г. Хабаровск |
|
23 января 2013 г. |
Дело N А73-5891/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Головниной Е.Н.
судей Карасева В.Ф., Ротаря С. Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бобылевым А.В.
в судебном заседании участвовали:
от ответчика: Урывская О.Ф., доверенность от 20.11.2011
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы открытого акционерного общества "Российские железные дороги", открытого акционерного общества "Сахалинское морское пароходство" на решение от 02 ноября 2012 года по делу N А73-5891/2012 Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Пичининой И.Е.
по иску общества с ограниченной ответственностью "СГС-Логистик"
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
о взыскании пени за просрочку доставки груза
третьи лица открытое акционерное общество "Ванинский морской торговый порт", открытое акционерное общество "Сахалинское морское пароходство"
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СГС-Логистик" город Иркутск, ОГРН 1113850002287 (далее - ООО "СГС-Логистик", истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" г.Москва ОГРН 1037739877295 (далее - ОАО "РЖД", ответчик) с иском о взыскании пени за просрочку доставки груза по транспортным железнодорожно-водным накладным в количестве 91 штуки в общей сумме, с учетом принятого судом уточнения исковых требований в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), 12 692 282,75 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, определениями от 19.06.2012 и от 04.09.2012 привлечены: открытое акционерное общество "Ванинский морской торговый порт" (далее - ОАО "Порт Ванино"), открытое акционерное общество "Сахалинское морское пароходство" (далее - ОАО "СахМП").
Решением арбитражного суда от 02.11.2012 уточненные исковые требования удовлетворены полностью.
На решение поданы две апелляционные жалобы - ответчиком и ОАО "СахМП", в которых заявители просят решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
ОАО "РЖД" в своей апелляционной жалобе просит решение отменить и принять новый судебный акт, уменьшив размер взыскиваемой неустойки. Отмечает, что при смешанной перевозке в силу действующих правил ответственность за просрочку несет тот вид транспорта, которым была допущена задержка доставки груза. В этой связи указывает на допущенную морским перевозчиком просрочку при перевозке грузов по приложенным к иску документам от 5 до 36 суток. При таких обстоятельствах находит возложение ответственности на ОАО "РЖД" неправомерным. Кроме того, полагает необходимым применить ст.333 ГК РФ и уменьшить неустойку ввиду ее несоразмерности последствия нарушения обязательства; ссылается в этой связи на недоказанность неблагоприятных последствий в результате просрочки доставки груза для истца, который получил все, на что рассчитывал при заключении договора перевозки этого груза; также указывает на превышение взысканной пени над средним размером платы по краткосрочным кредитам и над размером ставки рефинансирования; считает незначительным количество дней просрочки. Просит осуществить взыскание пени из расчета двукратной ставки рефинансирования.
В апелляционной жалобе ОАО "СахМП" просит решение отменить полностью и принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя, суд неправомерно отклонил ходатайств ответчика о снижении размера пени; в этой связи настаивает на несоразмерности предъявленной к взысканию неустойки последствиям нарушения обязательства, поскольку начисленные пени равны 92,4% провозной платы. Считает также, что заявленная истцом сумма, превышающая размер морского фрахта, не должна возлагаться на ответчика, так как уплачена морскому перевозчику (при отсутствии вины последнего); отмечает, что при удовлетворении иска в полном объеме и заявлении после этого ОАО "РЖД" регрессных требований к морскому перевозчику последний возместит сумму, превышающую причитающуюся ему провозную плату.
Также ОАО "СахМП" представило отзыв на апелляционную жалобу ответчика, в котором информирует о предъявлении вагонов морскому перевозчику по передаточным ведомостям значительно позже дат прибытия этих вагонов на станцию Ванино; у морского перевозчика вагоны находились в пределах нормативного срока, а значит его вины в просрочке доставки нет; поддерживает позицию ответчика о необходимости снижения неустойки.
ООО "СГС" в отзывах на апелляционные жалобы просит оставить их без удовлетворения, а решение - без изменения. Полагает, что ответчик и третье лицо не привели дополнительных доводов в апелляционном суде, а ранее приведенные и изложенные в жалобах доводы получили надлежащую оценку суда первой инстанции.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ОАО "РЖД" настаивал на отмене решения по приведенным в апелляционной жалобе основаниям и снижении размера пени в соответствии со ст.333 ГК РФ. От ответчика и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте слушания дела, представители не явились.
Проверив законность решения от 02.11.2012, с учетом доводов апелляционных жалоб, отзывов и выступления участника процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Согласно материалам дела, в период с 01 по 19 декабря 2011 года посредством прямого смешанного железнодорожно-водного сообщения доставлен груз в адрес получателя - ООО "СГС-Логистик" до станции назначения - Ноглики Сахалинского региона Дальневосточной железной дороги, что подтверждается накладными N N АП642022, АП509069, ЭЭ793484, АП508261, АП509262, АП509263, АП326223, АП326225, ЭБ581030, АП606494, АП606491, ЭА765669, АП326224, АП216324, АП509070, АП606493, АП606492, АП606490, АП310306, АП379504, АП326221, ЭА926241, АП379505, АП606548, АП379503, АП509625, ЭВ041399, ЭВ060543, ЭВ041905, ЭВ040268, ЭВ042636, ЭВ042151, ЭВ157669, ЭВ157785, ЭБ647926, АК698396, АМ450995, АП661727, ЭБ977209, АК698394, АК698395, АК698397, АК698403, АК698398, АК698377, АП216325, ЭП607826, АК698376, АП607827, АК698393, ЭВ971198, АК698379, ЭА846296, ЭГ442411, ЭБ826616, ЭВ304114, ЭБ884756, ЭВ302694, АК698387, ЭВ971113, ЭБ365982, АП509172, АП326233, АП509171, АП509169, АП509170, ЭВ416737, АП606487, АК698405, АП606469, АП606470, ЭБ764267, ЭБ763866, АК698407, АК698404, ЭГ020203, АП509267, ЭБ761430, ЭГ259837, ЭВ038044, АП606504, ЭВ625060, ЭБ763335, АП607830, ЭБ157503, ЭВ798077, ЭВ036963, ЭБ296361, ЭБ296443, АП606509, АП606508.
