г. Хабаровск |
|
23 января 2013 г. |
Дело N А73-8319/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т. Д.
судей Балинской И.И., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О. О.
при участии в заседании:
от Министерства культуры Хабаровского края: Фролова Анастасия Геннадьевна, представитель по доверенности от 14.01.2012 N 06.00-85; Зимирев Юрий Иванович, представитель по доверенности от 14.01.2012 N 06.00-84;
от Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации": Золотухина Марина Леонидовна, представитель по доверенности от 24.07.2012 N 169;
от Министерства обороны Российской Федерации: представитель не явился;
от Краевого государственного бюджетного учреждения культуры "Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Хабаровского края: представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства культуры Хабаровского края на решение от 02.10.2012 по делу N А73-8319/2012 Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Копыловой Н.Л.
по заявлению Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации"
к Министерству культуры Хабаровского края
о признании недействительным предписания Министерства культуры Хабаровского края от 11.04.2012 N 02
третьи лица: Министерство обороны Российской Федерации, Краевое государственное бюджетное учреждение культуры "Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Хабаровского края
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации" (далее - ФГКУ "Дальневосточное ТУИО Минобороны России", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Министерству культуры Хабаровского края с заявлением о признании недействительным предписания Министерства культуры Хабаровского края от 11.04.2012 N 02 об устранении выявленных нарушений.
Определением суда от 30.07.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации и Краевое государственное бюджетное учреждение культуры "Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Хабаровского края" (далее - КГБУК "НПЦ по ОПИК").
Решением суда первой инстанции от 02.10.2012 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Предписание Министерства культуры Хабаровского края от 11.04.2012 N 02 "Об устранении выявленных нарушений" признано недействительным.
На Министерство культуры Хабаровского края возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и интересов Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации".
Не согласившись с судебным актом, Министерство культуры Хабаровского края обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой и дополнениями к ней, в которых просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального права и необоснованностью судебного акта, и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В заседании суда апелляционной инстанции представители Министерства культуры Хабаровского края поддержали в полном объеме доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить, приняв новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ФГКУ "Дальневосточное ТУИО Минобороны России" в заседании суда апелляционной инстанции отклонил доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Министерство обороны Российской Федерации, Краевое государственное бюджетное учреждение культуры "Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Хабаровского края, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимали участи в заседании суда апелляционной инстанции, отзывов не направили.
Суд апелляционной инстанции на основании положений части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и дополнений к ней, отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что Министерством культуры Хабаровского края была проведена проверка состояния объекта культурного наследия "Дом жилой", конец 1930-ых гг., расположенного в г. Хабаровске по ул. Шеронова, д. 102, являющегося памятником истории и культуры.
В результате технического осмотра состояния здания-памятника (акт от 28.02.2012 N 984) установлено, что здание находится в крайне неудовлетворительном, аварийном состоянии, не эксплуатируется и заброшено, помещения и прилегающая территория захламлены мусором, защитный контур по объекту и охрана отсутствуют, кровельное покрытие большей частью демонтированы, водостоки фрагментами отсутствуют.
По итогам проверки Министерством культуры Хабаровского края ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации" выдано предписание от 11.04.2012 N 02 об устранении выявленных нарушений, в котором предписано в срок до 01.07.2012 обеспечить: очистку помещений и прилегающей территории от мусора; выполнение комплекса консервационных мероприятий, обеспечивающих физическую и противопожарную сохранность объекта; восстановление кровельного покрытия и водостоков.
Не согласившись с предписанием от 11.04.2012 N 02, ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании предписания недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Отношения в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 73-ФЗ одним из видов объектов культурного наследия являются памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона N 73-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении положения о государственном контроле в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" от 31.12.2009 N 1204, Положением о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 N 590, Положением о Министерстве культуры Хабаровского края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 24.10.2008 N 245-пр, государственный контроль за сохранением, использованием и популяризацией объектов культурного наследия в Хабаровском крае осуществляет Министерство культуры Хабаровского края, которому в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1204 предоставлено право проводить мероприятия по государственному контролю в этой области посредством организации и проведения плановых и внеплановых проверок и которое в случае выявления нарушений требований законодательства обязано выдать предписание собственнику объекта культурного наследия или пользователю объектом культурного наследия об устранении выявленных нарушений.
В силу статьи 64 Федерального закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия, поставленные на государственную охрану в соответствии с законодательством РСФСР и законодательством Российской Федерации, считаются включенными в реестр с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Судом первой инстанции установлено, что здание, расположенное в г. Хабаровске по ул. Шеронова, д. 102, в соответствии с Решением Хабаровского краевого Совета народных депутатов от 20.08.1993 N 172 было принято под охрану как объект культурного наследия и согласно Постановлению Хабаровской краевой Думы от 31.07.1997 N 182 является памятником архитектуры краевого значения.
Судом также установлено и не опровергнуто сторонами, что здание-памятник, расположенное в г. Хабаровске по ул. Шеронова, д. 102, находится в федеральной собственности в распоряжении Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 08.04.2004 N 1476-р право оперативного управления в отношении указанного здания было закреплено за Хабаровской квартирно-эксплуатационной частью Министерства обороны Российской Федерации, переименованной на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 05.07.2010 N 756 в ФГУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации", в настоящее время - ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации".
Судом также установлено и не опровергнуто сторонами спора, что право оперативного управления в отношении спорного здания не было в установленном порядке зарегистрировано за Хабаровской КЭЧ Министерства обороны Российской Федерации; в настоящее время здание находится на балансовом учете ФГКУ "Дальневосточное ТУИО Минобороны России".
