представленном в судебное заседание дополнении, в котором указал также на ошибочность выводов суда о том, что подача заявки о потребности в рабочей силе для замещения вакантных должностей и создаваемых рабочих мест иностранными работниками является достаточным основанием для включения Общества в Регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения.
Представитель Общества доводы жалобы отклонил по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель УФМС в судебном заседании своей позиции в отношении доводов апелляционной жалобы не выразил, письменный отзыв на апелляционную жалобу Управлением не представлен.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Общество 29.02.2012 обратилось в Управление Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области с заявлением о предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников (количество работников - 1, гражданин Польши, должность - генеральный директор) на срок с 18.05.2012 по 17.05.2013.
Управление направило запрос в Комитет о выдаче заключения о привлечении и об использовании иностранных работников Обществом. В ответ на данный запрос Комитетом выдано заключение от 06.03.2012 N 3-19-325 о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников по должности "Генеральный директор предприятия" в связи с отсутствием в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения сведений о потребности работодателя (Общества) в работниках для замещения свободных рабочих мест (вакантных должностей), по которым работодателем подано заявление о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
На основании указанного заключения Комитета Управление, руководствуясь пунктом 29.1 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденного Приказом ФМС РФ N 1, Минздравсоцразвития РФ N 4, Минтранса РФ N 1, Госкомрыболовства РФ N 2 от 11.01.2008 (далее - Административный регламент), приняло решение от 11.03.2012 N 49 об отказе Обществу в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
Не согласившись с законностью решений Комитета и Управления, Общество оспорило их в судебном порядке.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о незаконности решения Комитета от 06.03.2012 N 3-19-325 и вынесенного на его основании решения УФМС от 11.03.2012 N 49.
Апелляционная коллегия, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и выслушав мнение сторон, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Комитета в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
Основанием для начала предоставления получателям государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников является обращение работодателя, заказчика работ (услуг) в Федеральную миграционную службу (ФМС России) или ее территориальный орган с заявлением о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников и документами, предусмотренными Административным регламентом (пункт 51 Административного регламента).
При предоставлении государственной услуги сотрудник ФМС России или ее территориального органа, ответственный за прием документов, не позднее дня, следующего за днем приема документов, оформляет и направляет в орган государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации, на территории которого (которых) предполагается использование иностранных работников, запрос о выдаче заключения о привлечении и об использовании иностранных работников, оформленный в соответствии с приложением N 3 к Административному регламенту (пункт 54 Административного регламента).
В соответствии с пунктом 57 Административного регламента в случае получения от органа государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации заключения о привлечении и об использовании иностранных работников, содержащего решение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников, сотрудник ФМС России или ее территориального органа в течение 3 рабочих дней оформляет и направляет работодателю, заказчику работ (услуг) отказ в выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
Заключение о привлечении и об использовании иностранных работников, содержащее решение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников по соответствующим профессиям, специальностям, должностям, выдается органами государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации с учетом Методики оценки эффективности использования иностранной рабочей силы, в том числе, в случае отсутствия в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения сведений о потребности работодателя, заказчика работ (услуг) в работниках для замещения свободных рабочих мест (вакантных должностей), по которым работодателем подано заявление о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников (пункты 60 и 60.1 Административного регламента).
Следовательно, правильным является вывод суда первой инстанции о том, что отсутствие в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения сведений о потребности работодателя в работниках для замещения свободных рабочих мест (вакантных должностей) является самостоятельным основанием для выдачи заключение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников по соответствующим профессиям, специальностям, должностям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7.1-1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относятся, в том числе, оказание в соответствии с законодательством о занятости населения государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.
Согласно статьей 16 названного Закона для объективной оценки состояния рынка труда и положения в области занятости населения в Российской Федерации устанавливается государственная статистическая отчетность.
В частности, статьей 16.1 Закона о занятости населения установлено, что в целях обеспечения оказания соответствующих услуг и эффективного расходования средств, направляемых на исполнение полномочий в области содействия занятости населения и переданного полномочия по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, осуществляется формирование и ведение регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения. Формирование и ведение регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 N 783 утверждены Правила о порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации (далее - Правила N 783).
В соответствии с пунктом 7 Правил N 783 работодатели ежегодно, до 1 мая, представляют в уполномоченные органы субъектов Российской Федерации заявку о потребности в рабочей силе для замещения в предстоящем году вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками (далее - заявка работодателей). Заявки работодателей представляются в уполномоченные органы субъектов Российской Федерации, на территории которых предусматривается осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности (пункт 8 Правил N 783). Согласование потребности в привлечении иностранных работников и предложений по объемам квот осуществляется в субъектах Российской Федерации межведомственными комиссиями по вопросам привлечения и использования иностранных работников (далее - межведомственные комиссии) (пункт 15 Правил N 783).
