г. Санкт-Петербург |
|
25 января 2013 г. |
Дело N А42-8721/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания: Тутаева В.В.
при участии:
от истца (заявителя): Ишутина Н.Ф. по доверенности от 16.01.2013
от ответчика (должника): не явились, извещены
рассмотрев апелляционную жалобу ОАО "Кольская энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.09.2012 по делу N А42-8721/2011 (судья Попова Е.В.), принятое
по иску ОАО "Кольская энергосбытовая компания"
к 1. Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
2. УФК по Мурманской области
3. Министерству энергетики Российской Федерации
4. Федеральной службы по тарифам
5. Мурманской области в лице Министерства финансов Российской Федерации
о взыскании 71 331 840 руб. солидарно
установил:
Открытое акционерное общество "Кольская энергосбытовая компания" (ОГРН 1055100064480; место нахождения: 183038, Мурманская область, г. Мурманск, улица Коминтерна, 5) (далее - ОАО "Колэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН1037739085636; место нахождение: 109097, г. Москва, улица Ильинка, 9, стр.1) (далее - Минфин России) и Мурманской области в лице Министерства финансов Мурманской области (ОГРН1025100863160; место нахождение: 183038, г. Мурманск, проспект Ленина, 89) (далее - Минфин МО) о взыскании, с учетом принятых судом первой инстанции изменений исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, солидарно с Российской Федерации и Мурманской области за счет казны соответствующего публично-правового образования 71 331 840,00 руб. убытков.
Определением Арбитражного суда Мурманской области от 19.12.2011 Управление по тарифному регулированию Мурманской области (далее - УТР МО) привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Определением Арбитражного суда Мурманской области от 11.03.2012 Российская Федерация привлечена к участию в деле в лице Министерства финансов Российской Федерации, Министерства энергетики Российской Федерации и Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России).
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 28.09.2012 арбитражный суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований.
Истец, не согласившись с решением суда, обратился с апелляционной жалобой. По мнению заявителя, судом первой инстанции при принятии обжалуемого судебного акта нарушены нормы материального права, выводы арбитражного суда первой инстанции основаны на неправильном применении норм материального права и не соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В представленных в материалы дела отзывах на апелляционную жалобу Минфин России, ФСТ России, Минфин МО, УТР МО возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представители Минфин России, Минэнерго России, ФСТ России, Минфин МО, УТР МО извещенные о времени и месте судебного заседания в соответствии со статьей 123, абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ с учетом пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", в судебное заседание не явились.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьего лица.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
В соответствии с Постановлением Комитета по тарифному регулированию Мурманской области N 28/1 от 23.10.2006 ОАО "Колэнергосбыт" является гарантирующим поставщиком на территории Мурманской области (за исключением зон деятельности иных гарантирующих поставщиков).
ОАО "Колэнергосбыт" включено в Реестр субъектов оптового рынка электроэнергии (свидетельство о внесении в Реестр субъектов оптового рынка от 06.09.2006).
Согласно уведомлению НП "АТС" о регистрации групп точек поставки субъекта в торговой системе оптового рынка электроэнергии от 04.02.2008 N 01-02/08-2046 за ОАО "Колэнергосбыт" зарегистрирована группа точек поставки потребления в торговой системе оптового рынка электроэнергии по границе Мурманской области (PKOLENER).
В период 2007-2010 годов ОАО "Колэнергосбыт" покупало электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке по регулируемым ценам (тарифам) на основании договоров купли-продажи электрической энергии (мощности), заключаемых на условиях (регулируемые договоры), предусмотренных "Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 N643.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N465 "О предоставлении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике", Соглашением от 18.10.2007, заключенным между Министерством энергетики и промышленности Российской Федерации, Федеральной службой по тарифам и Комитетом по тарифному регулированию Мурманской области (далее - Соглашение с Мурманской областью), 01.11.2007 Комитетом по тарифному регулированию Мурманской области (далее - КТР МО) и ОАО "Колэнергосбыт" заключено Соглашение о предоставлении средств на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике.
В соответствии с пунктом 2.2 Соглашения от 01.11.2007 в редакции дополнительного соглашения от 18.12.2008, Комитет по тарифному регулированию Мурманской области в 2007-2010 г.г. обязался в объемах, предусмотренных на эти цели федеральным законом о федеральном бюджете и законом Мурманской области о бюджете области на соответствующий финансовый год и плановый период направлять получателю причитающиеся ему средства на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике на соответствующий год в объемах, которые определяются в соответствии с Правилами предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением КТР Мурманской области от 16.12.2008 N 49/1 был утвержден размер средств, подлежащих перечислению ОАО "Колэнергосбыт" на ликвидацию в 2008 году межтерриториального перекрестного субсидирования, направляемых за счет средств федерального бюджета в размере 2 268 987,61 тыс.руб.
24.12.2008 названная сумма, а также 100 руб., которые в соответствии с Соглашением с Мурманской областью направляются в порядке софинансирования за счет бюджета Мурманской области, всего 2 268 987,71 тыс.руб. были перечислены на расчетный счет ОАО "Колэнергосбыт".
