г. Киров |
|
25 января 2013 г. |
Дело N А31-5556/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Караваевой А.В.,
судей Буториной Г.Г., Кононова П.И.,
при ведении протокола судебного заседания Шестаковой М.О.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Кектеевой Д.Н., действующей на основании доверенности от 20.03.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" в лице филиала открытого акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" г.Ярославль
на решение Арбитражного суда Костромской области от 16.10.2012 по делу N А31-5556/2012, принятое судом в составе судьи Максименко Л.А.,
по заявлению открытого акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" в лице филиала открытого акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" г.Ярославль
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
открытое акционерное общество "Мобильные ТелеСистемы" в лице филиала открытого акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" г.Ярославль (далее - заявитель, Общество, ОАО "МТС") обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области (далее - ответчик, Управление, Управление Роспотребнадзора по КО) от 29.03.2012 N 2202-03 о прекращении нарушений прав потребителей в части пунктов 1, 3, 4, 5 и 6.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 16.10.2012 в удовлетворении заявления отказано.
ОАО "МТС" с принятым решением суда первой инстанции не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Костромской области от 16.10.2012 по делу N А31-5556/2012.
В дополнении к апелляционной жалобе Общество уточнило требования жалобы, указав, что обжалует решение суда первой инстанции только в части отказа в удовлетворении требований заявителя о признании недействительными пункта 1 (в части включения в договор обязательной информации о месте заключения договора и способа доставки счета) и пункта 5 предписания от 29.03.2012 N 2202-03.
Представители заявителя в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержали требования, изложенные в дополнении к апелляционной жалобе, указав, что отказываются от требований жалобы об отмене решения суда первой инстанции в части признания недействительными пунктов 1 (в части включения в типовой договор и в заключенные с потребителями договоры на предоставление услуг связи информацию о согласии (отказе) потребителя на использование сведений о нем в системе информационно-справочного обслуживания), 3, 4, 6 предписания Управления от 29.03.2012 N 2202-03.
Уточнения требований апелляционной жалобы приняты судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями статьи 49 АПК РФ, в связи с чем на основании части 1 статьи 265 АПК РФ производство по делу в части указанного отказа от требований жалобы подлежит прекращению.
В дополнении к апелляционной жалобе Общество обращает внимание суда апелляционной инстанции на то, что доводы Управления об отсутствии в типовом договоре ОАО "МТС" обязательной информации (в частности места заключения договора и способа доставки счета) не соответствует действительности, поскольку типовой договор включает в себя пункты, содержащие названную информацию, а именно: имеются соответствующие разделы типовой формы.
В апелляционной жалобе ОАО "МТС" указывает на несоответствие закону вывода суда первой инстанции относительно обоснованности пункта 5 оспариваемого предписания, поскольку изложенное в указанном пункте требование, как полагает заявитель, носит избыточный, надуманный характер, не основывается на положениях закона и не имеет какого либо обоснования в выданном Обществу предписании от 29.03.2012.
Ссылаясь на судебную практику и нормы закона, ОАО "МТС" отмечает, что требование Управления об обязании Общества получать подпись абонента на каждом отдельном документе договора, в совокупности составляющих единый правовой документ, не соответствует требованиям действующего законодательства.
Более подробно доводы Общества изложены в апелляционной жалобе и дополнении к ней.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В ходе рассмотрения дела 11.01.2013 в 10 час. 15 мин. возникла необходимость отложить судебное разбирательство в связи с невозможностью рассмотрения дела в данном судебном заседании.
Определением суда апелляционной инстанции от 11.01.2012, в порядке, предусмотренном статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), судебное разбирательство было отложено на 15 час. 30 мин. 23.01.2012.
Ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, направил ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управлением Роспотребнадзора по КО на основании распоряжения заместителя руководителя Управления от 10.01.2012 N 1 проведена проверка соблюдения ОАО "МТС" по месту деятельности структурного подразделения в городе Костроме требований Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей, Закон N 2300-1), Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи, Закон N 126-ФЗ), Правил оказания услуг подвижной связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2005 N 328 (далее - Правила N 328), Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 N 576 (далее - Правила N 575).
