г. Воронеж |
|
24 января 2013 г. |
Дело N А35-8493/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.01.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 24.01.2013.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Донцова П.В.,
судей Семенюта Е.А.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутыриной Е.А.,
с участием:
от Федерального государственного казенного учреждения комбината "Дубки" управления Федерального агентства по управлению государственным резервом по Центральному Федеральному округу: Гладких О.М., юрисконсульт по доверенности от 09.01.2013 N 1 выданной сроком до 31.12.2013.
от управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Курской области: Золотарева П.Н., ведущий специалист-эксперт отдела правого, кадрового, информационно-аналитического обеспечения по доверенности от 09.01.2013 выданной сроком до 31.12.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения комбината "Дубки" Управления Федерального агентства по управлению государственным резервом по Центральному Федеральному округу на решение Арбитражного суда Курской области от 15.10.2012 по делу N А35-8493/2012 (судья Силакова О.Н.) по заявлению Федерального государственного казенного учреждения комбината "Дубки" Управления Федерального агентства по управлению государственным резервом по Центральному Федеральному округу (ОГРН 1024600809936, ИНН 4618001854) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Курской области (ОГРН 1044637028303, ИНН 4632046046) о признании незаконным и отмене постановления от 07.06.2012 N 22/1 о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение комбината "Дубки" Управления Федерального агентства по управлению государственным резервом по Центральному Федеральному округу (далее - ФГКУ комбинат "Дубки" Росрезерва, комбинат) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Курской области о признании незаконным и отмене постановления от 07.06.2012 N 22/1 о назначении ФГКУ комбинат "Дубки" Росрезерва административного наказания по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Курской области от 15.10.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, ФГКУ комбинат "Дубки" Росрезерва обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, по следующим основаниям:
- на комбинате имеется проектно - сметная документация строительства очистных сооружений. Имеется положительное заключение Государственной экспертизы от 21.01.2010 N 46-1-2-1041-09. Стоимость строительно-монтажных работ в ценах 1 квартала 2012 года - 8286, 4 тыс. руб.;
- комбинатом неоднократно направлялись в Центрально-территориальное управление Росрезерва запросы о выделении денежных средств на установку очистных сооружений;
- протоколы N Т/116-11 результатов токсического анализа проб воды от 13.10.2011 и Протокол N П/65-11 результатов производственного лабораторного экологического контроля почв от 12.08.2011 в материалы дела не представлен;
- протоколы отбора проб воды, почвы от 24.04.2012 составлены без участия понятых;
- из протокола об административном правонарушении от 29.05.2012 N 22/1 и постановления от 07.06.2012 N 22/1 невозможно установить, в чем выразилось уничтожение и порча плодородного слоя земли;
- административным органом нарушен срок составления протокола об административном правонарушении от 29.05.2012;
- из представленных административным органом документов не ясно, когда Комбинатом было получено уведомление о месте и времени составления протокола об административном правонарушении;
- Дородных И.А., как секретарь руководителя, не могла рассматриваться в качестве законного представителя заявителя.
В заседании апелляционной инстанции представитель ФГКУ комбинат "Дубки" Росрезерва поддержал требования апелляционной жалобы.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Курской области требования апелляционной жалобы не признал, считая обжалуемое судебное решение законным и обоснованным.
Судебное заседание откладывалось с 12.12.2012 до 14.01.2013.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 14.01.2012 до 21.01.2012.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы и отзыва на неё, заслушав и обсудив пояснения участвующих в деле лиц, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд находит следующее:
ФГКУ комбинат "Дубки" Управления Росрезерва по ЦФО, расположенное по адресу: 306010, Курская область, Поныровский район, п. Возы, ул. Комсомольская, д. 3, зарегистрирован в качестве юридического лица 29.11.2002 за основным государственным регистрационным номером 1024600809936. В соответствии с пунктом 2.2 Устава ФГКУ комбината "Дубки" Управления Росрезерва по ЦФО деятельность Комбината носит специальный характер, основной целью которой является хранение, обслуживание и выпуск запасов материальных ценностей государственного материального резерва.