Ссылаясь на то, что фактически потребность ОАО "Колэнергосбыт" в финансировании расходов, возникающих вследствие межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике за 2008 год составила 2 428 360,33 тыс.руб. и у ОАО "Колэнергосбыт" в результате недофинансирования возникли убытки в размере 71 331 840,00 руб., ОАО "Колэнергосбыт" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции отказывая в удовлетворении исковых требований, указал на недоказанность истцом размера заявленных к возмещению убытков, отсутствие предусмотренных действующим законодательством совокупности факторов, предусматривающих удовлетворение исковых требований о взыскании убытков взыскание с ответчиков убытков, а также пропуск истцом срока исковой давности в части требования за период январь-октябрь 2008 года.
Суд апелляционной инстанции, оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, с учетом поступивших в материалы дела отзывов ответчиков и пояснений истца приходит к следующему.
Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации, который также определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации.
В соответствии со статьями 8 и 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации относятся: установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации; установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации; предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации. Формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
Пунктом 3 статьи 45 Федерального закона от 19.12.2006 N238-ФЗ (ред. от 23.11.2007) "О федеральном бюджете на 2007 год" в составе раздела "Межбюджетные трансферты" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации были утверждены субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике. Согласно указанному пункту, порядок, методика расчета, условия предоставления и распределение субсидий между субъектами Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг), бюджетные кредиты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В рамках исполнения Федерального закона от 24.07.2007 N198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 23.07.2007 N465 "О предоставлении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике" (далее - Постановление Правительства РФ от 23.07.2007 N465).
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 23.07.2007 N465, в целях координации мер по ликвидации межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике и обеспечения доведения цен (тарифов) на розничных рынках электрической энергии до экономически обоснованного уровня в субъектах Российской Федерации, Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации и Федеральной службой по тарифам было предписано заключить с уполномоченными органами исполнительной власти этих субъектов на 2007 - 2010 годы соглашения о поэтапном доведении цен (тарифов) на розничных рынках электрической энергии до экономически обоснованного уровня, в которых должны быть определены сроки доведения цен (тарифов) на розничных рынках электрической энергии до экономически обоснованного уровня, объем средств, предоставляемых на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике, порядок и формы представления отчетов об использовании этих средств, случаи нарушения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации своих обязательств и ответственность за эти нарушения.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N465, Правительство РФ обязало Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации, в том числе разработать и утвердить по согласованию с Федеральной службой по тарифам порядок расчета размера средств, предоставляемых на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике, направляемых организациям, являющимися их получателями, а также в 2008-2010 годах в 2-месячный срок с даты вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, предусматривающего представление межбюджетных трансфертов бюджетам РФ на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике, совместно с Федеральной службой по тарифам и Министерством финансов РФ предоставлять в установленном порядке в Правительство РФ предложения о распределении указанных межбюджетных трансфертов.
При подготовке предложений о распределении межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике, Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации обязано учитывать отчеты уполномоченных органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации о результатах осуществления мер по ликвидации межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике за предыдущий финансовый год, а также ход выполнения субъектами Российской Федерации обязательств по обеспечению поэтапного доведения цен (тарифов) на розничных рынках электрической энергии в соответствующих субъектах Российской Федерации до экономически обоснованного уровня, предусмотренного соглашениями, заключенными в соответствии с настоящим Постановлением (пункт 4).
Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N465 утверждены "Правила предоставления субсидий бюджетам субъектов РФ на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил субсидии предоставляются бюджетам субъектам РФ в целях финансового обеспечения мероприятий, осуществляемых в рамках доведения до экономически обоснованного уровня цен (тарифов) на розничных рынках электрической энергии в субъектах РФ, установленных ниже экономически обоснованного уровня, за счет учета расходов, не включенных в состав указанных цен (тарифов), при установлении регулируемых государством цен (тарифов) в электроэнергетике на других территориях.
Согласно подпункта "в" пункта 5 Правил, данными субсидиями компенсируются расходы на оптовом рынке, расходы на приобретение электрической энергии (мощности) у поставщиков, одновременно являющихся участниками оптового рынка, в части, в которой эти расходы не учтены в ценах (тарифах) на розничном рынке.
Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации в 10-дневный срок с даты получения расчета размера субсидий направляет его копии в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и осуществляет перечисление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, включенных в распределение, в соответствии с указанным расчетом (пункт 7 Правил)
В соответствии с пунктом 8 Правил уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, включенного в распределение субсидий, в недельный срок с даты получения копии расчета размера субсидий, принимает решение о составе получателей средств и размере средств, предоставляемых ежемесячно каждому из них и направляет копии этого решения получателям средств. Размер этих средств рассчитывается в соответствии с порядком расчета размера средств, предусмотренным подпунктом "г" пункта 5 настоящих Правил.
Уполномоченным органом исполнительной власти Мурманской области по вопросам ликвидации межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике в соответствии с Распоряжением Правительства Мурманской области от 14.08.2007 N 266-П являлся Комитет по тарифному регулированию Мурманской области.
