г. Самара |
|
24 января 2013 г. |
Дело N А55-17474/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 января 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Деминой Е.Г., судей Селиверстовой Н.А., Шадриной О.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Бугир Р.С.,
без участия в судебном заседании представителей сторон и третьего лица, извещенных надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 05 октября 2012 года по делу N А55-17474/2012 (судья С.Г. Рысаева),
по иску закрытого акционерного общества "Самарская управляющая теплоэнергетическая компания" (ОГРН 1026300892925), г. Самара,
к Департаменту управления имуществом городского округа Самара (ОГРН 1026300959871), г. Самара,
при участии третьего лица: Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара, г. Самара,
о взыскании 36 570 руб. 16 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Самарская управляющая теплоэнергетическая компания" (далее - истец, ЗАО "Самарская управляющая теплоэнергетическая компания") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Департаменту управления имуществом городского округа Самара (далее - ответчик, Департамент) о взыскании 36 570,16 руб. неосновательного обогащения за период с 01.01.11 по 30.04.12.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное предприятие по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05 октября 2012 года по делу N А55-17474/2012 исковые требования удовлетворены. С Муниципального образования городского округа Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара за счёт казны городского округа Самара в пользу ЗАО "Самарская управляющая теплоэнергетическая компания" взыскано 36 570,16 руб. неосновательного обогащения, расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб. (л.118-119).
Ответчик не согласился с принятым решением. В апелляционной жалобе ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит решение отменить, заявленные требования оставить без удовлетворения.
По мнению заявителя жалобы, истцом не доказан факт подачи теплоснабжения в нежилые помещения.
Истцом не представлен акт о безучетном потреблении энергии, а также доказательства направления в адрес Департамента уведомления с просьбой обеспечить доступ в помещения, а также о необходимости направления представителя Департамента на спорный объект.
При определении объема потребления тепловой энергии, истцом не применены нормативы потребления тепловой энергии, утвержденные соответствующими уполномоченными органами.
Представители сторон, надлежащим образом, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со ст. 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ).
Проверив материалы дела, ознакомившись с отзывом истца, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
Из материалов дела следует, что истец является поставщиком тепловой энергии и горячего водоснабжения в Красноглинском районе г.Самары на основании заключённого с Департаментом городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самара договора аренды муниципального имущества N 1-А/08/243-юр от 20.05.08 (л.д. 9-12).
Сети истца подсоединены к сетям теплового источника питания (отопительная котельная) квартала N 15, расположенного в Красноглинском районе города Самары.
Между истцом и третьим лицом заключён договор на теплоснабжение N ДУ-166/12ТЭ от 01.01.12 в соответствии с которым энергоснабжающая организация (истец) обязуется подавать абоненту (третьему лицу) через присоединённую сеть тепловую энергию в горячей воде на отопление и горячее водоснабжение общежитий, расположенных по адресам: посёлок Управленческий, ул. Банковский переулок д.1, Ейский переулок д.6, ул. Красногвардейская, д.2, а абонент обязуется принять и оплатить тепловую энергию, ГВС и невозвращенный теплоноситель, а также соблюдать режим её потребления в объёме, сроки и на условиях установленных настоящим договором.
Истец в период с 01.01.11 по 30.04.12 поставлял тепловую энергию в жилой дом, расположенный по адресу: г. Самара, Ейский переулок д.6 в котором имеется нежилое помещение общей площадью 78,10 кв.м, подключенное к внутридомовой системе жилого дома и является муниципальной собственностью, что подтверждено письмом Департамента управления имуществом городского округа Самара от 14.03.11 исх. N 15-07-11/11000 и выпиской из реестра муниципальной собственности (л.д. 13-14, 108).
Истец просит взыскать с ответчика стоимость потреблённой тепловой энергии за период с января 2011 года по апрель 2012 года в сумме 36 570,16 руб.
Принимая решение об удовлетворении заявленного требовании, суд первой инстанции правомерно руководствовался положениями статьей 210, 215, 1102, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ).
Из выписки из реестра муниципальной собственности от 25.09.2012 N 15-07-06/40383 следует, что объект недвижимости - нежилое помещение площадью 78,10 кв.м (1 этаж: комнаты N N 1,2,3,52,56,57), расположенный по адресу: г. Самара, Красноглинский район, Ейский пер., дом 6, является муниципальной собственностью, включён в реестр муниципального имущества 17.09.2002 за номером 002133 на основании постановления главы города Самары N 477 от 17.09.2002.
