город Ростов-на-Дону |
|
16 января 2013 г. |
дело N А53-25986/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 января 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.
судей Н.Н. Смотровой, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания секретарем Власовой Т.С.
при участии:
от заявителя: директор Левченко Н.В., паспорт
от заинтересованного лица: юрисконсульт Шарин А.С. удостоверение, по доверенности от 27.08.2012
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Министерства внутренних дел России по городу Ростову-на-Дону
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.10.2012 по делу N А53-25986/2012 по заявлению: общества с ограниченной ответственностью "Охранное агентство "Золотой Лев" к заинтересованному лицу: Управлению Министерства внутренних дел России по городу Ростову-на-Дону о признании незаконными действий и обязании возвратить изъятое имущество принятое в составе судьи Чернышевой И.В.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Охранное агентство "Золотой Лев" (далее - ООО "Охранное агентство "Золотой лев", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Министерства внутренних дел России по городу Ростову-на-Дону (далее - УМВД, Управление) об оспаривании действий по изъятию служебного оружия и патронов к нему и обязании вернуть изъятое.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 10.10.2012 г. заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу, что у сотрудников ОЛРР УМВД по г. Ростову-на-Дону отсутствовали правовые основания для совершения действий по изъятию служебного оружия и патронов к нему.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Министерства внутренних дел России по городу Ростову-на-Дону обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение от 10.10.2012 г. отменить, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований общества. Жалоба мотивирована тем, что действия по изъятию оружия являются законными, поскольку обществом грубо нарушены условия хранения и учета оружия и патронов к нему, в частности, комната для его хранения не отвечает требованиям законодательства.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу общество с ее доводами не согласилось, считая обжалуемое решение законным и обоснованным. Общество считает недоказанным факт нарушения им требований законодательства, касающихся порядка передачи, приобретения, коллекционирования, регистрации, учета хранения, ношения, перевозки и применения оружия. Просит оставить судебный акт без изменения.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель общества возражал против ее удовлетворения по доводам представленного отзыва.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество осуществляет негосударственную (частную) охранную деятельность на основании лицензии N 309 от 15.01.2008, выданной ГУВД по Ростовской области со сроком действия до 15.01.2013, имеет разрешение на хранение и использование оружия и патронов к нему серии РХИ N 0040798 от 08.04.2012, выданное ГУ МВД ПРФ по Ростовской области.
В рамках проведения проверки в отношении общества, осуществленной по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Береговая, 55/57, предметом которой являлось соблюдение порядка оборота оружия и патронов. Актом проверки от 17.07.2012 г. зафиксирован факт выявления в деятельности общества 12-ти нарушений законодательства, регламентирующего отношения в сфере оборота оружия и патронов к нему, а именно: 1. в нарушение п. 169.6 Инструкции, утвержденной приказом МВД РФ N 288-1999, проводка охранно-пожарной сигнализации в КХО исполнена не в скрытом состоянии; 2. в нарушение п. 146 Инструкции, утвержденной приказом МВД РФ N 288-1999, отсутствует приказ руководителя юридического лица о создании комиссии по проведению ежеквартальных сверок оружия и патронов в 2012 году; 3. в нарушение п. 168 Инструкции, утвержденной приказом МВД РФ N 288-1999, отсутствует опись имущества хранящегося в сейфах КХО; 4. в нарушение п. 169 3 в Инструкции, утвержденной приказом МВД РФ N 288-1999, решетчатая дверь сделана из арматуры периодического профиля, толщина арматуры в местах замеров 15.5 мм. Ширина нижней части короба входной двери в КХО составляет 50 мм; 5. в нарушение п. 167 в Инструкции, утвержденной приказом МВД РФ N 288-1999, расстояние от входной двери до сейфа в КХО составляет 1 метр 36 сантиметров; 6. в нарушение п. 127,(г) Инструкции, утвержденной приказом МВД РФ N 288-1999, отсутствует журнал учета посещений объекта и подключения на ПЦО ОВО; 7. в нарушение п. 169.3 в Инструкции, утвержденной приказом МВД РФ N 288-1999, металлическая дверь в КХО не усилена по диагоналям стальным профилем; 8. в нарушение п. 169 5 в Инструкции, утвержденной приказом МВД РФ N 288-1999, ригеля замка на решетчатой двери в КХО по площади поперечного сечения менее 3 см; 9.в нарушение п. 148 (Л) в Инструкции, утвержденной приказом МВД РФ N 288-1999, ежегодная годовая инвентаризация проведена по состоянию на 23.12.2011; 10.в нарушение п. 153 и Инструкции, утвержденной приказом МВД РФ N 288-1999 при проведении ежегодной годовой инвентаризации не учитывается пистолет изъятый и хранящийся в ОПN3; 11. в нарушение ст. 13 1 ФЗ "Об оружии" две единицы служебного оружия ПКСК N не прошли контрольный отстрел; 12. в нарушение п. 169.7 в Инструкции, утвержденной приказом МВД РФ N 288-1999 окно на входной двери в КХО для приема и выдачи оружия/и патронов с внутренней стороны не запирается на замок.