На основании Постановления Правительства Мурманской области от 30.04.2009 N 198-ПП Комитет по тарифному регулированию Мурманской области переименован в Управление тарифного регулирования Мурманской области. Распоряжением Правительства Мурманской области от 26.08.2009 N 266-РП уполномоченным органом по вопросам межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике определено Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области.
18.10.2007 в целях исполнения требований Постановления Правительства РФ от 23.07.2007 N465, Министерством энергетики и промышленности Российской Федерации, Федеральной службой по тарифам и Комитетом по тарифному регулированию Мурманской области было заключено Соглашение с Мурманской областью о поэтапном доведении цен (тарифов) на розничных рынках электрической энергии до экономически обоснованного уровня (далее - Соглашение с Мурманской областью).
В соответствии с дополнительным соглашением от 09.12.2008 к Соглашению с Мурманской областью Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации по тексту Соглашения заменено на Министерство энергетики Российской Федерации.
В силу пункта 2.1 Соглашения с Мурманской областью стороны обязались осуществлять финансирование мер по ликвидации межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике: Министерство энергетики Российской Федерации - в объемах, предусмотренных на эти цели федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период и утвержденных распределением межбюджетных трансфертов, предоставляемых субъектам Российской Федерации на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике, на соответствующий год; Мурманская область - в объемах согласно дополнительному соглашению, являющемуся неотъемлемой частью Соглашения с Мурманской области.
В соответствии с дополнительным соглашением Мурманская область в 2007-2010г.г. ежегодно направляет для финансирования мер по ликвидации межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике в Мурманской области из бюджета Мурманской области средства в размере 100 руб.
Приложением N 1 к Соглашению с Мурманской областью утвержден График доведения цен (тарифов) на розничном рынке электрической энергии в Мурманской области до экономически обоснованного уровня. В соответствии с указанным графиком в 2008 году были определены тариф на электрическую энергию (мощность) в размере 87,58 коп./кВт*ч и удельная стоимость электрической энергии (с учетом мощности), учтенная при установлении предельного уровня тарифа на электрическую энергию (мощность) в размере 52,11 коп./кВт *ч.
01.11.2007 между Комитетом по тарифному регулированию Мурманской области и ОАО "Колэнергосбыт" заключено Соглашение о предоставлении средств на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике (далее - Соглашение от 01.11.2007).
Соглашение от 01.11.2007 заключено на основании Постановления Правительства РФ от 23.07.2007 N465 и Соглашения с Мурманской областью от 18.10.2007.
В соответствии с пунктом 1.1. Соглашения от 01.11.2007 средства (субсидии) Федерального бюджета Российской Федерации предоставляются Мурманской области для компенсации расходов, понесенных Получателем средств на оптовом рынке, в части, в которой эти расходы не учтены в ценах (тарифах) на розничных рынках и не компенсируются за счет других источников.
В соответствии с пунктом 2.1 Соглашения от 01.11.2007, в редакции дополнительного соглашения от 18.12.2008, Комитет по тарифному регулированию Мурманской области в 2007-2010 г.г. обязался в объемах, предусмотренных на эти цели федеральным законом о федеральном бюджете и законом Мурманской области о бюджете области на соответствующий финансовый год и плановый период направлять получателю причитающиеся ему средства на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике на соответствующий год в объемах, которые определяются в соответствии с Правилами предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В свою очередь, получатель средств обязался принимать получаемые средства и обеспечить их целевое использование, а также в соответствии с пунктом 2.2.3 Соглашения, ежемесячно предоставлять отчеты об использовании выделяемых средств в соответствии с приложением N 1 и отчетность по форме "Полезный отпуск (поставка) электрической и тепловой энергии" согласно приложению N 2к Приказу Федеральной службы по тарифам от 10.02.2006 N 19-э/4 "О системе отчетности, предоставляемой в Федеральную службу по тарифам организациями, осуществляющими деятельность в сфере регулируемого ценообразования в электроэнергетике" в сроки, установленные Порядком предоставления отчетности организациями, являющимися получателями средств, предоставляемых на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике в Мурманской области. В приложении N 2 Соглашения стороны согласовали форму ежегодного отчета об использовании выделяемых средств.
В соответствии с пунктом 2.4.1 Соглашения от 01.11.2007 Комитет по тарифам Мурманской области вправе корректировать размеры средств, направляемых получателю, исходя из фактических объемов электрической энергии (мощности), приобретаемых получателем по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом рынке.
В целях реализации мер по ликвидации межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике и обеспечения доведения цен (тарифов) на розничных рынках электрической энергии до экономически обоснованного уровня в субъектах Российской Федерации на период 2008 года, Постановлением Правительства РФ от 07.11.2008 N819 "О предоставлении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике" (далее - Постановление Правительства РФ от 07.11.2008 N 819) были утверждены Методика расчета межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике; Правила предоставления в 2008 году субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике; Распределение субсидий, предоставляемых в 2008 году бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике.