Согласно договору на эксплуатацию и содержание муниципального специализированного жилищного фонда N 1 от 01.05.08 заказчик (ответчик) поручает, а исполнитель (третье лицо) принимает на себя обязательства по выполнению комплекса мероприятий по содержанию, обслуживанию и ремонту учитываемых в составе муниципальной казны городского округа Самара объектов специализированного жилищного фонда перечень которых прилагается к настоящему договору. Из приложения N 1 от 01.05.08 следует, что третье лицо осуществляет коммунальные услуги по зданию общежития по адресу: пос. Управленческий, пер. Ейский д.6, составляющее муниципальную казну.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Постановлением Самарской городской Думы от 30.05.2002 N 154 утверждено Положение "О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью городского округа Самара", в соответствии с пунктом 1.2 которого Департамент управления имуществом городского округа Самара является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделенным Уставом городского округа Самара собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара.
Согласно пункту 2.2 данного Положения объектами муниципальной собственности городского округа Самара являются муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения.
Статьей 45 Устава городского округа Самара установлено, что от имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляет Департамент управления имуществом городского округа Самара.
Полномочия Департамента по решению вопросов местного значения определяются в соответствии со ст. 47 Устава городского округа Самара, Департамент осуществляет полномочия по управлению и распоряжению имуществом городского округа Самара, осуществляет учет муниципального имущества и ведет его реестр.
В силу ст. 215 ГК РФ средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальным предприятием и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Из пояснений третьего лица, данных в суде первой инстанции, следует, что в спорный период тепловая энергия в указанный дом поставлялась, отключить от тепловой сети спорное нежилое помещение было невозможно без отключения всего жилого дома от отопления.
Ссылка Департамента на отсутствие акта о безучетном потреблении тепловой энергии не освобождает ответчика от оплаты оказанных услуг, поскольку им не доказан иной объем услуг.
Суд первой инстанции правильно указал, что потребление тепловой энергии в отсутствие заключенного договора энергоснабжения само по себе при условии присоединения энергопринимающих устройств в надлежащем порядке не свидетельствует о факте бездоговорного потребления в значении п.29 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ.
Согласно пункту 7 ст. 22 Закона о теплоснабжении теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны проводить в зоне расположения принадлежащих им тепловых сетей или источников тепловой энергии проверки наличия у лиц, потребляющих тепловую энергию, теплоноситель, оснований для потребления тепловой энергии, теплоносителя в целях выявления бездоговорного потребления. Лица, потребляющие тепловую энергию, теплоноситель, теплосетевые организации должны обеспечивать в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, беспрепятственный доступ представителей теплоснабжающей или теплосетевой организации к приборам учета и теплопотребляющим установкам в целях проведения проверок с учетом положений жилищного законодательства.
Из акта от 19.09.12 следует, что данное помещение закрыто, отключение отопления невозможно, так как система теплоснабжения является единой с жилым домом.
Учитывая, что спорное нежилое помещение собственником иным лицам, на каком-либо законном праве не передавалось и было закрыто, у истца отсутствовала возможность доступа к теплопотребляющим установкам, а следовательно и возможность составления акта о безучетном потреблении теплоэнергии.
При отсутствии приборов учета в спорном помещении, расчет стоимости тепловой энергии, потребленной на спорное помещение в период с 01.01.2011 по 30.04.2012 истцом обоснованно произведен на основании Методики определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения МДК 4-05.2004, утвержденной Госстроем РФ от 12.08.2003 и тарифов на тепловую энергию для потребителей Самарской области, утвержденных приказами Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 25.11.2011 N 152 и от 21.12.2010 N 74, исходя из площади 78,10 кв.м и составляет 36 570,16 руб.
Указанный расчет ответчиком в установленном порядке не опровергнут.
Ссылка ответчика на возможность применения к отношениям сторон Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006, не основана на законе.
Учитывая, что в спорных правоотношениях Департамент выступает не как собственник, а как лицо, осуществляющее права собственника имущества, из чего следует, что оплата оказанных услуг должна быть произведена за счет казны городского округа Самара, заявленная сумма задолженности обоснованно взыскана с муниципального образования городской округ Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара за счет казны городского округа Самара.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции, которые соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 05 октября 2012 года по делу N А55-17474/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Демина |
Судьи |
Н.А. Селиверстова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-17474/2012
Истец: ЗАО "Самарская управляющая теплоэнергетическая компания"
Ответчик: Департамент управления имуществом городского округа Самара
Третье лицо: Муниципальное предприятие по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области