г. Москва |
|
24 января 2013 г. |
Дело N А40-96776/12-153-1002 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 января 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Поташовой Ж.В., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
помощником судьи Корсаковой Н.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 3 апелляционную жалобу
ОАО "РЖД" в лице Северной железной дороги-филиала ОАО "РЖД"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от "01" октября 2012 г. по делу N А40-96776/12-153-1002, принятое судьей М.Н. Кастальской,
по заявлению ОАО "РЖД" ( ОГРН 1037739877295, 107174, г. Москва, ул. Н.Басманная, д.2)
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному Федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления от 22.06.2012 по делу N 07-53-06/206;
при участии:
от заявителя: не явился, извещен,
от ответчика: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "РЖД" (далее - заявитель, Общество) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному Федеральному округу (далее - ответчик, Ространснадзор) от 22.06.2012 по делу N 07-53-06/206 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
Решением от 01.10.2012 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований, мотивировав это тем, что состав вменяемого заявителю административного правонарушения доказан материалами дела об административном правонарушении, процедура привлечения к административной ответственности соблюдена.
Не согласившись с решением суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение и принять новый судебный акт, отменив постановление административного органа. В обоснование доводов заявитель указывает на то, что в его действиях отсутствует состав вмененного административного правонарушения.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст. 262 АПК РФ ответчик в суд апелляционной инстанции не представил.
Надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства стороны явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечил, что в силу ст.ст. 123, 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие этих лиц.
Принимая во внимание положения ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. п. 4 - 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" (размещено на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://www.arbitr.ru 15 марта 2011 года) суд апелляционной инстанции также полагает необходимым обратить внимание на то, что информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (http://kad.arbitr.ru/).
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
В соответствии с п.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения от 20.03.2012 N 210-р сотрудниками ответчика проведена плановая выездная проверка по вопросу соблюдения законодательства о транспортной безопасности на станции Вожега Вологодского центра организации работы железнодорожных станций Северной дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением- филиала ОАО "РЖД".
В ходе проверки выявлены следующие нарушения требований транспортной безопасности:
В нарушение п.п. 5.25.1, п.п. 5.25.2, п.п. 5.25.3, п.п. 5.25.4, п.п. 5.25.5 " Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средв железнодорожного транспорта", утвержденные Приказом Минтранса РФ N 43 от 08.02.2011 (далее по тексту "Требований...") не установлены в целях обеспечения транспортной безопасности: конфигурация и границы территории ОТИ, доступ в которую физических лиц, пронос (провоз) материальных объектов не ограничивается, т.е. - зона свободного доступа ОТИ (нет подтверждающего документа); конфигурация и границы территории или части (наземной, подземной ОТИ), проход в которые осуществляется через контрольно-пропускные пункты (посты), т.е. - зоны транспортной безопасности (нет подтверждающего документа); конфигурация и границы участков зоны транспортной безопасности ОТИ, допуск физических лиц и перемещение материальных объектов в которые осуществляется по перевозочным документам и/или пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения, т.е. - перевозочный сектор зоны транспортной безопасности (нет подтверждающего документа); конфигурация и границы участков зоны транспортной безопасности ОТИ, доступ в которые ограничен для пассажиров и осуществляется для физических лиц и материальных объектов по пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения, т.е. - технологический сектор зоны транспортной безопасности (нет подтверждающего документа); не установлена в целях обеспечения транспортной безопасности схема размещения и состав оснащения контрольно-пропускных пунктов (постов) на границах зоны безопасности (секторов), а также зоны свободного доступа ОТИ (нет подтверждающею документа).
Данные нарушения зафиксированы в акте проверки от 18.05.2012 N 07-46-06/255.
По факту выявленных нарушений 07.06.2012 ответчиком в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении N 07-45-06/196 по ч.1 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения административного дела 22.06.2012 Ространснадзором вынесено оспариваемое постановление которым Общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Процедура привлечения заявителя к административной ответственности соблюдена, протокол составлен и постановление вынесено уполномоченными лицами, в пределах предоставленной им компетенции, при наличии достаточных оснований. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, соблюден.
Протокол об административном правонарушении составлен и оспариваемое постановление вынесено в отсутствии надлежащим образом извещенного законного представителя заявителя, надлежащим образом извещенного о датах, времени и месте проведения процессуальных действий.
Частью 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Общество является субъектом транспортной инфраструктуры на станции Вожега, что заявителем не оспаривается.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона N 16-ФЗ от 09.02.2007 "О транспортной безопасности" (далее - Федеральный закон N 16) принято Постановление правительства РФ от 10.12.2008 N 940 "Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)" (далее - Постановление N 940).
Пунктом 1 Постановления N 940 установлено 3 уровня безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Уровень 1 - степень защищенности транспортного комплекса от потенциальных угроз, заключающихся в наличии совокупности вероятных условий и факторов, создающих опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса. Пунктом 2 Постановления N 940 установлено, что уровень безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств N 1 действует постоянно, если не объявлен иной уровень безопасности. Следовательно, на всех объектах транспортной инфраструктуры постоянно действует Уровень N 1, а субъекты транспортной инфраструктуры обязаны принимать меры по обеспечению указанной степени защищенности.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 16, под обеспечением транспортной безопасности понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 2 Федерального закона N 16 одной из основных задач обеспечения транспортной безопасности является разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности.
