г. Пермь |
|
25 января 2013 г. |
Дело N А60-35176/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 января 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л. Х.
судей Осиповой С.П., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кожевниковой К.В.
при участии:
от заявителя (общество с ограниченной ответственностью "РВС") (ОГРН 1096672014240, ИНН 6672301271): Лившиц А.В., представитель по доверенности от 22.08.2012, предъявлен паспорт;
от ответчика (Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области) (ОГРН 1126672000014, ИНН 6685000017): не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "РВС"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 08 октября 2012 года
по делу N А60-35176/2012
принятое судьей Киселевым Ю.К.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РВС" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области
о признании незаконным решения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "РВС" (далее - ООО "РВС", общество) обратилось в арбитражный суд Свердловской области с требованиями о признании недействительным (незаконным) решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области (далее - инспекция, регистрирующий орган) от 06.08.2012 об отказе в государственной регистрации общества в связи с его ликвидацией.
Решением арбитражного суда от 08.10.2012 (резолютивная часть решения объявлена 02.10.2012) в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом ООО "РВС" обжаловало решение суда в апелляционном порядке, в апелляционной жалобе просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ее подателем приведены доводы об отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации ликвидации общества, представленные для регистрации документы, в том числе и ликвидационный баланс, соответствуют требованиям законодательства, в том числе п. 5 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Наличие в ликвидационном балансе сведений о нераспределенной прибыли не свидетельствует о недостоверности документа, поскольку решение о распределении прибыли относится к исключительной компетенции участников общества и является правом последних. С учетом установленного Федеральным законом от 08.08.2011 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" закрытого перечня оснований для отказа в государственной регистрации и запрета регистрирующему органу требовать представление иных документов, отказ в государственной регистрации ликвидации общества является незаконным и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, в частности, нарушает право на добровольную ликвидацию.
Участвующий в заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя по делу поддержал изложенные в апелляционной жалобе доводы.
Заинтересованным лицом отзыв на жалобу не представлен, представители для участия в судебном заседании не направлены, что не препятствует рассмотрению дела в силу ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании 22.01.2013 в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв, после перерыва судебное заседание продолжено 24.01.2013 в 17.00 час. О перерыве стороны уведомлены посредством размещения определения суда на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, представителя общества также уведомлен письменно в судебном заседании 22.01.2013, представителей для участия в судебном заседании не направлены.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 14.02.2012 единственным участником общества - Сухотской Е.А. принято решение о ликвидации общества, обязанности ликвидатора возложены на Альшина Р.В. (л.д. 14)
Сообщение о ликвидации общества опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" N 9 (367) от 07.03.2012; в извещении содержится информации о том, что требования кредиторов общества могут быть заявлены в течение 2 месяцев с момента опубликования сообщения (л.д. 18, 19).
15.05.2012 инспекцией выдана обществу справка N 19061 об отсутствии неисполненной обязанности по уплате налогов, пени и налоговых санкций (л.д. 17).
15.05.2012 участником общества принято решение об утверждении ликвидационного баланса (л.д. 15).
07.06.2012 органом Пенсионного фонда РФ выдана обществу справка о том, что предусмотренные законом сведения им представлены (л.д. 16).
30.07.2012 ликвидатор общества представил в инспекцию заявление по форме Р16001 (вх. N 7184) о государственной регистрации общества в связи с его ликвидацией (л.д. 32).
06.08.2012 инспекцией принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов, а именно: ликвидационного баланса.
Полагая, что решение инспекции не соответствует требованиям законодательства и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд за защитой нарушенных прав с настоящими требованиями.
Отказ в удовлетворении требований арбитражный суд мотивировал выводом о законности основания, приведенного регистрирующим органом в качестве основания для отказа в государственной регистрации.
Изложенные в решении суда первой инстанции выводы коллегия апелляционного суда считает правильными, а принятое решение законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (часть 1); юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (часть 2).
Аналогичные положения содержатся в п. 6 ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации).