Из представленных в материалы дела доказательств усматривается, что спорное здание, построенное в конце 1930-ых годов как жилой дом для высшего комсостава НКВД СССР, использовалось по этому назначению до 1952 года. Решением Центрального райисполкома г. Хабаровска от 25.04.1966 N 129 была осуществлена передача здания на баланс КЭЧ штаба ДВО под ведомственный детский сад. С 2001 года здание в назначении детского сада не используется. При этом КЭЧ штаба ДВО было принято охранное обязательство от 05.05.1997 N 173.
Согласно договору от 15.10.2005 N 8444, заключенному Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Российской Федерации по Хабаровскому краю, осуществлявшего ранее полномочия собственника федерального имущества на территории Хабаровского края, Хабаровской КЭЧ и Обществом с ограниченной ответственностью "Сфера-Бизнес" здание, расположенное в г. Хабаровске по ул. Шеронова, 102, было передано в аренду ООО "Сфера-Бизнес" для использования под офисные помещения. Согласно акту приема-передачи от 06.09.2005 (прил. N 1 к договору о передаче в аренду недвижимого имущества от 14.10.2005 N 8444) здание было передано владельцем - Хабаровской КЭЧ арендатору в состоянии, требующем капитального ремонта. ООО "Сфера-Бизнес" приняло охранное обязательство от 21.04.2005 N 1276, оформленное Государственным учреждением культуры "Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Хабаровского края", условия которого, как следует из материалов дела, арендатором не выполнялись.
В дальнейшем по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Российской Федерации по Хабаровскому краю, предъявленному к ООО "Сфера-Бизнес", третье лицо - Хабаровская КЭЧ, решением Арбитражного суда Хабаровского края от 29.02.2008 по делу N А73-10996/2007-72 договор аренды от 15.10.2005 N 8444 был расторгнут, на ООО "Сфера-Бизнес" судом была возложена обязанность освободить спорное здание-памятник.
Из определения от 02.10.2009 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-10996/2007-72 усматривается, что ООО "Сфера-Бизнес" в 2008 году прекратило деятельность в результате реорганизации в форме присоединения к ООО "Торговая компания "Алко-Трейд".
Между тем, согласно истребованной судом по рассматриваемому делу N А73-8319/2012 и представленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по состоянию на 09.08.2012 спорное здание до настоящего времени находится в аренде у ООО "Сфера-Бизнес".
Таким образом, как установлено судом первой инстанции, никаких мероприятий по дальнейшему оформлению прав на спорное здание не предпринималось, а также не проводились мероприятия по сохранению данного здания-памятника.
В то же время, суд первой инстанции обоснованно признал несостоятельным, что выводы Министерства культуры Хабаровского края о том, что меры для обеспечения сохранности здания-памятника должно осуществить ФГКУ "Дальневосточное ТУИО Минобороны России" на основании пункта 3 статьи 48 Федерального закона N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", согласно которому собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия, исходя из следующего.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Между тем, как установлено судом, ФГКУ "Дальневосточное ТУИО Минобороны России" не является собственником здания-памятника, расположенного в г. Хабаровске по ул. Шеронова, 102, следовательно, по обоснованному выводу суда, наличие права оперативного управления в отношении указанного здания не является основанием для возложения на лицо, обладающего данным правом, обязанности, которые должен выполнять собственник имущества.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
Согласно Уставу ФГКУ "Дальневосточное ТУИО Минобороны России", утвержденному 25.05.2012 Министром обороны Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества, переданного Учреждению, осуществляет Министерство обороны РФ; в уставные задачи данного Учреждения не входит ни выполнение, ни обеспечение мероприятий по эксплуатации и ремонту имущественных объектов, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации.
Министерством культуры Хабаровского края не представлено правовых оснований, из которых бы усматривалось возложение на ФГКУ "Дальневосточное ТУИО Минобороны России" обязанностей по обеспечению сохранности имущества, находящегося в государственной собственности. Охранное обязательство у данного Учреждения отсутствует, как и какой-либо договор, заключенный с собственником здания, устанавливающий обязанности Учреждения по проведению мероприятий, предусмотренных оспариваемым предписанием от 11.04.2012 N 02.
Доводы представителей Министерства культуры о том, что Охранное обязательство от 05.05.1997 N 173, принятое КЭЧ штаба ДВО в отношении здания, расположенного в г. Хабаровске по ул. Шеронова, 102, автоматически должно было перейти на Хабаровскую КЭЧ, а затем на ФГКУ "Дальневосточное ТУИО Минобороны России", суд первой инстанции правомерно признал несостоятельными. Отсутствие у ФГКУ "Дальневосточное ТУИО Минобороны России" охранного обязательства в отношении здания, расположенного в г. Хабаровске по ул. Шеронова, 102, усматривается из писем заместителя министра от 13.09.2011 N 06.00.12-2685, от 13.04.2012 N 06.00.19-1375, в которых руководителю ФГКУ "Дальневосточное ТУИО Минобороны России" указывается на необходимость оформления охранного обязательства в отношении указанного здания.
Таким образом, суд первой инстанции, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, оценив в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, правильно применив материальный закон, правомерно признал предписание Министерства культуры Хабаровского края от 11.04.2012 N 02 "Об устранении выявленных нарушений" недействительным, удовлетворив заявленные требования.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 02.10.2012 по делу N А73-8319/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-8319/2012
Истец: ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства Обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
Ответчик: Министерство культуры Хабаровского края
Третье лицо: КГБУК "Научно-производственный центр по охране и спользованию памятников истории и культуры Хабаровского края", Краевое государственное бюджетное учреждение культуры "Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Хабаровского края", Министерство обороны Российской Федерации, Министерство обороны РФ, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю - Управление Росреестра по Хабаровскому краю, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии Управление Федеральной регистрационной службы по Хабаровскому краю и ЕАО