Размер средств, распределенных бюджету Мурманской области на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике в 2008 году, согласно Постановлению Правительства РФ от 07.11.2008 N819, составил 2 412 854,2 тыс.руб.
Министерство энергетики Российской Федерации письмом от 09.12.2008 N СВ-4124/05 (с дополнениями от 12.12.2008 N СВ-4233/05) в соответствии с пунктом 8 Правил направило в адрес Комитета по тарифам Мурманской области расчет размера субсидий, которые предоставляются ежемесячно бюджету Мурманской области в 2008 году.
Комитетом по тарифам Мурманской области Постановлением от 16.12.2008 N 49/1 были определены получатели средств на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике в 2008 году и размер средств, подлежащих перечислению получателям.
Для ОАО "Колэнергосбыт" был утвержден размер средств на ликвидацию в 2008 году межтерриториального перекрестного субсидирования, направляемых за счет средств федерального бюджета в размере 2 268 987,61 тыс.руб. (т.1,л.д.94-95).
В рамках исполнения Соглашения с Комитетом по тарифам Мурманской области от 01.11.2007, ОАО "Колэнергосбыт" письмом от 16.01.2009 N 2-01/127 были направлены в адрес КТР Мурманской области отчеты за январь-декабрь 2008 года и за 2008 год (с приложением расчетов), которые были составлены по формам, предусмотренным Соглашением от 01.11.2007 (т.7, л.д.52-67).
Комитетом по тарифам Мурманской области как уполномоченным органом в адрес Минэнерго России (исх. от 19.01.2009 N 06/02-04/50) и ФСТ России (исх. от 19.01.2009 N 06/02-04/51) были направлены отчеты об использовании межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике за 2008 год. Отчеты были выполнены в соответствии с утвержденными приказом Минэнерго России от 24.11.2008 N 220 (регистрация в Минюсте РФ от 26.12.2008 N 13021) формами отчетов, являющимися приложениями Дополнительного соглашения от 09.12.2008 к Соглашению с Мурманской областью. К данному отчету был также приложен отчет ОАО "Колэнергосбыт" об использовании выделяемых средств на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования за 2008 год, представленный в Комитет письмом от 16.01.2009 N 2-01/127.
17.02.2009 в Министерстве энергетики Российской Федерации состоялось совещание по рассмотрению результатов рассмотрения отчета Комитета об использовании субсидий на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике за 2008 год с участием представителей ФСТ России и Комитета (протокол от 17.02.2009 N 3пр/05, т.3, л.д. 17).
Из Протокола совещания в Минэнерго России от 17.02.2009 по обсуждению результатов рассмотрения отчета КТР Мурманской области об использовании субсидий на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике за 2008 год, отчеты, в том числе ОАО "Колэнергосбыт", не были приняты Минэнерго России и ФСТ России, поскольку не отражали фактических данных в части расходов на покупку электрической энергии и мощности на ОРЭМ по регулируемым ценам (по сравнению с данными, предоставленными НП "Совет рынка"). Причиной таких расхождений являлось применение в формах отчетов индикативных цен на электрическую энергию и мощность, а не фактических цен покупки электроэнергии и мощности на ОРЭМ по регулируемым договорам.
На основании протокола от 17.02.2009 N 3пр/05 совещания по обсуждению результатов рассмотрения отчета об использовании субсидий за 2008 год Комитетом в отчетность внесены изменения.
Письмом от 20.02.2009 N 06/02-04/239 исправленные отчеты направлены в ФСТ России, а также получателям средств, в том числе ОАО "Колэнергосбыт", письмом от 20.02.2009 N06/02-07/241.
В письме от 05.03.2009 Минэнерго России сообщило, что в представленных письмом Комитетом по тарифам Мурманской области от 20.02.2009 отчетах об использовании субсидий информация в графах 3 и 4 раздела IV отчетов не соответствует данным о стоимости электрической энергии и мощности, купленной в 2008 году на оптовом рынке по регулируемым договорам получателей средств субсидий Мурманской области, которые были предоставлены по запросу Департамента электроэнергетики НП "Совет рынка", информация, содержащаяся в этих разделах должна соответствовать первичным учетным документам (т.3, л.д.21-22).
Согласно письму Управления тарифного регулирования Мурманской области (ранее Комитет) от 16.03.2009 N 06/02-04/365, адресованному заместителю Министра энергетики РФ, в отчетность получателей средств, выполненной в формате 2007 года, внесены изменения вместо "удельной стоимости электрической энергии, учтенной в тарифе на электрическую энергию (мощность), установленной на соответствующий период" указана "средняя удельная стоимость электрической энергии (с учетом мощности), приобретаемой получателям средств по регулируемым ценам (тарифам), учтенная в регулируемых ценах (тарифах) на розничном рынке" вместо "удельной стоимости мощности, учтенной в тарифе на электрическую энергию (мощность), установленной на соответствующий расчетный период регулирования" - "фактический объем продажи получателем средств электрической энергии (мощности) на розничном рынке", соответствующий объему покупки им электрической энергии и мощности по регулируемым ценам (тарифам), расчет пунктов 3 и 4 отчетов получателей средств изменен КТР МО самостоятельно, исходя из новых данных, полученных при изменении пунктов 3.1 и 3.2, пунктов 4.1 и 4.2 соответственно, корректировка пункта 5 произведена за счет новых данных, полученных в пунктах 3 и 4 отчетов.