Акт проверки подписан представителем общества и проводившими проверку должностными лицами. По каждому из выявленных нарушений установлен срок для их устранения. Также был составлен протокол от 17.07.2012 изъятия огнестрельного (газового) оружия и боеприпасов.
Сочтя действия по изъятию оружия и патронов незаконными, ООО "Охранное агентство "Золотой лев", обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с рассматриваемым заявлением.
Арбитражный суд области, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что у сотрудников полиции не имелось правовых оснований для совершения действий по изъятию служебного оружия и патронов, поскольку административным органом суду не предоставлено надлежащих доказательств, что на момент выдачи разрешения 08.04.2012, оружейная комната соответствовала предъявляемым требованиям, а по прошествии трех месяцев перестала соответствовать.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не согласен с указанным выводом ввиду следующего.
Частью 3 ст. 189 АПРК РФ установлено, что обязанность доказывания законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).
В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным бездействия органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что бездействие не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частями 4,5 статьи 200 АПК РФ процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет судебного исследования по настоящему делу входят следующие обстоятельства: нарушение оспариваемым решением и действием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности; несоответствие оспариваемого решения и действия закону или иному нормативному правовому акту.
При этом отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворении требования заявителя.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" юридические лица с особыми уставными задачами имеют права в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства РФ приобретать гражданское и служебное оружие у юридических лиц-поставщиков после получения соответствующей лицензии в органах внутренних дел.
Пунктом 8 части 1 статьи 2 и пунктом 21 части 1 статьи 12 Закона N 3-ФЗ "О полиции" к направлениям деятельности полиции отнесен контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и возложены обязанности по контролированию оборота оружия и боеприпасов к нему, соблюдение гражданами и организациями законодательства в области оборота оружия.
Контроль за оборотом оружия на территории Российской Федерации возложен на органы внутренних дел ст. 28 Закона N 150-ФЗ "Об оружии". Для этих целей органы внутренних дел наделены, в том числе, правом производить осмотр оружия в местах торговли им, его хранения, требовать от юридических лиц и граждан представления документов или копий, письменной или устной информации, необходимых для выполнения контрольных функций.
Пунктом 22 статьи 13 Закона N 3-ФЗ, полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставлено, в том числе, право изымать в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, оружие, боеприпасы, патроны к оружию, основные части к ним и специальные средства, ограничивать в установленном законодательством Российской Федерации порядке деятельность соответствующих объектов и применять иные меры, предусмотренные Законом N 150-ФЗ.
В силу ст. 22 Закона N 150-ФЗ хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается юридическим лицам и гражданам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия. Гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц. Статьей 28 Закона N 150-ФЗ должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, наделены в том числе правом при выявлении нарушений установленных правил давать обязательные для исполнения гражданами Российской Федерации и должностными лицами предписания об устранении этих нарушений, оружие и патроны к нему, а также принимать иные предусмотренные законодательством Российской федерации меры.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814 утверждены Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее - Правила N 814), пунктом 55 которых на юридических лиц после получения ими в органах внутренних дел разрешений на хранение оружия в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации, возложена обязанность по хранению оружия и патронов в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц.
Пунктом 91 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12.04.1999 г. N 288 (далее - Инструкция N 288), контроль за оборотом оружия и патронов осуществляется органами внутренних дел при оформлении, выдаче, продлении срока действия и переоформлении лицензий и разрешений, в ходе проверок обеспечения сохранности оружия гражданами и юридическими лицами, имеющими оружие, а также при рассмотрении заявлений, жалоб и сообщений граждан, обращений организаций и учреждений. Проверки проводятся в соответствии с планами работы, проведения профилактических и иных специальных мероприятий, а также могут осуществляться по решению руководителей органов внутренних дел.
В материалы дела (л.д.48-50) УМВД по г.Ростову-на-Дону представлен график проведения проверок юридических лиц (частных охранных организаций), использующих служебное оружие, расположенных на территории обслуживания г.Ростова-на-Дону ( на 2 полугодие 2012).
В соответствии с п. 92 указанной Инструкции, сотрудники органов внутренних дел при осуществлении контроля за оборотом оружия и патронов имеют право: производить осмотр оружия в местах его производства, торговли и хранения (п. 92.1); при выявлении нарушений установленных правил давать обязательные для исполнения гражданами Российской Федерации, должностными лицами и работниками юридических лиц письменные предписания об устранении нарушений с указанием конкретного срока, правовых норм и правил, которые нарушены или не исполнены. Данные предписания излагаются в актах проверок юридических лиц либо рапортах о проверке условий хранения оружия, имеющегося у граждан (п. 92.4).