27.07.2006 Управление Федеральной регистрационной службы по Курской области зарегистрировало право постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ комбината "Дубки" Управления Росрезерва по ЦФО на земельный участок из категории земель промышленности площадью 272768 кв.м., расположенный по адресу: Курская область, Поныровский район, п. Возы, ул. Комсомольская, д. 3 (свидетельство о государственной регистрации права серия 46 АГ N 006144).
Объекты недвижимости (здания и сооружения), расположенные на указанном выше земельном участке находятся в федеральной собственности и закреплены за ФГКУ комбинатом "Дубки" Управления Росрезерва по ЦФО решением Комитета по управлению имуществом Курской области от 23.08.2002 N 02-22/856 на праве оперативного управления.
24.04.2012 государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Курской области Пичугиным М.Е. в рамках проведения плановой выездной проверки соблюдения ФГКУ комбинатом "Дубки" Управления Росрезерва по ЦФО, в том числе, требований к использованию и охране земель, надзор за выполнением обязательных мероприятий по предотвращению загрязнения земель химическими веществами на основании распоряжения (приказа) Управления Росприроднадзора по Курской области от 17.04.2012 N 40/22/71, изданного в соответствии с приказом Росприроднадзора от 28.10.2011 N 782 произведено взятие проб и образцов почвы на территории, прилегающей к АЗС (месту резервного хранения топлива) и к авто-мойке, в месте организованного сброса сточных вод на рельеф местности, о чем составлен протокол взятия проб и образцов от 24.04.2012. В этот же день указанные пробы доставлены в Филиал Федерального бюджетного учреждения "Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия" по Курской области (далее - Филиал ФБУ "ФЦАО" по Курской области) о чем составлен Акт N П/ГП-10-12.
В соответствии с Протоколом Филиала ФБУ "ФЦАО" по Курской области от 11.05.2012 N П/ГК-11-12 о загрязнении земель химическими веществами, производственными отходами и сточными водами, на территории, прилегающей к месту хранения резервного топлива, на площади 18м2 содержание нефтепродуктов в почве превышает норматив качества окружающей среды в поверхностном слое в 3,5 раза, на глубине 20-60 см в 2,5 раза и на глубине 60-100 см в 7 раз; на территории, прилегающей к месту организованного сброса на рельеф местности, на площади 100м2 содержание нефтепродуктов в почве превышает норматив качества окружающей среды в поверхностном слое в 5 раз и на глубине 20-60 см в 2,5 раза; содержание фосфора подвижного в почве превышает фоновые значения в поверхностном слое в 4 раза.
21.05.2012 государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Курской области Пичугиным М.Е. составлен акт проверки N 40/22/71 в котором зафиксировано, что в нарушение части 1 статьи 34, частей 1 и 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ), статьи 42 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) ФГКУ комбинат "Дубки" Росрезерва допущено загрязнение почвы вредными (химическими) веществами на территории, прилегающей к месту хранения резервного топлива, а также к месту организованного сброса сточных вод на рельеф местности.
Порча ФГКУ комбинатом "Дубки" Управления Росрезерва по ЦФО земель в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами потребления и производства квалифицирована должностным лицом Управления Росприроднадзора по Курской области по части 2 статьи 8.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и отражена в протоколе об административном правонарушении от 29.05.2012 N 22/1.
07.06.2012 по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении ФГКУ комбинат "Дубки" Управления Росрезерва по ЦФО был признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.6. КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.
Не согласившись с постановлением Управления Росприроднадзора по Курской области о назначении административного наказания от 07.06.2012, ФГКУ комбинат "Дубки" Росрезерва обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Арбитражный суд области, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришёл к выводу о наличии соответствующих полномочий административного органа по вынесению оспариваемого постановления от 07.06.2012 N 22/1, о наличии в действиях Общества состава вменённого правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, а также о наличии вины Общества в совершённом правонарушении в форме неосторожности.