16.03.2009 Комитет по тарифному регулированию Мурманской области письмом N 06/02-07/367 обязал ОАО "Колэнергосбыт" в срок до 20.03.2009 внести необходимые изменения в отчеты за 2008 год (т.2, л.д.1). К письму прилагались таблицы, выполненные КТР МО в соответствии с решением совещания от 17.02.2009.
Письмом от 20.03.2008 N 2-01/1344 ОАО "Колэнергосбыт" направило в адрес КТР МО уточненные отчеты от 16.03.2009 за январь-декабрь 2008 года и за 2008 год (т.2 л.д. 5-19).
Из пояснений УТР МО следует, что измененный отчет направлен Управлением тарифного регулирования Мурманской области в Минэнерго России, после чего в Управление от Минэнерго России не поступало информации о наличии или отсутствии замечаний к данной отчетной документации (т.3, л.д.1-6).
С учетом вышеизложенных обстоятельств, является необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что представленные в материалы дела отчеты не являются надлежащими доказательствами по делу.
Согласно разделу 2 Отчета Комитета по тарифному регулированию Мурманской области "Об использовании межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике за 2008 год" от 16.03.2009 остаток на начало 2008 года предоставленных из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике составлял 84 060,10 тыс.руб., на конец 2008 года - 84 073,59 тыс.руб. Плановый объем межбюджетных трансфертов, причитающихся в соответствии с выполненным ФСТ расчетом размера межбюджетных трансфертов бюджету Мурманской области составил 2 412 854,20 тыс.руб. Указанный объем поступил в бюджет Мурманской области. Фактический объем средств, направленных получателям средств в 2008 году составил 2 412 840,81 тыс.руб., в том числе 2 412 840, 71 тыс.руб. за счет межбюджетных трансфертов и 0,10 тыс. руб. за счет средств бюджета Мурманской области.
Из Отчета Комитета по тарифному регулированию Мурманской области "Сводные показатели по всем получателям средств Мурманской области" (таблица N 2) следует, что в 2008 году фактические расходы получателей средств на покупку электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам) составили 7 543 208,29 тыс.руб., из них подлежащие компенсации за счет средств, предоставляемых на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике, фактические расходы получателей средств на покупку электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам) - 2 570 851,13 тыс.руб. Плановый объем межбюджетных трансфертов, причитающихся в соответствии с выполненным ФСТ расчетом размера межбюджетных трансфертов бюджету Мурманской области и фактический объем средств, направленных получателям средств в 2008 году составил 2 412 840,81 тыс. руб.
Таким образом, за период 2008 года не были компенсированы за счет средств, направленных в порядке финансирования мер по ликвидации межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике, расходы получателей средств в Мурманской области в сумме 158 010,32 тыс.руб.
В соответствии с отчетом ОАО "Колэнергосбыт" от 16.03.2009, откорректированным в соответствии с письмом N 06/02-07/367 КТР МО, фактические расходы ОАО "Колэнергосбыт" на покупку электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам) за 2008 год составили 7 071 043,09 тыс. руб., из них подлежащие компенсации за счет средств бюджета - 2 428 360,33 тыс.руб. Фактически получено ОАО "Колэнергосбыт" в порядке ликвидации мероприятий по ликвидации межтерриториального перекрестного субсидирования - 2 268 987,71 руб.
Таким образом, за период 2008 года ОАО "Колэнергосбыт" не были компенсированы фактические расходы на покупку электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам), подлежащие компенсации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N465, за счет средств, предоставляемых на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике, в объеме 159 372,62 тыс.руб.
Исходя из изложенного, согласно отчетам как Комитета по тарифному регулированию Мурманской области, так и ОАО "Колэнергосбыт", в 2008 году фактически не были компенсированы расходы получателей средств Мурманской области на покупку электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам), подлежащие компенсации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N465, за счет средств, предоставляемых на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике, в объеме более 150 млн. руб.
Как было указано ранее, Приложением N 1 к Соглашению с Мурманской областью от 18.10.2007 Министерством энергетики и промышленности Российской Федерации, Федеральной службой по тарифам и Комитетом по тарифному регулированию Мурманской области был утвержден График доведения цен (тарифов) на розничном рынке электрической энергии в Мурманской области до экономически обоснованного уровня, которым была определена удельная стоимость электрической энергии (с учетом мощности), учтенная при установлении предельного уровня тарифа на электрическую энергию (мощность) в размере 52,11 коп./кВтч.
