г. Киров |
|
25 января 2013 г. |
Дело N А28-7229/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Караваевой А.В., Кононова П.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шестаковой М.О.,
при участии в судебном заседании:
представителя ответчика - Кузнецовой А.М., действующей на основании доверенности от 11.01.2013,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области на решение Арбитражного суда Кировской области от 18.10.2012 по делу N А28-7229/2012, принятое судом в составе судьи Едоминой С.А.
по заявлению департамента государственных закупок Кировской области (ОГРН 1084345000794, Кировская область, г. Киров)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (ОГРН 1034316517652, Кировская область, г. Киров),
третье лицо: департамент здравоохранения Кировской области (ОГРН 103431650178, Кировская область, г. Киров), общество с ограниченной ответственностью "МедСервисКомплект",
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
департамент государственных закупок Кировской области (далее - заявитель, Департамент государственных закупок) обратился в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (далее - ответчик, антимонопольный орган, Управление) о признании незаконным решения от 20.07.2012 N 121-03/12-з и признании недействительным предписания от 20.07.2012.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечены департамент здравоохранения Кировской области (далее - третье лицо, Департамент здравоохранения), общество с ограниченной ответственностью "МедСервисКомплект" (далее - третье лицо, ООО "МедСервисКомплект")
Решением Арбитражного суда Кировской области от 18.10.2012 заявленные требования удовлетворены.
Управление с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе ответчик указывает, что заявитель представил на рассмотрение комиссии инструкцию на комплект 3; проект инструкции на поставляемый товар представлен заявителем в Арбитражный суд Кировской области; в материалах дела имеется инструкция по применению набора реагентов и письмо производителя товара, в котором указано, что объем анализируемого образца снижен до 70 мкл.
Департамент государственных закупок, и Департамент здравоохранения в отзывах на апелляционную жалобу приведенные в ней доводы опровергают, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, ходатайствуют о рассмотрении дела без участия своих представителей.
ООО "МедСервисКомплект" отзыв на апелляционную жалобу не представило, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей заявителя и третьих лиц.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 22.10.2011 Департаментом государственных закупок утверждена документация об открытом аукционе (том 1, л.д. 19-42) в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку диагностических средств для выявления и мониторинга лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека для государственных нужд Кировской области (Лот N 3 Тест-системы для иммуноферментного анализа для выявления и подтверждения наличия ВИЧ-инфекции). В пункте 6 информационной карты документации об аукционе (том 1, л.д. 30-31) указано, что характеристика, описание и количество поставляемого товара содержатся в технической части документации. Из пункта 15 информационной карты аукциона следует, что первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие сведения: а) согласие участника размещения заказа на поставку товара в случае, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, указание на товарный знак которого содержится в документации об аукционе, или указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для поставки товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об аукционе, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об аукционе, при условии содержания в документации об аукционе указания на товарный знак, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в аукционе на товарный знак; б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации об аукционе указания на товарный знак. Техническая часть (аукционное задание) (том 1, л.д. 33-37) содержит наименование и характеристики товара (описание требований и наличие функции или величины параметров).
28.06.2012 опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку диагностических средств для выявления и мониторинга лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека для государственных нужд Кировской области (лот N 3 Тест-системы для иммуноферментного анализа для выявления и подтверждения наличия ВИЧ-инфекции) на электронной торговой площадке закрытого акционерного общества "Сбербанк-АСТ" (www.sberbank-ast.ru) и на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов. Из указанного извещения следует, что заказчиком является департамент здравоохранения Кировской области; дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме - 06.07.2012 в 9 часов 00 минут; дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок - 11.07.2012; дата проведения открытого аукциона в электронной форме - 16.07.2012.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 11.07.2012 N 0140200000812001832-1 (том 1, л.д. 46-47) до окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме поступили три заявки; одна (ООО "МедСервисКомплект") из трех поданных заявок, была отклонена аукционной комиссией на основании пункта 1 части 4 статьи 41.9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон о размещении заказов) по причине недостоверной информации о предлагаемом товаре по позициям 1.4 и 1.13 технической части документации об открытом аукционе в электронной форме.
Не согласившись с решением аукционной комиссии об отказе в допуске к участию в аукционе, ООО "МедСервисКомплект" направило в Управление жалобу (том 2, л.д. 7).
