г. Москва |
|
24 января 2013 г. |
Дело N А40-111961/12-2-566 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 января 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Н.Н.,
судей: Лепихина Д.Е., Румянцева П.В., |
при ведении протокола помощником судьи Прокофьевой С.Б., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Московская объединенная электросетевая компания" (МОЭСК) на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.11.2012 г. по делу N А40-111961/12-2-566, принятое судьей Махлаевой Т.И.,
по заявлению ОАО "Московская объединенная электросетевая компания" (МОЭСК) (ОГРН 1057746555811, 115114, г. Москва, 2-ой Павелецкий проезд, д. 3, стр. 2)
к Центральному межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ОГРН 1047796716890, 117418, г. Москва, Нахимовский проспект, д. 31)
3-е лицо: ОАО "Мосэнергосбыт" (ОГРН 1057746557329, 117312, г.Москва, ул. Вавилова, д. 9)
о признании недействительными предписаний от 02.07.2012 г. N N 352-ПР, 352-ПР/1;
при участии:
от заявителя: |
Мельников Д.В. по доверенности от 07.12.2012; Аксютин И.Я. по доверенности от 11.10.2012; |
от ответчика: |
Морозова Л.И. по доверенности от 03.12.2012; |
от третьего лица: |
Куралесов А.А. по доверенности от 17.12.2012; |
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ОАО "МОЭСК" с заявлением к Центральному межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии о признании недействительными предписаний от 02.07.2012 г. N N 352-ПР, 352-ПР/1.
В качестве третьего лица привлечено ОАО "Мосэнергосбыт".
Решением суда от 16.11.2012 г. в удовлетворении заявления отказано. При этом суд исходил из того, что обжалуемые предписания соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
С решением суда не согласился заявитель - ОАО "МОЭСК" и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что поставщиком электрической энергии является ОАО "Мосэнергосбыт", который должен обеспечивать поставку электрической энергии надлежащего качества, а ОАО "МОЭСК" не является собственником электрической энергии, не выпускает ее в обращение.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, изложил свою правовую позицию по делу.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, изложил свою правовую позицию по делу, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Представитель третьего лица поддержал позицию ответчика, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ для обращения в суд заявителем соблюден.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, за период с 04.06.2012 года по 02.07.2012 г. в соответствии с приказом заместителя Руководителя ЦМТУ Росстандарта Калинниковой М.Г. от 21.05.2012 г. N 352, старшим государственным инспектором территориального отдела (инспекции) ЦМТУ Росстандарта по Московской области Морозовой Л.И. по материалам, поступивших из Федеральной антимонопольной службы, содержащих коллективное обращение гр. Головко В.В, гр. Таран Г.В., гр. Алексеевой О.В., гр. Володиной О.И. и др. граждан с жалобой на ненадлежащее качество электроснабжения, принадлежащих заявителям жилых помещений, расположенных по адресу: Московская область, Чеховский район, д. Манушкино, дома NN с 10 по 19 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ОАО "Московская объединенная электросетевая компания" (филиал "Южные электрические сети", расположенный по адресу: Московская область, г. Подольск, ул. Кирова, д.65), ИНН 5036065113, ОГРН 1057746555811, КПП 997450001, к/с 30101810400000000225, р/с 40702810838260011503 в Московском банке ОАО "Сбербанк России", г. Москва, БИК 044525225. По результатам надзорных мероприятий составлен акт проверки и выдано предписание N 352-ПР от 02.07.2012 г. об устранении нарушений и предписание N 352-ПР/1 от 02.07.2012 г. о разработке программы мероприятий по предотвращению причинения вреда.
Не согласившись с указанными предписаниями, заявитель обратился в суд с заявлением об их оспаривании.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", под безопасностью продукции понимается состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан. В соответствии со статьями 6, 7 Федерального закона N 184-ФЗ защита жизни и здоровья граждан является приоритетной задачей законодательства в области технического регулирования.
Электроэнергия подлежит подтверждению соответствия в виде обязательной сертификации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 года N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии".
В соответствии с действовавшими в период проверки Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. N 861 (далее - Правила), между энергосбытовыми организациями (гарантирующими поставщиками) в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии и сетевой организацией заключаются договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии.
Согласно пункта 117 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 530 от 31.08.2006, услуги по передаче электрической энергии предоставляются на основании договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, заключаемых потребителями самостоятельно или в их интересах обслуживающими их гарантирующими поставщиками или энергосбытовыми организациями. Гарантирующие поставщики и энергосбытовые организации заключают с сетевыми организациями договоры оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении точек поставки на розничном рынке обслуживаемых ими потребителей, если условиями договоров, заключенных ими с потребителями, предусмотрено обеспечение оказания услуг по передаче электрической энергии в интересах и за счет потребителя.
В соответствии с пунктом 112 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства от 31.08.2006 г. N 530, действовавших на момент проверки, качество электрической энергии обеспечивается совместными действиями субъектов электроэнергетики, обеспечивающих снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующих поставщиков, сетевых организаций и иных субъектов ранка электроэнергетики, а также производителей (поставщиков) электрической энергии во исполнение своих обязательств по договорам на оптовом и розничных рынках электрической энергии.
Постановление Правительства России N 530 от 31.08.2006 г. утратило силу с 12.06.2012 г. в связи с вступлением в силу Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии".
