г. Хабаровск |
|
23 января 2013 г. |
Дело N А80-286/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т. Д.
судей Балинской И.И., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О. О.
при участии в заседании:
от Открытого акционерного общества "Сбербанк России" в лице Чукотского отделения N 8557: представитель не явился;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу: представитель не явился;
от третьего лица - Управление Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу на решение от 30.10.2012 по делу N А80-286/2012 Арбитражного суда Чукотского автономного округа принятое судьей Прохоровым А.А.
по заявлению открытого акционерного общества "Сбербанк России" в лице Чукотского отделения N 8557 (ОГРН 1027700132195, ИНН 7707083893)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу (ОГРН 1048700606811, ИНН 8709008251)
о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС N 1 по Чукотскому АО от 02.08.2012 N 40 о привлечении лица к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения
третье лицо - Управление Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Сбербанк России" в лице Чукотского отделения N 8557 (далее - Банк, общество) обратилось в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу (далее - Инспекция, налоговый орган) от 02.08.2012 N 40 о привлечении лица к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 132 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу (далее - Управление).
Решением суда первой инстанции от 30.10.2012 заявленные требования удовлетворены частично и оспариваемое решение признано недействительным в части излишне наложенного штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с данным судебным актом, инспекция обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просила решение суда в части признания недействительным излишне наложенного штрафа в размере 30 000 руб. отменить.
По мнению заявителя жалобы, отсутствие неблагоприятных экономических последствий совершения налогового правонарушения и отсутствие материального ущерба нельзя отнести к смягчающим ответственность обстоятельствам.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, участия не принимали.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
Налоговый орган обжалует часть судебного акта, в суде стороны не заявили возражений против проверки только части судебного акта, в связи с чем, суд апелляционной инстанции осуществляет проверку судебного акта в пределах, определяемых апелляционной жалобой.
Из материалов дела следует, что Банк 27.04.2012 открыл Территориально-соседской общине коренных малочисленных народов Севера "Сиреники" счет N 40703810036180000095, сообщение банка об открытии указанного счета в электронном виде поступило в Инспекцию 25.07.2012
В силу статьи 86 НК РФ ОАО "Сбербанк России" обязан был сообщить в налоговый орган об открытии вышеуказанного счета не позднее 03.05.2012.
Данная обязанность не была исполнена в установленный срок.
29.06.2012 должностным лицом Инспекции в порядке ст. 101.4 НК РФ составлен акт N 43 об обнаружении фактов, свидетельствующих о совершении Банком налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п. 2 ст. 132 НК РФ, а именно: в установленный п. 1 ст. 86 НК РФ срок (с 28.04.2012 по 03.05.2012) Банк не уведомил налоговый орган об открытии 27.04.2012 Территориально-соседской общиной коренных малочисленных народов Севера "Сиреники" счета N 40703810036180000095.
Указанный акт получен 05.07.2012 представителем Банка Колядко С.Е., действующим на основании доверенности от 01.12.2010 N 18/609. О месте и времени рассмотрения материалов проверки уполномоченный представитель банка уведомлен в установленном порядке.
В ходе рассмотрения материалов налогового контроля обстоятельств смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения выявлено не было.
02.08.2012, на основании рассмотренного акта N 43 от 29.06.2011, Инспекцией принято Решение N 40 о привлечении Банка к налоговой ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 132 НК РФ, с учетом отягчающих обстоятельств, с наложением штрафа в размере 80 000 рублей за несообщение банком в установленный срок налоговому органу сведений об открытии счета организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему кабинет.
Банк обратился в Управление с жалобой, по результатам которой вынесено Решение от 03.09.2012 N 04-14/06270, которым жалоба Банка удовлетворена частично, сумма штрафа снижена до 40000 рублей.
Несогласие Банка с принятым решением налогового органа, с учетом решения Управления послужило основанием для обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Пунктом 2 статьи 132 НК РФ установлена ответственность за несообщение в установленный срок банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, в виде взыскания штрафа в размере 40 000 рублей.
В силу условий абзаца 2 пункта 1 статьи 86 НК РФ банк обязан сообщить об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации (индивидуального предпринимателя) на бумажном носителе или в электронном виде в налоговый орган по месту своего нахождения в течение трех дней со дня соответствующего открытия, закрытия или изменения реквизитов такого счета.
Порядок сообщения банком об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета в электронном виде устанавливается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Учитывая, что представленными в дело доказательствами, оцененными арбитражным судом в порядке статьи 71 АПК РФ, подтверждено событие налогового нарушения, ответственность за которое установлена статьей 132 НК РФ, следовательно, вывод о привлечении Банка к финансовым санкциям является законным и обоснованным, что не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Возражения заявителя жалобы сводятся к несогласию с выводом первой инстанции о наличии смягчающих ответственность обстоятельств.
Согласно пункту 4 статьи 112 НК РФ при рассмотрении дела о налоговом правонарушении судом или налоговым органом, рассматривающим дело, устанавливаются и учитываются обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения предусмотрены статьей 112 НК РФ. При этом из содержания подпункта 3 пункта 1 статьи 112 НК РФ следует, что приведенный в данной норме перечень смягчающих ответственность обстоятельств не является исчерпывающим.
Пунктом 3 статьи 114 НК РФ установлено, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ.
Следовательно, пунктом 3 статьи 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции; по результатам оценки соответствующих обстоятельств суд вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза.
Данная правовая позиция отражена в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 9 от 11.06.1999 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 08.12.2009 N 11019/09, налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения, то есть виновно совершенного противоправного (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяния (действия или бездействия) налогоплательщика, за которое Кодексом установлена ответственность (статья 106, пункт 1 статьи 114 Кодекса).
Кодекс содержит открытый перечень обстоятельств, исключающих вину в совершении налогового правонарушения, а также смягчающих ответственность за его совершение (статьи 111 - 112 Кодекса). Такие обстоятельства устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
При этом размер санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации и статьи 3 Кодекса требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.
Таким образом, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и имущественного положения правонарушителя.
Поскольку, исходя из положений статьей 112, 114 НК РФ, в качестве смягчающих могут учитываться любые обстоятельства, установленные и признанные в качестве таковых по усмотрению суда, рассматривающего дело, суд первой инстанции с учетом выявленных обстоятельств, смягчающих ответственность, а именно признание Банком самого факта совершения правонарушения, отсутствие неблагоприятных экономических последствий совершения налогового правонарушения и фактического материального ущерба государственным интересам в результате несвоевременного направления сведений об открытии счета, правомерно признал частично недействительным решение инспекции в части излишне наложенного штрафа в размере 30 000 рублей и снизил размер штрафа до 10 000 руб.
Обстоятельства, свидетельствующие о несоразмерном снижении размера штрафа, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлены.
Исходя из изложенного, у апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы налогового органа.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 30.10.2012 по делу N А80-286/2012 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А80-286/2012
Истец: ОАО "Сбербанк России", Филиал Открытого акционерного общества "Сбербанк России" в лице Чукотского отделения N 8557, Чукотское отделение N8557
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу, УФНС России по Чукотскому АО