г. Вологда |
|
22 января 2013 г. |
N А66-4823/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 января 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Носач Е.В. и Романовой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Войсковой части 11337 на решение Арбитражного суда Тверской области от 23 октября 2012 года по делу N А66-4823/2012 (судья Кольцова Т.В.),
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Войсковой части 11337 (ОГРН 1036912000971; далее - Войсковая часть) о взыскании 92 800 руб. штрафа за задержку вагонов на основании статей 99 и 100 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ).
Решением суда от 23.10.2012 исковые требования удовлетворены.
Войсковая часть с судебным актом не согласилась, в апелляционной жалобе просила решение суда первой инстанции отменить, в иске отказать.
Доводы подателя жалобы сводятся к тому, что общее время оборота вагонов (108 часов) согласно накопительной ведомости N 1122 не превышает технологической нормы для данной партии вагонов. В соответствии с приказом Министерства путей сообщения России от 10.11.2003 N 70 пункт о расчете технологических норм прописан в договоре между истцом и ответчиком. Технологическое время рассчитывается путем сложения времени, необходимого на выполнение всех операций, связанных со сливом мазутного топлива. Данный флотский мазут Ф-5, согласно товаротранспортным накладным, является группой вязкого и застывающего груза.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. От Общества поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как установил суд первой инстанции, между истцом и ответчиком заключен договор от 01.11.2008 N 116/Б на подачу и уборку вагонов.
По условиям договора ответчик уплачивает Обществу сбор за подачу и уборку вагонов, плату за пользование вагонами, контейнерами, сбор за маневровую работу, а также другие сборы и платы согласно прейскуранту и тарифным руководствам.
Стороны 30.10.2011 и 01.11.2011 подписали памятки приемосдатчика N 480, 490, 494, 496, согласно которым на путь необщего пользования ответчика поданы вагоны. На основании данных памяток составлена ведомость подачи и уборки вагонов от 30.10.2011 N 112204.
В результате проведенной в январе 2012 года на станции Андреаполь провизорной проверки, установлено, что по ведомости подачи и уборки вагонов N 112204 по Войсковой части произведен недобор в тарифе по оплате за пользование вагонами.
Общество составило накопительную ведомость от 03.02.2012 N 030201 о задержке вагонов по ведомости подачи и уборки вагонов N 112204.
Истец на основании статей 99 и 100 УЖТ РФ начислил ответчику штраф за задержку семи вагонов в размере 92 800 руб.
Неуплата ответчиком данного штрафа явилась основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, признал их обоснованными по праву и по размеру и удовлетворил иск.
Апелляционная коллегия считает принятое решение законным и отмене не подлежит.
В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно статье 791 ГК РФ перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. Отправитель груза вправе отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза.
Пункт 3 статьи 791 ГК РФ предусматривает, что погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии со статьей 39 УЖТ РФ за время нахождения вагонов, контейнеров у грузоотправителей, грузополучателей, обслуживающих своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Порядок оформления задержки вагонов устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В силу статьи 62 УЖТ РФ за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в порядке статьи 99 названного Устава.
Согласно статье 99 УЖТ РФ, в качестве формы ответственности за задержку вагонов вследствие указанных выше обстоятельств установлена уплата грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования штрафов в десятикратном размере от установленных штрафов в статьях 100 и 101 УЖТ РФ, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами.
Статьей 100 УЖТ РФ предусмотрен штраф в размере 0,2 минимального размера оплаты труда, который взыскивается перевозчиком за каждый час простоя каждого отдельного вагона. При этом задержка вагонов менее чем на 15 минут в расчет не принимается, задержка вагонов от 15 минут до одного часа принимается за полный час.
В соответствии с пунктом 7 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 43, расчет указанных штрафов производится по ведомостям подачи и уборки вагонов, ведомостям учета времени нахождения контейнеров у грузоотправителей и грузополучателей на местах необщего пользования, составленным на основании памяток приемосдатчика, и ведомостям учета времени нахождения контейнеров у грузополучателей и грузоотправителей при передаче их на местах общего пользования, составленных на основании приемосдаточных актов с указанием времени начала и окончания грузовых операций с вагонами, контейнерами и размера штрафов.
Время нахождения вагонов под погрузкой, выгрузкой при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом, принадлежащим перевозчику, исчисляется с момента фактической подачи вагонов к месту погрузки или выгрузки грузов на основании памятки приемосдатчика до момента получения перевозчиком от владельцев, пользователей или контрагентов железнодорожного пути необщего пользования уведомления о готовности вагонов к уборке на основании книги регистра.
В соответствии со статьей 100 УЖТ РФ ответственность за задержку вагонов наступает в случае задержки вагонов сверх сроков, установленных договором на подачу и уборку вагонов или договором на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути необщего пользования, либо по истечении обусловленного времени с момента подачи вагонов локомотивом перевозчика.
Поскольку факт задержки ответчиком вагонов под грузовой операцией судом первой инстанции установлен, подтверждается материалами дела, правовых оснований для отказа в удовлетворении иска не имеется.
Заявленный истцом размер штрафа судом проверен, признан правильным.
Фактически все доводы подателя жалобы были предметом подробного исследования в суде первой инстанции, им дана мотивированная оценка, с которой апелляционная инстанция согласна.
Как правильно указал суд со ссылкой на приказ Министерства путей сообщения России от 29.09.2003 N 67 " Об утверждении порядка разработки и определения технологических сроков оборота вагонов и технологических норм погрузки и выгрузки грузов из вагонов", технологические сроки оборота вагонов и технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов устанавливаются в договорах на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования и договорах на подачу и уборку вагонов.
Технологические сроки оборота вагонов и технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов используются перевозчиком, владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, грузоотправителями, грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожного пути необщего пользования. Указанные сроки рассчитываются и устанавливаются перевозчиком по согласованию с владельцем или пользователем железнодорожного пути необщего пользования, обслуживающим грузоотправителей, грузополучателей своим локомотивом.
Технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов устанавливаются в соответствии с Методикой по разработке и определению технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов (далее - Методика), утверждаемой в установленном порядке.
Приказом Министерства путем сообщения Российской Федерации от 10.11.2003 N 70 "О методике по разработке и определению технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузке грузов из вагонов" мазут Ф-5 отнесен к 1 группе вязких и застывающих грузов.
Согласно пункту 2.3 названной Методики, в случае затруднения слива вязких и застывающих грузов и необходимости их разогрева в холодный период года технологические нормы устанавливаются с учетом дополнительного технологического времени на разогрев и слив таких грузов.
Объективных доказательств, свидетельствующих о том, что мазут Ф-5 отнесен к 3 группе и в отношении него установлено 12-20 часов для слива из одной цистерны, ответчик в порядке статьи 65 АПК РФ в суд не представил, в материалах дела такие доказательства отсутствуют.
Правовых оснований для освобождения ответчика от уплаты заявленного истцом штрафа при установлении факта задержки вагонов под грузовой операцией у суда не имелось. Исковые требования Общества удовлетворены обоснованно.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 23 октября 2012 года по делу N А66-4823/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Войсковой части 11337 - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Я. Зайцева |
Судьи |
Е.В. Носач |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-4823/2012
Истец: ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Октябрьская железная дорога"
Ответчик: Войсковая часть N 11337