г. Киров |
|
23 января 2013 г. |
Дело N А28-7770/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Караваевой А.В.,
судей Буториной Г.Г., Кононова П.И.,
при ведении протокола судебного заседания Шестаковой М.О.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Суворовой Н.А., действующей на основании доверенности от 18.12.2012,
представителя ответчика Дудыревой Т.В., действующей на основании доверенности от 27.12.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Завод "Сельмаш"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 31.10.2012 по делу N А28-7770/2012, принятое судом в составе судьи Шмырина С.Ю.,
по заявлению открытого акционерного общества "Завод "Сельмаш"
к администрации города Кирова
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
открытое акционерное общество "Завод "Сельмаш" (далее -заявитель, Общество, ОАО "Завод "Сельмаш") обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации города Кирова (далее - ответчик, Администрация) от 27.07.2012 N 2878-п об отказе в предоставлении в собственность ОАО "Завод "Сельмаш" земельного участка с кадастровым номером 43:40:000170:31 по адресу: г. Киров, ул. Щорса, д. 62б (далее - Постановление от 27.07.2012 N 2878-п), а также об обязании Администрации подготовить и направить Обществу в трехдневный срок со дня вступления в силу судебного решения проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 43:40:000170:31 площадью 6565 кв.м., расположенного по адресу: г. Киров, ул. Щорса.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 31.10.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО "Завод "Сельмаш" с принятым решением суда первой инстанции в части указания на невозможность предоставления земельного участка в собственность под объектом незавершенного строительства не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит изменить решение Арбитражного суда Кировской области от 31.10.2012 по делу N А28-7770/2012 и принять по делу новый судебный акт.
Ссылаясь на положения статей 115, 141 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве, Закон N 127-ФЗ) и позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ), сформулированную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 23.12.2008 N 8985/08, ОАО "Завод "Сельмаш" выражает свое несогласие с выводом суда первой инстанции о невозможности передачи в рассматриваемом случае земельного участка в собственность под объектами незавершенного строительства.
Более подробно доводы Общества изложены в апелляционной жалобе.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 25.06.1999 на основании акта N 1389 за государственным предприятием заводом "Сельмаш" на праве хозяйственного ведения закреплено государственное имущество, в том числе база ОКСа по адресу: г. Киров, ул. Щорса, 62б (т.1 л.д. 21-23). В состав данной базы входят мастерская, бытовые помещения, кирпичный склад материальных ценностей, гараж для автоподъемника, являющиеся объектами незавершенного строительства. Доказательства, подтверждающие осуществление государственной регистрации права хозяйственного ведения в отношении данных объектов, отсутствуют.
23.07.2007 федеральное государственное унитарное предприятие "Завод "Сельмаш" (далее - ФГУП "Завод "Сельмаш", Предприятие) во исполнение решения собрания кредиторов ФГУП "Завод "Сельмаш" от 21.06.2007 "О замещении активов должника путем создания на базе имущества должника одного открытого акционерного общества" (т.1 л.д.24-26) передало ОАО "Завод "Сельмаш", в том числе базу ОКСа, включающую следующие объекты незавершенного строительства (т.1 л.д.31): мастерская и бытовые помещения (кадастровый номер 43:40:000170:0031:33:401:002:000139210:0400,0500), кирпичный склад материальных ценностей (кадастровый номер 43:40:000170:0031:33:401:002:000139210:0300), гараж для автоподъемника (кадастровый номер 43:40:000170:0031:33:401:002:000139210:0600). Право собственности Общества на указанные объекты не зарегистрировано.
27.04.2009 Управление (Комитет) по делам муниципальной собственности г. Кирова и ФГУП "Завод "Сельмаш" подписали договор N 55418 аренды земельного участка (далее - Договор аренды от 27.04.2009 N 55418) (т.1 л.д.116-119).
Согласно указанному договору в аренду ФГУП "Завод "Сельмаш" передан земельный участок площадью 6565 кв.м. с кадастровым номером 43:40:000170:0031, расположенный по адресу: г. Киров, ул. Щорса, 62б. Данный земельный участок предоставлен для размещения производственной базы (строительства). Срок действия договора аренды от 27.04.2009 N 55418 с 01.10.2007 по 30.09.2010.
24.06.2009 осуществлена государственная регистрация договора аренды от 27.04.2009 N 55418 (т.1 л.д.38-39).
29.06.2012 в Администрацию поступило заявление ОАО "Завод "Сельмаш" о приобретении в собственность земельного участка площадью 6565 кв.м. с кадастровым номером 43:40:000170:31, расположенного по адресу: г. Киров, ул. Щорса (т.1 л.д.19). При этом заявитель руководствовался пунктами 5, 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьей 2 и пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
27.07.2012 глава Администрации вынес постановление N 2878-п (далее - Постановление N 2878-п) об отказе в предоставлении в собственность ОАО "Завод "Сельмаш" земельного участка с кадастровым номером 43:40:000170:31 по адресу: г. Киров, ул. Щорса, д. 62б (т.1 л.д.58).
Указанным постановлением Обществу было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка по следующим основаниям:
- не представлены правоудостоверяющие документы на объекты недвижимости с кадастровыми номерами 43:40:000170:0031:33:401:002:000139210:0400,0500; 43:40:000170:0031:33:401: 002:000139210:0300; 43:40:000170:0031:33:401:002:000139210:0600;
- на земельном участке существует обременение - аренда (договор аренды от 27.04.2009 N 55418).
