г. Пермь |
|
28 января 2013 г. |
Дело N А60-30016/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 января 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Грибиниченко О. Г.,
судей Ясиковой Е.Ю., Осиповой С.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кожевниковой К. В.,
при участии:
от заявителя индивидуального предпринимателя Проничевой Ирины Сергеевны (ОГРНИП 304663002800022, ИНН 663000126483) - Шполянская Е. С., паспорт, доверенность от 10.05.2012;
от заинтересованного лица Административной комиссии городского округа "город Лесной" - не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя индивидуального предпринимателя Проничевой Ирины Сергеевны
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 11 сентября 2012 года
по делу N А60-30016/2012,
принятое судьей Колосовой Л.В.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Проничевой Ирины Сергеевны
к Административной комиссии городского округа "город Лесной"
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
индивидуальный предприниматель Проничева Ирина Сергеевна (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии городского округа "город Лесной" (далее - заинтересованное лицо, административный орган) от 03.07.2012 N 11/2012 о привлечении к административной ответственности по п.1 ст. 17 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" (далее - Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ) в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 11 сентября 2012 года (резолютивная часть решения объявлена 10 сентября 2012 года) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает на отсутствие в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения. Ссылается на то, что акт проверки является недопустимым доказательством. Арендатором магазина, расположенного на земельном участке по ул. Сиротина, 3 в г.Лесном, является ЗАО "Тандер", который должен содержать данный земельный участок в надлежащем состоянии.
Представитель заявителя в суде апелляционной инстанции поддержал требования и доводы апелляционной жалобы.
Представителем заявителя заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела документов, приложенных к апелляционной жалобе.
Судом заявленное ходатайство рассмотрено в порядке ст. 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и отклонено на основании ч. 2 ст. 268 АПК РФ.
Административный орган письменный отзыв на жалобу не представил, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направил, что в порядке ч.3 ст.156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что 05.05.2012 административным органом был проведен осмотр территории городского округа "Город Лесной" на предмет соблюдения юридическими и физическими лицами "Правил благоустройства, обеспечения санитарного содержания территорий, обращения с бытовыми отходами в муниципальном образовании "Город Лесной", утвержденных постановлением Думы N 40 "Город Лесной" от 12.10.2005 N 156.
В результате осмотра выявлено, что в нарушение пунктов 4.3.1. 4.4.1. 4.4.2. "Правил благоустройства" установлен факт незаконного размещения на территории земельного участка, находящегося в аренде у заявителя, строительного и бытового мусора, образовавшегося в результате проведения строительных работ, на земельном участке по адресу: ул. Сиротина, д. 3, арендуемого индивидуальным предпринимателем Проничевой И. С.
В отношении предпринимателя был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном п. 1 ст. 17 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ, на основании которого 03.07.2012 административным органом вынесено постановление N 11/2012 о привлечении предпринимателя к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с названным постановлением, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в части признания незаконным и отмене постановления, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя заявителя, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 1 ст. 17 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ нарушение установленных муниципальными нормативными правовыми актами правил благоустройства территорий населенных пунктов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что факт правонарушения (незаконное размещение мусора на территории земельного участка, находящегося в аренде у заявителя) выявлен административным органом не в ходе проверки, проводимой на основании Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, а в результате осмотра комиссией - специалистами муниципальных казенных учреждений всей территории городского округа "Город Лесной" на предмет соблюдения юридическими и физическими лицами Правил благоустройства, обеспечения санитарного содержания территорий, обращения с бытовыми отходами в МО "Город Лесной".
Акт проверки составлен комиссией с целью фиксации допущенного нарушения "Правил благоустройства". При проведении указанного осмотра не требовалось взаимодействия комиссии с индивидуальным предпринимателем: на заявителя не возлагалась обязанность по предоставлению какой-либо информации и исполнению требований комиссии. Акт осмотра состояния территории городского округа "Город Лесной" от 05.05.2012 с фотографиями послужил способом фиксации факта обнаружения правонарушения. Указанные материалы Административной комиссией городского округа "город Лесной" рассматривались как одни из доказательств по делу об административном правонарушении.
