г. Москва |
|
23 января 2013 г. |
Дело N А41-21173/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мордкиной Л.М.,
судей: Коновалова С.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Перкиной Ю.С.,
в заседании участвуют:
от ООО "Мицар" - Парфенов А.В. по доверенности от 14.12.2011, Паршин Н.В. по доверенности от 14.12.2011;
от Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москве, ФГУ "Солнечногорское опытное лесное хозяйство", ФГУ "Мособллес" - не явились, извещены;
от Комитета лесного хозяйства по Московской области - Денищич Л.Г. по доверенности от 10.12.2012 N 02/4642,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на определение Арбитражного суда Московской области о процессуальном правопреемстве от 30.10.2012, принятое судьей Севостьяновой Н.В., по делу N А41-21173/11 по иску общества с ограниченной ответственностью "Мицар" к Управлению лесного хозяйства по Московской области и г. Москве, третьи лица: ФГУ "Солнечногорское опытное лесное хозяйство", ФГУ "Мособллес", Комитет лесного хозяйства по Московской области, об обязании переоформить ранее заключенный договор аренды участка лесного фонда от 12.02.2004,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Московской области от 31 августа 2011 года удовлетворены исковые требования ООО "Мицар" об обязании Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москве переоформить ранее заключенный договор аренды от 12.02.2004 участка лесного фонда площадью 86 300 кв.м., с кадастровым номером 50:09:0040312:82, расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, Дмитровское лесничество, Истринское участковое лесничество, квартал 89 выдела 14,15 в районе деревни Полежайки с ООО "Мицар" на срок 49 лет.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 15 ноября 2011 года решение суда по делу отменено полностью, в удовлетворении требований ООО "Мицар" отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 15 марта 2012 года постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 15 ноября 2011 года по делу N А41-21173/11 отменено, решение арбитражного суда Московской области от 31 августа 2011 года оставлено в силе.
Определением Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 06 августа 2012 года отказано в передаче дела N А41-21173/11 Арбитражного суда Московской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 29.03.2012.
ООО "Мицар" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о замене ответчика по настоящему дела - Управления лесного хозяйства по Московской области и г.Москве - на Комитет лесного хозяйства по Московской области в порядке статьи 48 АПК РФ.
Определением Арбитражного суда Московской области от 30.10.2012 по делу N А41-21173/11 заявление ООО "Мицар" о замене ответчика удовлетворено.
Не согласившись с определением суда первой инстанции, Комитет лесного хозяйства по Московской области обжаловал его в апелляционном порядке.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Комитет лесного хозяйства по Московской области ссылается на то, что ни один правовой акт не содержит указаний на правопреемство Комитета лесного хозяйства Московской области в части прав и обязанностей Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москве.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" утверждено "Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства". В соответствии с пунктом 6.9. "Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства" утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736 федеральное агентство лесного хозяйства с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке территориальные органы Агентства.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства" от 16 февраля 2011 года N 27 было утверждено "Положения об Управлении лесного хозяйства по Московской области и г. Москва". В соответствии с пунктом 1 "Положения об Управлении лесного хозяйства по Московской области и г. Москва", утвержденного Приказом Федерального агентства лесного хозяйства" от 16 февраля 2011 года N 27, Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва (Мослесхоз) является территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства, осуществляющим функции: по реализации государственной политики в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях); по контролю и надзору в области лесных отношений (на землях лесного фонда); по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
На основании пункта 6.9. "Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства" утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736 федеральное агентство лесного хозяйства с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке территориальные органы Агентства.
В пункте 9.7. Постановления Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 года N 452 "О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти" отражено, что принятие решений о реорганизации или об упразднении территориальных органов федерального органа исполнительной власти производится в порядке, аналогичном порядку принятия решения об образовании новых территориальных органов.
В решении федерального органа исполнительной власти о реорганизации или об упразднении территориального органа регламентируются вопросы передачи функций реорганизуемых территориальных органов, правопреемства, гарантий и компенсаций государственным служащим в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 N 721-р "О передаче федерального бюджетного специализированного учреждения "Центрлес" и федерального государственного учреждения "Мособллес", с 1 июля 2012 года утрачивает силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2007 года N 520-р, на основании которого все лесничества и лесопарки Московской области ранее находились под управлением уполномоченного федерального органа (Рослесхоза), территориальным органом которого являлось Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве.
В соответствии с пунктом 3 Постановления губернатора Московской области от 15 мая 2012 года N 115-ПГ "О структуре Правительства Московской области, исполнительных органов государственной власти Московской области и подведомственности государственных органов Московской области" образовывается Комитет лесного хозяйства Московской области (с 1 июля 2012 года).