Полагая, что Постановление N 2878-п не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, Общество обратилось в Арбитражный суд Кировской области с соответствующим заявлением.
Придя к выводу о том, что оспариваемое постановление соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы ОАО "Завод "Сельмаш" в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания статей 198, 200, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимого для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В силу пункта 3 статьи 35 ЗК РФ собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса.
Частью 1 статьи 36 ЗК РФ установлено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом (абзац 1).
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами (абзац 2).
Из пункта 5 статьи 36 ЗК РФ следует, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок (абзац 1).
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (абзац 2).
В соответствии с пунктом 4 Перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 275, при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или:
- уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения (пункт 4.1);
- копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП (пункт 4.2).
Из анализа положений статей 8, 130, 131, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что право хозяйственного ведения на объекты недвижимого имущества возникает с момента его государственной регистрации.
Статьей 213 ГК РФ установлено, что коммерческие организации являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.
Пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что при внесении недвижимого имущества в качестве вклада (взноса) в уставный (складочный) капитал юридического лица право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации права за таким юридическим лицом в ЕГРП.
В случае государственной регистрации перехода права собственности от учредителя к вновь созданному им юридическому лицу и одновременной государственной регистрации права собственности за таким юридическим лицом право собственности учредителя должно быть зарегистрировано в установленном порядке в ЕГРП.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 03.04.2012 N 14397/11.
В силу статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации, Закон N 122-ФЗ) государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 ГК РФ. Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что на основании акта от 25.06.1999 N 1389 мастерская и бытовые помещения, кирпичный склад материальных ценностей, гараж для автоподъемника, являющиеся объектами незавершенного строительства, переданы в хозяйственное ведение ФГУП "Завод "Сельмаш".
Указанные объекты незавершенного строительства переданы ФГУП "Завод "Сельмаш" после введения в действие Закона N 122-ФЗ, в связи с чем в силу статей 8, 130, 131, 299 ГК РФ, статей 4, 25 Закона N 122-ФЗ, право хозяйственного ведения ФГУП "Завод "Сельмаш" на названные объекты подлежит государственной регистрации и возникает с момента такой регистрации.
В то же время в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что право хозяйственного ведения ФГУП "Завод "Сельмаш" на названные объекты незавершенного строительства прошло государственную регистрацию.
В порядке замещения активов ФГУП "Завод "Сельмаш" на базе имущества данного предприятия создано ОАО "Завод "Сельмаш", которое является вновь созданным юридическим лицом.
Судом первой инстанции установлено, что на основании акта приема-передачи имущества Предприятия от 23.07.2007, вносимого в оплату уставного капитала Общества (далее - акт приема-передачи от 23.07.2007), ФГУП "Завод "Сельмаш" передало Обществу, в том числе мастерскую и бытовые помещения, кирпичный склад материальных ценностей, гараж для автоподъемника, являющиеся объектами незавершенного строительства.
Поскольку право собственности ОАО "Завод "Сельмаш" на указанные объекты недвижимого имущества не зарегистрировано, в соответствии с вышеназванными нормами оно (право собственности) не возникло.
Кроме того, земельный участок с кадастровым номером 43:40:000170:0031 предоставлен в аренду ФГУП "Завод "Сельмаш" для размещения производственной базы (строительства) на основании договора аренды от 27.04.2009 N 55418, то есть после подписания ФГУП "Завод "Сельмаш" и ОАО "Завод "Сельмаш" акта приема-передачи от 23.07.2007.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для предоставления ОАО "Завод "Сельмаш" спорного земельного участка в порядке статьи 36 ЗК РФ.
На основании изложенного, отказ Администрации в предоставлении в собственность ОАО "Завод "Сельмаш" земельного участка с кадастровым номером 43:40:000170:31 по адресу: г. Киров, ул. Щорса, д. 62б, выраженный в оспариваемом постановлении, соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя, о чем судом первой инстанции правомерно указано в обжалуемом судебном акте.
Доводы апелляционной жалобы нашли свое отражение в оспариваемом судебном акте. Они были подробно исследованы и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, а обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства, и не усматривает правовых оснований для его отмены.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы на уплату государственной пошлины по апелляционной инстанции относятся на заявителя.
Согласно разъяснениям Президиума ВАС РФ в пункте 15 Информационного письма от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" в связи с тем, что при подаче таких заявлений неимущественного характера, как заявление о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 200 рублей для физических лиц и 2 000 рублей для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации), при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 100 рублей для физических лиц и 1 000 рублей для юридических лиц.
ОАО "Завод "Сельмаш" при принятии апелляционной жалобы к производству предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, которая на момент рассмотрения дела не уплачена. В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 1000 рублей подлежит взысканию с заявителя в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 31.10.2012 по делу N А28-7770/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Завод "Сельмаш" - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Завод "Сельмаш" в доход федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Арбитражному суду Кировской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в случаях и в порядке, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Караваева |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-7770/2012
Истец: ОАО "Завод "Сельмаш"
Ответчик: Администрация города Кирова