Уполномоченные органы субъектов Российской Федерации ежегодно, до 25 июня, направляют на рассмотрение межведомственных комиссий в числе прочего сведения о потребности работодателей в рабочей силе для замещения в предстоящем году вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками; заключения по результатам рассмотрения заявок работодателей территориальными органами Федеральной миграционной службы (пункт 16 Правил N 783). Межведомственные комиссии ежегодно, до 10 июля, рассматривают представленные уполномоченными органами субъектов Российской Федерации материалы и принимают решение о целесообразности предусматриваемых работодателями объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранных работников (пункт 17 Правил N 783). Уполномоченные органы субъектов Российской Федерации на основании решений межведомственных комиссий формируют предложения субъектов Российской Федерации с обоснованиями о потребности в привлечении иностранных работников, в том числе о приоритетных профессиях и специальностях привлекаемых иностранных работников (пункт 21 Правил N 783).
Аналогичные правила закреплены в пунктах 68 и 72 Административного регламента.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в законодательстве Российской Федерации отсутствуют положения, предусматривающие, что получение работодателем государственной услуги по содействию в подборе необходимых работников является обязательным условием для включения сведений о потребности работодателя в работниках для замещения свободных рабочих мест (вакантных должностей) в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения.
Аналогичный вывод сделан судами трех инстанций при рассмотрении дела N А56-28470/2011. Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N ВАС-8419/12 от 12.07.2012 отказано в принесении протеста по данному делу и передаче дела на рассмотрения в Президиум ВАС РФ. Обстоятельства дела N А56-28470/2011 (предмет спора, обстоятельства, стороны) идентичны обстоятельствам настоящего дела.
Более того, как указывает Общество в отзыве на апелляционную жалобу и не опровергнуто сторонами, на момент обращения за государственной услугой по выдаче заключения о привлечении и использовании иностранных работников (29.02.2012) в Обществе отсутствовала вакансия генерального директора (срок действия трудового договора с генеральным директором истекал 17.05.2012), в связи с чем у Общества не было оснований для обращения за государственной услугой по содействию в подборе необходимых работников и предоставления в органы занятости сведений о потребности работодателя в работниках для замещения свободных рабочих мест (вакантных должностей), также учитывая, что Общество имело намерение продлить срок действия трудового договора с лицом, уже несколько лет осуществляющим полномочия генерального директора ООО "Шишкин лес-торг СПб".
Из материалов дела следует, что Обществом 21.04.2011 подана заявка о потребности в рабочей силе для замещения в 2012 году вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками на позицию "генеральный директор предприятия" (вх. N 1831). Как пояснил представитель Общества и не опровергнуто сторонами, аналогичные заявки подавались в 2010 и 2011 годах (соответственно на замещение должности генерального директора Общества в 2011 и 2011 годах).
Заявка рассмотрена и Обществу направлено уведомление (л.д. 16) о принятии решения Межведомственной комиссией по вопросам привлечения и использования иностранных работников в Санкт-Петербурге (Протокол N 1 от 11.07.2011) о признании заявки Общества на привлечение иностранных работников в 2012 году целесообразной. Заявка Общества включена в предложения Санкт-Петербурга о потребности в иностранных работниках в 2012 году по спорной должности.
По мнению апелляционной коллегии, судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Вопреки доводам жалобы (с учетом представленных дополнений) в решении суда первой инстанции отсутствует прямой вывод о том, что подача заявки о потребности в рабочей силе для замещения вакантных должностей и создаваемых рабочих мест иностранными работниками является достаточным основанием для включения Общества в Регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения, не следует такой вывод и из содержания обжалуемого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные Обществом требования, сделав правильный вывод о незаконности решения Комитета от 06.03.2012 N 3-19-325 и вынесенного на его основании решения Управления от 11.03.2012 N 49. Оснований для отмены решения суда от 29.08.2012 и удовлетворения апелляционной жалобы Комитета не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29 августа 2012 года по делу N А56-22370/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-22370/2012
Истец: ООО "Шишкин лес - торг СПб"
Ответчик: Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, Управление Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
15.07.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-11399/13
23.01.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-22031/12
19.10.2012 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-20710/12
03.10.2012 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-19331/12
29.08.2012 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-22370/12