На основании пункта 3 Постановления Правительства Московской области от 26 июня 2012 г. N 863/22 "Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области" принять в собственность Московской области федеральное бюджетное специализированное учреждение "Центрлес" и федеральное государственное учреждение "Мособллес" как имущественные комплексы.
В соответствии с пунктом 1 "Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области", утвержденного постановлением Правительства Московской области от 26 июня 2012 г. N 863/22, Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет) является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений.
На основании пункта 11 "Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области" утвержденного постановлением Правительства Московской области от 26 июня 2012 г. N 863/22 Основными задачами Комитета являются: охрана, защита и воспроизводство лесов; эффективное управление лесами; осуществление контроля и надзора в области лесных отношений; оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в области лесных отношений; создание условий для эффективного функционирования организаций и управления акциями (долями) хозяйственных обществ, находящихся в ведомственном подчинении Комитета.
Исходя из смысла положений Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами бюджетного законодательства", права и обязанности ликвидированного (реорганизованного) госоргана в обязательном порядке переходят к другому госоргану (в рассматриваемом случае - органу субъекта Российской Федерации) в части функций и обязательств возникших в связи с выполнением (ненадлежащим выполнением) этих функций госорганом.
Из вышеприведенных нормативно правовых актов, усматривается, что Комитет лесного хозяйства Московской области адрес: 143407, Московская область, Красногорск 7, бульвар Строителей, д. 1 является правопреемником Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве в части заключения договора аренды участками лесного фонда на территории Московской области, в том числе по обязательствам, установленным судебным решением.
ООО "Мицар" обращалось в Комитет лесного хозяйства Московской области с просьбой переоформить ранее заключенный договор аренды участка лесного фонда от 12.02.2004, однако ответ до настоящего времени не получен.
Как предусмотрено положениями статьи 48 АПК РФ, в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
В части требований выдать исполнительный лист ООО "Мицар" на Комитет лесного хозяйства Московской области адрес: 143407, Московская область, Красногорск 7, бульвар Строителей, д. 1 заявление удовлетворению не подлежит, поскольку противоречит требованиям подпункта 5 части 1 статьи 320 АПК РФ.
В апелляционной жалобе Комитет лесного хозяйства Московской области ссылается на статью 61 ГК РФ и указывает, что обжалуемое определение суда прямо противоречит нормам гражданского законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Между тем, указанный довод Комитета лесного хозяйства Московской области апелляционный суд находит несостоятельным в связи со следующим.
В пунктах 1.1. и 1.2. Постановления Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 года N 452 "О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти" закреплено, что настоящий Типовой регламент устанавливает общие правила внутренней организации федеральных органов исполнительной власти и применяется совместно с Типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти.
Регламент федерального органа исполнительной власти разрабатывается в соответствии с федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, положением о соответствующем федеральном органе исполнительной власти и на основе Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и настоящего Типового регламента.
Наряду с положениями, предусмотренными Типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и настоящим Типовым регламентом, федеральный орган исполнительной власти может включать в свой регламент иные положения по вопросам, не урегулированным указанными типовыми регламентами.
В пункте 9.7. Постановления Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 года N 452 "О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти" отражено, что принятие решений о реорганизации или об упразднении территориальных органов федерального органа исполнительной власти производится в порядке, аналогичном порядку принятия решения об образовании новых территориальных органов.
В решении федерального органа исполнительной власти о реорганизации или об упразднении территориального органа регламентируются вопросы передачи функций реорганизуемых территориальных органов, правопреемства, гарантий и компенсаций государственным служащим в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В связи с изложенным апелляционный суд считает, что положения пункта 1 статьи 61 ГК РФ к спорным правоотношения не применимы, поскольку права и обязанности ликвидированного (реорганизованного) государственного органа в законодательном порядке переходят к другому государственному органу в части функций и обязательств возникших в связи с выполнением (ненадлежащим выполнением) этих функций.
Апелляционный суд считает определение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств и действующего законодательства.
Нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Московской области от 30 октября 2012 года по делу N А41-21173/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.М. Мордкина |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-21173/2011
Истец: ООО "Мицар"
Ответчик: Управление лесного хозяйста по Московской области и г. Москва, Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва
Третье лицо: ФГУ "Мособллес", ФГУ "Солнечногорское опытное лесное хозяйство"
Хронология рассмотрения дела:
04.08.2014 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-6421/14
01.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7832/12
04.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7832/12
04.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-1428/12
23.01.2013 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-10683/12
06.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7832/12
02.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7832/12
06.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7832/12
29.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-1428/12
15.11.2011 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-8390/11
31.08.2011 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-21173/11