В силу п. 1 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В данной ситуации административным органом были непосредственно обнаружены при осмотре городских территорий обстоятельства, указывающие на наличие события вменяемого правонарушения, в связи с чем и было возбуждено производство по делу об административном правонарушении и составлен протокол.
Как видно из материалов дела, земельный участок, на территории которого был обнаружен строительный и бытовой мусор, муниципальным учреждением "Комитет по управлению имуществом городского округа "Город Лесной" был предоставлен в аренду на срок 49 лет предпринимателю Проничевой И.С. на основании договора N 11257 от 07.02.2011.
Согласно п. 4.4 данного договора ответственность по содержанию земельного участка возлагается на арендатора. В соответствии с п. 4.4.2 договора сдача участка в субаренду, а также передача своих прав и обязанностей по договору третьим лицам не допускается.
Поскольку арендатором земельного участка является ИП Проничева И.С., она является и субъектом административной ответственности, наступающей в случае нарушения установленных муниципальным нормативным правовым актом правил благоустройства территории населенного пункта по п. 1 ст. 17 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ, допустившим несанкционированное размещение мусора на территории арендуемого земельного участка.
При таких обстоятельствах подлежит отклонению довод заявителя о том, что содержать в надлежащем состоянии спорный земельный участок должна не предприниматель, а арендатор магазина, расположенного на этом участке, - ЗАО "Тандер", поскольку в материалах административного дела не содержится сведений о сдаче в аренду заявителем земельного участка, на котором был обнаружен мусор.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Вина индивидуального предпринимателя определяется как вина физического лица.
Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица. Следовательно, индивидуальные предприниматели отнесены к категории лиц, вина которых определяется как вина физических лиц.
Вина индивидуального предпринимателя как физического лица в форме умысла или неосторожности должна быть установлена и доказана административным органом в соответствии со ст. 2.2 КоАП РФ.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что вина предпринимателя в совершении административного правонарушения является доказанной. Предпринимателем не были надлежащим образом исполнены организационно-распорядительные и административные функции; контроль за соблюдением требований законодательства о содержании и благоустройстве городских территорий не был обеспечен.
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена п. 1 ст. 17 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судами первой и апелляционной инстанций не установлено. Заявителю предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении, вынесения постановления по делу об административном правонарушении общество извещено надлежащим образом.
Оснований для признания данного административного правонарушения малозначительным в порядке ст. 2.9 КоАП РФ у суда нет.
Заявленные в судебном заседании представителем апеллятора доводы о недопустимости добытых в ходе проверки доказательств (акта проверки) в связи с допущением процессуальных нарушений подлежат отклонению как несостоятельные.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Административным органом наказание за совершенное правонарушение назначено в виде штрафа в размере 20 00 рублей, то есть в размере, превышающем минимальный размер санкции, предусмотренной ч. 1 ст. 17 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ.
Согласно ч.1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом.
Согласно п. 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в ч.ч. 2 и 3 КоАП РФ. Суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь ч.2 ст. 211 АПК, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что при производстве по делу об административном правонарушении обстоятельства, отягчающие административную ответственность, административным органом не установлены, в оспариваемом постановлении наличие отягчающих ответственность предпринимателя обстоятельств не отражено, применение административным органом повышенного размера штрафа не мотивировано, что свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления в части назначения административного штрафа в размере, превышающем минимальный.
Таким образом, оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным в части назначения наказания по ч. 1 ст. 17 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ в виде административного штрафа в размере, превышающем 10 000 рублей. В остальной части постановление является законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Следовательно, судебный акт следует отменить в части, отразив в ней на основании п. 3 ч. 4 ст. 211 АПК РФ изменение меры наказания.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270 ч.ч. 1 и 2, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 11 сентября 2012 года по делу N А60-30016/2012 отменить в части.
Признать незаконным и отменить постановление Административной комиссии городского округа "Город Лесной" N 11/2012 от 03.07.2012 в отношении индивидуального предпринимателя Проничевой Ирины Сергеевны в части наложения штрафа, превышающего 10 000 рублей.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
О.Г. Грибиниченко |
Судьи |
Е.Ю. Ясикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-30016/2012
Истец: ИП Проничева Ирина Сергеевна
Ответчик: Административная комиссия городского округа "город Лесной"