17.07.2012 антимонопольный орган направил в адрес ООО "МедСервисКомплект", Департамента государственных закупок, Департамента здравоохранения уведомление о рассмотрении жалобы (том 2, л.д. 3). В данном уведомлении на основании части 4 статьи 60 Федерального закона о размещении заказов Департаменту здравоохранения предписано приостановить заключение государственного контракта.
20.07.2012 Управление приняло решение N 121/03-12-з, которым признало обоснованной жалобу ООО "МедСервисКомплект" на действия Департамента государственных закупок (пункт 1) (том 1, л.д. 48-52).
20.07.2012 Управление выдало предписание (том 1, л.д. 53-54), которым возложило на Департамент государственных закупок обязанность в срок до 01.08.2012 отменить протоколы открытого аукциона в электронной форме по лоту N 3 на поставку тест-систем для иммуноферментного анализа для выявления и подтверждения наличия ВИЧ-инфекции, допустить к участию в аукционе ООО "МедСервисКомплект".
Не согласившись с решением и предписанием Управления от 20.07.2012, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, установив, что обжалуемые решение и предписание противоречат законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя, удовлетворил заявленные требования.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Из пункта 1 статьи 1 Федерального закона о размещении заказов следует, что настоящий Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также - организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона о размещении заказов под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее также - федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее также - нужды субъектов Российской Федерации). Под нуждами федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации понимаются обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона о размещении заказов государственными заказчиками, муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения. Государственные, муниципальные заказчики и иные заказчики далее именуются заказчиками. Государственные, муниципальные нужды, а также нужды бюджетных учреждений далее именуются нуждами заказчиков.
Согласно статье 5 Федерального закона о размещении заказов под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков (далее также - контракты), а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона о размещении заказов размещение заказа может осуществляться: 1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; 2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на биржах).
Согласно частям 1, 2 статьи 34 Федерального закона о размещении заказов документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом (часть 1). Документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика (часть 2).
В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Федерального закона о размещении заказов целях настоящего Федерального закона под открытым аукционом в электронной форме на право заключить контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, установленном главой 31 Федерального закон о размещении заказов.
Согласно части 1, пункту 1 части 3 статьи 41.6 Федерального закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона (пункт 1). Документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать сведения, в том числе требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению (пункту 1 части 3).
В соответствии с частями 1, 3, пункту 1 части 4 статьи 41.8 Федерального закона о размещении заказов для участия в открытом аукционе в электронной форме участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, подает заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме (часть 1). Заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме состоит из двух частей (часть 3). Первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме при размещении заказа на поставку товара должна содержать сведения: а) согласие участника размещения заказа на поставку товара в случае, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе в электронной форме, или указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для поставки товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак; б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак.
Согласно частям 1, 3, 4 статьи 41.9 Федерального закона о размещении заказов аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащие предусмотренные частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона сведения, на соответствие требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, оказание которых размещается заказ (часть 1). На основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащих сведения, предусмотренные частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе, участником открытого аукциона или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в открытом аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей (часть 3). Участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае: 1) непредоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверных сведений; 2) несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме (часть 4).
Из пункта 4.6 СП 3.1.5.2826-10 "Профилактика ВИЧ-инфекции", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 11.01.2011 N 1, следует, что лабораторная диагностика ВИЧ-инфекции может осуществляться только при использовании сертифицированных стандартизованных диагностических тест-систем (наборов), разрешенных к использованию на территории Российской Федерации в установленном порядке.
В соответствии с пунктами 1.2, 1.3, 2.1.1 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по регистрации изделий медицинского назначения, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 30.10.2006 N 735, регистрация изделий медицинского назначения представляет собой государственную контрольно-надзорную функцию, исполняемую Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития с целью допуска изделий медицинского назначения к производству, импорту, продаже и применению на территории Российской Федерации (пункт 1.2). В пункте 1.3 Регламента определено, что регистрации подлежат все изделия медицинского назначения, предполагаемые к медицинскому применению на территории Российской Федерации и включающие в себя приборы, аппараты, инструменты, устройства, комплекты, комплексы, системы с программными средствами, оборудование, приспособления, перевязочные и шовные средства, стоматологические материалы, наборы реагентов, контрольные материалы и стандартные образцы, калибраторы, расходные материалы для анализаторов, изделия из полимерных, резиновых и иных материалов, программное обеспечение, которые применяют в медицинских целях по отдельности или в сочетании между собой и которые предназначены в том числе для профилактики, диагностики (in vitro), лечения заболеваний, реабилитации, проведения медицинских процедур, исследований медицинского характера (пункт 1.3). Документом, подтверждающим факт регистрации изделия медицинского назначения, является регистрационное удостоверение. Регистрационное удостоверение действительно при условии сохранения в неизменности всех изложенных в нем сведений об изделии медицинского назначения и о лице, на имя которого изделие медицинского назначения зарегистрировано. Срок действия регистрационного удостоверения не ограничен (пункт 2.1.1).