Арбитражный суд области указал на отсутствие нарушений процедуры и сроков привлечения ФГКУ комбинат "Дубки" Росрезерва к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанной правовой позицией суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Полномочия государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Курской области Пичугина М.Е. по составлению протокола об административном правонарушении по статье 8.6 КоАП РФ и по рассмотрению дел об административных правонарушениях по указанной статье КоАП РФ, проверены судами первой и апелляционной инстанций.
Превышения полномочий, предоставленных указанному должностному лицу ч. 2 ст. 28.3. КоАП РФ, ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ, пунктами 4, 5, 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.01.2009 N 53 "Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды", пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.09.2008 N 716 "О должностных лицах Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральных государственных инспекторов в области охраны окружающей среды)", подпунктом 4 пункта 7, пунктом 83 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля в области охраны окружающей среды (федерального государственного экологического контроля), утв. Приказом Минприроды России от 26.07.2010 N 282, не установлено.
Часть 2 статьи 8.6 КоАП РФ предусматривает ответственность граждан, индивидуальных предпринимателей, должностных и юридических лиц за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Как следует из оспариваемого постановления Управления Росприроднадзора по Курской области N 22/1 от 07.06.2012, совершённое комбинатом правонарушение выразилось в следующем: "При проведении плановой выездной проверки ФГКУ комбинат "Дубки" Росрезерва, 306610, Курская обл., Поныровский р-он, п. Возы, ул. Комсомольская, 3, 24 апреля 2012 г., в 13.30 сотрудниками Филиала ФБУ "ФЦАО" по Курской области был произведён отбор проб почв на территории, прилегающей к месту резервного хранения топлива, к месту организованного сброса сточных вод на рельеф местности, и по результатам анализов установлено, что: на обследованной территории, прилегающей к месту хранения резервного топлива, на площади 18 м2 содержание нефтепродуктов в почве превышает норматив качества окружающей среды в поверхностном слое в 3,5 раза; на глубине 20-60 см. в 2,5 раза; на глубине 60-100 см. в 7 раз; на обследованной территории, прилегающей к месту организованного сброса сточных вод на рельеф местности, на площади 100м2 содержание нефтепродуктов в почве превышает норматив качества окружающей среды в поверхностном слое в 5 раз; на глубине 20-60 см. в 2,5 раза; содержание фосфора подвижного в почве превышает фоновые значения в поверхностном слое в 4 раза, что подтверждается Актом отбора проб почвы N П/ГК-10-12 от 24 апреля 2012 г., Протоколом N П/ГК-11-12 о загрязнении земель химическими веществами, производственными отходами и сточными водами от 11 мая 2012 г." (л.д.8).
Выявленное правонарушение зафиксировано протоколом об административном правонарушении от 29.05.2012 N 22/1, составленным государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Курской области Пичугиным М.Е. (л.д.12).
В силу ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу ч.2 cт.26.2 КоАП РФ обстоятельства совершения административного правонарушения устанавливаются протоколом об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Статьей 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что о совершении административного правонарушения составляется протокол, в котором указываются сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также фактические сведения о событии административного правонарушения, месте и времени его совершения.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в абзаце втором пункта 16 постановления от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении.
При рассмотрении дела об административном правонарушении по правилам ст.29.1 КоАП РФ вопрос о привлечении к административной ответственности разрешается административным органом с учетом проверки правильности составления самостоятельного протокола об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении является необходимым правовым основанием для привлечения лица к административной ответственности, что подтверждается правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.07.2008 г. N 1097/08.
Пунктом 3 ч.4 cт.28.1 КоАП РФ установлено, что дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.02.2004 г. N12133/03, несоблюдение порядка применения административного взыскания свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Частью 4.1 ст.28.2 КоАП РФ предусмотрена возможность составления протокола об административном правонарушении в отсутствие представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, только в случае извещения его в установленном порядке.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении N 22/1 от 29.05.2012 составлен в отсутствие законного представителя комбината.
Как следует из записи в протоколе об административном правонарушении N 22/1 от 29.05.2012, извещение комбината подтверждается уведомлением от 16.05.2012 N 22/1 (л.д.12 об.).