Согласно п. 7 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии. Требования к надежности энергоснабжения и качеству электрической энергии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1.13 "Правил по проведению сертификации в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Госстандарта России N 26 от 10.05.2000 г., заявитель - изготовитель, продавец, исполнитель, обратившиеся с заявкой на проведение работ по подтверждению соответствия. Согласно ч. 2 ст. 28 Закона N 184-ФЗ заявитель обязан обеспечивать соответствие продукции требованиям технического регламента.
Таким образом, заявка на проведение сертификации электроэнергии подается организацией, имеющей непосредственную техническую возможность регулирования качеством электрической энергии в распределительных сетях.
Ввиду особенностей электрической энергии как продукции влиять на показатели качества электроэнергии в электрических сетях могут только сетевые организации, осуществляющие эксплуатацию электрических сетей, действиями собственного персонала и состоянием распределительных сетей.
Согласно п. 4 "Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг" утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее Правила N 861) потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии. Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора. При исполнении договора сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке присоединения энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) к электрической сети, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам (п. 15а Правил N 861).
Согласно ч. 1 ст. 38 "Федерального закона "Об электроэнергетике", субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации, отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Организации, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производители электроэнергии, сетевые организации обязаны обеспечить качество электроэнергии на пути от генерирующей организации до потребителя. Производство, передача и продажа электроэнергии представляет собой единый процесс. При нарушении требований стандарта качества на одном из этапов приведет к понижению качества электроэнергии, следовательно, при передаче сетевой организацией некачественной электроэнергии невозможно обеспечение поставки потребителям электроэнергии, соответствующей обязательным требованиям государственных стандартов.
В силу действия пункта 1 статьи 542 Гражданского кодекса РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами.
В соответствии с п. 3.3.1, 3.3.10, 8.22 договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 04.09.2007 г. N 17-3916, заключенного между ОАО "Мосэнергосбыт" (Заказчик) и ОАО "МОЭСК" (Исполнитель) в обязанности Исполнителя входят: обеспечить передачу принятой в свою электрическую сеть электроэнергии от точек приема до точек поставки в соответствии с согласованными параметрами надежности и с учетом технологических характеристик энергопринимающих устройств; обеспечить качество и иные параметры передаваемой электроэнергии, которые должны соответствовать техническим регламентам и требованиям ГОСТ 131109-97, что должно подтверждаться сертификатом соответствия, выданного Исполнителю уполномоченным органом; осуществлять в соответствии с Порядком, установленным законодательством Российской Федерации, контроль качества электроэнергии, показатели которой определяется ГОСТ 13109-97, иными обязательными требованиями и подтверждается сертификатом качества электроэнергии; нести ответственность за отклонение показателей качества электроэнергии сверх величин, установленных обязательными требованиями настоящего договора и законодательства.
С учетом изложенного, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что качество электроэнергии является необходимым условием безопасного применения электроэнергии, поэтому проведение сертификации электрической энергии передаваемой потребителям по электрическим сетям ОАО "МОЭСК", в соответствии с заключенным между ОАО "МОЭСК" и ОАО "Мосэнергосбыт" договором на оказание услуг по передаче электрической энергии от 04.09.2007 г. N 17-3916 и действующим законодательством является обязательным.
Довод заявителя о том, что поставщиком электрической энергии является ОАО "Мосэнергосбыт", который должен обеспечивать поставку электрической энергии надлежащего качества отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Услуги по передаче электрической энергии в Федеральном законе "Об электроэнергетике" определены как комплекс организационно и технологически связанных действий. Услуги по передаче электрической энергии включают в себя две составляющие: технологическую и организационную.
Сетевая компания обязана сертифицировать электроэнергию, и может влиять на качество электроэнергии и имеет для этого все технические возможности. Данный вывод подтверждается и п. 3.3.1, 3.3.10, 8.22 договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 04.09.2007 г. N 17-3916, заключенного между ОАО "Мосэнергосбыт" и ОАО "МОЭСК".
ОАО "МОЭСК" осуществляет выпуск в обращение электроэнергии, то есть обеспечивает передачу принятой в свою сеть электрической энергии от точек приема до точек поставки Потребителям в пределах присоединенной мощности. Качество передаваемой электроэнергии должно соответствовать ГОСТ 13109-97, подтверждением факта обеспечения передачи электрической энергии с качеством, соответствующим ГОСТ 13109-97 служит наличие сертификата соответствия (п. 3.3.1 договора на оказание услуг по передаче электрической энергии от 04.09.2007 г. N 17 3916).
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что ОАО "МОЭСК", являясь сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, является субъектом, на которого может быть возложена обязанность по обеспечению качества электроэнергии и проведению ее сертификации.
С учетом изложенного, оспариваемые предписания не противоречат закону и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со ст. 104, 110 АПК РФ ОАО "МОЭСК" подлежит возврату из Федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.11.2012 г. по делу N А40-111961/12-2-566 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ОАО "Московская объединенная электросетевая компания" (МОЭСК) (ОГРН 1057746555811, 115114, г. Москва, 2-ой Павелецкий проезд, д. 3, стр. 2) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 000 (одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-111961/2012
Истец: ОАО "Московская объединенная электросетевая компания" (МОЭСК), ОАО "МОЭСК"
Ответчик: Центральное межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, ЦМТУ Росстандарта
Третье лицо: ОАО "Мосэнергосбыт"