г. Москва |
|
25 января 2013 г. |
Дело N А40-98963/12-6-920 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Москвина Л.А
судей: |
Цымбаренко И.Б., Свиридова В.А., |
при ведении протокола |
помощником судьи Струковой В.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ЗАО "Торговый дом "Славич"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02 ноября 2012 года по делу N А40-98963/12-6-920
по заявлению ЗАО "Торговый дом "Славич" (ОГРН 7097747414681, 107258, г.Москвина, бульвар М.Рокоссовского, д.31)
к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по г. Москве
о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: |
Метелева А.А. по дов.N б/н от 02.11.2012; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Торговый дом "Славич" обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об отказе во внесении изменений в ЕГРП, возложении обязанности внести соответствующие изменения.
Решением от 02.11.2012 суд отказал в удовлетворении заявленных требований, мотивировав свои выводы тем, что у регистрирующего органа отсутствовали достаточные основания для государственной регистрации за заявителем права собственности.
Не согласившись с данным решением, в апелляционной жалобе заявитель просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам, а также на неправильное применение судом норм материального права.
Представитель ответчика, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст.ст.123, 156 АПК РФ, при отсутствии возражений со стороны заявителя, дело рассмотрено в отсутствие не явившегося лица.
Принимая во внимание положения ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. п. 4 - 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" (размещено на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://www.arbitr.ru 15 марта 2011 года) суд апелляционной инстанции также полагает необходимым обратить внимание на то, что информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (http://kad.arbitr.ru/).
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения заявителя, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 18 января 2012 года Закрытое акционерное общество "Торговый дом "Славич" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве с заявлением о государственной регистрации внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним об объекте права, принадлежащем ему на праве собственности - нежилого двухэтажного здания, общей площадью 3 980,2 кв.м. (Свидетельство о государственной регистрации права собственности: 77 AM N 026631 от 10 февраля 2010 г.), расположенного по адресу: г. Москва, бульвар Маршала Рокоссовского, д.31, в связи с проведенными работами по его перепланировке и переоборудованию.
Решением Управления Росреестра по Москве от 22 июня 2012 года N 03/001/2012-175,177 в регистрации изменений заявителю отказано.
Пологая, что указанное решение является незаконным и нарушает права и законные интересы, общество обратилось в суд с заявлением, мотивировав его следующими доводами.
Необходимые документы, касающиеся произведенных работ по перепланировке здания (изменения площади объекта), были представлены заявителем в регистрирующий орган (копия Расписки в получении Управлением Росреестра по Москве документов на государственную регистрацию - прилагается). Все представленные документы выданы уполномоченными на то органами и соответствуют установленным требованиям - на них имеются реквизиты выдавшего их органа, печать и подпись уполномоченных должностных лиц: Согласно действующему на момент согласования работ Постановлению Правительства Москвы N 621-ПП от 16 августа 2005 г., проведение работ по перепланировке, переоборудованию, реконструктивным работам на объектах нежилого назначения, по капитальному ремонту, ремонту и покраске фасадов зданий, строений и сооружений должны быть согласованы с префектурой административного округа.
Распоряжением Префектуры ВАО города Москвы от 04 февраля 2011 г. N 48-В-РП, после изучения всех документов, дано разрешение на проведение перепланировки и переоборудования помещений в принадлежащем ЗАО "ТД "Славич" на праве собственности нежилом здании.
Согласно положениям Федерального закона N 169-ФЗ от 17.11.1995 г. "Об архитектурной деятельности в Российской федерации", проект изменения фасадов является архитектурным изменением здания, и должны быть согласованы с уполномоченным органом.
Содержание представленной выписки из Протокола N 29 от 28 декабря 2010 г. заседания Художественного совета Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы свидетельствует о согласовании проекта изменения фасадов здания.
Письмом Главы Управы района Богородское города Москвы от 12.03.2012 г. N Б2-13-475/2 подтверждено, что образовавшиеся нежилые помещения, согласно поэтажному плану, также были включены в проект общей перепланировки здания.