В ходе проверки выявлены нарушения требования пунктов 1 и 2 статьи 10 Закона о защите прав потребителей в части предоставления потребителям необходимой и достоверной информации о реализуемых услугах связи в письменной форме в полном перечне согласно пунктам 19, 20 Правил N 328.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В адрес ОАО "МТС" направлено предписание от 29.03.2012 N 2202-03 об устранении нарушений обязательных требований (т.1 л.д.21-27).
Нарушения прав потребителей предписано устранить в срок до 01.06.2012.
Согласно названному предписанию ОАО "МТС" в целях устранения нарушений следует:
1. Включить в типовой договор и заключаемые с потребителями договоры на предоставление услуг связи следующую обязательную информацию; место заключения договора; способ доставки счета; согласие (отказ) потребителя на предоставление доступа к услугам связи, оказываемым другим оператором связи, и предоставление сведений о нем для оказания таких услуг; согласие (отказ) потребителя на использование сведений о нем в системе информационно-справочного обслуживания;
2. Обеспечить наличие Книги жалоб и предложений;
3. При заключении договоров с потребителями на предоставление услуг связи в обязательном порядке брать с каждого потребителя письменное конкретное, информированное и сознательное согласие либо отказ на обработку его персональных данных ОАО "МТС" и передачу этих данных третьим лицам. С указанием сведений, подлежащих обработке и передаче, и цели этой обработки и передачи;
4. Взять с абонентов, с которыми 13.01.2012 года были заключены договоры N 89701011059002707107 (телефон +79108065424) и N 89701011059002707545 (телефон +79159253585), письменное конкретное, информированное и сознательное согласие либо отказ на обработку их персональных данных ОАО "МТС" и передачу этих данных третьим лицам.
5. Предусмотреть подпись потребителя под условиями заключенного с ним договора (Правила МТС);
6. Исключить из п. 17.3 Правил МТС условие о том, что оператор вправе извещать абонентов о введении изменений ценовых условий не через средства массовой информации, а иным способом.
Полагая, что выданное Управлением предписание от 29.03.2012 N 2202-03 является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, Общество обратилось в Арбитражный суд Костромской области с соответствующим заявлением.
Придя к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого предписания недействительным, суд первой инстанции отказал ОАО "МТС" в удовлетворении заявления.
В апелляционной жалобе заявитель оспаривает решение суда первой инстанции только в части отказа в удовлетворении требования о признании недействительными пункта 1 (в части включения в договор обязательной информации о месте заключения договора и способа доставки счета) и пункта 5 предписания от 29.03.2012 N 2202-03.
В соответствии с пунктом 5 статьи 268 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Таким образом, учитывая отсутствие возражений у лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции проверяет законность обжалуемого судебного акта в указанной обжалуемой части.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания статей 198, 200, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
По смыслу положений статей 8, 10 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
В силу части 1 статьи 44 Закона о связи на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.
Частью 1 статьи 45 Закона о связи установлено, что договор об оказании услуг связи, заключаемый с гражданами, является публичным договором. Условия такого договора должны соответствовать правилам оказания услуг связи.
Из пункта 15 Правил N 328 следует, что сторонами по договору выступают гражданин, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, с одной стороны, и оператор связи, с другой стороны. Договор заключается в письменной форме в 2-х экземплярах и подписывается сторонами. Договор, заключаемый с гражданами, является публичным договором. Подпись лица, уполномоченного оператором связи на заключение договора, должна быть заверена печатью оператора связи или организации, уполномоченной оператором связи на заключение договора от его имени.
В соответствии с пунктом 19 Правил N 328 в договоре должны быть указаны следующие данные:
а) дата и место заключения договора;
б) наименование (фирменное наименование) оператора связи;
в) реквизиты расчетного счета оператора связи;
г) реквизиты выданной оператору связи лицензии;
д) сведения об абоненте (фамилия, имя, отчество, место жительства, реквизиты документа, удостоверяющего личность, - для гражданина, наименование (фирменное наименование) организации, место нахождения - для юридического лица);
е) согласие (отказ) абонента на предоставление доступа к услугам связи, оказываемым другим оператором связи, и предоставление сведений о нем для оказания таких услуг;
ж) номер SIM-карты;
з) согласие (отказ) абонента на использование сведений о нем в системе информационно-справочного обслуживания;
и) способ доставки счета;
к) права, обязанности и ответственность сторон;
л) срок действия договора.