Однако, на основании выполненного Комитетом по тарифному регулированию Мурманской области расчета, постановлением КТР МО от 03.12.2007 N 39/5, величина средневзвешанной стоимости приобретения единицы электрической энергии (мощности) на оптовом рынке принятой при установлении тарифов на 2008 года составила 50,53 коп./кВтч.
Разница между удельной стоимостью, предусмотренной Графиком (52,11 коп./кВтч), учтенной при расчете размера субсидий для бюджета Мурманской области, и удельной стоимостью, учтенной КТР МО при установлении тарифов (50,53 коп./кВтч) на 2008 год, сформировала у сбытовых организаций - получателей субсидий, некомпенсируемые расходы за счет потребителей розничного рынка электрической энергии расходы на покупную энергию.
В соответствии с Соглашением от 25.02.2010 об урегулировании разногласий в области государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию между ОАО "Колэнергосбыт" и УТР МО, указанная разница в размере 88 040,78 тыс.руб. была учтена в качестве выпадающих доходов прошлых лет в составе необходимой валовой выручки ОАО "Колэнергосбыт" в 2010-2011 годах.
Таким образом, разногласия относительно убытков ОАО "Колэнергосбыт", возникших в связи с установленными УТР МО в 2008 году тарифами, были урегулированы указанным Соглашением в размере 88 040, 78 тыс. руб.
С учетом изложенного, отклоняется ссылка ответчиков на правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2012 N14489/11, согласно которой недопустимо возложение на публично-правовое образование ответственности за понесенные организацией убытки без исследования вопроса о соответствии закону или иному правовому акту акта государственного органа этого публично-правового образования, утвердившего спорные тарифы, поскольку вопрос о тарифах был урегулирован ОАО "Колэнергосбыт" и КТР МО Соглашением от 25.02.2010 об урегулировании разногласий в области государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию.
Реализация мер по обеспечению доведения цен (тарифов) на розничных рынках электрической энергии до экономически обоснованного уровня предусмотрена Правительством Российской Федерации, в том числе, в Постановлении Правительства РФ от 23.07.2007 N465. Правительством РФ установлен порядок компенсации расходов истца в связи с установлением экономически необоснованных тарифов на розничном рынке электрической энергии. ОАО "Колэнергосбыт" предъявлен иск в связи с бездействием уполномоченных органов по решению вопросов о полной компенсации его расходов.
Предметом исковых требований ОАО "Колэнергосбыт" является взыскание 71 331 840 руб. убытков, исходя из расчета: 159 372 620 руб. - 88 040 780 руб., суммы некомпенсированных расходов получателя субсидий, поскольку указанные расходы не учтены в ценах (тарифах) на розничном ранке, не компенсированы за счет других источников. Выделенных в 2008 году субсидий было недостаточно, чтобы в полном объеме компенсировать эти расходы, что подтверждается представленными в материалы дела отчетами Комитета по тарифному регулированию Мурманской области и ОАО "Колэнергосбыт".
В соответствии со статьями 52 и 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью.
В силу пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Статья 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает способы возмещения вреда: возмещение вреда в натуре или возмещение причиненных убытков (пункт 2 статьи 15).
Согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Следовательно, действующее законодательство не содержит никаких исключений в части объема возмещения вреда в случае причинения его незаконными действиями государственных органов. Ограничение ответственности государственных органов за причиненный их незаконными действиями вред только возмещением реального ущерба ведет к умалению прав потерпевших от таких действий, противоречит принципу равенства прав и свобод.
Указанная позиция сформулирована в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.08.2009 N ВАС-10357/09.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.02.2002 N22-О указано, что гражданским законодательством установлены дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленные на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью.
Ответственность за вред, причиненный государственными и муниципальными органами или их должностными лицами, наступает при доказанности незаконности действий (бездействий), причинной связи между этими действиями (бездействиями) и возникшими убытками, а также их размера.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N465, Постановлением Правительства РФ от 07.11.2008 N 819, Соглашением с Мурманской областью от 18.10.2007, расходы получателей средств на покупку электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам), не учтенные в составе цен (тарифов) на розничном рынке и компенсированные за счет других источников, на основании Правил предоставления в 2008 году субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.11.2008 N 819, подлежат возмещению гарантирующим поставщикам за счет средств федерального бюджета, направляемым в порядке финансирования мер по ликвидации межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике.
Материалами дела подтверждается, что в период проведения Правительством РФ мер по обеспечению доведения цен (тарифов) на розничных рынках электрической энергии до экономически обоснованного уровня (2008 год), ОАО "Колэнергосбыт" понесло расходы.
Указанные расходы ОАО "Колэнергосбыт" образовались вследствие установления экономически необоснованных цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) в Мурманской области, не учитывающих в полном объеме расходы на приобретение электрической энергии (мощности) с применением регулируемых цен по регулируемым договорам.
Наличие некомпенсированных расходов ОАО "Колэнергосбыт" нашли свое отражение в уточненных по просьбе Минэнерго РФ отчетах Комитета по тарифному регулированию Мурманской области за 2008 год, направленных в Минэнерго, а также в отчетах ОАО "Колэнергосбыт".