Восточным территориальным бюро технической инвентаризации выдана справка от 30.11.2011 г. б/н о том, что изменение площади произошло в результате учета изменений при проведении текущей инвентаризации на основании выданного разрешения на производственную перепланировку здания, то есть в соответствии с действующим законодательством. По окончании работ и измерений (обмеров) помещений в натуре внесены соответствующие изменения в техническую документацию на здание, в связи с чем Восточным ТБТИ выдан новый кадастровый паспорт здания.
Работа межведомственной комиссии по разрешению проведения перепланировки и переоборудования помещений в указанном здании проводилась в декабре 2010 года. Распоряжение Префектуры Восточного административного округа города Москвы об утверждении разрешения вынесено 04 февраля 2011 год. В тот период применялись положения Градостроительного кодекса РФ в редакции Федерального закона N 305-ФЗ от 22.11.2010 года
В числе работ по перепланировке и переоборудованию, проектом предусматривалось проведение ремонтных работ по фасадам здания. Эти работы, которые как уже было указано выше, согласованные Художественным советом Комитета по архитектуре и градостроительству г.Москвы, хотя и относятся к работам, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, однако согласно положениям действующего на момент их утверждения и проведения градостроительного законодательства, относятся к капитальному ремонту объекта капитального строительства, то есть также не являются реконструкцией здания.
В результате выполненных работ по перепланировке и переоборудованию здания был составлен Акт от 28 июля 2011 г., подтверждающий завершение ремонтных работ и признании их соответствующими требованиям технических регламентов (норм и правил). Составленный Акт по итогам проведенных работ подписан, в том числе, уполномоченным должностным лицом Управы района Богородское города Москвы, и в совокупности с иными представленными документами по смыслу части 1 статьи 17 Закона о регистрации является документом, подтверждающим право собственника здания и заявителя по настоящему делу - ЗАО "ТД "Славич" - на регистрацию произведенных изменений.
Решение об отказе Управления Росреестра по Москве от 22 июня 2012 года N 03/001/2012-175,177 не соответствует действующему законодательству, так как основано на применении недействующего нормативно-правового акта: Постановление Правительства Москвы N 621-ПП от 16 августа 2005 г. утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Москвы от 22.11.2011 г. N 551-ПП
Заявитель считает, что в результате проведения работ Закрытым акционерным обществом "Торговый дом "Славич", не был создан новый объект недвижимого имущества. Изменение (увеличение) площади здания с 3 980,2 кв.м. до 4 378,9 кв.м. произошло за счет внутренней перепланировки и переоборудования помещений здания и не привело к функциональному изменению назначения самого здания.
Таким образом, заявитель считает, что в регистрирующий орган представлены все необходимые и достаточные документы для производства государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП о принадлежащем ему на праве собственности объекте права, расположенном по адресу: г. Москва, бульвар Маршала Рокоссовского, д.31.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов госорганов, входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, и проверка факта нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя (часть 1 статьи 16 Федерального закона N 122-ФЗ) и является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона N 122-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Так, в соответствии с абз. п.1 ст.17 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают такие обстоятельства - договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшем в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки, иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент её совершения, иные документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В соответствии со статьей 13 и пунктом 1 статьи 18 Закона при государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза представленных на регистрацию документов. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП.
В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Согласно п. 1 ст. 18 Закона о регистрации документы, представленные на государственную регистрацию, должны соответствовать требованиям действующего законодательства.
Согласно представленной справке Восточного ТБТИ от 30.11.2011 изменение площади объекта недвижимости произошло в результате учета изменений при проведении текущей инвентаризации.