Уведомление от 16.05.2012 N 22/1 адресовано ФГКУ комбинат "Дубки" Росрезерва, 306610, Курская обл., Поныровский р-он, п.Возы, ул.комсомольская,3 (л.д.55). Однако, при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций представитель комбината пояснил, что указанное уведомление комбинатом не было получено.
Административным органом в материалы дела в качестве доказательства вручения уведомления представлении следующие документы:
- копии листов журнала учёта исходящей корреспонденции о направлении ФГКУ комбинат "Дубки" уведомления о времени и месте составления протокола N 22/1 исх. N 3821 от 16.05.2012 (л.д.149-150);
- квитанция от 17.05.2012 о направлении заказного письма N 30502950130345 ФГКУ комбинат Дубки Росрезерва (л.д.151);
- распечатанные на бумажном носителе сведения из сети Интернет с сайта www.mssianpost.ru, с указанием, что заказное письмо с внутри российским почтовым идентификатором N 30502950130345 комбинату вручено 18.05.2012 (л.д.153);
- запрос Управления Росприроднадзора по Курской области от 04.09.2012 исх. N ГП-02/5921 о предоставлении сведений о вручении заказного письма с уведомлением согласно вышеуказанной квитанции (л.д.154);
- ответ УФПС Курской области - филиала ФГУП "Почта России" от 02.10.2012 N 33.3.1-48/64, в котором указано, что заказное письмо с простым уведомлением N 30502950130345 отправлено 17.05.2012 на имя ФГКУ комбинат "Дубки" Росрезерва, получено 28.05.2012, по доверенности Дородных И.А. (л.д.167).
Апелляционный суд, оценивая вышеуказанные доказательства, отмечает, что заказное письмо N 30502950130345 было направлено по адресу: 306610, Курская обл., Нижнее Гурово (л.д.151, 153), в то время как местом нахождения ФГКУ комбинат "Дубки" является п.Возы Поныровского района Курской области (л.д.89). Ошибка в адресе получателя корреспонденции опровергает довод административного органа о надлежащем извещении комбината о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
Кроме того, в представленных документах содержатся противоречивые сведения о дате получения уведомления о времени и месте составления протокола N 22/1 исх. N 3821 от 16.05.2012 (18.05.2012 - в сведениях из сети Интернет с сайта www.mssianpost.ru и 28.05.2012 - в ответе УФПС Курской области - филиала ФГУП "Почта России" от 02.10.2012 N 33.3.1-48/64), что ставит под сомнение достоверность представленных доказательств.
Согласно ч.4 ст.1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В связи с изложенным апелляционный суд считает, что лицо, в отношении которого составлен протокол N 22/1 от 29.05.2012, не было надлежащим образом извещено о месте и времени его составления.
Согласно правовой позиции ВАС РФ, изложенной в пункте 10 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о месте, дате, времени составления протокола и о факте нарушения, в связи с которым составляется протокол, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
Существенное нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Учитывая фактические обстоятельства, установленные по делу, а также вышеуказанную правовую позицию ВАС РФ, апелляционный суд приходит к выводу, что в данном случае неизвещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о месте и времени составления протокола об административном правонарушении является существенным нарушением процессуальных требований, установленных ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ, поскольку не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Данное нарушение не может быть устранено при рассмотрении дела.
В соответствии с ч.2 ст.211 АПК РФ несоответствие порядка принятия оспариваемого решения административного органа закону является самостоятельным основанием для признания незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Курской области от 07.06.2012 N 22/1 о назначении административного наказания.
С связи с изложенным, обжалуемый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ФГКУ комбинат "Дубки" Росрезерва подлежит отмене.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ч.2 ст.269, ст. 270 ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 15.10.2012 по делу N А35-8493/2012 отменить полностью.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Курской области от 07.06.2012 N 22/1 о назначении административного наказания.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
П.В.Донцов |
Судьи |
Е.А.Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-8493/2012
Истец: ФГКУ комбинат "Дубки" Управления Федерального агенства по государственным резервам по Центральному Федеральному округу, ФГУК "Дубки" Управления Федерального агентства по государственным резервам по ЦФО
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курской области, УФС по надзору в сфере природопользования по Курской области