г. Саратов |
|
25 января 2013 г. |
Дело N А12-18960/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "18" января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "25" января 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жевак И.И.,
судей Борисовой Т.С., Луговского Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Повивкиной Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Волгоградской области (400074, г. Волгоград, ул. Козловская, д.33)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от "25" октября 2012 года
по делу N А12-18960/2012 (судья Стрельникова Н.В.)
по заявлению закрытого акционерного общества "Научно-производственное объединение "Европа-Биофарм" (404507, Волгоградская область, г.Калач-на-Дону, ул. Революционная, д.48 А, ОГРН 1085018007470, ИНН 5018129692)
к Комитету лесного хозяйства Волгоградской области (400074, г.Волгоград, ул.Козловская, д.33),
заинтересованное лицо:
Прокуратура Калачевского района Волгоградской области (404503, Волгоградская область, Калачевский район, г.Калач-на-Дону, ул. Пархоменко, д. 23),
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.
при участии в судебном заседании:
от закрытого акционерного общества "Научно-производственное объединение "Европа-Биофарм"" - Дзавинис В.В. по доверенности N 11 от 09.10.2012, паспорт,
от прокуратуры Калачевского района Волгоградской области - Маланина Н.А. по служебному удостоверению,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Научно-производственное объединение "Европа-Биофарм" (далее - заявитель, ЗАО "НПО "Европа-Биофарм", общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета лесного хозяйства по Волгоградской области (далее - Комитет, административный орган) N 231 от 11.07.2012 о назначении административного наказания ЗАО "НПО "Европа-Биофарм" за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена прокуратура Калачевского района Волгоградской области (далее - прокуратура).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 25.10.2012 года признано незаконным и отменено постановление Комитета лесного хозяйства Волгоградской области N 231 от 11.07.2012 о привлечении ЗАО "НПО "Европа-Биофарм" к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Административный орган, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
ЗАО "НПО "Европа-Биофарм" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Прокуратура также представила отзыв на апелляционную жалобу комитета, в котором просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Комитет, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил. Извещён своевременно и надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу без участия указанного лица, участвующего в деле надлежащим образом извещенного о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Калачевского района Волгоградской области совместно с ГКУ ВО "Калачевское лесничество" 20.04.2012 проведена проверка исполнения требований пожарной безопасности в лесах в деятельности ЗАО "НПО "Европа-Биофарм".
12.05.2009 между Управлением лесного хозяйства Администрации Волгоградской области и ЗАО "НПО "Европа-Биофарм" заключен договор аренды лесного участка N1н/п-8/09 площадью 7,9 га, являющегося частью земельного участка (земли лесного фонда) площадью 33093 га с кадастровым (условным) номером 34:09:00 00 00:0006, расположенными по адресу: Волгоградская область, Калачёвский район, Калачёвское лесничество, Левобережное участковое лесничество, квартал 112 выделы 5, 9 (л.д.76 - 84).
Арендатором по настоящему договору в лице ЗАО "НПО "Европа-Биофарм" во исполнение подп. "в" п. 12 Договора разработан проект освоения лесов, имеющий положительное заключение государственной экспертизы.
Разделом 5.2 проекта освоения лесов предусмотрено обоснование и характеристика проектируемых видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов, которая отражена в таблице 13 Проекта.
Согласно данному обоснованию предусмотрена установка аншлагов противопожарного содержания в количестве 3 штук, а также изготовление и распространение листовок противопожарной тематики в количестве 300 штук.
Разделом 5.3 Проекта установлено, что в таблице 14 представлены сведения о наличии и потребности в пожарном оборудовании, снаряжении и инвентаре. Перечень средств пожаротушения приведен в приложении N 5 к Проекту.
Согласно сведениям, приведенным в таблице N 14 Проекта наличие и потребность в пожарной технике, оборудовании, снаряжении и инвентаре на лесном участке предусмотрена в следующем количестве: лопаты - 2 шт., топоры - 1 шт., пилы поперечные -1 шт., ведра или иные емкости для воды объемом 10-12 л. - 1 шт., аптечки первой помощи -1 шт., бидоны или канистры для питьевой воды емкостью до 20 л. -1 шт.
