г. Самара |
|
28 января 2013 г. |
Дело N А55-22092/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 января 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Филипповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Желтышевым А.И.,
с участием:
от ОАО "Птицефабрика Волжская" - директора Осиповой Н.С. (паспорт от 09 марта 2011 г серия 45 11 номер 079832),
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области - представителя Кокшева А.И. (доверенность от 10 января 2013 г N 2-16/08-19),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Птицефабрика Волжская"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 17 сентября 2012 года по делу N А55-22092/2012 (судья Агеенко С.В.),
по заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, Самарская область, г. Самара,
к открытому акционерному обществу "Птицефабрика Волжская" (ИНН 6383000243), Самарская область, Сызранский район, с. Ивашевка,
о взыскании 6 947 958 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества "Птицефабрика Волжская" (далее - ОАО "Птицефабрика Волжская", ответчик) 6 947 958 рублей в доход областного бюджета.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17.09.2012 заявленные требования удовлетворены.
ОАО "Птицефабрика Волжская" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 17.09.2012, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции в части взыскания с него суммы 1757728 руб., указал на частичное согласие с исковыми требованиями в сумме 5190230 руб.
Представитель истца в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, на основании заявления ОАО "Птицефабрика Волжская" и представленных им документов, предусмотренных Порядком предоставления в 2010-2011 годах субсидий за счет средств областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории Самарской области, в целях возмещения затрат в связи с производством сельскохозяйственной продукции в части расходов на приобретение кормов, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области от 19.02.2010 N 70, между Министерством и ответчиком 17.09.2010 был заключен договор N 70 о предоставлении в 2010 году субсидий за счет областного бюджета в целях возмещения затрат в связи с производством сельскохозяйственной продукции в части расходов на приобретение кормов на общую сумму 6 947 958 руб.
В связи с нарушением условий, предусмотренных п.4.1 указанного Порядка (непредставлением в установленный срок сведений о производстве и отгрузке сельскохозяйственной продукции по состоянию на 01 января 2012 года по форме статистического наблюдения N П-1 (СХ) истцом в адрес ответчика направлена претензия о возврате бюджетных средств в доход областного бюджета.
ОАО "Птицефабрика Волжская" сумма субсидий не возвращена, что послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства (далее - Закон N 264-ФЗ) для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на поддержку сельскохозяйственного производства, предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 7 Закона N 264-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 2 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Статьей 78.1 БК РФ установлены специальные нормы, касающиеся предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными учреждениями, согласно которым в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся автономными и бюджетными учреждениями.
В силу абз. 3 п. 2 этой статьи порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Самарской области от 19.02.2010 N 70 "О мерах, направленных на государственную поддержку производителей товаров, работ и услуг в сфере сельскохозяйственного товарного производства, торговли, переработки сельскохозяйственной продукции, рыбоводства на территории Самарской области" был утверждён Порядок предоставления в 2010-2011 годах субсидий за счет средств областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории Самарской области, в целях возмещения затрат в связи с производством сельскохозяйственной продукции в части расходов на приобретение кормов (далее - Порядок).
Субсидии предоставляются производителям, соответствующим требованиям пунктов 1, 3 указанного Порядка, в целях возмещения понесенных ими в текущем году затрат (за исключением затрат, ранее возмещенных в соответствии с действующим законодательством) на производство сельскохозяйственной продукции в части расходов на приобретение кормов для сельскохозяйственных животных (крупного рогатого скота, овец, коз, свиней и (или) птицы) или для племенного поголовья основных свиноматок.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Порядком предоставления в 2010 - 2011 годах субсидий за счет средств областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, в целях возмещения затрат в связи с производством сельскохозяйственной продукции в части расходов на приобретение кормов, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 19.02.2010 N 70, ОАО "Птицефабрика Волжская" из бюджета Самарской области была предоставлена субсидия в размере 6 947 958 руб.
На основании заявления ОАО "Птицефабрика Волжская" и представленных им документов, предусмотренных Порядком для получения субсидии, между Министерством и ответчиком 17.09.2010 был заключен договор N 70 о предоставлении в 2010 году субсидий за счет областного бюджета в целях возмещения затрат в связи с производством сельскохозяйственной продукции в части расходов на приобретение кормов на общую сумму 6 947 958 руб. Между сторонами заключались 26.10.2010, 16.12.2010 дополнительные соглашения к договору N70 от 17.09.2010. Данные обстоятельства подтверждены материалами дела и пояснениями сторон.
Предоставление ответчику субсидии в размере 6 947 958 руб. подтверждается платежными поручениями от 20.09.2010 N 6700 на сумму 1 757 728 руб., от 26.10.2010 N 8158 на сумму 3 620 830 руб., от 22.12.2010 N 11574 на сумму 1 569 400 руб. (л.д. 68-70).
Согласно пункту 4.1 Порядка субсидии предоставляются получателям при соблюдении определенных условий, в том числе условия о неснижении в текущем финансовом году, в котором предоставлена субсидия, и в следующем финансовом году объемов производства мяса птицы на убой в живом весе по отношению к показателям по состоянию на 1 января 2010 года и представлении не позднее 20 января 2012 года в министерство заверенных получателем копий сведений о производстве и отгрузке сельскохозяйственной продукции по состоянию на 1 января 2010 года, 1 января 2011 года и 1 января 2012 года по форме федерального статистического наблюдения N П-1(СХ) или копий сведений о производстве продукции животноводства и поголовье скота по состоянию на 1 января 2010 года, 1 января 2011 года и 1 января 2012 года по форме федерального статистического наблюдения N 3-фермер, утвержденным в соответствии с действующим законодательством Федеральной службой государственной статистики на соответствующий период (если получатель осуществляет производство мяса птицы на убой в живом весе на территории Самарской области с 1 января 2010 года).