Согласно пункту 17 Правил N 575 договор заключается путем осуществления конклюдентных действий или в письменной форме в 2-х экземплярах, один из которых вручается абоненту. Порядок осуществления конклюдентных действий, а также их перечень устанавливаются офертой.
Пунктом 22 Правил N 575 установлено, что в договоре, заключаемом в письменной форме, должны быть указаны:
а) дата и место заключения договора;
б) наименование (фирменное наименование) и место нахождения оператора связи;
в) реквизиты расчетного счета оператора связи;
г) реквизиты выданной оператору связи лицензии;
д) сведения об абоненте: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, - для гражданина; наименование (фирменное наименование), место нахождения, место государственной регистрации - для юридического лица; реквизиты документа, удостоверяющего личность, и свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя - для индивидуального предпринимателя;
е) адрес установки пользовательского (оконечного) оборудования и описание абонентской линии (при доступе к сети передачи данных с использованием абонентской линии);
ж) технические показатели, характеризующие качество телематических услуг связи (в том числе полосу пропускания линии связи в сети передачи данных);
з) технические нормы, в соответствии с которыми оказываются телематические услуги связи и технологически неразрывно связанные с ними услуги;
и) тарифы и (или) тарифный план для оплаты телематических услуг связи в российских рублях;
к) адрес и способ доставки счета за оказанные телематические услуги связи;
л) права, обязанности и ответственность сторон, в том числе обязательства оператора связи по соблюдению сроков и порядка устранения неисправностей, препятствующих пользованию телематическими услугами связи;
м) срок действия договора;
н) перечень дополнительных обязательств перед абонентом, добровольно принимаемых на себя оператором связи.
Из пункта 23 Правил N 575 следует, что в договоре должны быть указаны следующие существенные условия:
а) состав оказываемых телематических услуг связи;
б) используемые абонентские интерфейсы;
в) тарифы и (или) тарифные планы для оплаты телематических услуг связи;
г) порядок, срок и форма расчетов.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что ОАО "МТС" предоставляет абонентам услуги связи в сети подвижной связи с выделением абоненту абонентского номера и передачей SIM-карты для идентификации абонентской станции в сети.
Из исследуемых договоров о предоставлении услуг связи МТС, заключенных с потребителями (л.д.70-71), следует, что при фактическом наличии разделов "место заключения договора" и "способа доставки счета", информация в указанных графах отсутствует, что свидетельствует о законности пункта 1 оспариваемого предписания в части обязания Общества включить в заключаемые с потребителями договоры на предоставление услуг связи информации о месте заключения договора и способе доставки счета.
В то же время указание в оспариваемом предписании на необходимость включить Обществу в типовой договор об оказании услуг связи информации о месте заключения договора и способе доставки счета суд апелляционной инстанции находит необоснованным, поскольку типовой договор ОАО "МТС", в том числе на момент проведения Управлением плановой проверки, включает в себя обязательную информацию о месте заключения договора и способе доставки счета в виде соответствующих разделов типовой формы, что подтверждается приобщенными к материалам дела копиями договоров (т.1 л.д.18, 70, 71).
Относительно пункта 5 оспариваемого предписания, согласно которому Обществу предписано предусмотреть подпись потребителя под условиями заключенного с ним договора (Правил МТС), суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Как следует из системного толкования статей 44, 45 Закона о связи, на территории Российской Федерации услуги оказываются операторами связи пользователям указанных услуг на основании заключенного договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством, а также правилами оказания услуг связи. Договор об оказании услуг связи, заключаемый с гражданами является публичным.
Из положений части 1 статьи 421 ГК РФ следует, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами (часть 2 статьи 421 ГК РФ).
В соответствии со статьей 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
При этом, в силу части 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно положениям части 1 статьи 434 ГК РФ договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для заключения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма, соблюдение которой является императивным условием заключения самой сделки.
Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (часть 2 статьи 434 ГК РФ).
Каких-либо исключений из установленных приведенными выше нормами правил заключения и оформления договоров Правила N 328 не устанавливают.
Таким образом, Общество в рамках своей деятельности вправе оформлять заключаемый с абонентом договор оказания услуг связи как путем составления одного документа, так и нескольких, в совокупности представляющих собой договор на оказание услуг связи.
Заключение абонентом договора на оказание услуг производится путем присоединения к Правилам оказания услуг связи МТС, которые являются публичной офертой.
Из текстов приведенных выше абонентских договоров следует, что Общество заключило с абонентами договор о предоставлении услуг связи МТС, оформленный в соответствии с пунктом 2 статьи 434 в виде двух документов, а именно: "Договор о предоставлении услуг связи МТС" и "Правила оказания услуг связи МТС". Каждый из указанных документов является неотъемлемой составной частью одного гражданского договора на оказание услуг связи, заключаемого Обществом с конкретным абонентом во исполнение требований статьи 44 Закона о связи.
В Договоре об оказании услуг связи МТС имеется отметка о том, что при подписании договора абонент подтверждает свое ознакомление и выражает безусловное согласие с Правилами оказания услуг связи МТС, являющихся неотъемлемой частью договора. Также указание о том, что Правила оказания услуг связи МТС являются неотъемлемой частью Договора об оказании услуг связи МТС, содержится и в пункте 3.3 Правил оказания услуг связи МТС.
Следовательно, получение подписи абонента на каждом отдельном документе договора, в совокупности составляющих единый правовой документ, не требуется.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что требование Управления, изложенное в пункте 5 оспариваемого предписания, не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку необоснованно возлагает на Общество обязательства, не предусмотренные законом.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда первой инстанции в части законности и обоснованности пункта 1 (в части включения в типовой договор обязательной информации о месте заключения договора и способа доставки счета) и пункта 5 предписания от 29.03.2012 N 2202-03 основаны на неправильном применении норм материального права и несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, что в силу пунктов 3, 4 части 1 статьи 270 АПК РФ является основанием для изменения обжалуемого судебного акта в указанной части.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктами 3, 4 статьи 270 АПК РФ, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
принять отказ открытого акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" в лице филиала открытого акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" г.Ярославль от апелляционной жалобы в части требований об отказе в удовлетворении заявления о признании недействительными пунктов 1 (в части включения в типовой договор и в заключенные с потребителями договоры на предоставление услуг связи информации о согласии (отказе) потребителя на использование сведений о нем в системе информационно-справочного обслуживания), 3, 4, 6 предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области от 29.03.2012 N 2202-03.
Производство по апелляционной жалобе в указанной части прекратить.
Апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" в лице филиала открытого акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" г.Ярославль удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Костромской области от 16.10.2012 по делу N А31-5556/2012 в части отказа в удовлетворении требования открытого акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" в лице филиала открытого акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" г.Ярославль о признании недействительными пункта 1 (в части включения в типовой договор обязательной информации о месте заключения договора и способа доставки счета) и пункта 5 предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области от 29.03.2012 N 2202-03, отменить и принять в указанной части новый судебный акт.
Требование открытого акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" в лице филиала открытого акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" г.Ярославль о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области от 29.03.2012 N 2202-03 о прекращении нарушений прав потребителей в части пунктов 1, 3, 4, 5 и 6 удовлетворить частично.
Признать недействительными пункт 1 (в части включения в типовой договор обязательной информации о месте заключения договора и способа доставки счета) и пункта 5 предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области от 29.03.2012 N 2202-03.
В остальной части оставить обжалуемое решение Арбитражного суда Костромской области без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" в лице филиала открытого акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" г.Ярославль - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в случаях и в порядке, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Караваева |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-5556/2012
Истец: ОАО "Мобильные ТелеСистемы", ОАО "Мобильные ТелеСистемы" в лице филиала ОАО "МТС" г. Ярославль
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области
Третье лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Костромской области