Приложением N 4 к Проекту предусмотрены нормы обеспечения противопожарным оборудованием и средствами тушения лесных пожаров групп людей, пребывающих в лесах в научно-исследовательских целях, имеющие дифференциацию по количеству в зависимости от стационарной базы и рабочей группы на объекте, среди которых: мотопомпы с оснасткой, электромегафоны, лопаты, топоры, мотыги, грабли, пилы поперечные, ведра и иные емкости для воды объемом 12 л., ранцевые огнетушители, радиостанции УКВ или KB диапазона, аптечки первой помощи, индивидуальные перевязочные пакеты, бидоны или канистры для питьевой воды емкостью до 20 л., кружки для воды.
В ходе проверки выявлено, что на арендованном лесном участке по договору аренды от 12.05.2009 N 3н/и-8/09 выполнены не все противопожарные мероприятия, предусмотренные проектом освоения лесов, а именно отсутствует аншлаги противопожарного содержания, распространение листовок противопожарной тематики в количестве, предусмотренном Проектом не осуществлялось, пожарное оборудование предусмотренное таблицей N 14, приложением N 4 к Проекту освоения лесов отсутствует в полном объеме.
Усмотрев в действиях общества состав административного правонарушения, предусмотренного в частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, прокурор Калачевского района Волгоградской области вынес определение от 12.05.2012 о возбуждении дела об административном правонарушении.
ЗАО НПО "Европа-Биофарм" представлены возражения (исх. от 06.07.2012 N 13) на постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 12.05.2012 года.
11.07.2012 Комитетом принято постановление по делу об административном правонарушении N 231 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ и назначением административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Из постановления Комитета следует, что на арендованном лесном участке по договору аренды N 3н/и-8/09 выполнены не все противопожарные мероприятия, предусмотренные проектом освоения лесов, а именно отсутствуют аншлаги на противопожарную тематику.
Не согласившись с принятым постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что представленные в ходе разбирательства документы административного дела, не подтверждают правомерность принятого постановления о привлечении к административной ответственности, состав правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 8.22 КоАП РФ, в действиях общества административным органом не установлен, в связи с чем, постановление административного органа признано незаконным и отменено.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции необоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения пожарной безопасности в лесах.
Объективная сторона выражается в действии или бездействии, нарушающих требования и правила пожарной безопасности в лесах. Ответственность по данной статье наступает тогда, когда виновное лицо допускает нарушение правил пожарной безопасности в лесах. В этих случаях закон не связывает ответственность с наступлением какого - либо экологического или имущественного ущерба.
Субъектом правонарушения в данном случае выступает юридическое лицо. Субъективная сторона характеризуется виной.
Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N417 (далее - Правила пожарной безопасности в лесах) определяют общие требования пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с частью 1 статьи 52 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности и тушение пожаров в лесах.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 53 ЛК РФ, меры пожарной безопасности в лесах включают предупреждение лесных пожаров.
В части 1 статьи 53.1 ЛК РФ и подпункте "а" пункта 3 Правил пожарной безопасности в лесах установлено, что предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Противопожарное обустройство лесов на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов (часть 3 статьи 53.1 ЛК РФ, пункт 5 Правил пожарной безопасности в лесах). Обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя: 1) приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; 2) содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; 3) создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов (часть 5 статьи 53.1 ЛК РФ).
Из изложенного следует, что установленные ЛК РФ, Правилами пожарной безопасности в лесах меры пожарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Согласно подпункту "в" пункта 13, пункту 15 Правил пожарной безопасности в лесах, юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Федеральным агентством лесного хозяйства, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования. Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности этими средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, определенные в установленном порядке, включаются в проекты освоения лесов.
Судом установлено, что общество владеет на праве аренды на основании договора аренды от 12.05.2009 N1н/п-8/09 лесным участком площадью 7,9 га, являющегося частью земельного участка (земли лесного фонда) площадью 33093 га с кадастровым (условным) номером 34:09:00 00 00:0006, расположенными по адресу: Волгоградская область, Калачёвский район, Калачёвское лесничество, Левобережное участковое лесничество, квартал 112 выделы 5, 9.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 12 вышеуказанного договора арендатор обязуется в случае возникновения пожара на лесном участке обеспечивать его тушение. Осуществлять противопожарное обустройство лесов на лесном участке, в том числе строительство, реконструкцию содержание дорог противопожарного назначения, прокладку просек и противопожарных разрывов, обеспечивать создание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарная техника, оборудование, снаряжение и другие), содержание этих систем и средств, а также формирование горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности в объёмах, определённых проектом освоения лесов.