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что у Минэнерго РФ имелись возражения относительно полноты и достоверности сведений, отраженных в указанных отчетах.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, с учетом нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения сторон в спорный период, апелляционный суд приходит к выводу о том, что сумма в размере 71 331 840 руб. является убытками ОАО "Колэнергосбыт" и подлежит компенсации в соответствии с нормами действующего законодательства ввиду следующего.
Согласно подпункта "г" пункта 5 Правил предоставления в 2008 году субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.11.2008 N 819, компенсации подлежат все расходы, складывающиеся у получателя средств на оптовом рынке электрической энергии (мощности) в части, в которой эти расходы не учтены в ценах (тарифах) на розничных рынках и не компенсированы за счет других источников.
Соглашением с Мурманской областью от 18.10.2007 предусмотрена обязанность Субъекта принять решение размерах средств, направляемых каждому получателю средств ежемесячно, исходя из требования о компенсации расходов получателей средств, понесенных на оптовом рынке для приобретения электрической энергии (мощности), которые не были учтены в ценах (тарифах) на розничном рынке электрической энергии в Мурманской области не компенсируются за счет других источников.
На основании Постановления Правительства РФ от 07.11.2008 N 819, Приказом Минэнерго РФ от 13.08.2009 N 367 утвержден "Порядок расчета размера средств, предоставляемых на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике, направляемых организациям, являющимися их получателями" (далее - Порядок). Указанный порядок определяет алгоритм расчета размера средств, которые в соответствии с указанным Постановлением предоставляются бюджетам РФ на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике. Порядок предусматривает механизм учета сумм, некомпенсированных в полном объеме в предыдущем периоде регулирования фактических расходов получателей средств (2008 год) при определении размера средств, подлежащих направлению в следующем периоде (2009 год).
Кроме того, обязанность Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации учитывать отчеты уполномоченных органов исполнительной власти при подготовке предложений о распределении межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике, предусмотрена Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N465.
В нарушение указанных норм и Соглашения с Мурманской областью от 18.10.2007, Минэкономики РФ не учел сведения, указанные в отчетах Комитета по тарифному регулированию Мурманской области и ОАО "Колэнергосбыт", о недостаточности средств, выделенных в 2008 году из федерального бюджета в порядке финансирования мер по ликвидации межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике.
В соответствии с пунктом 2.5.1 Соглашения с Мурманской областью от 18.10.2007 Федеральная служба по тарифам обязана направлять в Министерство промышленности и энергетики РФ расчет размера межбюджетных трансфертов, которые направляются ежемесячно бюджету Мурманской области.
Пунктом 2.2.4 Соглашения с Мурманской областью предусмотрена возможность корректировки размеров средств, направляемых получателю, исходя из фактических объемов электрической энергии (мощности), приобретаемых получателем средств по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом рынке, и реализуемых им на розничном рынке.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 55 Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 N109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" при установлении тарифов на розничных рынках регулирующие органы обязаны учитывать имевшее место в предыдущие периоды регулирования экономически не обоснованное сдерживание роста регулируемых тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию.
Пункт 2.2.1 Соглашения с Мурманской областью от 18.10.2007 (в редакции Дополнительного соглашения) предусматривает обязанность Комитета по тарифному регулированию Мурманской области обеспечивать в течение 2007-2010 установление регулируемых цен (тарифов) на розничном рынке электрической энергии в Мурманской области не ниже уровней, предусмотренных Графиком доведения цен (тарифов) на розничном рынке электрической энергии до экономически обоснованного уровня.
Соглашение с Мурманской областью от 18.10.2007, равно как и Соглашение от 01.11.2007, не требует от получателей субсидий каких-либо обращений или заявлений для компенсации своих расходов. Соответствующая информация отражается получателями в Отчетах, где отражены суммы некомпенсированных затрат, подлежащих компенсации за счет средств федерального бюджета. Обязанностью Минэнерго РФ, Федеральной службы по тарифам и Комитета по тарифному регулированию Мурманской области является решение вопроса компенсации указанных расходов.
Как указывалось ранее, целью принятых Правительством РФ Постановлениями от 23.07.2007 N 465, от 07.11.2008 N 819 мер, является, в том числе, учет затрат гарантирующих поставщиков на оптовом рынке, не компенсируемых за счет иных источников, в период проведения Правительством РФ мероприятий по доведению цен (тарифов) на розничных рынках электрической энергии до экономически обоснованного уровня.
Исходя из пункта 1.1 Соглашения с Мурманской областью от 18.10.2007, смысл проводимых мероприятий заключается в том, чтобы учесть, в том числе затраты ОАО "Колэнергосбыт", и довести цены (тарифы) на розничном рынке электрической энергии в Мурманской области до экономически обоснованного уровня.
Бездействие Минэнерго РФ, Федеральной службы по тарифам и Комитета по тарифному регулированию Мурманской области привели к убыткам истца, о возмещении которых заявлено ОАО "Колэнергосбыт" в настоящем иске.