Также на государственную регистрацию подано Распоряжение Префектуры ВАО г. Москвы N 48-В-РП от 04.02.2011 об утверждении решения межведомственной комиссии по использованию жилищного и нежилого фонда ВАО от 29.12.2010 (протокол N 121, п. 2) в соответствии с Постановлением Правительства г. Москвы от 16.08.2005 N 621-ПП "О порядке оформления и выдачи в режиме "одного окна" документации на проведение работ по перепланировке, переоборудованию, реконструктивным работам на объектах нежилого назначения, по капитальному ремонту, ремонту и покраске фасадов зданий, строений и сооружений, по благоустройству и использованию территории".
Как следует из данного Постановления реконструктивные работы -частичные изменения внешнего архитектурного облика зданий, строений, сооружений или отдельных элементов (частей) их фасадов или конструкций, предусматривающие: частичные изменения внешнего архитектурного облика зданий, создание, ликвидация, изменение формы оконных и дверных проемов, изменение материалов и пластики внешних конструкций, балконов и лоджий, ликвидация или изменение формы тамбуров без увеличения их внешних габаритов, создание тамбуров и витрин из легких быстровозводимых конструкций в пределах габаритов существующих элементов зданий, строений, сооружений (крыльцо, пандус, дебаркадер, стилобат) площадью до 30 кв. м, не предусматривающее иное чем тамбур или витрина функциональное использование и т. д.
Представленный кадастровый паспорт здания от 29.11.2011 N 1470/14 (02400206) Восточного ТБТИ совместно с экспликацией и поэтажным планом от 29.11.2011 свидетельствует, что состав заявленной площади включены комнаты, не входившие в состав объекта, права на который зарегистрированы в ЕГРП - комната 2 (тамбур пл. 32, 8 кв. м), 41 (зал торговый пл. 20,8 кв. м) помещения I; комн. 1 (склад пл. 28,0 кв. м) помещения VI; комнаты 13-22 (общей площадью 64, 2 кв. м - уборная, коридор, тамбур, цеха, подсобное помещение, электрощитовая, холодильная камера, моечная) помещения III, расположенные на первом этаже, в результате чего произошло изменение внешних границ здания и площади застройки.
Документы, подтверждающие возникновение права собственности на указанные помещения, права на которые заявлены к регистрации, в соответствии со статьей 218 ГК РФ и статьей 17 Закона о регистрации не представлены.
Истребованные документы в подтверждение законности перепланировки послужили препятствием для регистрации. Истребованные документы в подтверждение законности перепланировки, в течении срока приостановления регистрации не представлены.
В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство. Согласно п. 14 статьи 1 Градостроительного кодекса реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Разрешительная документация на производство реконструкции ЗАО "Славич" для проведения регистрационных действий на требование регистрирующего органа не представлена.
В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав. Единый государственный реестр прав содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях (п. 2 ст. 12 Закона N 122-ФЗ).
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся такие сведения об объекте недвижимости, как площадь, определенная с учетом установленных требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
В силу п. 67 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219 лист записи об изменениях используется для внесения в Единый государственный реестр прав таких сведений, которые не влекут за собой существенного изменения объекта, а также прекращения или перехода права на него.
К таким сведениям относятся перемена фамилии, имени, отчества, места жительства физического лица, наименования юридического лица или адреса (места нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в 6 случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), изменение объекта недвижимого имущества в связи с реконструкцией или перепланировкой (переустройством) без изменения внешних границ, изменение назначения объекта (например, при переводе жилого помещения в нежилое, изменении категории земельного участка), изменение объема выполненных строительно-монтажных работ (процент готовности) для объектов незавершенного строительства, изменение площади объекта в связи с ее уточнением в установленном порядке, в том числе при изменении порядка определения площади объекта, и т.п.
Вопреки утверждениям в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии у регистрирующего органа достаточных оснований для государственной регистрации за заявителем права собственности и о законности оспариваемого отказа.
Исходя из вышесказанного, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ее податель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с толкованием норм материального права, признаются коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 02 ноября 2012 года по делу N А40-98963/12-6-920 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А.Москвина |
Судьи |
В.А.Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-98963/2012
Истец: ЗАО "Торговый дом "Славич"
Ответчик: Управление Росреестра по г. Москве, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по г. Москве