В ходе проверки выявлено, что на арендованном лесном участке по договору аренды от 12.05.2009 N 1н/и-8/09 выполнены не все противопожарные мероприятия, предусмотренные проектом освоения лесов, а именно отсутствует аншлаги противопожарного содержания, распространение листовок противопожарной тематики в количестве, предусмотренном Проектом не осуществлялось, пожарное оборудование предусмотренное таблицей N 14, приложением N 4 к Проекту освоения лесов отсутствует в полном объеме.
Проверкой установлено, что обществом нарушено действующее законодательство в области охраны и использования лесов от пожаров.
Указанное свидетельствует о неисполнении обществом обязанностей, возложенных на арендаторов лесных участков положениями действующего законодательства, в частности ЛК РФ и Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N417, что образует объективную сторону вменяемого административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Факт нарушения обществом требований и правил пожарной безопасности в лесах подтверждается, согласно части 2 статьи 26.2 КоАП РФ, имеющимися в материалах дела доказательствами, а именно актом проверки от 20.04.2012, постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении от 12.05.2012 года, постановлением N 231 о назначении административного наказания от 11.06.2012 года, объяснениями представителя общества Прозоровой Ю.В. (л.д.30).
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что совершенное обществом правонарушение не было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного лица, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него для надлежащего исполнения правил обслуживания жилого фонда.
Доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих организации обществом постоянной готовности сил и средств пожаротушения и бесперебойную их работу, заявителем не представлено.
Довод общества о том, что им были заключены договоры на поставку товаров (аншлаги противопожарные, лопаты, топоры и т.д.) ещё не подтверждает факт нахождения указанного инвентаря на арендуемое участке леса. Кроме того, представитель общества, присутствующая при проведении проверки, пояснила, что отсутствие противопожарных аншлагов на момент проверки может быть связано с их похищением. Противопожарный инвентарь, приобретённый обществом, хранится в офисе по адресу г. Волгоград, а не на лесном участке. К акту, составленному представителями общества о том, что аншлаги имеются на арендуемом земельном участке в необходимых количествах, судебная коллегия относится критически, так как в указанном акте отсутствует дата его составления, в связи с чем, данный акт не подтверждает наличие противопожарных аншлагов именно в момент проверки. Представленные заявителем в материалы дела фотографии также не принимаются судебной коллегией, поскольку фотографирование произведено обществом в отсутствие прокуратуры и административного органа, и намного позже проведения проверки.
С учетом изложенного апелляционный суд приходит к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом апелляционной инстанции не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.
Оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено уполномоченным органом в пределах установленного статьёй 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Суд первой инстанции в своем решении отмечает, что в материалы дела не представлено доказательств ведения на территории Калачёвского муниципального района Волгоградской области "противопожарного периода" и следовательно, не представляется возможным установить противопожарный период на территории Калачёвского муниципального района Волгоградской области. Данные выводы суд апелляционной инстанции считает ошибочными, поскольку в соответствии с пунктом 3 Норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов средства пожаротушения под номерами 1 - 5, 10 - 24 должны находиться в пунктах сосредоточения постоянно, а под номерами 6 - 9 закрепляются на пожароопасный сезон и должны быть в постоянной готовности для использования при тушении лесных пожаров. Автомашины и тракторы для перевозки цистерн, вездеходы оборудуются для установки навесных насосов.
Вывод суда первой инстанции об отсутствие протокола осмотра, а соответственно о недоказанности события административного правонарушения отклоняется судебной коллегией.
В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Перечень доказательств не является исчерпывающим. Следовательно, доказательствами могут быть любые документы (материалы), на основании которых могут быть установлены обстоятельства, предусмотренные статьей 26.2 Кодекса, в том числе акт проверки, который не является протоколом осмотра, а представляет собой иной документ.
При указанных обстоятельствах решения суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25.10.2012 года по делу N А12-18960/2012 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Отказать закрытому акционерному обществу "Научно-производственное объединение "Европа-Биофарм" в удовлетворении требований о призвании незаконным и отмене постановления Комитета лесного хозяйства по Волгоградской области N 231 от 11.07.2012 о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, предусмотренном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд Волгоградской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
И.И. Жевак |
Судьи |
Т.С. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-18960/2012
Истец: ЗАО "Научно-производственное объединение Европа-Биофарм"
Ответчик: Комитет лесного хозяйства Волгоградской области, Комитет лесного хозяйства по Волгоградской области
Третье лицо: ЗАО "Научно-производственное объединение Европа-Биофарм", Прокуратура Волгоградской области, Прокуратура Калачевского района Волгоградской области