Размер убытков определен истцом как разница между не компенсированными фактическими расходами на покупку электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам), подлежащими компенсации за счет средств, предоставляемых на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике, и отраженными в Отчете от 16.03.2009 в объеме 159 372,62 тыс.руб. и суммой, урегулированной ОАО "Колэнергосбыт" с КТР МО Соглашением от 25.02.2010 в размере 88 040,78 тыс.руб.
Отчеты ОАО "Колэнергосбыт" от 16.03.2009 приняты Минэнерго РФ, Федеральной службой по тарифам и Комитетом по тарифному регулированию Мурманской области без возражений. Расчет отраженных в отчетах некомпенсированных расходов истца не оспорен. Доказательства компенсации истцу спорной суммы в последующие периоды ответчиками в материалы дела не представлены, что влечет удовлетворение требований ОАО "Колэнергосбыт" в размере 71 331 840 руб.
Согласно пункту 1 статьи 322 Гражданского кодекса Российской Федерации солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 322 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанности нескольких должников по обязательству, связанному с предпринимательской деятельностью, равно как и требования нескольких кредиторов в таком обязательстве, являются солидарными, если законом, иными правовыми актами или условиями обязательства не предусмотрено иное.
Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 465 и заключенным в соответствии с ним Соглашением Мурманской области от 18.10.2007, предусмотрена солидарная обязанность федеральных органов и субъекта РФ Мурманской области по доведению до экономически обоснованного уровня цен (тарифов) на розничном рынке электрической энергии в Мурманской области, а именно: при подготовке предложений о распределении межбюджетных трансфертов учитывать отчеты уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ о результатах осуществления мер по ликвидации межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике за предыдущий финансовый год.
Таим образом, ОАО "Колэнергосбыт" правомерно предъявлено солидарное требование к ответчикам.
В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.
В пункте 1 названного постановления также указанного, что согласно пункту 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.
В силу статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени соответствующей казны выступают соответствующие финансовые органы, если согласно пункту 3 статьи 125 Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В настоящем деле надлежащими ответчиками являются Российская Федерация, от имени которой в суде выступают Министерство финансов РФ, и субъект Российской Федерации - Мурманская область, от имени которого в суде выступает Министерство финансов Мурманской области.
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно статье 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года.
По условиям пунктов 1 и 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются названным Кодексом и иными законами. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований считать пропущенным истцом срок исковой давности в части требования за период январь-октябрь 2008 года по иску о взыскании убытков в связи с бездействием органов государственной власти.
Откорректированный по требованию Минэнерго РФ Отчет за 2008 год направлен Комитетом по тарифному регулированию Мурманской области и ОАО "Колэнергосбыт" в марте 2009 года.
Отчет содержит сведения о некомпенсированных расходах истца, являющиеся предметом настоящего спора. Замечания относительно представленных отчетов от Минэнерго и Комитета по тарифному регулированию Мурманской области в адрес ОАО "Колэнергосбыт" не последовало, в связи с чем, истец рассчитывал, что указанные расходы в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами и Соглашениями, заключенными в их исполнение, будут учтены при определении сумм субсидий, подлежащих выплате в 2009 году. Поскольку указанные расходы не были компенсированы, истец 13.12.2011 направил исковые заявление в арбитражный суд.
Таким образом, трехгодичный срок исковой давности не истек.
Отчет датирован 16.03.2009 и является основанием для принятия Минэкономики РФ решения о компенсации расходов истца, отраженных в указанном отчете, поэтому в момент составления и направления отчета, истец не мог знать о нарушении своего права.
Согласно пункту 2 абзаца 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются, кроме прочего, нарушение или неправильное применение норм материального права.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в пределах, предусмотренных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции в силу пункта 2 статьи 269, пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает, что судебный акт подлежит отмене.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы истца по оплате государственной пошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы относятся на ответчиков.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.09.2012 по делу N А42-8721/2011 отменить.
Взыскать солидарно с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636; место нахождение: 109097, г. Москва, улица Ильинка, 9, стр.1) за счет казны Российской Федерации и с Мурманской области в лице Министерства финансов Мурманской области (ОГРН 1025100863160; место нахождение: 183038, г. Мурманск, проспект Ленина, 89) за счет казны Мурманской области в пользу открытого акционерного общества "Кольская энергосбытовая компания" (ОГРН 1055100064480; место нахождения: 183038, Мурманская область, г. Мурманск, улица Коминтерна, 5) убытки в размере 71 331 840 рублей, а также расходы по госпошлине по иску и апелляционной жалобе в размере 202 000 рублей.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-8721/2011
Истец: ОАО "Кольская энергосбытовая компания"
Ответчик: Министерство финансов Мурманской области, Министерство финансов РФ, Министерство энергетики Российской Федерации, Министерство энергетики РФ, Мурманская область в лице Министерства финансов Мурманской области, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, Управление по тарифному регулированию Мурманской области, УФК по Мурманской области, Федеральная служба по тарифам, Федеральная служба по тарифам РФ
Третье лицо: УФК по Мурманской области