Условия, аналогичные перечисленным в п. 4.1 Порядка, содержат и пункты 2.1, 2.2 договора N 70 от 17.09.2010 (с учетом дополнительных соглашений) о представлении субсидии, предусматривающего обязанность ответчика соблюдать следующие условия:
- неснижение в текущем финансовом году, в котором предоставлена субсидия, и в следующем финансовом году объемов производства мяса птицы на убой в живом весе по отношению к показателям по состоянию на 1 января 2010 года и представление не позднее 20 января 2012 года в министерство заверенных получателем копий сведений о производстве и отгрузке сельскохозяйственной продукции по состоянию на 1 января 2010 года, 1 января 2011 года и 1 января 2012 года по форме федерального статистического наблюдения N П-1(СХ);
-неснижение поголовья кур-несушек на 01 января 2011 и 01 января 2012 года по отношению к показателям по состоянию на 01 января 2010 года;
- представление не позднее 25 апреля 2011 года в министерство копий договоров на приобретение кормов, копий товарных накладных, а также копий платёжных поручений, подтверждающих их оплату (если получателю предоставлена субсидия после 1 декабря 2010 года), заверенных получателем;
- отсутствие выявленных в ходе проверок, проводимых уполномоченными органами, недостоверных сведений в документах, представленных получателями в соответствии с пунктом 6 Порядка, а также фактов неправомерного получения Субсидии.
- представление в Министерство ежемесячно после предоставления Субсидии в срок до 10 числа месяца, следующего за отчётным периодом, копии сведений о производстве и отгрузке сельскохозяйственной продукции по состоянию за отчётный период по форме федерального статистического наблюдения N П-1(СХ), утверждённой в соответствии с действующим законодательством Федеральной службой государственной статистики на соответствующий период, заверенные Получателем.
Судом установлено, что ответчик не представил в установленный срок в установленный срок сведения о производстве и отгрузке сельскохозяйственной продукции по состоянию на 01 января 2012 года по форме статистического наблюдения N П-1 (СХ, тем самым нарушило п. 4.1 Порядка.
В соответствии с п. 10 Порядка в случае нарушения получателем условий, предусмотренных пунктом 4.1 настоящего Порядка, получатель обязан в течение 10 дней со дня получения письменного требования министерства о возврате субсидии или её части возвратить в доход областного бюджета предоставленную субсидию или её часть, полученную неправомерно. В случае если субсидия или её часть не возвращена в установленный срок, она взыскивается в доход областного бюджета в порядке, установленном действующим законодательством. Аналогичные положения содержатся и в договоре о предоставлении субсидии.
Министерством была направлена в адрес ответчика претензия о возврате 6947958 рублей в доход областного бюджета (л.д.17-19). Однако до настоящего времени указанная сумма ответчиком не возвращена в бюджет Самарской области.
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет, в том числе, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.
Согласно части 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату.
Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий.
По правилам пункта 3 части 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Следовательно, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
В соответствии с пунктом 10 Порядка в случае нарушения получателем условий, предусмотренных пунктом 4.1 настоящего Порядка, получатель обязан в течение 10 дней со дня получения письменного требования министерства о возврате субсидии или её части возвратить в доход областного бюджета предоставленную субсидию или её часть, полученную неправомерно, однако ответчик данную обязанность не исполнил.
В силу статьи 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать объяснения. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий. При этом согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Между тем ответчик, обстоятельства, положенные в основу иска, не опроверг, доказательств соблюдения условий предоставления субсидии из областного бюджета, не представил.
При таких обстоятельствах судом сделан обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных Министерством требований.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на то, что в Постановление Правительства Самарской области от 19.02.2010 N 70 "О мерах, направленных на государственную поддержку производителей товаров, работ и услуг в сфере сельскохозяйственного товарного производства, торговли, переработки сельскохозяйственной продукции, рыбоводства на территории Самарской области" и утверждённый им Порядок предоставления субсидий вносились изменения, а ранее действующая на момент подписания договора N 70 от 17.09.2010 редакция Правил и договор N 70 от 17.09.2010 не предусматривали обязанность по представлению в министерство заверенных получателем копий сведений о производстве и отгрузке сельскохозяйственной продукции по состоянию на 1 января 2012 года по форме федерального статистического наблюдения N П-1(СХ). Кроме того, общество указывало, что по договору N 70 от 17.09.2010 предоставлялась субсидия в размере 1757728 руб. Данные доводы подлежат отклонению, поскольку к договору N 70 от 17.09.2010 сторонами подписывались дополнительные соглашения от 26.10.2010, 16.12.2010, учитывающие изменившиеся редакцию п.4.1 Порядка и размер предоставляемой субсидии. Данные соглашения подписаны от имени ОАО "Птицефабрика Волжская" директором Осиповой Н.С., в связи с чем, заявитель знал о необходимости выполнения данной обязанности, являвшейся условием предоставления субсидии в размере 6 947 958 рублей.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность принятого судебного акта.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 17 сентября 2012 года по делу N А55-22092/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Попова |
Судьи |
Е.Г.Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-22092/2012
Истец: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области
Ответчик: ОАО "Птицефабрика Волжская"