Исходя из приведенных норм законодательства следует, что служебное оружие и боеприпасы к нему должны храниться в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих возможность доступа к ним посторонних лиц, в специально оборудованных для этих целей изолированных помещениях.
В случаях нарушения установленных законом "Об оружии" и иными нормативными правовыми актами правил хранения оружия, органами внутренних дел производится изъятие оружия и патронов к нему - п. 1 ст. 27 закона "Об оружии". В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон об оружии) хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается юридическим лицам и гражданам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия.
Гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц.
Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему определяются Правительством Российской Федерации, которое постановлением от 21.07.1998 N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" утвердило Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно пункту 55 Правил оружие и патроны в соответствии с требованиями, установленными Министерством внутренних дел Российской Федерации, подлежат хранению в изолированных помещениях, специально оборудованных для этих целей, оснащенных техническими средствами охраны и иными средствами защиты, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах.
Требования к размещению оружия, оборудованию оружейных комнат, хранилищ, складов установлены разделом XX Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12.04.1999 N 288 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814" (далее - Инструкция).
Согласно абзацу 1 пункта 169.6 Инструкции комната для хранения оружия должна быть оборудована средствами пожаротушения по нормам, установленным Государственной противопожарной службой МЧС России, и многорубежной охранно-пожарной сигнализацией (не менее двух рубежей). Все рубежи охранно-пожарной сигнализации подключаются на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел Российской Федерации в целях осуществления органами внутренних дел возложенных на них контрольных функций.
Объекты по хранению служебного оружия и его основных частей, патронов и боеприпасов к нему включены в Перечень объектов, подлежащих государственной охране (пункт 10 приложения 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587).
Комнаты хранения оружия юридических лиц с особыми уставными задачами подлежат обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации (пункт 7 Перечня объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 N 1629-р).
Исходя из положений названных правовых норм, служебное оружие и патроны к нему должны храниться в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц, в специально оборудованных для этих целей изолированных помещениях. В случае нарушения юридическими лицами установленных Законом об оружии и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации правил хранения оружия, органами внутренних дел производится изъятие оружия и патронов к нему (пункт 1 статьи 27 Закона об оружии).
В силу части 2 статьи 27 ФЗ "Об оружии" порядок изъятия оружия определяется Правительством Российской Федерации.
Этот порядок установлен главой XIV Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 г.
В силу пункта 79 названных Правил об изъятии оружия составляется протокол (акт), в котором указывается вид, тип, модель, калибр, серия и номер изымаемого оружия. Форма протокола установлена приложением N 57 к Инструкции, утвержденной приказом МВД N 288-1999.
Согласно пункту 95 Инструкции изъятие оружия и патронов к нему оформляется протоколом по установленной данной Инструкцией форме. В соответствии со статьей 28 Закона об оружии при выявлении нарушений установленных правил должностные лица органа внутренних дел при осуществлении контроля за оборотом оружия уполномочены давать обязательные для исполнения гражданами Российской Федерации и должностными лицами предписания об устранении этих нарушений.
Как следует из акта проверки соблюдения порядка оборота оружия и боеприпасов от 17.07.2012 (л.д. N 11-13), сотрудниками МВД России по г. Ростову-на-Дону были выявлены нарушения условий хранения и размещения оружия и патронов к нему, что и повлекло их изъятие.
Таким образом, несоблюдение заявителем порядка хранения оружия и патронов и оформления учетных документов, что выявлено и зафиксировано в акте проверки от 17.07.2012, суд апелляционной инстанции считает доказанным. Следовательно, у сотрудников полиции имелись законные основания для принятия мер по изъятию оружия.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о соответствии комнаты хранения оружия требованиям технической укрепленности и правилам хранения оружия, установленным законами и иными нормативными актами, мотивированным ссылкой на то, что на момент выдачи разрешения 08.04.2012, оружейная комната соответствовала предъявляемым требованиям, нельзя признать законным, поскольку такой вывод основан на неправильном применении норм материального права и никоим образом не влияет на законность оспариваемых действий, поскольку он не имеет правового значения при рассмотрении настоящего дела.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает необходимым отменить решение суда первой инстанции и отказать заявителю в удовлетворении его требований. Апелляционная жалоба Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Ростову-на-Дону удовлетворяется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.10.2012 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-25986/2012
Истец: ООО "Охранное агенсвто "Золотой Лев", ООО ОА "Золотой лев"
Ответчик: Управление МВД России по г. Ростову-на-Дону, Управление Министерства внутренних дел России по городу Ростову-на-Дону