Согласно ст. 1 Федерального закона N 16 субъекты транспортной инфраструктуры -юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Из положений данной статьи следует, что для определения статуса субъекта транспортной инфраструктуры достаточен факт наличия в собственности физического или юридического лица ОТИ и ТС или использования их на ином законном основании.
Приведенная норма закона не связывает статус субъекта хозяйственной деятельности как субъекта транспортной инфраструктуры только с наличием объектов, включенных в Реестр категорированных объектов.
ОАО "РЖД", в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 585 от 18.09.2003 "О создании ОАО "Российские железные дороги", переданы во владение объекты транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, оно является в силу вышеуказанных норм субъектом транспортной инфраструктуры и субъектом правоотношений в области транспортной безопасности.
Следовательно, ОАО "РЖД" является субъектом транспортной инфраструктуры, на который распространяется действие законодательства в области обеспечения транспортной безопасности, в том числе Федерального закона N 16 и Постановления N 940.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона N 16, данный Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования. В связи с его опубликованием в Российской газете 14.02.2007, указанный Федеральный закон вступил в силу 14.08.2007.
С момента вступления указанного нормативною акта в силу, его действие распространяется на все субъекты транспортной инфраструктуры, в т.ч. и на ОАО "РЖД".
При этом данным Федеральным законом не установлена возможность наступления ответственности за их невыполнение в зависимости от каких-либо обстоятельств.
Согласно ст. 8 Федерального закона N 16, требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
На основании ст. 8 Федерального закона N 16 разработаны "Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта", утвержденные Приказом Министерства Транспорта РФ от 8 февраля 2011 N 43 (далее - Требования, Приказ Минтранса N 43).
В соответствии с пунктами 2-4 Требований они определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства. Требования применяются в отношении ОТИ и ТС, эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры на территории Российской Федерации. Требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС.
Присвоение категории ОТИ и ТС отнесено к государственным услугам, одним из основных принципов оказания которых в силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" является заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Порядок установления количества категорий и критериев категорирования ОТИ структуры и ТС утвержден приказом Минтранса России от 21.02.2011 N 62 и определяет действия компетентного органа, действующего в данной области. В указанном Порядке не регламентированы действия субъекта транспортно инфраструктуры. Однако, учитывая, что в силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, указанными лицами, владеющими, на законном основании транспортными средствами, должны быть предприняты меры для соблюдения данного требования законодательства по присвоению транспортным средствам соответствующей категории.
В соответствии с п. 5.25 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан установить в целях обеспечения транспортной безопасности:
- конфигурацию и границы территории ОТИ или ТС. доступ в которую физических лиц, пронос (провоз) материальных объектов не ограничивается (далее - зона свободного доступа ОТИ или ТС);
- конфигурацию и границы территории или части (наземной, подземной, воздушной, надводной, подводной) ОТИ или ТС, проход в которые осуществляется через контрольно-пропускные пункты (посты) (далее - зоны транспортной безопасности), а также критических элементов ОТИ или ТС;
- конфигурацию и границы участков зоны транспортной безопасности ОТИ или ТС. допуск физических лиц и перемещение материальных объектов в которые осуществляется по перевозочным документам и/или пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (далее - перевозочный сектор зоны транспортной безопасности);
- конфигурацию и границы участков зоны транспортной безопасности ОТИ или ТС, доступ в которые ограничен для пассажиров и осуществляется для физических лиц и материальных объектов по пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (далее - технологический сектор зоны транспортной безопасности);
- схему размещения и состав оснащения контрольно-пропускных пунктов (постов) на границах зоны безопасности и/или ее секторов, критических элементов ОТИ или ТС, а также зоны свободного доступа ОТИ.
Данная обязанность субъекта транспортной безопасности не корреспондируется, как следует из вышеуказанных норм, с необходимостью иметь утвержденный план, обеспечения транспортной безопасности, что предполагает обязанность Общества исполнять п. 5.25 Требований до утверждения плана.
Субъекты транспортной инфраструктуры самостоятельно обеспечивают транспортную безопасность на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах. В пределах своей компетенции он определяют перечень мероприятий, которые необходимо применять для обеспечения безопасности объекта, для локализации и устранения угрозы. Процедура реализации мер обеспечения транспортной безопасности устанавливается субъектами также самостоятельно.
Установление конфигурации является составной и неотъемлемой частью мероприятий по обеспечению транспортной безопасности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона N 16 - обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Непринятие должных мер по исполнению требований по обеспечению транспортной безопасности повлекло также неисполнение пункта 1 статьи 9 Закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" и разработанного на основании данного пункта Закона приказа Минтранса России от 11.02.2010 N34, возлагающих на субъектов транспортной инфраструктуры обязанность по разработке плана обеспечения транспортной безопасности, подлежащего утверждению компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.
Кроме того, железнодорожная станция Вожега по характеру работы является промежуточной и отнесена к 3 классу. Нарушения в области обеспечения транспортной безопасности, выявленные во время проведения контрольно-надзорных мероприятий создают существенную угрозу охраняемым общественным отношениям и в силу возможных негативных последствий представляют угрозу для жизни и здоровья не только работников ОАО "РЖД", но и неопределенного круга лиц.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ и доказанности его материалами дела.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271, ч. 51 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от "01" октября 2012 г. по делу N А40-96776/12-153-1002 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-96776/2012
Истец: ОАО "РЖД" в лице Северной железной дороги-филиала ОАО "РЖД", ОАО РЖД в лице Северной железной дороги
Ответчик: Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Зададному Федеральному округу (УГАН НОТБ СЗФО), Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по СЗФО