Материалами дела подтверждено, что, в технической части (аукционное задание) (лот N 3 - Тест системы для иммуноферментного анализа для выявления и подтверждения наличия ВИЧ-инфекции) указано, что объем исследуемого образца должен быть не более 70 мкл (пункт 1.4), должно быть обеспечено наличие целлофанового пакета для стрипов с влагопоглатителем, закрывающегося пластиковой застежкой (пункт 1.13); количество определений должно быть не менее 192, включая контрольные (пункт 1.1).
Из материалов дела следует, что по лоту N 3 ООО "МедСервисКомплект" предложило к поставке наборы с торговым наименованием "ВИЧ-1,2-АГ/АТ". При этом из регистрационного удостоверения N ФСР 2007/01180 (том 1, л.д. 134а), выданного 26.11.2007 Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, следует, что изделие медицинского назначения - набор реагентов "ВИЧ-1,2-АГ/АТ" (комплект 1, комплект 2, комплект 3 для автоматического анализатора), тест-система иммуноферментная для одновременного выявления антител к вирусу иммунодефицита человека первого и второго типов (ВИЧ-1 и ВИЧ-2) и антигена р24 ВИЧ-1, набор диагностический по ТУ 9398-034-26329720-2007, производства ЗАО "Медико-биологический Союз", разрешено к производству, продаже и применению на территории Российской Федерации.
Согласно ТУ 9398-034-26329720-2007 (том 1, л.д. 114-134) количество определений равное 192 (соответствующее техническому заданию) соответствует комплекту 2 набора реагентов "ВИЧ-1,2-АГ/АТ"
В письме от 06.07.2012 КОГБУЗ "Кировский областной СПИД-центр" в целях рассмотрения аукционной заявки ООО "МедСервисКомплект" просило ЗАО "Медико-биологический Союз" представить инструкции на продукцию - тест система ИФА "ВИЧ-1, 2-АГ/АТ" комплект N 2 на 192 определения (том 2, л.д. 8)
Принимая решение об отказе в допуске ООО "МедСервисКомплект" к участию в открытом аукционе в электронной форме аукционная комиссия руководствовалась тем, что Общество представило заявку, содержащую недостоверную информацию о предлагаемом товаре (лот N 3) по позициям 1.4 (объем исследуемого образца - 70 мкл) и 1.13 (наличие целлофанового пакета для стрипов с влагопоглатителем, закрывающегося пластиковой застежкой), что выразилось в несоответствии информации, указанной в заявке, сведениям о товаре, указанным в полученной от производителя инструкции на комплект N 2 набора реагентов "ВИЧ-1,2-АГ/АТ" (том 2, л.д. 9-11) (объем исследуемого образца - 100 мкл., отсутствие целлофанового пакета для стрипов с влагопоглатителем, закрывающегося пластиковой застежкой). Данное обстоятельство подтверждается заключением главного врача и заведующей клинико-диагностической лабораторией КОГБУЗ "Кировский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" от 11.07.2012 (том 2, л.д. 12-13).
При таких обстоятельствах Управление не имело оснований для принятия обжалуемых решения и предписания от 20.07.2012.
Доводы апелляционной жалобы о том, что заявитель представил на рассмотрение комиссии инструкцию на комплект 3; проект инструкции на поставляемый товар представлен заявителем в Арбитражный суд Кировской области; в материалах дела имеется инструкция по применению набора реагентов и письмо производителя товара, в котором указано, что объем анализируемого образца снижен до 70 мкл., не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку при рассмотрении аукционной комиссией заявки ООО "МедСервисКомплект" исследовалась инструкция на комплект N 2 набора реагентов "ВИЧ-1,2-АГ/АТ", представленная ЗАО "Медико-биологический Союз" в соответствии с письмом от 06.07.2012 КОГБУЗ "Кировский областной СПИД-центр".
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции.
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос об уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в силу положений подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 18.10.2012 по делу N А28-7229/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
А.В. Караваева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-7229/2012
Истец: Департамент государственных закупок Кировской области
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области
Третье лицо: Департамент здравоохранения Кировской области, ООО "МедСервисКомплект"