Истец, ссылаясь на несоблюдение срока доставки груза по вышеперечисленным накладным, обратился к перевозчику с претензией от 27.03.2012, в которой просил оплатить пени за просрочку доставки груза, начисленные на основании ст.97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ).
Отклонение претензии (письмо ОАО "РЖД" от 06.04.2012) послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу ст.793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Согласно статье 33 УЖТ РФ перевозчик обязан доставлять грузы в установленные сроки. За несоблюдение сроков доставки грузов перевозчик уплачивает пени в размере, указанном в статье 97 Устава.
Нормы ст.97 УЖТ РФ устанавливают ответственность за просрочку доставки грузов в виде уплаты перевозчиком пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных ч.1 ст.29 настоящего Устава обстоятельств.
В п.25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 разъяснено, что при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 27 (далее - Правила N 27).
При разрешении настоящего спора апелляционный суд исходит из того, что по спорным перевозкам просрочка доставки груза, учитывая предельный срок доставки согласно нормативно установленному расчету, составила от 1 до 67 суток. Указанное не опровергается участниками спора.
В представленных накладных нет отметок, свидетельствующих о согласовании сторонами перевозочного процесса иных сроков доставки груза (п.11 Правил 27).
Обстоятельств, предусмотренных п.6 Правил N 27, в силу которых срок доставки груза увеличивается, по представленным в деле документам в данном случае не установлено.
При таких обстоятельствах составленный истцом расчет пени, которые по каждой накладной не превышают размера платы за перевозку данных грузов, является правильным, в том числе с арифметической точки зрения.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе ОАО "РЖД", о том, что при смешанной перевозке ответственность за просрочку несет тот вид транспорта, которым была допущена задержка доставки груза, а также доводы ОАО "СахМП", изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, о необходимости ограничивать ответственность перевозчика размером фрахта, подлежащего уплате согласно договору морской перевозки груза, отклоняются ввиду их противоречия ст. 75 и ст.97 УЖТ, в соответствии с которыми при нарушении общего срока доставки грузов в прямом смешанном сообщении ответственность несет перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз, в виде уплаты пеней в вышеуказанном размере.
Ответчик до принятия решения заявил о применении правил ст.333 ГК о снижении начисленных пени. Это ходатайство отклонено арбитражным судом первой инстанции.
Апелляционный суд считает отклонение заявления ответчика о снижении пени обоснованным, исходя из следующего.
Согласно ст. 333 ГК РФ суд вправе уменьшить неустойку, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.
Данное правило применимо и к законной неустойке, в том числе предусмотренной УЖТ РФ - соответствующее разъяснение содержится в п.4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.2011 N 81. В этом же постановлении указано на то, что неустойка может быть снижена судом только при наличии соответствующего заявления со стороны ответчика, который должен представить доказательства явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства.
В данном случае ответчик, заявив о снижении пени, мотивировал их несоразмерность тем, что они приближены к размеру провозной платы, значительно превышают размер кредитных ставок и действующей в период просрочки ставки рефинансирования, а также указывал на незначительное количество дней просрочки.
Между тем данные обстоятельства сами по себе не являются свидетельством несоразмерности неустойки, установленной законом.
Иных доводов и доказательств, в том числе подтверждающих незначительность возможных для истца убытков допущенной просрочкой, ответчик не привел.
При этом апелляционный суд учитывает, что ответчик является профессиональным участником перевозочного процесса и должен исходить из реальной возможности перевозки в установленный срок принимаемого объема груза. При невозможности обработки соответствующего количества вагонов в установленные сроки перевозчик может принять определенные меры - отказаться от перевозки либо предложить контрагенту продлить срок доставки. Кроме того, апелляционный суд находит просрочку доставки груза по предъявленным накладным значительной - по более чем 80% от представленных в деле накладных просрочка превысила 12 дней и составила до 67 суток. То, что по отдельным накладным просрочка составила от 1 до 10 суток (на что ссылается ответчик) не влечет безусловного применения ст.333 ГК РФ к исковым требованиям, учитывая имеющиеся в деле доказательства и суммирование неустойки по совокупности представленных накладных. Следует также отметить, что просрочка доставки груза от 12 суток и более влечет начисление предельного размера пени - в размере платы за перевозку. В данном случае доказательств принятия перевозчиком всех разумных мер к недопущению просрочки доставки груза не приведено, также как не представлено доказательств принятия ответчиком каких-либо мер к сокращению просрочки, в том числе после истечения 12-ти суток с нормативно рассчитанной даты доставки груза.
При изложенном подлежат отклонению доводы апелляционных жалоб о необходимости снижения пени в соответствии с правилами ст.333 ГК РФ.
С учетом изложенного апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению. Решение, принятое с правильным применением норм права, следует оставить в силе.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителей согласно требованиям ст.110 АПК РФ, с учетом фактического перечисления ими необходимых сумм при обращении в апелляционный суд.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 02 ноября 2012 года по делу N А73-5891/2012 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.Н. Головнина |
Судьи |
В.Ф. Карасев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-5891/2012
Истец: ООО "СГС - Логистик"
Ответчик: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги", ОАО РЖД - ДВЖД
Третье лицо: ОАО "Ванинский морской торговый порт", ОАО "Сахалинское морское пароходство"