Порядок государственной регистрации юридических лиц в связи с ликвидацией установлен ст. 20 - 22 Закона о регистрации.
Положениями подп. "а" п. 1 ст. 21 Закона о регистрации предусмотрено, что для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица.
В соответствии со ст. 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом требований настоящего Федерального закона и устава общества. Общество может быть ликвидировано также по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации. Ликвидация общества влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (часть 1); порядок ликвидации общества определяется Гражданским кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами (часть 5).
В силу вышеприведенных положений законодательных актов при ликвидации общества с ограниченной ответственностью обязательными для соблюдения являются требования Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 08.08.1998 N 14-ФЗ.
В соответствии с п. "а" ч. 1 ст. 23 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией допускается в случае непредставления определенных Законом необходимых для государственной регистрации документов, к числу которых согласно п. 1 ст. 21 Закона относятся подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, и ликвидационный баланс.
Инспекцией в качестве основания для отказа в регистрации указано на непредставление обществом в регистрирующий орган ликвидационного баланса.
Как усматривается из материалов дела, с заявлением о государственной регистрации обществом представлен ликвидационный баланс по состоянию на 15.05.2012, в котором содержались сведения о нераспределенной прибыли в размере 13394 тыс. руб. По мнению инспекции, наличие в балансе нераспределенной прибыли свидетельствует о том, что ликвидация общества не завершена, представленный ликвидационный баланс о завершении ликвидации содержит недостоверные сведения (считается не представленным), что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица. Данная позиция изложена инспекцией в отзыве на заявление общества в арбитражный суд.
Согласно ч. 7 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей порядок ликвидации юридического лица, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц (ч. 8 ст. 63 ГК РФ).
С указанного момента прекращаются полномочия всех органов юридического лица, включая ликвидационную комиссию (ликвидатора).
Статьей 58 Федерального закона N 14-ФЗ от 08.08.1998 предусмотрен порядок распределения между участниками общества имущества ликвидируемого общества, оставшегося после завершения расчетов с кредиторами. Решение о распределении имущества принимается ликвидационной комиссией.
Из анализа вышеприведенных положений следует, что распределение имущества ликвидируемого общества между его участниками производится в процессе ликвидации общества, до обращения в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации ликвидации.
После внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации общества правовая возможность принятия решения о распределении (передаче) оставшегося имущества общества будет утрачена, что может повлечь к нарушению имущественных прав участника общества.
Поскольку ликвидационный баланс по своему назначению должен отражать имущественное состояние ликвидируемого общества на момент обращения в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации ликвидации, соответственно, в нем не должно содержаться информации о наличии нераспределенной прибыли.
Как указано выше, представленный обществом в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации ликвидации общества ликвидационный баланс содержал сведения о нераспределенной прибыли, то есть не отвечал установленным требованиям и потому обоснованно признан инспекцией не представленным.
Непредставление заявителем определенных Законом о регистрации документов является основанием для отказа в государственной регистрации (подп. "а" п. 1 ст. 23 Закона о регистрации).
Доводы подателя жалобы о том, что распределение имущества общества в силу ст. 28 Федерального закона N 14-ФЗ является правом участников общества, апелляционным судом рассмотрены и отклонены, поскольку не влияют на выводы суда о нарушении предусмотренного законом порядка ликвидации общества. Суд апелляционной инстанции отмечает, что положения упомянутой статьи не вступают в противоречие со ст. 57, 58 Федерального закона N 14-ФЗ, ст. 63 ГК РФ.
Доводы апеллятора о соответствии ликвидационного баланса отклонены по вышеизложенным основаниям.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда о законности принятого инспекцией решения об отказе в удовлетворении требований, соответственно, отказ в удовлетворении заявленных обществом требований является обоснованным.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы направлены на переоценку выводов суда, оснований для которой апелляционная инстанция не усматривает.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 08 октября 2012 года по делу N А60-35176/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РВС" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.Х.Риб |
Судьи |
С.П.Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-35176/2012
Истец: ООО "РВС"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N31 по Свердловской области